Археологические памятники Жетысу-Семиречья

Начиная с XV века до н. э., племена андроновцев стали продвигаться на юг. До сих пор нет единого мнения о причинах миграции больших групп населения. Некоторые специалисты предполагают, что к этому времени количество населения значительно увеличилось и продвижение их на юг и юго-запад было связано с недостатком пастбищ. Другие исследователи называют основной причиной расселения андроновцев наступившую в середине II тыс. до н. э. засуху. Изменение климата заставило андроновцев искать новые пастбища в Жетысу. В этот период коня начали широко использовать под верховую езду, что способствовало возможности дальних миграций. Это предположение, однако, не подтверждается археологическими материалами: массовое осваивание коня под верховую езду происходит значительно позже расселения андроновцев. Вероятно, что именно изменение климата, рост численности населения и поиски новых земель и явились причинами миграций андроновских племен в Жетысу-Семиречье.

В предгорной зоне Джунгарского Алатау, в восточной оконечности Заилийского Алатау и Кунгей Алатау достаточно четко прослеживаются традиции андроновской культуры Сибири. В могильниках среди женских украшений встречаются серьги с раструбом, в погребальном обряде преобладает трупосожжение. Отличия имеются в устройстве погребальных камер из дерева в могильниках Кульсай, Узунбулак, Алгабас, исследованных в верхнем течении реки Чилик. На юго-западе Жетысу эти признаки встречаются значительно реже.

Андроновское население в западной части Жетысу, видимо, появилось в середине II тыс. до н. э., поскольку этим временем датируется наиболее древняя часть погребений в урочище Тамгалы, в горах Анрахай и Киндиктас. Предположительно в это же время группы населения продвинулись в долину реки Коксу, но основное заселение предгорной равнины в Джунгарском Алатау относится к XII — Х вв. до н. э.

В XI — X вв. до н. э. были освоены высокогорные пастбища в долинах рек Тургень, Асы, Чилик, Кегень.

В эпоху поздней бронзы функционировали поселения Талапты на реке Коксу, Теренкара в черте города Алматы, Тасбас в горах Баян-Журек.

Таким образом, освоение племенами эпохи бронзы территории Жетысу продолжалось в течение нескольких столетий, вплоть до VIII века до н. э.

В Жетысу выявлены многочисленные памятники эпохи бронзы: могильники, поселения и наскальные рисунки. На территории юго-западного Семиречья могильники располагались в широкой долине между хребтом Кульджабасы и Чу-Илийскими горами; в урочище Ой-Джайляу и в горах Анрахай. В северо-восточном Жетысу памятники обнаружены в долине реки Коксу и на высокогорных плато в Джунгарском Алатау, в горах Баян-Журек, в долинах рек Кульсай и Чилик. В центральном Семиречье памятники обнаружены в предгорной зоне — в урочище Майбулак вблизи Алматы, у села Аксай, на территории города Алматы и в высокогорных районах, долине рек Асы, Саты, Кегень.

Первоначально андроновцы расселялись по берегам небольших степных рек. Поселения в Семиречье состояли из жилищ и хозяйственных построек. В XII — X веках население продвинулось в предгорья. На рубеже II — I тыс. до н. э. были заселены высокогорные районы в Заилийском Алатау, Кунгей Алатау и Джунгарском Алатау. Появляются крупные поселения, состоящие из нескольких десятков жилищ, например, Муздыбулак. Разнообразней стали технические приемы строительства. Если на ранних этапах андроновцы строили дома в виде полуземлянок, то в период поздней бронзы жилища стали врезать в склоны гор, используя выходы скальных пород в качестве естественных стен. Поселения устраивали на южных склонах, где теплее и в зимнее время температура всегда выше на несколько градусов.

В Жетысу редко встречаются характерные для Центрального Казахстана сдвоенные жилища с хозяйственными пристройками для скота. Неизвестны здесь и постройки из каменных плит. Наиболее типичными в Жетысу были большие дома — полуземлянки округлой и прямоугольной формы. В ряде случаев по расположению столбовых ям, остаткам бревен и камыша можно определить, что крыши в небольших жилищах были двускатными. В больших домах иногда встречаются четырехскатные крыши. Многие жилища строились с коридором, постепенно спускающимся внутрь дома.

Очаг обычно устраивался в центре дома из каменных плит, вкопанных на ребро, и имел проем для выгребания золы. На некоторых поселениях встречаются очаги овальной формы, изготовленные из глины. В жилищах, состоящих долгое время из одного помещения, иногда встречаются 2-3 очага, устроенных на разном уровне, что свидетельствует о том, что помещения перестраивались.

Приведем характеристику некоторых из поселений, найденных и исследованных археологами.

Поселение Асы I расположено на берегу одноименной реки, на высоте 2400 м над уровнем моря. Исследование его проводилось А.Н. Марьяшевым. До раскопок на поверхности прослеживались каменные выкладки, ограничивающие, видимо, территорию поселения. В ходе раскопок были вскрыты основания трех стен большого жилища. Толщина стен жилища была около 0,5 м.

Вероятно, вначале был вырыт котлован, затем возводились стены из камней на глиняном растворе. Чтобы стены не завалились внутрь помещения, их строили с наклоном наружу, таким образом они опирались на края котлована и не сползали внутрь дома.

В целом жилище представляло собой полуземлянку, заглубленную на 1,2-1,3 м, со стенами, сложенными из камней. Крыша, вероятно, была двускатной и делалась из деревянных плах. Опиралась крыша на деревянные опорные столбы. На полу, обмазанном глиной, зафиксированы ямки от таких столбов. Дом состоял из нескольких отсеков, отделенных перегородками.

Многочисленные напластования внутри свидетельствуют о том, что это было долговременное жилище. Керамика, найденная в жилище, датируется периодом поздней бронзы. Радиоуглеродный анализ костей животных позволил определить дату — 3040 лет, то есть XI в. до н. э.

На поселении найдено много костей крупного рогатого скота и овец и мало костей лошади.

Месторасположение поселения доказывает, что уже более 3-х тысяч лет тому назад население Жетысу освоило высокогорные пастбища.

Поселение Талапты находится на высоком берегу реки Коксу, на высоте около 800 метров над уровнем моря, у подножия хребта Ешки-Ольмес. Его исследовал А.Н. Марьяшев и А.А. Горячев. Долина Коксу была благоприятным местом для жизни. Здесь зимой было теплее, чем в степи, так как хребет с севера защищал долину от холодных ветров, а на южных склонах снега не было, что позволяло скоту добывать корм даже зимой. В пойме реки было много леса.

На правом берегу реки, как выявили исследователи, на протяжении 15 км сплошь тянутся древние поселения, могильники и святилища. Этот регион был своеобразной экологической нишей, плотно заселенной в последней трети II тысячелетия до н. э.

До начала раскопок на поверхности поселения прослеживались каменные выкладки прямоугольной формы, были собраны фрагменты зернотерок и несколько каменных пестов. Основная часть поселения была смыта рекой. На сохранившемся участке было расчищено несколько каменных полуземлянок и один «большой» дом размерами 16 на 18 м, заглубленный в землю на 1 м. Вход имел «Г»-образную форму. В центре жилища располагался очаг прямоугольной формы, размерами 2,4х2,2 м, устроенный из плит, врытых на ребро, он был заполнен золой. К востоку от очага были устроены ямы. Одна из ям была выложена камнями, предположительно это было хранилище — кладовая. Вторая яма, заполненная костями животных и фрагментами битой посуды, вероятно, была мусорной.

Вдоль всей северной стенки тянулась выкладка из крупных камней, покрытая слоем золы, ее протяженность — 15 м, и ширина 1,6 м. Люди в то время еще не умели строить печей с дымоходом, поэтому топили «по-черному», а золу высыпали на камни для того, чтобы сохранить тепло до утра. Дым выходил через отверстие в крыше, видимо, поэтому кровля часто горела. Не случайно при раскопках на поселениях на полах часто находят обгорелые доски и угли. Каменная выкладка, засыпанная золой,— по форме это прототип суфы. На ней работали и отдыхали люди. Здесь были обнаружены» каменные песты, куски медной руды, костяные наконечники стрел листовидной формы, лощила, трубки, проколки из кости, отполированные камни с желобками для привязывания веревки (боласо). Последние использовались для ловли животных, при броске веревка, утяжеленная камнями, опутывала ноги животного.

На полу жилища найдено множество бытовых вещей: точил, ножевидных пластин, каменных ножей, скребел, мотыг, крышек от сосудов, пряслиц. У входа в помещение с восточной стороны в небольшой нише, устроенной прямо в стене с наружной стороны, было обнаружено два целых керамических сосуда. Один из горшков, меньший, был вставлен в другой, большего размера. Вероятно, эти сосуды и их содержимое служили своеобразным оберегом для дома. Поселение Таланты существовало длительное время (конец II — начало I тыс. до н. э.), а его жители вели комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство.

В основном разводили овец, их в стаде было 75 %, коровы составляли 20 % и 5 % — лошади.

Могильник Ой-джайляу 3, изученный А.Н. Марьяшевым,— самый крупный из обнаруженных на плато в горах Киндиктас. Он находится у края оврага, занимая площадь около 2500 кв. м, и состоит из оград, сложенных из камней подквадратной и трапециевидной форм. Внутри оград устроены каменные ящики из крупных плит, вкопанных на ребро. Сверху они были накрыты плоскими плитами. Внутри устроенной таким образом могилы встречается захоронение одного взрослого человека. В трех таких же ящиках находились парные захоронения. Встречаются конструкции из спаренных ящиков. Детей хоронили в небольших ящиках и грунтовых могилах. Умерших помещали в могилу головой на запад, в скорченном положении на боку.

Встречаются также трупосожжения, когда в могилу помещались останки кремированных покойников, — обожженные кости и пепел.

Схожие по конструкции и инвентарю могильники исследовались в урочище Каракудук, Тамгалы, в горах Кульжабасы близ станций Анрахай и Курдай.

Известным памятником Семиречья является исследованный А.Г. Максимовой Каракудукский могильник, расположенный у подножия северо-восточных склонов Чу-Илийских гор. В каменных ящиках, перекрытых каменными плитами, погребены дети и подростки. В цистах — могильных камерах из плашмя положенных напуском внутрь друг на друга каменных плит и перекрытых плитами — захоронены взрослые. Некоторые ящики как с детскими, так и погребением взрослого заключены в оградки круглой, овальной или прямоугольной формы. Все костяки лежали в скорченном положении, головой на запад — северо-запад. В детских погребениях (некоторые из них перекрыты каменными плитами) в изголовье стояло по одному небольшому неорнаментированному глиняному сосуду. В погребениях взрослых обнаружены обломки больших сосудов, бронзовые бусы и бронзовое зеркало с петлеобразной ручкой с обратной стороны.

Иная традиция погребального обряда и самих конструкций была распространена в горных районах восточного Семиречья. В долине реки Чилик были обнаружены крупные ограды подпрямоугольной формы, сооруженные из каменных плит. В центре ограды, в яме на глубине до 2 м, располагается деревянная конструкция из нескольких бревен тянь-шанской ели. В таких ящиках встречаются исключительно захоронения по обряду кремации нескольких человек, керамическая посуда и бронзовые украшения. Могильники такого типа исследовались на реке Кульсай, близ сел Алгабас, Узунбулак, Жалысай.

Отдельную многочисленную группу составляют памятники на территории Алматы.

Расположение Алматы в предгорьях Заилийского Алатау с плодородными почвами и обилием горных рек обусловило особую привлекательность этого места.

Предгорная зона обеспечивала возможность быстро отгонять скот на горные пастбища или в степную зону, не удаляясь от поселения более чем на 2 дня пути. Развивалось и земледелие. Наличие леса, камня и глины значительно облегчало и ускоряло строительство поселений, уже во II тыс. до н. э. территория Алматы заселяется андроновскими племенами.

Археологические памятники эпохи бронзы в регионе и на территории города, к сожалению, большей частью разрушены современной застройкой.

Однако находки кладов на территории Алматы и нескольких сохранившихся поселений дали интересную информацию о жизни населения. В различных районах Алматы при строительных работах было сделано много случайных находок предметов бронзового века. Наибольший интерес представляют так называемые «Каменский» и «Турксибский» клады.

«Каменский клад», который был найден на территории санатория «Каменское плато», состоял из тесла, двух втульчатых желобчатых долот и керамического сосуда. Все предметы были обнаружены на глубине 1 м.

«Турксибский клад» найден на территории санатория «Турксиб» в предгорной зоне Заилийского Алатау на высоте около 1100 м над уровнем моря. Он был открыт случайно при рытье траншеи на глубине 3 м. Клад состоял из каменного песта, фрагментов керамического сосуда и бронзовых изделий: вислообушного топора, втульчатого копьевидного долота, черешкового наконечника копья листовидной формы, ножа с рукоятью и трех серпов. Топор отлит в двухстворчатой форме, литейные швы были заглажены. Такие топоры применялись как в быту, так и в качестве оружия ближнего боя. Нож был отлит, в отличие от других предметов, в односторонней литейной форме, лезвие было оттянуто методом ковки. Рукоять ножа была орнаментирована со стороны, прилегавшей к литейной форме, и имела отверстие для подвешивания. Серп, так же как и нож, был украшен с одной стороны тремя широкими полосами.

Наиболее ранние изделия из кладов дати¬руются XIV—XII вв. до н. э., а наиболее позд¬ние — XII — XI вв. до н. э.
Поселение Теренкара находилось на север¬ной окраине города Алматы. Оно, по мнению исследователя Ф.П. Григорьева, было временным и сезонным. Его обитатели проживали в округлых, слегка углубленных в землю жили-щах. Исследования позволили установить, что жители поселения вели комплексное хозяйство, занимаясь скотоводством и земледелием. Скотоводство являлось преобладающим. В пользу этого свидетельствует сам тип жилища — временные сезонные постройки — и место-расположение в предгорной зоне, которое да¬вало возможность в летнее время перегонять скот на джайляу. В составе стада преобладал крупный рогатый скот. На поселении найдена керамическая посуда с орнаментом по венчику и горловине, зернотерки и каменные песты. Часть посуды была изготовлена на гончарном круге. Встречается керамика, покрытая росписью, выполненной красной краской, в виде заштрихованных треугольников. Находки расписной керамики указывают на то, что уже в ту эпоху имели место достаточно тесные связи с населением Средней Азии, в частности с Ферганой, — одним из центров изготовления расписной керамики. Датируется поселение IX—VIII вв. до н. э.

Поселение Бутакты-1 расположено в пред¬горной зоне, на юго-восточной окраине города Алматы, у подножия горы Коктюбе. Оно раскапывалось отрядом, руководимым А.А. Горячевым.

Поселение находится на вершине холма на правом обрывистом берегу реки Жарбулак (Казачка). Территория памятника представляла собой ровную террасу правого берега реки, протяженностью 1,5-2 км и шириной до 1 км. Основная часть археологического комплекса разрушена современной застройкой, сохранилась лишь его западная часть.

В результате археологических исследований было установлено, что на сохранившемся участке было расположено несколько жилищ. Из них полностью раскопано одно, которое представляет собой полуземлянку квадратной формы, размерами около 120 кв. м. Вход в неё устроен с юго-восточной стороны в виде пандуса, плавно спускающегося к полу. Для устройства жилища был вырыт котлован, глубиной 1,2 м. Вдоль стенок котлована были установлены ряды столбов. Стенки жилища составлены из тонких бревен и горбылей и заштукатурены внутри и снаружи глиной с добавлением красящего вещества (охры) кирпичного цвета. По центру жилища вокруг очага были врыты четыре массивных деревянных столба, составлявшие, вероятно, опорные конструкции крыши. Крыша — четырехскатная, — скорее всего, имела отверстие для выхода дыма от очага. Все ямы для опорных столбов были забутованы камнями. В строительстве жилища использовалась тянь-шанская ель.

Пол плавно понижается к центру жилища. Он трижды заливался новым глиняным раствором. В полу обнаружены многочисленные ямы хозяйственного назначения с фрагментами костей животных и керамики. Вдоль стенок найдены керамические сосуды.

В центре жилища был обнаружен очаг овальной формы, сделанный из глины. Толщина прокала внутри очага составляет около 0,5 м, что говорит об очень длительном его использовании. С северной и северо-западной стороны от очага были устроены крупные хозяйственные ямы-холодильники, диаметром 1 м и глубиной до 70 см. В этих ямах обнаружены каменные выкладки по периметру, толщиной до 40 см, а также кости крупного и мелкого рогатого скота.

Среди находок наиболее многочисленными являются каменные и костяные орудия труда, фрагменты керамических сосудов, а также изделия из бронзы. Каменные орудия представлены зернотерками, пестами, ступками, точильными камнями, боласо. Костяные изделия представлены в основном астрагалами-амулетами и астрагалами-лощилами. Имеется также достаточно редкая находка фрагмента костяного гребенчатого штампа, изготовленного из кости с десятью мелкими зубчиками для нанесения орнамента на керамику.

Среди костей животных преобладают кости мелкого рогатого скота и лошади. Наиболее массовым материалом из раскопок является керамика. В основном она представлена лепными плоскодонными сосудами горшковидной и баночной форм больших и средних размеров. Ряд сосудов орнаментирован ногтевыми вдавлениями, косыми насечками и оттисками мелкогребенчатого штампа.

Аналогичные керамические сосуды достаточно широко представлены в материалах алакульских могильников Центрального Казахстана. Однако отдельные элементы форм и орнаментации встречаются в федоровских комплексах Восточного Казахстана.

Бронзовые изделия представлены проколками, иглой, обоймой и кольцом со спиралевидными украшениями на концах.

Керамика и бронзовые изделия позволяют датировать поселение Бутакты 1 эпохой поздней бронзы.

Данные радиоуглеродного анализа соотносятся с типологической датировкой памятника и фиксируют момент его гибели рубежом XII — XI вв. до н. э.

Если учесть, что в эпоху бронзы памятники функционировали длительное время, то наиболее вероятной датой его возникновения будет рубеж XIV—XIII вв. до н. э.

Поселение было стационарным, долговременным и использовалось круглогодично. Его обитатели вели комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство.

В регионах, заселенных племенами андроновской культуры, сохранились прекрасные образцы наскального искусства эпохи бронзы — это рисунки, выбитые на плоских поверхностях скал, покрытых темным «загаром» (патиной).

Большие скопления изображений на скалах оказались святилищами — своеобразными «храмами под открытым небом».

Наиболее известные святилища андроновских племен Жетысу находятся в урочище Тамгалы, в горах Ешки-Ольмес, Кульжабасы и Баян-Журык.

Святилище Тамгалы находится в 170 км северо-западнее города Алматы. Петроглифы эпохи бронзы сосредоточены в нижней части урочища, на плитах, крупных скальных блоках, в местах, доступных для посещения. Исследовали этот памятник А.Г. Максимова, А.Н. Марьяшев, А.С. Ермолаева.

