Историческая ретроспектива
Среди многочисленных гипотез заселения Америки до сих пор немалое место занимают теории появления значительных масс людей из Европы и Океании. Автор не будет в дальнейшем изложении касаться этих гипотез, так как считает антропологическую аргументацию в их пользу явно недостаточной. Это не означает, что все без исключения группы людей проникали в Америку через область Берингова пролива, но такие эпизодические проникновения не оставили ощутимого следа в доступных нам данных и поэтому не могут обсуждаться научно. Заселение Американского континента из Северной Азии — единственная гипотеза, находящая реальное фактическое подтверждение, и она составляет основу наших взглядов на проблему происхождения американского человека.
[adsense]
У истоков современных представлений о заселении Америки человеком и генезисе антропологических особенностей коренного населения Американского материка стоят три выдающихся исследователя, внесшие неоценимый вклад в накопление соответствующих фактических данных и их интерпретацию. Один из них, работавший несколько ранее других,— А. Хрдличка в процессе многолетней очень активной экспедиционной деятельности собрал огромный антропометрический материал, а также изучил богатые краниологические собрания музеев США, в которых представлены коллекции черепов коренного населения. Его известные каталоги краниологических коллекций разных музеев США до сих пор служат неоценимым источником информации о краниологических вариациях аборигенных индейских популяций 1.
Другой — советский исследователь Г. Ф. Дебец был пионером в изучении соматологии чукчей и азиатских эскимосов и, подобно тому как А. Хрдличка описал краниологические особенности индейцев и эскимосов Аляски, ввел в научный оборот обширные данные по краниологии аборигенных популяций Сибири 2.
Третий, тоже советский исследователь, — М. Г. Левин впервые на уровне методических требований современной антропологической науки описал черепа чукчей и азиатских эскимосов 3, глубокими теоретическими разработками и собранными им самим оригинальными данными обогатил наши представления об этногенезе народов Дальнего Востока 4, первым собрал данные о группах крови у коренных народов северо-востока Азии 5 и был замечательным интерпретатором историко-этнологической информации о прошлом этих народов.
Какие проблемы ставились и решались в трудах этих выдающихся исследователей, что выдержало проверку временем и вошло в фонд современной науки, а что устарело и нуждается в коррективах? А. Хрдличка видел в американских индейцах только монголоидов, не придавая большого значения их морфологическим отличиям от азиатских монголоидных популяций, а так как наиболее классические представители монголоидной расы населяют Северную Азию, то, по его мнению, территория Америки была заселена человеком именно из Северной Азии 6. С этой целью А. Хрдличка после пребывания в Советском Союзе перед Великой Отечественной войной и обработки краниологических материалов по древнему населению Сибири специально аргументировал морфологическое сходство между ним и североамериканскими индейскими популяциями 7. Эта гипотеза о сходстве американоидов и древних азиатских монголоидов и заселении Америки из Сибири приобрела большую популярность в литературе и до сих пор имеет сторонников. Ее активным защитником был покойный академик А. П. Окладников 8, сейчас ее защищает известный американский антрополог и археолог, знаток культуры и прошлого алеутов У. Лафлин. Одна из его статей так и начинается: «Первыми жителями Америки были сибиряки» 9.
Однако, как показали дальнейшие исследования, подобный вариант гипотезы азиатского происхождения коренного населения Америки был не лишен слабостей. Программа измерений, которую использовал А. Хрдличка в своих работах, была очень краткой и оставляла без внимания многие важные признаки, дифференцирующие американоидов и азиатских монголоидов. В первую очередь речь должна идти в этой связи о выступании носа и уплощенности лица в горизонтальной плоскости: американские индейцы, как и европеоиды, отличаются выступающим носом и как будто довольно сильно профилированным лицом, сибирские монголоиды — противоположным сочетанием признаков. В какой-то мере, опираясь на визуальную оценку этих особенностей, А. Хрдличка пришел к идее морфологического сходства древнего населения Южной Сибири и современных американских индейцев, в чем он видел аргумент в пользу их генетического родства. Эта аналогия вызвала полемику, и Г. Ф. Дебец выступил со специальной статьей 10, в которой на основе измерений горизонтального лицевого профиля доказал принадлежность древних популяций Южной Сибири к европеоидной, а не к монголоидной расе и, следовательно, отсутствие генетической преемственности между ними и американскими индейцами. Но точная метрическая характеристика лицевого профиля последних не могла найти места в его работе из-за отсутствия соответствующих коллекций в советских музеях.
