Археологические памятники земледельческих районов Средней Азии I тысячелетия до н. э. — первых веков н. э.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

Географическая среда и культура. Великий шелковый путь

Среднюю Азию в середине — второй половине I тысячелетия до н. э. населяли оседлые земледельцы, обитавшие в древних земледельческих районах, и кочевые скотоводы предгорной и горной территории. На такое деление хозяйственного уклада народов оказала влияние геосреда. Скотоводы и земледельцы не были изолированы друг от друга. Мирные отношения между ними сменялись острой борьбой, определяя историю народов Средней Азии. В Евразии нет другого такого региона, где бы так соприкасались и даже переплетались культуры или, вернее, цивилизации земледельцев и скотоводов. Земледельцы всецело зависели от речных долин и той системы орошения, которую они создавали. В этом смысле орошаемое земледелие всегда ограничено территориально и не может в силу своих особенностей развиваться экстенсивным путем. Без орошения земледелие в районах Средней Азии невозможно. Другое же направление хозяйства — скотоводство — обладало возможностями для экстенсивного развития, в этом отношении оно было более перспективным.

Великий шелковый путь

Великий шелковый путь

Со Средней Азией связано такое важное явление в истории человечества, как трансконтинентальный Великий шелковый путь — караванная дорога из Китая в страны Передней Азии и Европы. Название «шелковый» условное, так как по нему шла торговля не только шелком.

Можно предположить, что торговые и культурные связи уже с середины I тысячелетия до н. э. носили более или менее постоянный характер. Активной силой в этих контактах были саки Казахстана и Кыргызстана, население скифского времени Горного Алтая, скифы Причерноморья. В Китай были завезены из Средней Азии знаменитые «небесные» кони, люцерна, виноград, хлопок. В Фергану, Бактрию, Согд проникло шелководство. В скифскую эпоху были освоены все основные пути, которые получили позже название Великого шелкового пути.

Начало регулярного функционирования Великого шелкового пути связывают с путешествием Чжан Цяня в 138 г. до н. э., который в западных землях обнаружил неизвестные китайцам государства и города. При императоре династии Хань У-Ди Китай стремился к укреплению союза с народами «большого юэчжи» в Центральной Азии, чтобы противостоять сюнну (гуннам). Чжан Цянь был направлен на запад правителями династии Хань как посланник. Он проделал путь из внутренних районов Китая в Центральную Азию. И. Бичурин сравнил значение этого путешествия для истории Китая с открытием Америки для Европы. Он пролегал через пустыню Гоби, Тянь-Шань, верховья Сырдарьи, Хорезм и Кангюй. Однако археологические материалы свидетельствуют о том, что торговые связи с Китаем существовали задолго до II в. до н. э. Геродот в V в. до н. э. подробно описал шелковые ткани китайского производства, которые были известны на Ближнем Востоке. Торговля ими осуществлялась двумя путями: морским через Персидский залив и сухопутным через Кашгарию, Среднюю Азию. Китайские шелковые ткани обнаружены в курганах вождей середины и второй половины I тысячелетия до н. э. на Алтае, в Казахстане и Кыргызстане. Шелковые ткани и бахрома найдены в захоронениях V—IV вв. до н. э. в разных районах Южной и Западной Европы. Уже в то время устанавливалась шелковая дорога. Она начиналась, видимо, в большой излучине р. Хуанхэ и достигала Северных Альп, пересекая Тянь-Шань, восточные отроги Алтая, современный Казахстан, далее южнее Каспия и вдоль Черного моря в земли, заселенные греками. Китайские купцы везли в Среднюю Азию главным образом шелк, золото, кожи и другие товары, а среднеазиатские купцы отправляли в Китай стеклянные изделия, драгоценные камни, Украшения и т. д.

Укреплению торговых связей способствовал поход 102 г. до н. э. китайской армии императора У-Ди в Среднюю Азию. Обогнув пустыню, пройдя через Тянь-Шань, войска спустились в Ферганскую долину. Поход был не случаен. Последние два столетия I тысячелетия до н. э. были отмечены принципиальными изменениями в истории Евразии: сложением централизованной империи Хань в Китае, борьбой с сюнну на севере и экспансией сюнну на запад. Хронологически это совпало с крушением скифо-сибирского мира. Гунно-сарматы осваивали степную часть Евразии, меняя облик археологических культур. Ведущая историческая роль перешла от саков к усуням. Именно в это время усиливается роль торговой магистрали древности, которая пересекала Азию с востока на запад.

Начинался Шелковый путь в столице Древнего Китая Лояне. Караваны следовали через Ланьчжоу в Дуньхуан. Далее дорога раздваивалась на южную и северную. Первая огибала безводную пустыню Такла-Макан с юга и доходила до Мерва. Северная дорога пролегала через Турфан, Кашгар и далее до Самарканда и Мерва. После Кашгара караваны переправлялись через Тянь-Шань и проникали в Среднюю Азию. Участок пути через Тянь-Шань являлся наиболее сложным для следования из Китая в Среднюю Азию, но и самым коротким.

Центральная магистраль пути шла в Багдад, достигала портов Сирии и других стран Средиземноморья. Другая его ветвь проходила через земли современного Афганистана в Индию. Третья ветвь шла до Волги и далее в Восточную Европу. Большинство купцов предпочитали обмениваться товарами на полпути, чаще всего в Средней Азии. В Хорезме, Бухаре, Самарканде китайские купцы, продавая товар местным или приезжим торговцам, приобретали нужные им предметы. Дальше Средней Азии китайские купцы обычно не проникали. Из Китая отправлялись караваны из тысяч верблюдов, лошадей и мулов, навьюченных товарами. Больше всего вывозилось шелка, который в то время был ценным товаром и служил денежным эквивалентом. При императоре У-Ди размеры производства шелка достигали 5 млн кусков в год (1 кусок шелка = 12,8 м).

Надо учитывать характер функционирования Великого шелкового пути в тот период. Крайними его центрами были Китай на востоке и Римская империя на западе, а промежуточными — Кушанская империя, Согд и Парфия, игравшие посредническую функцию в торговых связях. Обеспечивали прохождение маршрутов скотоводы Синьцзяня, Тянь-Шаня и Кангюя. Они проводили 10—12 крупных караванов в год. Археологическим свидетельством этого является распространение на территории Центральной и Средней Азии китайских зеркал, шелка и лаковой посуды. Известно описание так называемого северного пути в транзитной торговле, где скапливались шелковые ткани, бронзовые зеркала, монеты Ханьской империи. Наличие этих связей подтверждают археологические находки из могильников Исфары, Западной Ферганы, Кенколя и Кетмень-тюбе, датируемые первыми веками н. э. Путь никогда не действовал в одном направлении. Уже в первые века н. э. с запада в Китай поступали шерсть и изделия из нее, ковры, гобеленовые полотна и покрывала, стеклянные изделия, резные каменные украшения, металлическая посуда, хлопок, фрукты.

Средняя Азия и Закавказье в конце I тысячелетия до н. э.— первые века н. э. (по Г.А. Кошеленко)

Средняя Азия и Закавказье в конце I тысячелетия до н. э.— первые века н. э. (по Г.А. Кошеленко)

Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда и Хорезма

В античную эпоху в низовьях Амударьи лежали земли Хорезма. Древние хорезмийцы жили в современной Каракалпакии, Северной Туркмении и Хорезмийской области Узбекистана. В южных районах Узбекистана и Таджикистана находилась Бактрия, Согдиана — в центральной части Узбекистана и Таджикистана, Парфия и Маргиана — в Южном Туркменистане. Все районы были связаны с бассейнами среднеазиатских рек, с орошаемым земледелием.

В VII—VI вв. до н. э. в земледельческих районах Средней Азии произошли (по сравнению с эпохой бронзы) изменения в хозяйстве, общественной жизни и культуре. Археологическими материалами зафиксировано расширение зоны ирригационного земледелия на основе искусственного орошения. На развитие местной культуры оказали влияние следующие события. В VI—IV вв. до н. э. районы Средней Азии были под влиянием древнеперсидского (ахеменидского) царства. В конце IV в. до н. э. эта держава пала в результате завоевания Александром Македонским. В районах Средней Азии наблюдался расцвет местной культуры при заметном греческом влиянии. С III в. до н. э. большая территория Средней Азии входила в состав Парфянского царства, а с I в. н. э.— в состав огромной Кушанской державы. В IV—VII вв. территория Средней Азии находилась под влиянием сасанидов, их сменили арабы, распространив здесь в VII—XII вв. мусульманство. В XII в. земли Средней Азии были завоеваны монголами.