Известно, что в древности святилища устраивали на вершинах гор, на перевалах или в местах чем-либо примечательных, особенных. Таким местом могли быть отдельная скала или отдельный камень.

В Тамгалы центром святилища стали скалы, образующие своеобразный амфитеатр. Вероятно, именно здесь происходили обряды, связанные с культом солнца и плодородия. На верхнем ярусе скал выбиты фигуры с головами в форме большого круга с лучами. Ниже изображены люди в хороводе. Поскольку среди них просматриваются различные группы — люди с оружием, люди в головных уборах или масках, роженица, — можно предположить, что в этой центральной сцене отображено мироустройство, мировая гармония, как её понимали люди эпохи бронзы. Расположенные вверху «солнцеголовые» персонажи символизируют идею верхнего мира, ниже показаны священные животные и мир людей. Всего в Тамгалы обнаружено 25 изображений солнечных божеств, основная часть их датируется XIV—XI вв. до н. э.

В урочище известно несколько ярких по своей выразительности сюжетов жертвоприно¬шения быка.

Другим интересным памятником эпохи бронзы являются петроглифы в горах Ешки-Ольмес в долине реки Коксу. Памятник изучался А.Н. Марьяшевым, А.А. Горячевым, С.А. Потаповым. Петроглифы расположены в 15 ущельях и тянутся на 10 км с запада на восток. Здесь можно встретить изображения разные по времени, но наиболее древние из них относятся к эпохе бронзы. Здесь очень разнообразные сюжеты: сцены боя, изображения колесниц (всего их более 100), борьбы людей с великанами, фигуры рожениц, «солнцеголовых» персонажей, сцены загонной охоты и угона скота. Некоторые рисунки нанесены тончайшей гравировкой.

Рис. 3.13. Керамика из могильника Кульсай 1 и Узунбулак 1 (по А.Н. Марьяшеву и А.А. Горячеву).

Рис. 3.13. Керамика из могильника Кульсай 1 и Узунбулак 1 (по А.Н. Марьяшеву и А.А. Горячеву).

Скопление петроглифов в горах Кульжабасы представляет интерес в другом отношении: большие, более 1 метра фигуры быков свидетельствуют о культе этого животного в середине II тысячелетия до н. э. Встречаются сцены с табунами диких лошадей.

Итак, раскопки памятников эпохи бронзы, расположенных в различных природный зонах Жетысу, дают возможность проследить, как человек эпохи бронзы приспосабливался к природным условиям региона. Было установлено, что в западных районах, освоенных ранее восточных, население осваивало вначале поймы небольших степных рек. Затем часть племен продвинулась в Чуилийские горы, Анрахай, Хантау. В горах Хантау обнаружено несколько очень крупных могильников, занимающих площадь в 3-4 кв. км. Погребальный инвентарь из могильников Тамгалы, Кульжабасы, Ой-джайляу близок материалам из Центрального Казахстана.

Аналогии прослеживаются как в устройстве оград и погребальных камер, так и в керамической посуде, и в бронзовых украшениях (браслетах со спиралевидными украшениями и бусах). Анализ керамики дает основание сделать заключение, что в Жетысу переселились племена, принесшие на новые земли традиции как федоровской, так и алакульской культур.

Восточные районы, особенно высокогорные, были заселены позднее западных — в XII—X веках до н. э. Здесь преобладают традиции федоровской культуры. В то же время в восточной части Заилийского Алатау встречается новый для Казахстана тип памятников с коллективными погребениями в деревянных конструкциях, погребениями по обряду кремации. Они позволяют проследить продвижение андроновцев в высокогорье на джайляу и начало становления кочевых форм скотоводства уже в конце II тыс. до н. э.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
  • 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
  • Дни смерти
  • 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
  • Открытия
  • 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика