Памятники Северного и Центрального Казахстана

Еще в 1911 г. в Северном Казахстане Ю.П. Аргентовский раскопал андроновский могильник у г. Петропавловска. В период освоения целинных земель в этом районе работала экспедиция Института истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР, в составе которого был сформирован отряд по изучению памятников эпохи бронзы, возглавляемый А.М. Оразбаевым. На основе полученных источников была разработана периодизационная схема этапов и культур бронзового века Северного Казахстана. Но лишь с организацией Северо-Казахстанской археологической экспедиции Петропавловского педагогического института и Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея начались широкие исследования и раскопки памятников, в том числе и эпох бронзы. Руководил этой экспедицией Г.Б. Зданович.

На территории Центрального Казахстана работает с 1946 г. Центрально-Казахстанская археологическая экспедиция, которой руководили в разные годы А.Х. Маргулан, М.К. Кадырбаев, С.М. Ахинжанов, Ж.К. Курманкулов. Широкомасштабные разведки и раскопки открыли здесь десятки поселений и могильников, среди которых поселения, могильники и жертвенники раннего (нуринского) этапа: Ак-шатау, Бутулы I, Байбала I, Комагал, Канаттас; Атасуского: Айшрак, Сангуру II, Былкылдык I, II, III; Шерубай — Нура, Карабие; дандыбай-бегазинского: Аксу-Аюлы II, Ортау II, Бегазы; поселения Атасу, Мыржик, Бугулы II, Улутау.

[adsense]

Большой объем работ был выполнен археологической экспедицией Карагандинского государственного университета. В 1973-1976 гг. её возглавлял Г.Б. Зданович, с 1977 г. — В.В. Евдокимов. Коллектив карагандинских археологов (В.В. Варфоломеев, В.В. Евдокимов, С.У Жауымбаев, К.М. Карабаспакова, И.А. Кукушкин, В.Г. Ломан, В.А. Новоженов, И.В. Рудковский, А.А. Ткачев, Э.Р. Усманова, А.Ю. Чиндин, М.В. Бедельбаева, И.Н. Швец) сосредоточил усилия, в основном, на решении проблем эпохи бронзы. Были открыты погребение ранней бронзы в могильнике Карагаш, погребение с колесницей в могильнике Сатан. Исследованы андроновские могильники Копа, Нуркен, Акимбек, Ташик, Бозинген, Алпымса, Нуртай, Майтан, Лисаковский и др. Проведены раскопки на поселениях Копа I, Упаис, Акимбек, Домалактас, Лисаковское, Ташик, Майоровка, Энтузиаст. Отрядом по изучению эпохи поздней бронзы были проведены раскопки могильников Енбек-Суйгуш, Донгал, Дермен, Самара, Шоиндыколь, Карагаш, Тасырбай. С 1985 г. исследуется поселение протогородского типа Кент. В области изучения древней металлургии и горного дела плодотворно работает С.У. Жауымбаев.

Северный и Центральный Казахстан составили в эпоху бронзы единый историко-культурный регион. На всех стадиях бронзового века этих территорий не отмечается принципиальных отличий культурного уровня.

Петровская культура. Укрепленные поселения и курганные могильники этой культуры выявлены на территории Южного Урала, Юго-Западной Сибири, большей части Западного, Северного и Центрального Казахстана. На территории Казахстана зафиксированы поселения и могильники XVIII — XVI вв. до н. э.

Поселения. В регионе известно 3 однослойных поселения: Амангельды I, Кеноткель V Семиозёрное II и многослойные поселения, заселявшиеся неоднократно, — Новоникольское I, Петровка II, Боголюбово I.

Характерной чертой петровских поселений является наличие оборонительных сооружений — рва глубиной 1,5-2,5 м при максимальной ширине 3,5 м с глиняными валами с внутренней и внешней стороны рва. Основным является внутренний вал, нередко усиленный и укреплённый деревянными конструкциями. Валы и рвы составляли либо замыкавшуюся по периметру поселения систему, либо примыкали с напольной стороны к крутым берегам и обрывам, составляющим естественные укрепления. Площадь поселений покрывала 5-9 тыс. м2. С оборонительными сооружениями связаны остатки жертвенных комплексов в виде ям, расположенных напротив входов или в ответвлениях рва. Стенки ям иногда тщательно обмазывались глиной. В ямы помещались черепа и крупные части туш домашних животных, глиняные сосуды, ритуальные очаги.

Застройка посёлков внутри оборонительных сооружений была плотной. Жилища пристраивались один к другому в 1-2 ряда, но были и свободные участки и площади, примыкавшие к поселению. Жилища были, в основном, наземные, прямоугольной формы, с деревянными срубами с тамбуровидным входом.

Жилища-мастерские бронзолитейщиков выявлены на поселении Семиозёрное II, расположенном у с. Семиозерное Костанайской области, где находились 5 жилищ и хозяйственный комплекс. Жилища прямоугольной в плане формы, наземные, срубного типа, с мелким котлованом. Входы тамбурообразные. Жилища разделены поперечной стенкой на две половины. В большей по площади половине располагалась мастерская, о чём свидетельствуют печи для плавки медной руды, хозяйственные ямы, остатки руды, углей.

В меньшей половине жилища располагались хозяйственные ямы бытового назначения, 1-2 очага.

Своеобразная деталь петровских поселений — наличие детских погребений, располагавшихся под полами жилищ. Обнаружены остатки костяков детей грудного возраста и глиняные сосуды, поставленные в изголовье погребённых.

Петровские погребальные памятники представлены детскими кладбищами, подкурганными захоронениями взрослых мужчин-воинов (изредка женщин), подкурганными комплексами с центральной могилой взрослого человека и детских (подростковых) захоронений с кольцевой планировкой по периферии подкурганной площади.

Грунтовый детский могильник исследован у с. Петровка Северо-Казахстанской области на реке Ишим. Вскрыто 32 могильные ямы длиной от 0,5 до 1 м, шириной от 0,4 до 0,8 м при глубине 0,8-1,1 м. В могилах обнаружено 1-3 сосуда, иногда кости животных (барана, козла), в одной были украшения.

Погребения мужчин-воинов или воинов-колесничих, представляющих особую социальную группу, исследованы в могильниках Кенес, Улубай, Берлик, Новоникольское в Северном Казахстане и могильнике Сатан в Центральном Казахстане.

Рис. 3.3. Петровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). План могилы, погребальный инвентарь: 1 — курган 2, могила 2, могильник Нуртай; 2-29 — могильник Нартай, 30 — могильник Сатан; 2, 4, 9—17,19, 20, 23, 24, 26—30 — бронза, 3, 5—8, 25 — паста, 18 — камень, 22 — кость, 21 — раковина

Рис. 3.3. Петровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). План могилы, погребальный инвентарь:
1 — курган 2, могила 2, могильник Нуртай; 2-29 — могильник Нартай, 30 — могильник Сатан; 2, 4, 9—17,19, 20, 23, 24, 26—30 — бронза, 3, 5—8, 25 — паста, 18 — камень, 22 — кость, 21 — раковина

Могильник Сатан включает 3 подкурганных захоронения воинов-колесничих. Насыпи курганов имеют диаметр 8,6-13,3 м, высоту 0,6-1,15 м. Под насыпями зафиксированы рвы шириной 1,5-3,5 м, глубиной 0,35-0,85 м и кольцевая ограда по внутреннему краю рва из вкопанных на ребро каменных плит. В центре каждой из подкурганных площадок отмечено по одной яме. Размеры могильных ям, ориентированных по линии З-В, составляют 3,5-3,8×2- 2,65 м, глубина — 1,07-1,37 м. В юго-западном секторе у плит ограды встречаются кости животных, фрагменты керамики, оставшиеся от поминальных жертвоприношений. В западной части могилы кургана I сохранились остатки полуобгоревшей колесницы. В могиле кургана III сохранился сруб из толстых отёсанных брёвен, перекрытый поперёк плахами и каменными плитами. Захоронения совершены по обряду трупоположения, но они сильно разрушены при ограблении. В могилах найдены фрагменты глиняных сосудов, до пятнадцати костяных псалий прямоугольной формы от уздечного набора, фрагмент позолоченного кольца, бронзовая очковидная подвеска, пастовые бусы, кремневый наконечник стрелы. Могильные ямы в других могильниках имели размеры 4,0×2,5 м, глубину 1,2-1,5 м и были расположены в центре подкурганных площадок с ориентацией по линии З-В. У северо-восточного угла во многих могилах фиксируются выход в виде небольшого выступа и ступенька. Умерших хоронили в полускорченном положении, с кистями рук у лица. Вместе с погребённым клали богатый и многообразный инвентарь, о чём свидетельствуют находки неразграбленного могильника Синташта на юге Челябинской области, в сорока могилах которого найдено свыше 200 изделий из металла, кости, камня: медные вислообушные топоры, копья с несомкнутой втулкой, тесла, двулезвийные ножи, каменные булавы, наконечники стрел, глиняные сосуды. В полуразрушенных могилах в Северном Казахстане найдены каменные булавы, каменные и костяные наконечники стрел, кремневые пластины, костяные щитковые псалии, ножи с намечающейся рукоятью, ножи, шилья и плоские тесла. В каждую могилу ставили несколько глиняных сосудов.

По краю могильных ям на глиняной «подушке» подкурганных площадок или в грунтовых углублениях некоторых курганов зафиксированы костяки коней, уложенных таким образом, чтобы придать им имитацию бега. В некоторых случаях помещали только черепа и кости ног.

Найдены остатки двухколесных боевых повозок или колесниц. Благодаря тому, что колеса ставились в канавки на дне могильной ямы, удалось зафиксировать чёткие отпечатки обода и спиц — диаметр колёс составляет 1-1,2 м, расстояние между ступицами 1,2-1,4 м. Уникальную возможность для реконструкции такой повозки даёт материал могильника Сатан (Каркаралинский район Карагандинской области). Там сохранились полусожженные остатки колёс, платформы и, вероятно, боковых стенок.

Удалось выяснить такие дополнительные детали, как обтягивание обода кожей, вероятнее всего сырой, которая при высыхании стягивала последний и служила шиной. Сохранившийся кусочек кожи имел красный цвет. Кожа крепилась с внутренней стороны костяными гвоздиками. Найдено 4 таких гвоздика. По центру внутренней плоскости обода был круговой паз, внутри которого были выдолблены круглые ямки, куда вставлялись спицы колеса. Сохранился тлен одной ступицы (втулки), куда крепились спицы и проходила ось, на которую насаживали колёса. Платформа повозки-колесницы — деревянная, размером 1,2×0,67-0,75 м.