Кроме этих очень общих сравнений физических особенностей американских индейцев и представителей других рас, антропологический материал позволил коснуться и более частных этногенетических вопросов, в частности родства индейцев и эскимосов. Известный американский этнолог Ф. Боас и работавшие с ним исследователи выдвинули, как известно, в начале века идею так называемого эскимосского клина, согласно которой эскимосы как бы рассекли единый в прошлом ареал коренных народов Сибири и американских индейцев, вдвинувшись в середину этого ареала с севера. Любопытно отметить одно методическое обстоятельство, сыгравшее на первых порах значительную роль в утверждении этой идеи. Американские этнологи работали среди эскимосов, имея в качестве масштаба оценки их культуры и физических особенностей культуру и физический тип индейцев: ясно, что эскимосы с их физическим и культурным своеобразием должны были казаться совершенно инородным телом на территории Северной Америки. Русские исследователи имели при взгляде на эскимосов иной масштаб оценки — физические особенности и культуру коренных народов Сибири; и в этом случае эскимосы казались чуждым включением в сравнительно однородный этнический и антропологический массив. Таким образом, исходя из разных оценочных мерок, и американские и русские исследователи постулировали исключительное своеобразие эскимосов, что и обеспечило гипотезе эскимосского клипа популярность на протяжении нескольких десятилетий.
Историко-культурные — археологические и этиологические основания этой гипотезы были разобраны А. М. Золотаревым 11, убедительно показавшим, что своеобразие культуры эскимосов целиком объясняется активным приспособлением к суровым условиям в азиатской и американской Арктике, где существование невозможно без охоты на морского зверя — китов и моржей, а охота эта требовала культурных навыков и изобретений, незнакомых другим народам. Что же касается своеобразия антропологического облика эскимосов, то оно впервые было объективно рассмотрено в соотнесении с гипотезой эскимосского клина М. Г. Левиным на основе краниологического сравнения с сибирскими монголоидами 12.
Краниологическое сопоставление в отличие от строения мягких тканей лица у ныне живущих народов, для оценки которого пока не разработано полностью свободных от субъективности методов, допускает точную количественную оценку наблюдаемых различий, а с ней вместе и достаточно полную объективность выводов. М. Г. Левин убедительно продемонстрировал значительное морфологическое сходство эскимосов с коренными сибирскими народами во многих важных признаках и, следовательно, несостоятельность гипотезы эскимосского клипа, если можно так выразиться, под азиатским углом зрения. Позже это было подтверждено на основе более полных данных Г. Ф. Дебецом 13. Они же описали и первый краниологический материал из древних эскимосских могильников рубежа новой эры, позволивший утверждать, что характерные особенности физического типа эскимосов уже полностью сформировались два тысячелетия назад 14.
Итак, жителей самых северных районов Американского континента — эскимосов можно, бесспорно, считать народом азиатского происхождения, и заселили их предки территорию своего нынешнего обитания не с севера, как считали сторонники гипотезы эскимосского клина (откуда с севера — оставалось неясным, так как на север от Чукотки, Аляски и островов Канады располагаются лишь ледяные торосы и открытые воды Северного Ледовитого океана), а с юга, вдоль Тихоокеанского побережья Азии. Об этом говорят многочисленные культурные аналогии, об этом же говорят и некоторые антропологические особенности, например относительная темнокожесть, которая не могла сформироваться в условиях Арктики и свидетельствует об изначальных древних контактах с более южными народами. Но азиатские, в частности и североазиатские, аналогии в культуре и физических особенностях американских индейцев гораздо менее демонстративны, чем у эскимосов, и поэтому гипотеза их азиатского происхождения в трактовке А. Хрдлички, как мы помним писавшего о прямом родстве аборигенов Сибири и индейцев Америки, не может быть сейчас полностью принята.
Notes:
- Hrdlicka A. Catalogue of human crania in the United States national museum collections // Proceedings of United States national museum. Washington. 1924, 1927, 1928, 1930, 1940, 1942, 1944. ↩
- Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области. М., 1951 // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Н. С. Т. 17. ↩
- Левин М. Г. Краниологические типы чукчей и эскимосов // Сб. Музея антропологии и этнографии АН СССР. М.; Л., 1949. Т. 10. ↩
- Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока. М., 1958 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Н. С; Т. 36). ↩
- Группы крови у чукчей и эскимосов // Сов. этнография. 1958. № 5; Он же. Новые материалы по группам крови у эскимосов и ламутов // Там же. 1959. № 3. ↩
- Hrdlicka A. The origin and antiquity of the American Indians. Washington, 1942. ↩
- Hrdlicka A. Crania of Siberia//Amer. journal of phys. anthropology. Vol. 29, 1942. N 4. ↩
- Окладников А. П., Васильевский P. С. По Аляске и Алеутским островам. Новосибирск, 1976. ↩
- Laughlin W. Problems in the physical antropologv of North American Indians, Eskimos and Aleuts // Arctic anthropology. Vol. XVI, 1979. N 1. S. 165. ↩
- Дебец Г. Ф. О древней границе европеоидов и американоидов в Южной Сибири // Сов. этнография. 1947. № 1. ↩
- Золотарев А. М. К вопросу о происхождении эскимосов//Антроп. журн. 1937. № 1. ↩
- Левин М. Г. Краниологические типы чукчей и эскимосов. ↩
- Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области. ↩
- Левин М. Г. Об антропологическом типе древних эскимосов // Современная антропология. М., 1964; Дебец Г. Ф. Палеоантропологический материал из древнеберингоморских могильников Уэлен и Эквен // Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья: Могильник Эквен. М., 1975. ↩