Тарбагатай, Чингиз-Тау, верховья Иртыша

ПЕТРОГЛИФЫ САЯНО-АЛТАЯ

Наскальные рисунки Саяно-Алтайского нагорья 1, по-видимому, не менее многочисленны, чем в Средней Азии, и, несомненно, не менее интересны. Степень их изученности пока еще неодинакова. Литературы о наскальных рисунках Саяно-Алтая несколько меньше, чем о подобных памятниках Средней Азии. Правда, в последние годы стали появляться монографические публикации, посвященные как отдельным комплексам [Окладников, Мартынов, 1972], так и обзору петроглифов целого региона [Дорж, Новгородова, 1975]. Можно предполагать, что здесь, как и в Средней Азии, далеко не все памятники еще открыты.

Общая количественная оценка числа комплексов наскальных изображений Саяно-Алтая затруднительна. По административному делению юго-западные отроги Алтая относятся к Восточному Казахстану, и поэтому около 50 комплексов из Тарбагатая и верховьев Иртыша отнесено М. К. Кадырбаевым и А. Н. Марьяшевым к числу казахстанских. Более 20 пунктов известно, по отдельным публикациям, в Горном Алтае, По данным Д. Доржа и Э. А. Новгородовой, более 20 значительных по объему комплексов наскальных рисунков изучено в Монгольском Алтае. Хребет Западный Саян на участке между верховьями Бии и Саянским Каньоном Енисея пока вообще является «белым пятном» в археологическом отношении. Лучше других изучена тувинская часть этого района. Здесь учтено более 40 крупных комплексов наскальных изображений [Грач, 1957; 1958 и др.]. Судя по отдельным находкам [Леонтьев, 1969] весьма перспективным районом в этом отношении может оказаться стык между Западным и Восточным Саяном.

ТАРБАГАТАЙ, ЧИНГИЗ-ТАУ, ВЕРХОВЬЯ ИРТЫША

Около четырех десятков местонахождений петроглифов известно в этом горно-степном крае, протянувшемся между Балхашем и Зайсаном (см.: [АКК, л. 12—14, 23, 24, 33]). Большинство из них не введены в научный оборот и зафиксифированы только по кратким упоминаниям (библиографию см. [АКК; Хороших, 1947; Черников,. 1947]). Отдельные районы Тарбагатая пока еще в археологическом отношении совершенно не изучены.

Судя по другим археологическим материалам, здесь была зона активного контакта между древними культурами северо-восточной окраины Средней Азии и юго-западной части Южной Сибири. Поэтому географическое разграничение этих областей тоже достаточно условно. О древней и длительной взаимной диффузии между ними говорят и наскальные рисунки.

Окей. Северо-восточные отроги Тарбагатайского хребта, в 35 км к югу от оз. Зайсан, в 3 км от с. Талды. Обследования 3. С. Самашева. и В. К. Кулика (1974 г.). «При предварительном осмотре было зафиксировано более тысячи рисунков, среди которых преобладают групповые изображения животных. Имеются и бытовые сцены, и сцены охоты на верблюдах и лошадях. Относя в целом эти рисунки к одной изобразительной традиции, характерной для казахстанских петроглифов, необходимо отметить наличие некоторых новых элементов в стиле. В частности, здесь имеются схематические изображения животных с битреугольными и четырехугольными туловищами, что в какой-то мере сближает их с известными наскальными изображениями Сайма-лы-Таша» [Самашев, Кулик, 1975, с. 494].

В районе оз. Зайсан указанные авторы обследовали также петроглифы в урочищах Акбаур, Сагыр, Карымсак, Камысты, Бестерек и в других пунктах восточных отрогов Калбинского хребта. Кроме обычных сюжетов здесь зафиксировано изображение повозки, выполненное красной охрой ([Самашев, Кулик, 1975, с. 493]; см. рис. 109:1 наст. изд.).

Верховья Иртыша. От устья р. Кизыл-су до бассейна Черного Иртыша зафиксировано 19 пунктов с наскальными изображениями (работы С. С. Черникова 1935 и 1937 гг.). Петроглифы располагаются по долинам речек, притоков Иртыша. Основная масса рисунков не очень выразительна, и, по-видимому, относится ко времени раннего и позднего железного века. Особый интерес представляет пункт Таму-раши II, где рисунки расположены на правом обрывистом берегу ручья Тамураши, левого притока Иртыша. Здесь имеются рисунки животных — оленя, кабана и др., — выполненные в традициях аржан-ско-майэмирского этапа звериного стиля (рис. 46; [Черников, 1947, с. 267—270, рис. 14—15]).

Notes:

  1. Понятие «Саяно-Алтай» используется здесь в несколько более широком смысле, чем это принято, включая кроме собственно Саяно-Алтая Тарбагатай на западе и Кузнецкий Алатау на севере.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 24.10.2015 — 16:31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика