[adfour] |
В книге представлена большая серия комплексов наскальных рисунков с территории Памиро-Алая, Тянь-Шаня, Алтая, Саян и Минусинской котловины. Впервые подробно рассмотрены теоретические и методические проблемы изучения петроглифов. Эксперимент по классификации стилистических групп рисунков с помощью ЭВМ, изложенный в книге, является первой попыткой подобного анализа памятников первобытного искусства. На основании изменчивости стиля сделана попытка определения хронологии петроглифов. В книге также рассматриваются некоторые вопросы семантики сюжетов наскальных рисунков.
Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 1980 г. 328 с.
Редактор Л. С. Ефимова. Младший редактор Т. Н. Толстая. Художник Л. С. Эрман. Художественный редактор Э. Л. Эрман. Технический редактор 3. С. Теплякова. Корректоры В. Н. Багрова и Э. Н. Раковская
Скачать книгу Я. А. Шера «Петроглифы Средней и Центральной Азии» в формате PDF (6 MB)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие — 3
Введение — 8
1. Методы исследования — 8
2. Материал и источники — 12
3. Территория — 14
Глава I. От догадок к науке — 16
1. Первые открытия — 16
2. Начало научных исследований — 18
3. Новые идеи и методы — 21
Глава II. Очерки теории — 25
1. К проблеме языка первобытного искусства — 25
1.1. Образное «разноязычие» — 26
1.2. Изобразительные инварианты — 28
1.3. Содержательные и стилистические элементы — 32
1.4. Изменчивость стиля во времени — 33
1.5. Стиль и иконография — 36
1.6. Связь стиля и содержания — 38
1.7. Стиль и дата — 39
1.8. План содержания и план выражения — 41
1.9. Иконография — 42
2. Язык и метаязык — 43
2.1. Визуальное суждение 43
2.2. Роль профессионального тезауруса — 45
2.3. Образ и слово — 45
2.4. Неосознанное визуальное суждение — 46
2.5. Образы и знаки — 48
3. Алгоритм типологизации — 50
3.1. Формализация языка описания — 50
3.2. Список признаков — 51
3.3. Показатель сходства — 55
3.4. Выбор алгоритма — 55
3.5. Описание алгоритма — 57
3.6. Интерпретация — 58
Глава III. Очерки методики — 60
1. Методика полевого исследования — 60
1.1. Поиски петроглифов — 60
1.2. Индексирование и топография — 51
1.2.1. Фигура — 62
1.2.2. Грань — 62
1.2.3. Комплекс — 63
1.2.4. Топография — 63
1.3. Методика описания петроглифов — 64
1.3.1. Универсальное и целенаправленное описание — 64
1.3.2. Структура универсального описания — 65
1.4. Методика копирования петроглифов — 67
Глава IV. Петроглифы Средней Азии — 79
1. Памиро-Алай — 79
2. Западный Тянь-Шань — 95
3. Центральный Тянь-Шань — 102
Внутренний Тянь-Шань
4. Северное Притяньшанье — 113
5. Джунгарский массив — 118
Глава V. Петроглифы Саяно-Алтая — 121
1. Тарбагатай, Чингиз-тау, верховья Иртыша — 121
2. Горный Алтай — 122
3. Монгольский и Гобийский Алтай — 126
4. Западные Саяны — 128
Глава VI. Петроглифы Минусинской котловины — 139
Глава VII. Очерки хронологии — 170
6. Гунно-сарматское время — 251
7. Петроглифы тюрко-монгольского времени VI—XIII вв. — 254
Глава VIII. Очерки семантики — 257
1. Петроглифы и ритуально-мифологические моделирующие системы — 259
2. «Прочтение» или догадка? — 261
3. Конь у мирового дерева — 265
4. Мать-прародительница — 270
5. Земные и «небесные» колесницы — 277
5.1. Плуг или повозка? — 277
5.2. Календарь земледельца? — 279
5.3. «Чудесные» упряжки — 281
5.4. Общие черты «чудесных» упряжек — 281
5.5. Основания к объяснению сюжета — 282
5.6. Непарные упряжки в текстах — 283
6. Стрекало — атрибут божества — 285
Заключение — 287
Список литературы — 290Список сокращений — 312
Указатель имен — 314
Указатель названий и местонахождений памятников — 316
Предметный указатель — 321