В сводной работе по палеоантропологии СССР Г. Ф. Дебеца были описаны лишь три краниологические серии с территории Северного Кавказа эпохи средневековья — из могильника Харх в Осетии, могильника Дуба-Юрт на территории Чечено-Ингушетии и могильника Мощевая балка в Прикубанье. Почти за 40 лет, прошедших после публикации этой работы, положение изменилось: были описаны материалы из нескольких средневековых могильников на территории Ставрополья, Черкессии, Осетии и Дагестана. Но территории Кабардино-Балкарии не очень повезло в интересующем нас отношении и в эти годы: вскрытые там могильники, давшие палеоантропологический материал, относились к местному, по-видимому дотюркскому, населению, и только раскопки Верхнечегемского могильника принесли небольшую серию черепов, которые можно рассматривать как принадлежавшие средневековым предкам балкарцев 1.
[adsense]
Могильник этот был раскопан в 1960 г. Г. И. Ионе близ Верхнего Чегема (Кабардино-Балкария), в местности Лигит, и отнесен к VII—XII вв. н. э. 2 И. М. Чеченов датировал его XIII—XIV вв. 3 Е. П. Алексеева (устное сообщение) заняла промежуточную позицию и относит могильник к X—XII вв. Не предрешая вопроса об окончательной дате могильника, тем более что полученный из него археологический материал окончательно не описан, его следует, по-видимому, все же рассматривать как позднесредневековый, подразумевая под этим первые века II тысячелетия н. э.
Черепа из Верхнечегемского могильника отличаются при абсолютной выраженности европеоидных особенностей широким лицевым скелетом, черепная коробка также более широкая, чем у населения, оставившего
многие другие могильники на территории Северного Кавказа. Следствием этого является заметное увеличение черепного указателя. Оно в меньшей степени проявляется на женских черепах, но вариации признаков в женских сериях вообще в подавляющем большинстве случаев менее четки. Таким образом, мы имеем круглоголовое и широколицее население, т. е., следовательно, тот комплекс признаков, который может быть сближен с широколицыми и круглоголовыми европеоидами Центрального Кавказа — кавкасионским типом, о котором говорилось на предыдущих страницах. Таким образом, исходя из палеоантропологических наблюдений, можно достаточно определенно утверждать, что популяция, оставившая могильник у Верхнего Чегема, принадлежала к местному этническому пласту.
Л. И. Лавров со ссылкой на П. Г. Акритаса, Г. И. Ионе и И. М. Мизиева писал о «значительном проценте монголоидов» в составе группы, оставившей Верхнечегемский могильник 4. Ясно, что речь идет о поверхностном визуальном впечатлении, которое иногда подводит даже профессионалов. В данном случае это обманчивое впечатление возникло за счет значительной ширины лицевого скелета верхнечегемских черепов.
В работе Л. И. Лаврова чрезвычайная лабильность антропологических комплексов у предков балкарцев и карачаевцев доказывается сравнением средних в далеко расположенных одна от другой северокавказских
группах по случайно выбранным и заведомо динамичным признакам.
Между тем, когда антропологи пишут о стабильности антропологического типа, подразумеваются не отдельные признаки, а их сочетания. По ним же производится и сравнение.
В феврале 1974 г. я имел возможность исследовать новый палеоантропологический материал в секторе археологии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в Нальчике, поступивший из раскопок последних лет. Материал этот происходит из трех могильников, расположенных в горной зоне Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, — Курноятского, Ташлы-Талинского и Карт-Журтского. Практически только из первого могильника в нашем распоряжении находится небольшая серия; остальные могильники представлены лишь единичными черепами. Погребения Курноятского могильника датируются XIII—XVII вв. 5, два остальных могильника раскопавший их И. М. Мизиев
датирует XV—XVI вв. (Ташлы-Тала) и XIV—XV вв. (Карт-Журт).
И. М. Чеченов, обсуждая с автором проблему датировки этих двух могильников, высказал предположение, что они могли возникнуть на один-два века позже. Таким образом, речь во всех трех случаях идет о хронологически примерно синхронном населении, отстоящем от современности не больше чем на половину тысячелетия.
Основные метрические характеристики исследованных черепов представлены в табл. 8. Индивидуальные измерения опубликованы в специальной работе 6. Главной особенностью, которая бросается в глаза при рассмотрении материала из могильника Курноят, является значительная ширина лицевого скелета. Эта особенность сочетается с очень сильной выраженностью европеоидных признаков и тенденций к расширению головы. Весь такой комплекс, характерный для многих народов Центрального Кавказа в современную эпоху, был свойствен их предкам и в эпоху средневековья. Исследовавший могильник Курноят И. М. Мизиев высказал предположение, что он оставлен балкарцами, непосредственными предками современного населения — балкарцев верховьев Черека, где расположен могильник. Палеоантропологические наблюдения подтверждают это предположение. Находящаяся в нашем распоряжении серия черепов из поздних балкарских склепов очень сходна с курноятской серией по всем основным признакам1в, что также свидетельствует в пользу принадлежности могильника Курноят к кругу балкарских могильников.
Каково отношение позднесредневекового населения, проживавшего в верховьях Черека и известного нам антропологически по могильнику Курноят, к населению несколько более раннего времени, проживавшему в
верховьях Чегема? Иными словами, каково отношение серии из могильника Курноят к черепам из Верхнечегемского могильника? Верхнечегемские черепа также отличаются большой шириной лица и сильной выраженностью европеоидных особенностей, т. е. теми же антропологическими чертами, что и черепа из Курноята и современная балкарская серия.
Можно думать, что в верховьях Чегема также проживали предки балкарцев, как и в верховьях Черека, и что Верхнечегемский могильник представляет собой более раннюю стадию их формирования и истории, чем
Курноятский. Как и в настоящее время, между населением этих двух ущелий эпохи средневековья невозможно проследить никакой антропологической разницы. К сожалению, нет палеоантропологических данных по предшествующим периодам, которые позволили бы нам реконструировать более глубокие хронологические истоки формирования того комплекса признаков, о котором идет речь.
В связи с исключительной ролью, которую играло аланское население степей и предгорий Северного Кавказа в сложении культуры и этнических особенностей северокавказских народов, небесполезно задать вопрос: каково конкретно было их значение в формировании антропологических особенностей балкарцев, оказали ли аланы на них какое-нибудь влияние, т. е. вступали ли они в брачный контакт с предками балкарцев или нет? Свойственный аланам краниологический комплекс был составлен длинной черепной коробкой, узким и относительно высоким лицевым скелетом при резкой выраженности европеоидных особенностей и отсутствии какой-либо монголоидной примеси. Пытаясь ответить на заданный выше вопрос и сопоставляя краниологические особенности населения, оставившего аланские и балкарские памятники, мы приходим к выводу, что в составе средневекового населения Верхней Балкарии не заметно никаких следов примеси того комплекса признаков, который был характерен для алан. Среди территориальных групп современных балкарцев также нет таких, которые выделялись бы узколицестью. Таким образом, на вопрос о влиянии алан на сложение антропологического состава средневекового населения горной зоны Кабардино-Балкарии нужно пока, до получения новых материалов, могущих изменить это заключение, ответить отрицательно.
Такой вывод, надо думать, справедлив и для территории Карачая.
Поскольку ареал расселения алан охватывал в какой-то мере и территорию современного Карачая, постольку мы вправе предполагать, что свойственный им комплекс признаков был характерен и для средневекового населения, занимавшего область расселения современных карачаевцев.
Так как они, как мы убедились, тоже имеют резко брахикранную черепную коробку и широкий лицевой скелет, общим итогом сопоставления палеоантропологических и соматологических данных является констатация факта отсутствия преемственности между современными карачаевцами и аланами. Увеличение черепного указателя у современного населения по сравнению с древним, зафиксированное для многих областей СССР, не является аргументом против указанного генетического разрыва, ибо оно всегда сопровождается уменьшением широтных размеров лицевого скелета, тогда как в рассматриваемом случае отличия карачаевцев и балкарцев от средневекового населения идут в обратном направлении.
Notes:
- Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа: (Краниол. исслед.). М, 1974. Там же сводка данных по средневековому населению Северного Кавказа и библиография. ↩
- Опрышко О. Л. Раннехристианский могильник в сел. Верхний Чегем КБ АССР (раскопки 1960 г.) // Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. ↩
- Чеченов И. М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969. ↩
- Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. // Кавказский этнографический сборник. М., 1969. Т. 4. С. 73. ↩
- Мизиев И. М. Средневековые каменные ящики в Верхней Балкарии // Сов. археология. 1971. № 4. ↩
- Алексеев В. П. К палеоантропологии Кабардино-Балкарии эпохи позднего средневековья // Археология и вопросы древней истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1980. Вып. 1. ↩