[adfour] |
Археология: Учебник/А.И. Мартынов. — 5-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2005. — 447 с.: ил.
ISBN 5-06-005131-5
Эта книга по археологии Евразии от палеолита до средневековья. В основе ее лежат археологические материалы нашей страны и соседних территорий. Материалы по археологии излагаются не изолированно, а на фоне археологии и истории всех континентов: здесь и древнейшие находки в Африке, и археологические свидетельства Великого переселения народов, и многое другое. Значительное место в учебнике занимает древнее искусство и различные технологические, этнические, социальные, культурологические реконструкции, сделанные на основании археологических материалов. Книга снабжена словарем основных терминов и таблицей периодизации археологических эпох, периодов и культур.
Учебник предназначен для студентов и преподавателей исторических факультетов вузов, колледжей, школ, изучающих историю, археологию, культурологию, и всех интересующихся историческим прошлым нашей страны.
Скачать учебник по археологии для вузов в формате PDF (174 MB)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие — 6
Часть I ВВЕДЕНИЕ В АРХЕОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет археологии. Археологические памятники и источники — 11
§ 1. Предмет и задачи археологии — 11
§ 2. Археологические памятники и их типология — 14
§ 3. Археологические источники — 28
Глава 2. О процедуре научного исследования — 32
§ 1. Три этапа исследования в археологии — 32
§ 2. Периодизация и хронология — 37
Глава 3. Основные этапы развития археологии — 43
Часть II ЭПОХА КАМНЯ
Глава 4. Плейстоцен. Начало антропогена. Палеолит — 57
§ 1. Проблемы происхождения человека. Антропогенез и расогенез — 58
§ 2. Олдувайская культура — 64
§ 3. Нижний палеолит Евразии, ашельская культура — 67
§ 4. Мустьерская эпоха — 73
§ 5. Верхний палеолит Восточной Европы и Северной Азии — 79
§ 6. Миграции в палеолите как фактор мировой истории — 88
§ 7. Палеолитическое искусство — 90
Глава 5. Начало голоцена. Мезолит — 96
§ 1. Изменения природной среды, изобретения эпохи мезолита — 96
§ 2. Мезолит Крыма, Кавказа, Средней Азии — 100
§ 3. Мезолит послеледниковой Восточной Европы — 101
§ 4. Мезолит Сибири и Дальнего Востока — 104
Глава 6. Археологические культуры производящего хозяйства — 107
§ 1. Общие черты неолитической эпохи — 107
§ 2. Неолитическая революция. Культуры производящего неолита — 111
Глава 7. Культуры присваивающего неолита Восточной Европы и Северной Азии — 120
§ 1. Неолит лесной территории Восточной Европы — 120
§ 2. Неолит Урала и Сибири — 124
§ 3. Неолит Дальнего Востока — 129
§ 4. Неолитическое искусство — 134
Часть III ЭПОХА ПАЛЕОМЕТАЛЛА
Глава 8. Основные изобретения и новации палеометаллической эпохи. Историческая обстановка — 143
Глава 9. Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов Восточной Европы и Средней Азии — 147
Глава 10. Энеолит скотоводов степной Евразии — 160
Глава 11. Бронзовый век Кавказа и Средней Азии — 168
§ 1. Кавказский центр металлургии. Культуры долин и гор — 168
§ 2. Бронзовый век Средней Азии — 176
Глава 12. Бронзовый век евразийских степей — 181
§ 1. Культурно-исторические общности развитой бронзы — 181
§ 2. Поздняя бронза: культуры, миграции — 191
Глава 13. Бронзовый век лесной территории России — 196
§ 1. Бронзовый век в лесной части Европейской России — 196
§ 2. Культуры лесных и лесостепных территорий Сибири — 202
Глава 14. Искусство бронзового века Евразии — 209
Часть IV РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Глава 15. Закономерности и особенности археологии раннего железного века — 221
§ 1. Освоение способа получения и изготовления изделий из железа — 221
§ 2. Ранний железный век в контексте мировой истории — 223
Глава 16. Ранний железный век степной Евразии — 225
§ 1. Скифо-сибирский мир — 225
§ 2. Киммерийцы, скифы, греки и Передняя Азия — 233
§ 3. Савроматы и саки — 245
§ 4. Тагарская культура — 251
§ 5. Горный Алтай, Тува, Ордос в скифскую эпоху — 254
§ 6. Древнейшие государства в степях. Скифо-сибирский мир — особый тип цивилизации — 260
Глава 17. Ранний железный век лесной территории Восточной Европы и Дальнего Востока — 266
§ 1. Культура населения лесного севера Восточной Европы — 266
§ 2. Культура племен лесной полосы Сибири и Дальнего Востока — 272
Глава 18. Начало Великого переселения народов. Гунно-сарматская эпоха — 282
§ 1. Гунны Забайкалья, Монголии и Северного Китая — 283
§ 2. Археологические культуры гунно-сарматской эпохи — 285
Глава 19. Искусство и мифология евразийского мира раннего железного века — 293
§ 1. Искусство скифской эпохи — 294
§ 2. Гунно-сарматское искусство — 301
Часть V АРХЕОЛОГИЯ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
Глава 20. Кавказ в раннем железном веке: территории, культуры, этносы и общества — 307
§ 1. Археология Урарту — 307
§ 2. Археологические памятники Кавказа в I тысячелетии до н. э. — I тысячелетии н.э. — 310
Глава 21. Археология античных городов Северного и Кавказского Причерноморья — 316
§ 1. Города Боспора — 319
§ 2. Ольвия — 322
§ 3. Херсонес — 325
Глава 22. Археологические памятники земледельческих районов Средней Азии I тысячелетия до н. э. — первых веков н. э. — 328
§ 1. Географическая среда и культура. Великий шелковый путь — 328
§ 2. — Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда и Хорезма — 332
Глава 23. Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии — 339
Часть VI АРХЕОЛОГИЯ СЛАВЯН, ФИННО-УГРОВ, ТЮРОК И НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Глава 24. Археология средневековых кочевников Евразии. Номадизм — 347
§ 1. Тюрки Южной Сибири и Средней Азии — 347
§ 2. Кочевники Восточной Европы — 357
§ 3. Народы русского Дальнего Востока в I тысячелетии н. э. — 368
Глава 25. Археологические памятники этногенеза и культурогенеза славян — 373
§ 1. Протославянские культуры — 373
§ 2. Восточные славяне в VI—VIII вв. — 381
Глава 26. Культура восточных славян периода Древнерусского государства — 392
Глава 27. Археология средневековых финно-угров, балтов, тюрок и других этносов середины I — начала II тысячелетия н. э. — 396
§ 1. Археология балтов — 396
§ 2. Археология финно-угров и других этносов — 400
§ 3. Волжская Болгария — 407
Глава 28. Археологические и архитектурные памятники древнерусских городов — 412
§ 1. Древний Киев — 419
§ 2. Древний Новгород — 420
§ 3. Археология погибших городов Руси. Старая Рязань — 426
§ 4. Памятники Владимире-Суздальской земли. Археология Москвы — 428
Приложения — 435
Предисловие
Археология — это начало культурогенеза, которое возможно изучить и понять только через археологические материалы. Учебный курс археологии прежде всего призван сформировать конкретные знания в области археологии, представление о процедуре научного исследования, Вместе с тем он играет значительную роль в формировании у будущего специалиста исторического мышления, гуманистических взглядов на развитие истории и культуры. Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные, глубинные проблемы мировой истории, дает представление о единстве мировой культуры и изначальных корнях мировой цивилизации. Археология раскрывает органическую связь истории человечества и природной среды.
Археология — наука историческая по своим целям и задачам. Однако в отличие от истории, где в основе исторического процесса лежат социальные отношения, событийные факторы и экономические изменения, археология изучает исторический процесс как развитие общечеловеческих ценностей культуры в двух аспектах — материальная культура и духовная культура в ее конкретных проявлениях. Поэтому археологию уже нельзя рассматривать как узкую специальную дисциплину в системе высшего гуманитарного образования или как вспомогательную историческую дисциплину, каковой ее считали раньше. Совсем наоборот: современная археология — это одна из основных учебных дисциплин в системе высшего гуманитарного образования.
Место археологии в системе исторического образования постоянно возрастает еще потому, что определенную роль здесь играет фактор ежегодных открытий, постоянное увеличение количества археологических источников, эффект динамического развития науки, органическая связь археологии как учебной дисциплины с научным поиском, живое участие в этом учебно-научном процессе студентов.
Настоящая книга — учебник для вузов. Поэтому, приступая к изучению материала, полезно знать некоторые наиболее характерные особенности отечественной археологии как части мировой науки. Отечественная археология развивалась как историческая наука, основываясь на прочных методологических построениях об эволюционно-последовательном развитии материальной и духовной культуры человечества. Археология своими достижениями внесла неоценимый вклад в отечественную и мировую историческую науку.
Учебник написан по материалам археологии России, государств Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, а также Украины, Белоруссии и Молдовы. Читатель скажет: ведь это же территории бывшего СССР! Совершенно верно. Но какое это имеет значение для археологического прошлого, когда не было ни СССР, ни стран, которые выделились из него. При этом следует обратить внимание на весьма важные обстоятельства. В географическом отношении — это Восточная Европа и Северная Азия, т. е. значительная часть Евразийского континента. В то же время эта территория состоит из нескольких природно-исторических макрозон: степная Евразия, лесная зона, своеобразные историко-географические зоны Средней Азии, Прибалтики или, скажем, Дальнего Востока, Кавказа. По ним можно было бы написать отдельные учебники по археологии, но их, к сожалению, почти нет. Есть учебник по археологии Украины, Азербайджана, учебные пособия по археологии Дальнего Востока, Сибири. Вместе с тем надо признать, что всю эту территорию можно охарактеризовать как зону русской археологии, имея в виду как дореволюционную, так и советскую науку. Это подразумевает и ведущую роль русских научных центров, оказавших влияние на создание собственных научных школ в регионах, и связь последних с русскими научными центрами, и то, что подавляющее большинство научных публикаций выходило на русском языке. Однако археологию Восточной Европы и Северной Азии невозможно рассматривать замкнуто даже в этих обширных границах. Это часть мировой археологии и истории, и поэтому по каждой археологической эпохе мы обращаемся к материалам зарубежной Азии, Европы, а иногда Африки и Америки. Такой подход позволяет глубже понять происходившие исторические процессы.
В то же время надо учитывать, что настоящая книга — всего лишь учебник и как всякий учебник он в значительной степени схематичен. Нельзя в рамках учебника изложить весь научный материал, который накопила археология и процесс накопления которого продолжается.