Рис. 3.4. Петровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Могильник Сатан: 1 — 6,10,11 — глина; 7 — камень; 8 — кость; 12 — бронза (позолоченная)

Рис. 3.4. Петровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Могильник Сатан: 1 — 6,10,11 — глина; 7 — камень; 8 — кость; 12 — бронза (позолоченная)

В таких же по конструкции могилах совершались и погребения женщин с богатым набором инвентаря, в том числе многочисленными украшениями, такими, как желобчатые браслеты, подвески в полтора оборота, металлические бусы и пронизи, бисер, сложные накосники с орнаментированными пластинами, ожерелья из кости и пр.

В погребальных комплексах, совмещающих центральную могилу взрослого с погребениями детей и подростков, захоронения последних совершались в мелких овальных ямах, вырытых в канавообразных углублениях по периферии подкурганной площадки.

Представление о погребальной посуде дает немногочисленная, но выразительная коллекция могильника Сатан. Это — горшки. Они украшены горизонтальными линиями, равнобедренными треугольниками, зигзагами, каннелюрами, ступенчатыми зигзагами, прямоугольными треугольниками, рядами вписанных треугольников, наклонные отрезки, семечковидные вдавления, ямочные вдавления. Техника выполнения орнамента: резная, гребенчатая, вдавленная.

Керамика петровской культуры отличается единообразием на всей огромной территории степной и лесостепной полосы Урало-Иртышского междуречья.

Делались горшки на шаблоне, обернутом тканью.

Для этого периода характерны — земледелие, скотоводство и бронзоволитейное ремесло. Получили развитие гончарство, косторезное ремесло, изготовление колесниц.

Алакульская культура. Памятники алакульской культуры датируются XV—XIII вв. до н. э. Материальная культура алакульцев базировалась на основе культуры петровских племен.

Наиболее известные поселения Алексеевское, Перелески II, Явленка I, Петровка I, Атасу I. Имеющиеся данные позволяют предполагать, что площадь поселений не превышала 10 тыс. м2. Поселения расположены по берегам рек. Жилища полуземляночного типа с углубленным на 0,6-1,3 м. котлованом прямоугольной формы площадью от 100 до 200 м2. Выход, как правило, коридорообразный, ддиной 1-5 м, расположен со стороны реки, в одном из углов котлована длиной от 1 до 5 м. Помещение разделено на две половины поперечной стеной — одна из половин заглублена обычно на 0,4-0,6 м относительно другой. На полу жилищ фиксируются 1-8 очагов в виде овальных ям, каменных выкладок или возвышений из материковой глины. В некоторых жилищах отмечены ямы-колодцы с укрепленными плетнем и глиной стенками, служившими, вероятно, и для хранения продуктов. Имеются небольшие по размеру хозяйственные ямы для отбросов, остатков пищи, костей.

Рис. 3.5. Алакульская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Планы и разрезы могил

Рис. 3.5. Алакульская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Планы и разрезы могил

Конструкция стен и кровли жилищ каркасно-столбовая. Столбы вертикально вкапывались вдоль стен через равные промежутки, укреплялись горизонтально положенными плахами, бревнами или обмазанным глиной плетнем. Наличие центрального ряда столбов позволяет реконструировать крышу как двускатную. Возможны варианты плоской крыши и пирамидально-ступенчатого свода, образуемого венцами деревянных рам, уменьшающихся в размерах от стен к центральной части жилища. Крыша покрывалась ветками, тростником и обмазывалась глиной с золой. Конструкция стен и кровли зависела от наличия подручного строительного материала. Если в лесостепной и отчасти в степной зонах в качестве строительного материала использовалось дерево, то в степной части Центрального Казахстана каменные плиты высотою до полутора метров и каменные плитки, идущие на кладку стен. В припольном слое и в заполнении котлованов жилищ найдены керамика, бронзовые ножи-копья, одно- и двухлезвийные ножи, тесла, шилья, крючки, каменные топоры, мотыги, обломки литейных форм, оселки, костяные трепала, наконечники стрел, проколки, глиняные и костяные пряслица.

Алакульцы хоронили умерших сородичей в окрестностях поселения, выбирая, как правило, возвышенные места. В Северном Казахстане это могильники Перелески, Алексеевский, Конезавод.

В некоторых могилах отмечен одно- или двухвенцовый деревянный сруб. Так, на могильнике Перелески в неразрушенной части могилы кургана 2 зафиксированы остатки двухвенцового сруба и поперечное перекрытие из вплотную уложенных стволов деревьев.

Рис. 3.6. Алакульская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Погребальный инвентарь

Рис. 3.6. Алакульская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Погребальный инвентарь

В Центральном Казахстане курганные насыпи встречаются редко — остаются кольца в виде оград из поставленных на ребро плит, вкопанных в канавки. Многие ограды имеют от 1 до 9 пристроек. Курганные насыпи диаметром 12-18 м имеют высоту до 0,9 м. Так, на могильнике Майтан в Карагандинской области исследованы 51 (основная ограда) и 62 пристройки. Большинство оград имело от 1 до 5 жертвенников; сосуды, черепа и конечности крупного и мелкого рогатого скота, костяки лошадей. Умершего клали преимущественно на левый или правый бок, в скорченном положении с кистями рук перед лицом. Такая поза погребённого придавала сходство с позой младенца в утробе матери, в данном случае утробе матери-земли. Отмечены парные захоронения: мужчины и женщины, женщины с младенцем, иногда положенных лицом друг к другу.

Сопровождающий погребальный инвентарь представлен глиняными сосудами, украшениями, орудиями труда. В могилу ставили 1-3, иногда 4-5 сосудов, располагая их в изголовье, на уровне груди, реже в ногах.

Украшения, составляющие принадлежность женского костюма, в основном изготовлены из бронзы, некоторые из пасты, кости. Так, в могилах Костанайского Притоболья найдены бусы, пронизи, обоймочки, бляшки, гривны, браслеты с гладкими или закрученными в спираль концами, зачастую обёрнутые позолоченной фольгой, пластинчатые накосные подвески, кольца, нередко с закрученными в спираль концами, височные подвески в полтора оборота, часть которых обёрнута позолоченной фольгой.

Украшения имели определенное значение как при жизни, так и в погребальном ритуале, ибо сочетали в себе эстетическую, знаковую, религиозно-магическую функции. Они играли в жизни людей значительную роль, выражая или отражая их мировоззренческие идеи, в том числе идею цикличности и непрерывности жизни человека. Так, например, такая категория украшений, входящая в комплект головного женского убора, как накосники, по мнению Э.Р Усмановой, исследовавшей 13 накосников из 7 петровско-алакульских могильников Северного и Центрального Казахстана, могла символизировать: статус девушки, достигшей брачного возраста (накосники первого типа); статус девушки-невесты (накосник второго типа).

Преднамеренная порча украшений и накосников при исполнении погребального ритуала может трактоваться как разрыв умершей с реальной жизнью, а их помещение в могилу символизирует сохранение её прижизненного социального статуса.

В могилах, где захоронены мужчины, погребальный инвентарь представлен сосудами, орудиями труда или оружием — обоюдоострыми бронзовыми ножами, наконечниками стрел, точильными брусками-булавами, щитковидными костяными псалиями.

Наиболее массовый археологический материал алакульских памятников — керамика — имеет характерные признаки, что позволяет без труда определять её культурную (алакульскую) принадлежность. Горшки алакульского типа имеют уступчик при переходе от шейки к тулову, неорнаментированную полосу по низу шейки), двух- или трёхзональное расположение орнамента по тулову (шейка, тулово, придонная часть), горизонтальные и зигзагообразные полосы из сгруппированных линий, прямоугольные заштрихованные треугольники, упрощённый меандр. Узоры выполнялись резными линиями, отчасти гребенчатым штампом, отмечены ряды вдавлений различных форм. Наряду с нарядно орнаментированными горшками, бытовали и простые по форме баночные как орнаментированные, так и неорнаментированные сосуды.

Наиболее распространёнными комбинациями элементов орнамента были: горизонтальные линии в сочетании с равнобедренными заштрихованными треугольниками; полосы зигзагов с рядом треугольных вдавлений; заштрихованные равнобедренные треугольники с меандром; меандр в сочетании с рядами горизонтальных линий или треугольных вдавлений; горизонтальные линии и ряды зигзага.

Алакульская культура знаменует собой время стабильного развития андроновского общества. Исчезают оборонительные укрепления вокруг поселений, нет погребений с колесницами. На смену воину-колесничему приходит всадник-пастух. Получает дальнейшее развитие скотоводческо-земледельческая направленность хозяйства, развиваются бронзолитейное производство, ткачество, гончарство и другие домашние промыслы.

Фёдоровская культура. Памятники фёдоровской культуры датируются XV—XI вв. до н. э.

Остаётся спорной хронология федоровской культуры: одни рассматривают ее в хронологическом ряду после алакульской, другие — как сосуществующие. Но алакульских памятников нет в восточном, а федоровских — в западном регионах.

Степень разрушения выявленных и исследованных фёдоровских поселений не позволяет реконструировать жилища. Можно лишь отметить, что намечаются две тенденции в развитии домостроения: возведение небольших каркасных наземных построек; строительство крупных прямоугольных сооружений полуземляночного типа.

Так, на однослойном поселении Бишкуль IV в Петропавловском Приишимье выявлена часть каркасного дома площадью 140 м, имевшая в плане форму квадрата с сильно закруглёнными углами. Котлован жилища лишь слегка заглублен в материковый слой. Выход из жилища представлял собой небольшой коридорообразный выступ. В средней части жилища имелась обугленная бревенчатая рама размером 1,3-1,8 м. По расположению рамы и столбовых ям можно предположить, что стены жилища представляли собой наклонно поставленные плахи или брёвна, нижним концом установленные на краю котлована, а верхним — укладывающиеся на бревенчатую раму. Рама в свою очередь опиралась на вертикально вкопанные столбы, которые располагались в 1,5-2 м от внутренних границ помещения. Верхняя часть крыши опиралась на центральную раму (ее остатки зафиксированы на полу жилища), под которой устраивались очаги. Жилище, таким образом, имело усечённо-пирамидальную форму. Стенки для утепления обкладывались дёрном, золой.

Крупные прямоугольные сооружения полуземляночного типа известны на поселениях Новоникольское I (жилище 4) в Петропавловском Приишимье и Атасу I (Карагандинская об¬ласть). Так, площадь жилищ на поселении Атасу I составляет 150-200 м2. Частично фёдоровские жилища сохранились на поселениях Усть-Кенетай и Акимбек, расположенных в Карагандинской области.

Единственный фёдоровский жилой комплекс, представляющий единый архитектурный ансамбль, раскопан на поселении Икпень I (средний слой). Вскрыто 8 построек-полуземлянок овальной в плане формы, глубиной 0,2-0,4 м, площадью 80-120 м. Жилища имели по одному выходу в углу или в стене. На полу зафиксировано от 1 до 4 очагов, 2-5 хозяйственных и 10-32 столбовых ям, ямы-хранилища, аналогичные алакульским, 1-2 колодца глубиной до 3 м, стенки которых укреплялись плетнем. По мнению А.А. Ткачёва, постройки по назначению подразделяются: собственные жилища для членов общины; жилища-мастерские семей костореза и металлурга; жилища для служителей культа.

Рис. 3.7. Федоровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Планы могил

Рис. 3.7. Федоровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Планы могил

Это первый случай функционального на¬значения жилищ, отмеченный для фёдоровской культуры.

Коллекция керамики поселения Икпень I представлена 6 целыми и фрагментами от 500 сосудов. Сосуды изготовлены тщательно, поверхность часто залощена, в тесте примесь песка и шамота, реже дресвы, слюды, раковин. Преобладающей техникой выполнения орнамента является гребенчатая. По форме выделены 2 группы сосудов: плавно профилированные горшки и слабо профилированные горшечно-баночные сосуды. Часть сосудов орнаментирована «очень нарядно гребенчатым штампом с выделением зон по шейке и тулову» с разделением зон желобками или рядами вдавлений. На сосудах первой группы преобладают геометрические узоры: треугольники косоугольные, прямоугольные, равнобедренные, меандр, фестоны, «ковровые узоры». На менее «нарядных» сосудах орнамент представлен горизонтальными линиями, рядами насечек и вдавлений, зигзагом, ёлочкой, выполненных наполовину резной техникой. У сосудов второй группы орнамент преимущественно резной, в виде горизонтального зигзага, елочки, вдавлений, желобков.

Найдены листовидные ножи, втульчатый чекан, обломки литого височного кольца и топора, костяной двудырчатый щитковый псалий, обломки глиняных литейных форм.

Курганы составляют треть погребальных сооружений, а две трети-ограды прямоугольной и круглой формы.

В 37 оградах и курганах, а также в 3-х пристройках в виде маленьких оград зафиксировано 47 могил, в том числе каменных ящиков — 25, грунтовых ям — 14, цист — 6, комбинированных ящиков-цист — 2. Глубина могил колеблется от 0,45 до 1,55 м, причем в наиболее глубоких, более 1 м, могилах каменные плиты ящиков оказываются заглубленными до 0,5 м.

Преобладающая ориентировка могил по линии З-В и ЮЗ-СВ.

Обряд погребения в 37 могилах следующий: в 24 могилах отмечены отдельные кости погребенных по обряду трупоположения и в 13 могилах — по обряду трупосожжения.

Отличительным признаком некоторых погребальных сооружений является наличие двойной ограды, вписанных одна в другую внешней и внутренней, и даже тройной. Встречаются исключения и в позе погребенного — так, по мнению А.Х. Маргулана, захоронение умершего в одной из могил ограды 11 могильника Канаттас было совершено в положении сидя.

Погребения всегда сопровождают 1 или 2 сосуда. Бронзовые и другие изделия встречаются редко.

Комплекс керамики могильников представлен горшками, банками. А.Х. Маргулан дал в своё время общую характеристику керамике нуринского (фёдоровского) этапа. Горшки, плавно профилированные с отогнутой наружу шейкой, имеют плавный, иногда заостренныи венчик. Дно плоское, иногда с поддоном.

Рис. 3.8. Федоровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Погребальный инвентарь

Рис. 3.8. Федоровская культура (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Погребальный инвентарь

Орнаментальная зона занимает, как правило, верхнюю половину сосуда, изредка бывает вторая зона у дна. Сочетание треугольников, меандра, параллельных каннелюр образует «сложный, красивый ковровый орнамент». Орнамент наносился гребенчатым и гладким штампами. Характерными являлся орнамент из косых треугольников и угловых треугольных вдавлений палочкой. Цвет поверхности сосудов светло-коричневый, серый, чёрный, в тесте визуально фиксируется примесь дресвы и песка. Из элементов орнамента встречается «ёлочка», горизонтальный зигзаг, ряд наклонных отрезков. Орнамент банковидных сосудов, располагающийся под венчиком, в верхней трети тулова, не выразителен и представлен горизонтальными рядами вдавлений, зигзагом, «ёлочкой», желобками. Среди керамических комплексов могильников с фёдоровской керамикой А.Х. Маргулан отмечает комплекс Бугулы I, могилы которого отличаются от синхронных погребений, особенно керамикой. В них преобладает один тип посуды, для которой характерна завершённость форм. Это изящные «вазовидные» горшки с красивым зонально расположенным орнаментом и иногда с поддоном, который придаёт им стройность.

Погребальный инвентарь фёдоровских захоронений сравнительно беден, мало изделий из бронзы, кости, пасты.

Памятники дандыбай-бегазинской культуры. Раннебегазинский этап эпохи поздней бронзы полнее всего характеризует погребальный комплекс Аксу-Аюлы II (южнее г. Караганды). Он состоит из однотипных земляных курганов, обрамленных по основанию кольцевыми оградами из крупных гранитных плит, врытых на ребро.

Рис. 3.9. Карта памятников эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана (по А.Х. Маргулану): 1 — менгиры; 2 — зооморфные каменным изваяния; 3 — наскальные изображения; 4 — курганы-ограды с каменной насыпью; 5 — мавзолеи; 6 — поселения; 7 — курганы-ограды со смешанной насыпью

Рис. 3.9. Карта памятников эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана (по А.Х. Маргулану):
1 — менгиры; 2 — зооморфные каменным изваяния; 3 — наскальные изображения; 4 — курганы-ограды с каменной насыпью; 5 — мавзолеи; 6 — поселения; 7 — курганы-ограды со смешанной насыпью

Самый большой курган — в комплексе Аксу-Аюлы II высотой 2 и диаметром 30 м. Под насыпью находились четыре вписанных друг в друга каменных сооружения: три ограды и массивный каменный ящик из четырех больших плит. Первая, наружная, ограда состояла из крупных плит гранита, врытых на ребро. Вторая сложена техникой горизонтальной кладки из специально подобранных прямоугольных плит. Кладка начиналась от дневной поверхности того времени. Внизу стены строго вертикальны, выше они возводились с некоторым наклоном внутрь. Третья, малая, ограда вписана во вторую. В плане она имеет подпрямоугольную форму и закруглена на углах. Как и вторая ограда, она эллипсовидной формы. В ней у западной и восточной стен дополнительно поставлено на торец по одной огромной плите. На эти плиты приходилась основная нагрузка от перекрытия сооружения. В центральной части погребального сооружения, в грунтовой яме площадью около 4 кв. м и глубиной свыше 1,5 м, находился массивный каменный ящик, сверху закрытый двумя большими плитами. Вымосткой из гравия, щебня и глины был залит и пол погребальной камеры. В каменном ящике кургана находился скелет человека в вытянутом положении.

Глиняный сосуд из этого кургана может служить примером керамической посуды переходного периода. По форме и мотивам орнамента он близок к андроновским. Венчик его украшен заштрихованными треугольниками и желобчатыми углублениями. Верхнюю часть тулова опоясывает изящный меандр и поясок из круглых ямочек величиной с горошину. Техника нанесения орнамента здесь — это крупный гребенчатый штамп с поперечными зарубками, характерный для поздней бронзы Центрального Казахстана.

[adsense]

К развитому этапу дандыбай-бегазинской культуры относятся некрополи Бегазы, Айбас-Дарасы, Аккойтас, Дандыбай, Ортау III, Сангру III и поселения Улутау, Шортанды-булак, Каркаралы III. Это могильники и поселения, которые характеризуются законченностью архитектурно-строительных жилых и культовых сооружений, разнообразием новых видов шаровидной керамики. Особенно примечательны плиточные ограды могильника Бегазы.

Бегазинские сооружения представляют собой одно- или двухкамерные постройки квадратной формы, стороны которых строго ориентированы по сторонам света. Стены внутреннего квадрата врыты в грунт, облицованы плоскими гранитными плитами, установленными вертикально, или горизонтально выложены из бутового камня. Выше борта вкопанной части сооружения возвышается надземная стена высотой до одного метра. Она сплошь облицована массивными, плотно пригнанными друг к другу гранитными плитами, вкопанными на торец вертикальными рядами.

Рис. 3.10. Аксу-Аюлы II. Общий вид двойных стен гробницы из кургана 3 (по А.Х. Маргулану)

Рис. 3.10. Аксу-Аюлы II. Общий вид двойных стен гробницы из кургана 3 (по А.Х. Маргулану)

Для возведения бегазинских памятников подобраны глыбы гранита серого цвета, выходы которого находятся неподалеку от сооружений. Некоторые прямоугольные плиты постройки весят до трех тонн. Чтобы придать прочность и устойчивость стенам, они вкопаны в грунт на одну треть их высоты, но при этом возвышаются над окружающей равниной на 2-2,5 м.

Вертикальными опорными столбами и вспомогательными подпорками служили длинные, хорошо отесанные, четырехугольные каменные колонны. Ими укреплены стыки вертикальных облицовочных плит, угловые соединения внутренних и внешних оград. Кроме того, вместе со стенами они поддерживают массивную каменную кровлю погребального сооружения. В больших оградах число таких столбов доходит до 14. По своему устройству и назначению они напоминают опорные деревянные столбы в жилых строениях бронзовой эпохи.

Одно из наиболее крупных сооружений бегазинского комплекса представляет собой плиточную ограду в виде квадрата по наружному обмеру 9,6х9,6 м, по внутреннему — 6×6 м. Внутренние стены ограды облицованы и заглублены приблизительно на 0,7 м. Общая высота кладки 2,1 м, причем на высоту наземной части приходится 1,3 м. Вторая, наружная, стена имеет ту же высоту — 1,3 м. Полое пространство между облицовочными кладками заполнено осколками камней, залито мокрой глиной и плотно утрамбовано. Тщательно сглаженная верхняя плоскость этой двухметровой стены служила полкой для размещения на ней глиняной посуды и других вещей. Судя по обилию черепков, на полке стояло несколько десятков тонкостенных керамических сосудов. Над полкой нависали мощные глыбы гранитных плит, которыми облицованы наружные стены сооружения. За счет них и перекрытия внутреннего помещения образована обходная галерея по всему периметру здания. Все стены сооружения поддерживаются рядами опорных столбов четырехгранной формы. Перекрытие внутреннего помещения состояло из нескольких рядов каменных плит. Для перекрытия употреблены плиты, по размеру соответствующие пролету внутреннего помещения, разделенного рядами каменных столбов на две трехметровые половины. Деление внутреннего помещения на два пролета продиктовано необходимостью уменьшить расстояние шестиметрового пролета, сделать его доступным для перекрытия плитами трехметровой длины. Такое перекрытие одним концом опиралось на мощные стены, другим — на внутренние столбы, расположенные рядами по продольной оси сооружения. Вход в мавзолей, сделанный с восточной стороны, обставлен крупными и высокими плитами. Ко входу пристроен коридор длиной 9 м и шириной 4 м. Он сложен способом горизонтальной кладки из бутового камня.

Интересной особенностью «мавзолеев» Бегазы были алтарные устройства для расстановки ритуальных предметов и для жертвоприношений. Это «земляной стол» или полка, оставленные при срезе котлована для основания сооружения. Поверхность стола пропитана жиром и органическими остатками. Там же сохранились следы жертвоприношений и пищи в виде большого скопления бараньих костей. На жертвенный стол ставилась глиняная посуда. Здесь же находились украшения и предметы вооружения.

На позднем этапе на смену сложным погребальным постройкам предшествующего времени приходят простые конструкции в виде крупных каменных ящиков без оград. Это памятники в горах Кент близ Каркаралинска, в урочищах Айдарлы, Бугулы II, Курулыс.

Глиняная посуда еще сохраняет традиции предшествующего времени. Но преобладающими становятся горшки котлообразной формы с сильно выпуклыми боками, короткой шейкой и отогнутым наружу венчиком, сосуды с так называемым воротничком — оттянутой на внешнюю сторону закраиной и, наконец, горшки с налепным валиком на шейке. Орнамент наносится, в основном, гладким штампом в виде поясков из косых насечек, крестиков, перекрещивающихся прямых, горизонтальных елочек. На некоторых горшках встречаются ямочный, ногтевой, полулунный, семечковидный орнаменты, выполненные концом палочки. Шейки отдельных сосудов украшают так называемые «жемчужины» — выпуклые кружки, получившиеся в результате выдавливания круглой палочкой изнутри горшка.

Кроме погребальных сооружений к поздней бронзе относятся поселения Суук-булак, Тагий-булак.

В конструкции жилищ с каменными стенами при сохранении традиционных черт предшествующего времени господствующими становятся сооружения наземного типа. Дома прямоугольного типа, с северной и восточной сторон к ним примыкают каменные пристройки с выходом. Внешние стены сооружения отличаются большой толщиной, в 1,5-1,7 м; они сложены двумя рядами вертикально вкопанных массивных каменных плит, пространство между ними забутовано мелкими обломками камней вперемешку с землей. Внутренние перегородки между жильем и пристройками также возведены из камня, но они меньшей толщины.

Племена эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана развивались в тесной взаимосвязи с родственными племенами Южного Зауралья (замараевская культура), Алтая и Енисея (карасукская культура). Керамические изделия, бронзовые орудия, предметы быта и украшения, характеризующие материальную культуру этих областей, отдаленных друг от друга протяженными степными пространствами, весьма близки, что подтверждает тесную культурную и экономическую связь между древними племенами.

Поселение Кент. Одним из наиболее интересных памятников эпохи бронзы, дандыбай-бегазинской культуры является поселение Кент. Оно исследовано коллективом археологов, руководимых В.В. Варфоломеевым. Это поселение является центральным в микрорайоне, расположенном в 220 км к юго-востоку от Караганды, в Кентских горах. Главный водный источник микрорайона — р.Кызылкеныш, длиной 25 км. Здесь сосредоточено 12 поселений и 10 могильников эпохи поздней бронзы.

Площадь культурных отложений, занятая постройками на позднем этапе,— 150 000 кв. м. Это самое большое из известных сейчас в Казахстане поселений. Вполне вероятно, что одновременно с Кентом функционировали левобережные поселения Алат, Алат I, Алат II. Кент и эти три поселка разделяли только р. Кызыл-кеныш и неширокая пойма. В таком случае все четыре поселения можно считать одним. Его площадь по замерам между крайними объектами превышает 300 000 кв. м, а число построек — 130. Общее количество зафиксированных построек на поселениях в Кызылкентской долине — 167. Синхронное функционирование всех домостроений маловероятно. Условно одновременно обитаемы были лишь 100 жилищ во всей долине. Каждый жилой дом населяла одна семья. Скорее всего, это были расширенные семьи, состоявшие из 12-14 человек.

Хозяйство имело комплексный скотоводческо-земледельческий характер. Все доказательства земледельческих занятий в степях Центрального Казахстана имеют косвенное значение: приуроченность поселений к пойме, находки бронзовых серпов-косарей, зернотерок с ладьевидными курантами, каменных пестов и мотыг. На Кенте найдена одна каменная мотыга.

Рис. 3.11. Керамика Дандыбая (по А.Х. Маргулану)

Рис. 3.11. Керамика Дандыбая (по А.Х. Маргулану)

Почти все потребности в пище удовлетворялись посредством высокоэффективного животноводства, в том числе и в результате обмена скотоводческой продукцией на земледельческую.

Обитатели Кентских гор, как и их соплеменники по всей Сары-Арке, разводили крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, лошадей.

Охотились на сайгу, марала, кулана, кабана, волка, лося, корсака, архара, крупных птиц. Малочисленным видом домашних животных был верблюд.

Увеличение доли лошади и овцы в стаде у дандыбаевцев Кентского района свидетельствует о возрастании подвижности скотоводческого хозяйства. Это было уже не пастушеское скотоводство, как у андроновцев. Это было полукочевое хозяйство. Центром микрорайона из небольших поселков было поселение Кент. Его центральное положение, размеры, количество жилищ и некоторые другие параметры позволяют видеть в нем не просто крупный населенный пункт, а зарождающийся город.

Городской статус древних поселений подразумевает целый ряд археологически фиксируемых признаков: 1 — площадь; 2 — численность населения; 3 — монументальная (храмовая) архитектура; 4 — сельскохозяйственная округа; 5 — ремесленное производство; 6 — обмен; 7 — социальная стратификация.

Эта формула города не абсолютна в археологических исследованиях.

Поселки скотоводов Сары-Арки эпохи бронзы обычно невелики — от 0,1 га до 2 га. Появление очень крупных населенных пунктов свидетельствует об их особой роли.

На Кенте исследована так называемая «Большая ограда», которую можно трактовать как постройку общественного значения. Она почти прямоугольная в плане, ориентированная длинными сторонами по линии СЗ — ЮВ.

Реконструируемая высота «Большой ограды» около 1 м. Скорее всего, «Большая ограда» предназначалась для проведения общественных церемоний, в том числе и обрядовых.

Рис. 3.12. Поселение Кент (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Изделия из кости (сверху) и бронзы (снизу)

Рис. 3.12. Поселение Кент (по В.В. Евдокимову, В.В. Варфоломееву). Изделия из кости (сверху) и бронзы (снизу)

При раскопках найдено более 100 целых бронзовых изделий.

Многочисленны резные изделия из кости и рога. Весьма вероятно, что эти великолепные образцы прикладного искусства изготавливали косторезы-профессионалы.

На Кенте обнаружены достаточно надежные доказательства взаимодействия населения с отдаленными районами.

Среди керамики кентских поселений и могильников имеется среднеазиатская станковая времени поздней Намазга VI, карасукская, еловская, тагискенская.

На 10 могильниках Кызылкентской долины зафиксировано 240 могильных сооружений. Всего раскопано 60 конструкций. Ведущим типом построек являются подквадратные ограды из гранитных плит, уложенных плашмя в один (редко в несколько) слоев (I тип). Внутри ограды — прямоугольный или почти квадратный ящик из вертикально установленных плит. Захоронения совершены на уровне материка, на поверхности или ниже материка на 5-10 см. Размеры таких оград варьируют от 1,2×1,4 м до 4,0х4,1 м, ящиков — от 0,6х0,8 м до 1,4×1,6 м.

Сооружения II типа отличаются большими размерами (ограды до 9,0х8,5 м, каменные ящики до 2,7х3,0 м); многослойной кладкой стен; неглубокими ямами для приготовления строительного раствора у стен гробниц; увеличением количества сосудов в погребальном инвентаре. Постройки II типа в свое время получили название мавзолеев и хорошо известны по раскопкам А.Х. Маргуланом некрополей Бегазы, Бугулы III, Сангру I, Айбас-Дарасы, Дандыбай. Принадлежность мавзолеев к категории погребений высокого социального ранга сомнений не вызывает.

Местом проживания вождей были густонаселенные поселки типа Кента зимой и степные становища летом. Они же формировали военные отряды и торговые караваны и совершали далекие экспедиции с использованием верховых лошадей.

Главной статьей экспорта Кентского населения следует считать металл. Его производство и распределение контролировались элитой. Предметом обмена мог быть скот и животноводческая продукция.

Социальная элитарность этой степной аристократии сочеталась с накоплением богатства, формировавшимся в процессе увеличения поголовья стад, возрастания масштабов металлургического производства им подконтрольного. Шел процесс сложения государственных образований.

На территории Восточной Сары-Арки можно предполагать существование нескольких объединений, подобных кентскому. Некоторые из них можно — локализировать вокруг поселений Мыржик, Шортанды-Булак, Бугулы II, Бегазы I. Эти памятники синхронны Кенту и близки к нему по размерам, находкам резной кости, обилию металла. Вокруг них наблюдается концентрация поселений и могильников, имеются постройки II типа — мавзолеи.

Там также происходили процессы, связанные с формированием государства.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014