Археология кушанского и раннемусульманского периодов Средней Азии

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

История народов Средней Азии в эпоху средневековья делится на два больших периода. До завоевания арабами Средняя Азия находилась под влиянием могущественной Кушанской империи с ее буддизмом. В начале I тыс. н. э. Кушанская империя включала Северную Индию, территорию современного Афганистана и часть Средней Азии. Поворотным событием средневековой истории народов Средней Азии было арабское завоевание в IX в. и распространение мусульманства.

К кушанскому периоду (I—III вв.) относится дворец правителей Хорезма — Топрак-кала. Он представляет собой огромный замок с тремя башнями. Стены замка сохранились, их высота 25 м. По углам возвышались большие квадратные башни, внутри которых размещались жилые помещения. Во дворце было множество различных строений. Расчищена группа парадных залов, в том числе огромный «зал царей», в котором на высоких, примыкавших к стенам суфах для отдыха возвышались скульптурные группы, изображавшие царей Хорезма в окружении родных и богов-покровителей. Вход во внутренние помещения дворца шел через небольшой «алебастровый зал», имевший тоже парадный вид. Их стены украшали пышные горельефные изображения царя. С другой стороны «алебастрового зала» был расположен так называемый зал темнокожих гвардейцев, где представлены скульптуры темнокожих воинов в железных чешуйчатых панцирях и высоких головных уборах. В южной части дворца находился гарем и другие помещения. Стены гарема также украшали великолепные росписи. Целый комплекс помещений дворца-крепости занимал арсенал, где находились мастерская по производству луков, склады оружия и военного снаряжения.

Архитектура и скульптура Халчаяна кушанского периода (по В.М. Массону)

Архитектура и скульптура Халчаяна кушанского периода (по В.М. Массону)

Во время раскопок крепости Топрак-кала найдено около ста текстов на глине, дереве и коже. Некоторые из них датированы началом III в. Интересные сведения о правителях Хорезма дает и нумизматический материал, собранный на поселениях.

Пенджикент был поздним согдийским городом, погибшим в результате арабских завоеваний. Он располагался в долине Заравшана. Раскопки города по-настоящему начались только в 40-х годах XX в. Укрепленное поселение Пенджикент возникло в V в., а в VII — начале VIII в., как показывают раскопки, город переживал период расцвета. Очевидно, уже в начале VII в. он стал Центром отдельного согдийского владения.

В центре города, за крепостной стеной находилась площадь с двумя храмами, а за ней тянулся огромный массив строений. Около цитадели были разбросаны усадьбы пенджикентского пригорода, а далее к югу — погребальные склепы. В пригороде открыты винодельни, стекольная мастерская, хозяйственные дворы.

Храмы на центральной площади города были обращены входом на восток, навстречу лучам восходящего солнца. Каждый храм имел три входа, которые были оформлены красивыми глиняными рельефами. Большой открытый двор в центре храма ограждали глухие стены с расположенными внутри них помещениями. Вдоль внутренних стен двора тянулись высокие суфы для отдыха, прикрытые сверху навесами. В центре двора имелся водоем, обсаженный деревьями. Стены покрывала красочная роспись.

Самое ценное в Пенджикенте — это эпические полотна согдийской живописи. Например, на левой южной половине одного из храмов располагалась тематическая композиция — водная стихия с пенистыми гребнями волн, раскрашенных в синий цвет. В воде изображены человеческие фигуры, рыбы, дельфины и огромное морское божество Нептун, встающий из воды с трезубцем в руках. Здесь же могучий тритон и фантастическое существо с телом человека и плавниками вместо ног. На первый взгляд просто невероятно в песках Средней Азии встретить изображение морской пучины. Однако существует преемственность этого сюжета в средневековом искусстве Средней Азии с кушанским искусством Индии. Образцом сюжетной живописи является и сцена оплакивания умершей женщины. В центре композиции погребальный шатер с усопшей. Вокруг него истязают себя толпы плакальщиц и плакальщиков, причем женщины и мужчины стоят двумя отдельными группами. Они рвут на себе волосы, надрезают уши, царапают щеки. Люди различаются по внешнему облику: одни светлокожие с овальными лицами (согдийцы), другие желто-коричневого цвета, с подчеркнуто выступающими скулами и удлиненными раскосыми глазами. Над людьми, значительно превосходя их по размерам, нарисованы мужские и женские божества с нимбами вокруг головы. Оплакивают, судя по всему, знатную особу, а может быть, героя какого-нибудь местного культа.

Богатая настенная роспись украшала не только стены храмов, но и жилые помещения. Образец настенной живописи, где юноша и девушка едут верхом на конях, пленяет своим изяществом и лаконичностью. Он выполнен на матово-красном фоне черной и белой красками. В доме знатного пенджикентца изображения выполнены на лазурном фоне. Высота живописной стены более 3,5 м. Она разделена на три сюжетных яруса, отделенных друг от друга поясом крупных белых полос, нанесенных по черному фону. Сцены на нижнем ярусе бордюра повествуют о подвигах какого-то сказочного богатыря. Герой верхом на гнедом коне едет во главе дружины. Затем он предстает вступившим в единоборство с другим всадником. В двух других сценах богатырь сражается с фантастическим чудовищем — крылатым драконом с головой льва, телом змеи и человеческими руками, из ран чудовища вырываются языки пламени. В одном из углов изображена поразительно динамичная сцена борьбы со свирепыми демонами-дивами, персонажами многих среднеазиатских сказок. На 340 головах у дивов рога, у них козлиные бороды и козлиные ноги с копытами. Двое из демонов, натянув луки, стремительно летят в бой на крылатой колеснице.

Искусство Пенджикента ярко и самобытно, одновременно реалистично и сказочно по сюжету и свидетельствует о высоком уровне развития кушанской культуры Средней Азии.
Пенджикент — не единственный город с замечательной настенной живописью. Большое научное значение имеет городище Варахша на западе долины Заравшана, где тоже были открыты настенные росписи, в ряде случаев даже превосходящие живопись Пенджикента. Это поистине жемчужины домусульманской культуры Средней Азии. На юге Узбекистана раскопан кушанский город Дальверзин-тепе.

В VIII в. Средняя Азия подпала под влияние арабов. Многие города пришли в запустение, превратились в развалины, но возникли и новые — центры мусульманской культуры. Изменилась даже планировка городов: в центре располагался арк — цитадель с дворцом правителя, вокруг него — шахристан с домами аристократии и базарами. Шахристан, в свою очередь, окружал рабад — ремесленно-торговые поселения. Элементы планировки характерны для средневекового города. Они прослеживаются во время раскопок Афрасиаба, средневековых Согда и Бухары.

Печать мусульманской идеологии лежит на культуре среднеазиатских городов. Искусство, воспевавшее человека, героев и богов, уступило место схематичному орнаменту. Стены зданий этого времени украшает причудливый геометрический орнамент из комбинаций пересекающихся многоугольников, которые сплетаются в сложный звездчатый узор. В орнаменте часто использовались стилизованные цветы и ветки растений. Искусство орнамента в Средней Азии было доведено до совершенства: орнаментальные мотивы составляли даже буквы арабского алфавита. В сооружении монументальных зданий стал применяться обожженный кирпич, поливные голубые изразцы. Шедевром домонгольской архитектуры является мавзолей Саманидов в Бухаре, выстроенный в конце IX в. Здание мавзолея прекрасно сохранилось. Его стены украшены красивым мозаичным орнаментом из мелких квадратных кирпичиков. Средневековые архитектурные памятники и городское строительство в целом с характерным для них отсутствием правильной планировки, беспорядочным нагромождением строений настолько отличаются от античных памятников, что создается впечатление, будто они созданы разными народами. Но перед нами не культура двух различных народов, а всего лишь памятники различных эпох — античной и феодальной.

Эти изменения коснулись и сельского хозяйства в целом. В ходе археологических работ в Хорезме выяснилось, что античная ирригация Хорезма представляла собой систему огромных широких и мелких каналов, шедших параллельно руслу реки. Ирригационная система совершенствовалась: каналы становились более узкими и глубокими, с многочисленными ответвлениями и мелкой оросительной сетью. Такая система орошения близка современной. Однако в XII—XIV вв., в период максимального развития орошения в средневековой Средней Азии, общая площадь орошаемых земель составляла не более двух третей площади орошения в античную эпоху. В средние века увеличилась плотность населения в отдельных районах страны. Многие старые земледельческие районы превратились в зоны кочевого и полукочевого скотоводства. Это заметно хотя бы по ассортименту сельскохозяйственных культур. Наряду с просом, пшеницей и ячменем в средние века выращивали хлопок и кунжут, виноград и персики, абрикосы, сливы, груши. Широко были распространены бахчевые и огородные культуры — дыни, арбузы, тыква, огурцы, морковь, бобы.

Расцвет средневековой Средней Азии приходится на XII в. Могущественной державой в то время был Хорезм. Колоссальная по своим размерам империя Хорезм-шахов просуществовала до 1221 г. и пала под ударами Чингисхана. Материалы, полученные в результате раскопок, рисуют полную драматизма картину борьбы жителей среднеазиатских городов с монголами. Древний Самарканд был совершенно разрушен. Разорению подверглись все города Средней Азии. Монголы разрушили почти всю оросительную систему Средней
Азии, в результате чего пустыня в течение короткого времени поглотила многие созданные человеческим трудом земледельческие районы. Монгольское разорение для Средней Азии было таким же губительным, как и для Древней Руси. Надолго было приостановлено всякое городское строительство. Только в XIV в. начинается возрождение. Раскопки показали, что в это время возродился Хорезм. В XIV в. он стал юго-восточным центром Золотой Орды. Однако в конце XIV в., как свидетельствует археологический материал, весь Хорезмийский оазис и его столица были разорены.

Совершенно по-иному сложилась судьба Самарканда. Он стал столицей гигантской империи Тимура. Город приобрел новую, невиданную для средневековья планировку: прямые, широкие радиальные улицы пересекали Самарканд. К этому времени относится сооружение многих грандиозных зданий, среди которых построенная в 1405 г. усыпальница Тимура — Гур-Эмир, щедро отделанная прозрачным зеленоватым и белым мрамором. В XV в. внук Тимура Улугбек, могущественный правитель и ученый, построил вблизи Самарканда обсерваторию. В ходе раскопок обсерватории обнаружен гигантский секстант, сооруженный под землей в специально вырытой для него шахте. Секстант служил для астрономических наблюдений и представляет собой вертикально поставленную шестую часть окружности. Это сооружение точно ориентировано по меридиану. Нигде в мире еще не найдено столь совершенного сооружения XV в. Здание Самаркандской медресе, высшей духовной школы, совершенно по своим формам и архитектурному убранству: оно украшено бесчисленными комбинациями многолучевых звезд и многолепестковых цветков. Для архитектурных сооружений этого времени характерно применение мозаичных изразцовых розеток и мраморных плит. Изразцы в это время становятся многокрасочными.

Литература

Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в XI—XII вв. М, 1991.
Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом шелковом пути. Алматы, 1998.
Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. М., 1973.
Беленицкий А.М., Бентович И.Б. и др. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973.
, Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986.
Древности Таджикистана. Душанбе, 1985.
История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968.
Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964.
Литвинский Б.А. Курганы и курумы Западной Ферганы. М., 1972.
Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.
Маршак Б.П. Согдийское серебро // Очерки по восточной торевтике. М., 1971.
Мухамбджанов А.Р. История орошения Бухарского оазиса (с древнейших времен до начала XX в.). Ташкент, 1978.
Прошлое Средней Азии. Душанбе, 1987.
Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана. М., 1965.
Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. и др. Дальверзин-тепе — кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978.
Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, 1961.
Сарианиди В.И. Раскопки Тилля-тепе в Северном Афганистане. М., 1972.
Средняя Азия в раннем средневековье//Археология СССР. М., 1999.
Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия. Проблемы истории и культуры. М., 1977.
Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро. М., 1987.
Центральная Азия в кушанскую эпоху. М., 1975.
Шишкин В.А. Варахша. М., 1963.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014