Рассмотрим отдельно каждый из районов. В Хорезме ирригационная система охватывала всю дельту Амударьи. На правом берегу открыты Кой-Крылган-калинский и Джанбас-калинский магистральные каналы. От них перпендикулярно отходили многочисленные средние и мелкие каналы, подававшие воду непосредственно на поля. В IV в. до н. э. площадь орошаемых земель в низовьях Амударьи и Сырдарьи составляла приблизительно 3,5 млн га. Здесь выращивали просо, пшеницу, ячмень, в садах разводили абрикосы, сливы, персики и виноград, бахчевые культуры и кунжут. Масштабы ирригационного хозяйства свидетельствуют о привлечении массы рабочей силы.

В низовьях крупных каналов и притоков Амударьи существовали поселения, где жили древние земледельцы. Эти поселения имели вид крепостей. Наиболее крупными были крепости Джанбас-кала, Кой-Крылган-кала, Топрак-кала.

Раскопанные поселения относят к эпохе расцвета Персидской державы. Типичным для той поры является Кюзелигырское городище с крепостными стенами из сырцового кирпича, достигавшими 4 м ширины, и внутрикрепостными жилыми постройками. В центре его находилось большое здание, центральный зал которого занимал площадь 285 кв. м. Оно выглядело величественно и парадно. Наличие двух совершенно различных типов жилищ — небольших, похожих на крепостные казематы помещений и огромного дворца — свидетельствует о существовании имущественного неравенства. Обилие керамики и огромное количество бронзовых наконечников стрел скифского типа датировано VI в. до н. э.

Маргиана и Парфия: 1 - терракотовые статуэтки и керамика Маргианы (по З.И. Усмановой, Г.А. Кошеленко); 2 - керамика Парфии первых веков н. э. (по В.П. Пилипко)

Маргиана и Парфия: 1 — терракотовые статуэтки и керамика Маргианы (по З.И. Усмановой, Г.А. Кошеленко); 2 — керамика Парфии первых веков н. э. (по В.П. Пилипко)

Городище Калалы-гыр (его считают резиденцией ахеменидского наместника конца V — начала IV в. до н. э.) — крупнейшее по своим размерам. Стены огромной, почти прямоугольной крепости имели множество башен. Крепостные ворота были замаскированы сложным лабиринтом коридоров. Внутри крепости располагалось дворцовое здание площадью около 10 500 кв. м, которое было сложено из громадных глиняных блоков. Парадный зал украшали колонны с капителями в виде головы орла. Этими деталями дворец напоминает постройки Персеполя и Экбатан.

Материальная культура Хорезма, освободившегося из-под власти Персии в IV в. до н. э., характеризуется сочетанием местных традиций и греческого влияния. Широкое развитие получает орошаемое земледелие. Оросительные каналы в античную эпоху занимали в Хорезме площадь больше, чем сейчас.

В Средней Азии были широко распространены терракотовые статуэтки. Среди них встречаются изображения божества виноделия, своего рода хорезмийского Диониса, в виде обнаженного мужчины с кистью винограда и садовым ножом в руках, а также богини плодородия в виде женской фигуры в богато орнаментированных пышных одеждах. В руке богиня обычно держит плод граната, чашу для вина или миниатюрную амфору.

Классическим памятником античного времени является раскопанная крепость Кой-Крылган-кала. Это своеобразное цилиндрическое сооружение, обнесенное снаружи круглой стеной с девятью башнями. За стеной располагались комнаты, в которых, судя по находкам, жили слуги, рабы и размещались складские помещения. В ряде комнат сохранились хумы — огромные сосуды, украшенные полихромным спиральным орнаментом в виде рядов опоясывающих полос или закрашенных красной краской треугольников. Хумы использовались для хранения вина или зерна. Известны глиняные кувшины с ручками, увенчанные головами львов, и керамические ритоны для вина. Своеобразие хозяйственной утвари в Средней Азии выражено так называемыми вьючными флягами для перевозки жидкостей на верблюдах и ослах.

В крепости Кой-Крылган-кала обнаружено несколько древних надписей III — начала II в. до н. э., написанных тушью арамейскими буквами.

Погребения античного времени в квадратных глиняных ящиках-ассуариях, увенчаны скульптурными изображениями людей в натуральную величину. В них погребали кости умерших.
Наиболее ранние города античного типа возникли в Маргиане. Здесь в долине р. Мургаб, земледельческие оазисы существовали еще в начале I тысячелетия до н. э. Центром этих оазисов были поселения-крепости Яз-депе и Арват-депе. В ходе раскопок в Яз-депе установлено, что город занимал 16 га, имел мощную цитадель, возвышавшуюся на платформе из сырцового кирпича. Внутри цитадели находилось монументальное здание из вытянутых в четыре ряда узких помещений в виде коридоров со сводчатыми потолками и большим прямоугольным залом. Здание, очевидно, было дворцом местного правителя. Рядом располагались различные хозяйственные постройки. Помимо предметов быта, фрагментов посуды встречаются бронзовые наконечники стрел, ядра для пращи, сделанные из обожженной глины и отшлифованных камней.

В VIII в. до н. э. южные районы Средней Азии и современного Афганистана входили в состав Бактрии. В 329 г. до н. э. земли Бактрии были завоеваны армией Александра Македонского. Самобытная культура, насчитывавшая в Средней Азии несколько столетий, столкнулась с новым культурным миром Древней Греции, имевшим иную основу, иные традиции. Волна эллинизма не могла не оставить следа: приток греческого населения, развитие ремесла, торговли, строительство новых городов — явления этого периода. В коллекции греко-бактрийских археологических материалов много монет с изображением на оборотной стороне богов и героев греческого пантеона. Тем не менее во время раскопок поселений встречается посуда не греческого, а местного производства.

К северу от городов Бактрии, в самом центре Средней Азии лежала древняя страна Согд, или Согдиана, раскинувшаяся на землях, которые орошали воды Заравшана. Согдиана упоминается в клинописных текстах персидских царей, сочинениях греческих и арабских авторов. По свидетельству этих источников, здесь жили искусные земледельцы, ремесленники и купцы, замечательные музыканты и танцоры. В начале нашей эры согдийский язык распространился от Хорезма до Северной Индии и Монголии. Культурно-историческая роль согдийской письменности велика. От нее ведет свое происхождение уйгурский алфавит, который, в свою очередь, составил основу монгольского письма.

Культура древней Согдианы еще во многом остается неизученной. Ее древняя столица Мараканды (на окраине современного Самарканда) — современное городище Афрасиаб. Наиболее ранние материалы этого памятника датированы VI—IV вв. до н. э. В основном это глиняная посуда и предметы из железа: серпы с втулкой для насаживания на деревянную ручку и лопатки. На севере Афрасиаба обнаружена часть крепостной стены IV—III вв. до н. э., которая, видимо, была разрушена при осаде города греко-македонской армией. Однако господство греко-македонцев в Согде было мимолетным. Это подтверждают монеты с изображением согдийских правителей. К тому же в археологическом материале почти не чувствуется эллинистического влияния. Местный характер носят посуда и великолепные терракотовые статуэтки. Среди них много фигурок женщин: скорее всего, они олицетворяли покровительницу семейного очага. Фигуры плотно закутаны в тяжелые одежды, их застывшие лица суровы. Известны образцы, возникшие под влиянием греческой культуры. Таковы, например, скульптурные изображения головы Медузы-Горгоны и головы воина в коринфском шлеме.

Согд располагался в центре торгового пути, проходившего от границ Римской империи до Китая. Здесь останавливались богатые купцы, оседали товары. В Согдиане найдены египетские подвески и амулеты, римские терракотовые светильники, глиняная модель, изображающая обнявшихся за плечи трех граций, и т. д. Наличие торговых связей подтверждает обнаруженный около г. Ура-Тюбе клад — триста серебряных римских монет II в. до н. э.

В первые века н. э. вокруг Мараканды (древнее название Самарканда) возникло несколько десятков укрепленных усадеб, в которых проживали согдийские аристократы. Одна из таких усадеб — Тали-Барзу — хорошо изучена. В центре усадьбы открыт дом, выстроенный на специальной платформе. Здание было укреплено башнями и снабжено бойницами. Усадьбу окружала прямоугольная стена. В культурном слое найдены сосуды-вазы на широкой ножке, кувшины, расписанные крупными красными кольцами, изящные краснолощенные кувшинчики и другие предметы роскоши.

Реконструкция укреплений Старой Нисы

Реконструкция укреплений Старой Нисы

В Южной Туркмении и соседнем Северо-Восточном Иране находились земли Парфии. Парфия издревле была центром культуры древних земледельцев. В VI—IV вв. до н. э. она, как и другие земли Средней Азии, входила в состав Персидской державы. В середине III в. до н. э. в Парфии установилась власть местной династии Аршакидов (по имени царя Аршака). В период расцвета государства парфянские правители подчинили Иран, Месопотамию, Афганистан и Армению. Огромное царство было грозным соперником Рима на Востоке.

Северные земли древней Парфии лежат на территории Туркменистана. Только в районе Ашхабада известно свыше сорока древних поселений, содержащих слои парфянского времени. Очевидно, одной из столиц Аршакидов была Ниса около Ашхабада. Под развалинами погребены два города: один назывался Новая Ниса, это собственно город, другой — Старая Ниса — крепость с дворцами и храмовыми постройками. Новая Ниса — многослойное поселение. Слой парфянского города здесь обнаружен под поздними напластованиями. Старая Ниса была заброшена еще в древности и целиком относится к парфянскому времени.

Старая Ниса служила царской резиденцией. За мощной крепостной стеной археологами обнаружены остатки монументальных храмов, дворцовый комплекс, царская сокровищница и обширные кладовые. Дворец состоял из девяти помещений, соединенных с глухим внутренним двором. Среди строений дворца центральное место занимал большой парадный зал. Его перекрытие поддерживали четыре восьмиметровые колонны. Внутреннее устройство зала несет на себе черты эллинистических традиций: капители колонн, поддерживавших своды, пышно украшены терракотовыми лепными листьями, так же, как колонны в классической Греции. Вверху зала шел фриз из терракотовых плит с изображениями эмблем, выполненных в традициях эллинистического искусства: парфянский лук, полумесяц, якорь, палица Геракла, маска льва и другие знаки. Стены были украшены крупными глиняными скульптурами, установленными в нише второго яруса.

Рядом с тронным залом располагалась сокровищница и винные склады. Двери сокровищницы были заложены кирпичом и опечатаны. Стены и опечатанные двери так и остались нетронутыми, но несмотря на это ценности подверглись разграблению еще в древности. Наиболее ценное было унесено, но в углах сохранились обломанные ручки серебряных сосудов, бронзовые фигурки, серебряные монеты, ритоны из слоновой кости, из которых были вынуты драгоценные камни. Найденные вещи относятся к III—I вв. до н. э., т. е. к периоду расцвета Парфянского государства.

Монеты Парфии и Греко-Бактрии: I - Парфия: 1 - тетрадрахма I в. до н. э., серебро; 2 - тетрадрахма Фраата IV, I в., серебро; 3 - драхма Вологеза V, III в. до н. э., серебро; II - Греко-Бактрия: 1 - тетрадрахма Евтимеда I, кон. III - начало II в. до н. э.; 2 - тетрадрахма Димитрия, II в. до н. э., серебро; 3 - тетрадрахма Евкратила, II в. до н. э., серебро.

Монеты Парфии и Греко-Бактрии: I — Парфия: 1 — тетрадрахма I в. до н. э., серебро; 2 — тетрадрахма Фраата IV, I в., серебро; 3 — драхма Вологеза V, III в. до н. э., серебро; II — Греко-Бактрия: 1 — тетрадрахма Евтимеда I, кон. III — начало II в. до н. э.; 2 — тетрадрахма Димитрия, II в. до н. э., серебро; 3 — тетрадрахма Евкратила, II в. до н. э., серебро.

Среди уцелевших сокровищ больше всего предметов из слоновой кости: шкатулки и ритоны в виде рога, греческая скульптура крылатого сфинкса, изящные статуэтки Эрота, Афины и орла. Произведения местных мастеров создавались с учетом особенностей восточного искусства. Наглядным примером соединения художественных стилей служат ритоны.

Отдельную группу предметов сокровищницы составляют мраморные статуи, выполненные в греческой манере. Лучше других сохранилась статуя богини, задрапированной в ниспадающие одежды. Образец совершенства — статуя обнаженной женщины с классически строгим и немного задумчивым лицом и великолепно моделированным телом. Скульптура, судя по всему, была привезена из Греции.
Старая Ниса являлась важным административным центром Северной Парфии, сюда стекались продукты со всей сельскохозяйственной округи. Вскрыты подвалы с хумами, обнаружены тексты, согласно которым производился учет продуктов и вина. Склады Нисы могли хранить большое количество продукции виноделов.

Тексты в Парфии писали черными чернилами кистью на глиняных черепках от больших сосудов, на которых делали предварительные «черновые» записи. Свыше двух тысяч черепков с надписями местным парфянским письмом или на греческом языке найдено во время раскопок. На черепках обозначено, сколько вина, в каком году и из какого района привезено. В документах упоминается семнадцать сельскохозяйственных районов и десять отдельных селений, что позволяет предположить о существовании вокруг Нисы довольно обширной сельскохозяйственной округи.

На северо-восточной окраине государства располагался город Мерв, обнесенный мощной четырехугольной стеной с более чем сотней башен. Во внутренней застройке города заметна социальная дифференциация его обитателей. Особняком от богатых домов рабовладельцев размещались небольшие домики ремесленников, где рядом с жильем находились мастерские. За городской стеной простирались обширные сельские усадьбы с бахчами, виноградниками и садами. Сельский пригород был также обнесен глинобитной стеной с воротами.

Литература

Андрианов Б.В. Древние оросительные системы Приаралья. М., 1969.
Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972.
Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии //Археология СССР. М., 1985.
Древности Таджикистана. Душанбе, 1985.
Древняя Бактрия. Л., 1976.
Древняя и средневековая культура Чача. Ташкент, 1979.
История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968.
История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976.
Кой-Крылган-кала — памятник культуры Древнего Хорезма IV в. до н. э.— IV в. н. э. М., 1967.
Кошеленко Г.А. Культура Парфии. М., 1966.
Культура и искусство древнего Хорезма. М., 1984.
Лисицына Г.Л. Становление и развитие орошаемого земледелия в Южной Туркмении. М., 1978.
Литвинский Б.А., Седов А.В. Тепаи-шах. Культура и связи кушанской Бактрии. М., 1983.
Массон В.М. Древнеземледельческие культуры Маргианы // МИА. М.; Л., 1959. № 73.
Массон В.М. Страна тысячи городов. М., 1966.
Обельченко О.В. Культура античного Согда. М., 1992.
Пичикян И.Р. Культура Бактрии. М., 1991.
Прошлое Средней Азии. Душанбе, 1987.
Савельева Т.В., Зиняков Н.М. и др. Кузнечное ремесло Северо-Восточного Семиречья. Алма¬ты, 1998.
Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток. М., 1983.
Ставиский Б.Я. К югу от железных ворот. М., 1975.
Толстое С.П. Древний Хорезм. М., 1948.
Толстое С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1832 Родился Алексей Алексеевич Гатцук — русский археолог, публицист и писатель.
  • 1899 Родился Борис Николаевич Граков — крупнейший специалист по скифо-сарматской археологии, классической филологии и античной керамической эпиграфике, доктор исторических наук, профессор.
  • 1937 Родился Игорь Иванович Кириллов — доктор исторических наук, профессор, специалист по археологии Забайкалья.
  • 1947 Родился Даврон Абдуллоев — специалист по археологии средневековой Средней Азии и Среднего Востока.
  • 1949 Родился Сергей Анатольевич Скорый — археолог, доктор исторических наук, профессор, специалист по раннему железному веку Северного Причерноморья. Известен также как поэт.
  • Дни смерти
  • 1874 Умер Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика