А.И. Мартынов, Я.А. Шер — Методы археологического исследования

Обложка книги А.И. Мартынова, Я.А. Шера Методы археологического исследования [adfour]

Мартынов А. И., Шер Я. А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов.— М.: Высш. шк., 1989.— 223 с. ISBN 5-06-000016-8

В пособии излагаются методы исследования археологических памятников и объектов на базе современных теоретических обобщений. На основе примеров исследований реальных археологических памятников пособие вводит будущего историка, археолога, этнографа, музееведа, искусствоведа в основной круг этих методов исследования.

Скачать книгу «Методы археологического исследования» в формате DJVU (4,41 MB).

Оглавление

Предисловие — 3
Глава 1. Археологические памятники, источники и общие задачи их исследования — 5
1. Виды археологических памятников
2. Культурный слой и стратиграфия
3. Археологические источники

Глава 2. Разведки археологических памятников — 20
1. Задачи и виды археологических разведок, их организация
2. Геологические и физико-географические условия расположения археологических памятников
3. Основные приемы обнаружения археологических памятников
4. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике
5. Аэрофоторазведка и геофизические методы

Глава 3. Раскопки могильников — 49
1. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения
2. Раскопки бескурганного могильника
3. Разметка внешней части курганных могильников
4. Раскопки насыпей курганов
5. Исследование погребений
Глава 4. Раскопки поселений — 76
1. Предраскопочные исследования, выбор места раскопок — 76
2. Соблюдение основных правил раскопок
Глава 5. Полевая фиксация и документация — 86
1. Полевой дневник и рабочий чертеж
2. Полевая научная фотография
3. Заключительный отчет по раскопу

Глава 6. Полевая консервация, анализы, реконструкции — 90
1. Полевая консервация
2. Начальная консервация в полевой лаборатории
3. Полевая лаборатория
4. Реставрация керамики в полевых условиях
5. Анализы и взятие проб
6. Документация
7. Научная реконструкция в археологии

Глава 7. Описание и обработка археологических материалов — 102
1. Описание
2. Обработка данных
3. Типологический метод

Глава 8. Основы статистики — 140
1. Задачи статистической обработки фактов и наблюдений в археологии
2. Исходные данные. Способы представления и первичная группировка

Глава 9. Датировка и синхронизация — 166
1. Абсолютные и относительные даты
2. Датировка по письменным источникам
3. Датировка по монетам
4. Датирование по художественным особенностям древних вещей
5. Датировка по аналогиям
6. Радиоизотопные методы абсолютного датирования
7. Дендрохронология
8. Датировка по остаточной намагниченности
9. Датировка по термолюминесценции
10. Синхронизация

Глава 10. Состав и технология древних материалов — 190
1. Анализ вещества
2. Анализ структуры
3. Экспериментальное моделирование древних технологий
Глава 11. Археология и история — 201
1. Факты и интерпретация
2. Уровни интерпретации
3. Факт и гипотеза
4. Неоднозначность исторической интерпретации
5. Этнографические параллели
6. Антропологические данные
7. Данные лингвистики

Библиография — 219

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние 50 лет выпущено несколько учебников и учебных пособий по археологии (не считая переизданий). Их легко разделить на две группы: общие курсы археологии СССР
и зарубежных стран и углубленные спецкурсы по отдельным разделам или методам археологии. Общие курсы археологии предназначены для студентов-историков всех специальностей и поэтому не имеют целью рассмотрение специфических теорий, методов и исследовательской техники, отличающих археологию от других исторических наук. В них излагаются результаты археологических исследований, а не то, каким образом эти результаты получены.

Пособия второй группы предназначены для студентов старших курсов, специализирующихся по археологии. Считается, что студент уже введен в свою специальность. На самом деле это действительно так. К третьему курсу студент, избравший своей специальностью археологию, уже дважды побывал в археологической экспедиции, общался с профессионалами, с научным руководителем, бывал на научных заседаниях и т. п. Иными словами, некоторое «живое» введение в специальность так или иначе происходит. Вполне понятно, что при этом студенты оказываются в неравном положении. Те, кто учится в университетах крупных научных центров (Москва, Ленинград, Киев, Новосибирск), получают и в этой области намного больше, чем их сверстники в провинциальных вузах. Поэтому крайне необходимо учебное пособие, которое могло бы дать студенту, не только будущему археологу, но и историку, этнографу, искусствоведу, специалисту по охране исторических памятников, будущему музейному работнику, начальное, систематически изложенное введение в археологию как самостоятельную науку. Такого пособия пока нет, исключение составляет замечательная книга С. А. Жебелева «Введение в археологию» (Пг., 1923. Ч. I—II), давно ставшая библиографической редкостью. Но и в ней, разумеется, не могли быть представлены многие новые проблемы и методы, сложившиеся в археологии почти за сто лет (как отмечал С. А. Жебелев, в его книге отражен уровень науки на момент начала первой мировой войны). Предлагаемое пособие должно в какой-то мере восполнить этот пробел. В основе пособия лежат общие и специальные курсы лекций, читаемые и читавшиеся авторами в Ленинградском, Кемеровском, Алтайском и Самаркандском университетах.

Главы 2—6 написаны А. И. Мартыновым; глава 1, § 5 главы 2, главы 7—11 написаны Я. А. Шером.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014