Методика копирования петроглифов

Техника копирования петроглифов сложилась довольно давно. Судя по фотографиям, опубликованным в «Корпусе енисейских надписей», уже М. Кастрену и И. Аспелину были хорошо известны способы снятия эстампажей с надписей на камне и с наскальных рисунков. Гигантскую работу по эстампированию писаниц среднего Енисея выполнил А. В. Адрианов (рис. 12). Особый способ изготовления коленкоровых эстампажей (в отличие от использовавшихся ранее бумажных) разработал В. В. Радлов [Радлов, 1892(II)] для копирования древних надписей. Они полностью приемлемы и для копирования рисунков. Однако в последнее время в практику работы широко вошел метод копирования на кальку или протирок графитом на мягкой бумаге. Этот метод не менее эффективен, чем эстампаж, но значительно менее трудоемок. Графитные протирки подробно описаны и удачно проиллюстрированы Ю. А. Савватеевым [Савватеев, 1970, с. 9]. Особенно хорошие результаты получаются при использовании некоторых специальных сортов бумаги.

Рис. 12. Енисей. Прорисовка эстампажа А. В. Адрианова

Рис. 12. Енисей. Прорисовка эстампажа А. В. Адрианова

В 1970 г. на среднем Енисее была предпринята попытка использовать полиэтиленовую пленку для копирования наскальных рисунков. Результат превзошел все ожидания. Оказалось, что на полиэтилен прекрасно ложится паста шариковой ручки, а сам материал своей прозрачностью и пластичностью намного превосходит кальку. В 1971 г. уже в более широком масштабе полиэтилен был использован для копирования писаниц Мугур-Саргола на верхнем Енисее.

Иногда бывает желательно сохранить более долговечную и близкую к оригиналу копию наскальных рисунков. Это относится прежде всего к случаям, когда копия может быть использована в качестве музейного экспоната или когда известно, что рисунки будут разрушены или затоплены, как это было, например, в зоне Красноярского водохранилища.

С этой целью в 1963 г. были проведены эксперименты по использованию полимеризационных пластиков для изготовления копий петроглифов [Смирнов, Шер, 1965]. Эксперименты проводились со стиракрилом марки ТШ, используемым в зубопротезной практике, и с бутиралем.

Рис 13. Эстампаж А. В. Адрианова (МАЭ АН СССР)

Рис 13. Эстампаж А. В. Адрианова (МАЭ АН СССР)

Стиракрил ТШ представляет собой пластик холодного отвердения и выпускается в виде двух компонентов: порошка и жидкого растворителя. При смешивании порошка и растворителя в пропорции 1 : 1 образуется однородная, жидкотекучая масса, полимеризующаяся и отвердевающая при нормальной температуре без давления в течение 30—70 минут.

До копирования поверхность скалы с рисунком необходимо тщательно промыть и очистить от лишайников и грязи. При очистке не допускается использование металлических инструментов во избежание лишних царапин на поверхности камня. Хорошие результаты дает использование жестких капроновых щеток в сочетании с заостренными деревянными палочками. Чтобы пластик не пристал намертво к камню, поверхность последнего покрывается слоем мыльной или жирной смазки, которая наносится обычной малярной кистью. Полимер готовится непосредственно перед употреблением и в том количестве, которое потребуется для работы. Затвердевший пластик, подобно цементу, к дальнейшему использованию непригоден и повторно не растворяется. После тщательного размешивания смеси она наносится на поверхность скалы флейцевой кистью тонким равномерным слоем. На этот еще не затвердевший слой для армирования накладывается несколько полосок марли, а затем наносится еще один слой полимера так, чтобы толщина матрицы не превышала 1,5—2 мм. При первых признаках начала отвердения желательно нанести еще один слой, толщина которого зависит от глубины рельефа рисунка, так, чтобы задняя плоскость матрицы могла быть ровно заглажена. Обычно общая толщина матрицы не превышает 3—5 мм. При копировании больших по площади композиций матрицу можно разрезать на небольшие листы, скрепленные между собой тканью, что позволяет складывать ее «гармошкой». После затвердения края матрицы аккуратно подрезаются, и она легко отделяется от скалы. Мыльная смазка смывается водой, жирная — бензином или иным растворителем. При работе необходимо соблюдение правил техники безопасности, как с любыми летучими и легковоспламеняющимися веществами.

Пластиковая матрица обладает рядом преимуществ перед бумажным эстампажем, и прежде всего несравнимой прочностью. Хранящиеся до сих пор в МАЭ АН СССР эстампажи А. В. Адрианова, притом что они не менее точно передают контуры и фактуру рисунка (рис. 13), оказались настолько ветхими, что сейчас работа с ними постоянно связана с риском их утраты. Для воспроизведения в печати некоторых из этих эстампажей К. В. Вяткиной пришлось выполнить, пожалуй, еще более трудоемкую работу, чем изготовление самих эстампажей: контуры рисунка накалывались тонкой иглой линиями частых крохотных отверстий на подложенную снизу белую бумагу, после .чего эти линии обводились тушью [Вяткина, 1949; 1961]. Жесткость пластиковой матрицы позволяет делать с нее практически любое количество позитивных отпечатков тем же или любым другим пластическим материалом, в том числе и гипсом. Матрица легко транспортабельна, не подвержена воздействию влаги, не требует особых условий хранения. В стиракрил легко вводятся красители, что позволяет тонировать матрицу или отпечаток с нее под цвет камня и получать максимально близкое к оригиналу изображение, которое имеет не только документальную, но и экспозиционную ценность. Оригинал далеко не всегда удается сфотографировать при оптимальном освещении, выявляющем все детали рельефа. Матрица может фотографироваться в павильоне при любом искусственном освещении и на широкоформатную пленку (рис. 96 и 97), что далеко не всегда осуществимо в поле.

Вместе с тем матрица из чистого стиракрила слишком хрупка. Поэтому в стиракрил добавлялся бутираль в пропорции 1:10— 1 : 15, чем достигалась требуемая эластичность при сохранении достаточной жесткости.

Впоследствии, в 1971 г., подобные эксперименты в небольшом объеме были продолжены автором на писаницах верхнего Енисея, где использовался полиметабутилакрилат в виде 15 и 25%-ного раствора в ксилоле. Результаты тоже были вполне положительными.
Разумеется, подобная методика слишком трудоемка для ее массового применения, но в указанных выше случаях (неизбежная гибель особо интересных петроглифов или необходимость изготовления музейного экспоната) она представляется достаточно эффективной, а постоянный прогресс в области химии полимеров позволяет быть уверенным в том, что вполне осуществимы еще более дешевые и удобные методы такого копирования петроглифов 1.

Notes:

  1. Следует отметить удачные эксперименты подобного рода, выполненные Д. Г. Савиновым в Туве и Н. Н. Гуриной на Кольском полуострове. О фотографическом воспроизведении эстампажей см. [Ревейяк, 1977].

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 24.10.2015 — 16:21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика