К содержанию 147-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Курганный могильник Красный Яр, или Змеевка, расположен у с. Красный Яр Советского р-на Алтайского края (в 25 км к юго-востоку от г. Бийск), на останце второй террасы р. Каменка, левого притока Катуни, вблизи устья р. Змеевка, впадающей в Каменку. Могильник был открыт в 1929 г. С. М. Сергеевым, который в 1930 г. раскопал пять курганов: три — с погребениями бронзового века, два — с погребениями конца I тысячелетия н. э. (сросткинской культуры). Могильник состоял из 38 курганов (рис. 1) 1. При обследовании его весной 1969 г. Н. Л. Членовой и Б. X. Кадиковым обнаружено, что сохранилось только два кургана (один на западном краю террасы, другой — на южном), остальные распаханы. Судя по величине сохранившихся курганов, они относятся скорее к железному веку 2.
Инвентарь могильника бронзового века уже рассматривался в книгах С. В. Киселева и М. П. Грязнова 3. Однако необходима полная публикация памятника, который интересен стратиграфией погребений. С. М. Сергеев и С. В. Киселев назвали этот могильник Красный Яр по ближайшему селу. М. П. Грязнов дал ему название Змеевка. Последнее название лучше, так как урочища с названием «Красный Яр» очень часты в Сибири, и имеется уже могильник Красный Яр той же ирменской культуры в Новосибирской области (раскопки Т. Н. Троицкой).
Ниже дано описание могильника Змеевка по дневникам С. М. Сергеева. Чертежей в документации С. М. Сергеева нет, но есть подробное описание и размеры курганов и могил в дневниках и две фотографии, позволяющие составить схематические чертежи (рис. 2, 1—3).
Курган 1 (рис. 2, 7) плоский, диаметром 11 м, высотой 0,26 м. Раскопан траншеей по линии север—юг шириной 1,5 м. В южной ее части сделана прирезка (1,6 X 4 м). В кургане — три детских андроновских погребения. Погребение I — у южного конца траншеи, в могиле размерами 1,2 (запад—восток) X 1,06 м (север—юг), глубиной 1,9 м от поверхности насыпи. Похоронен ребенок в скорченном положении, на левом боку, головой на запад, руки согнуты и подняты к груди. Кости плохой сохранности. У затылка — сосуд (рис. 3, 7). Погребение II — в 1,8 м к северу от предыдущего, на глубине 2 м от поверхности кургана. Контуры могилы не прослежены. Кости скелета ребенка, по-видимому, лежавшего головой на запад. Кости плохой сохранности, лежат в беспорядке. У затылка — сосуд (рис. 3, 2). Погребение III — в северной части приреза, на глубине 1,35 м от поверхности кургана. Кости ребенка лежат в беспорядке. Рядом с ними — раздавленный сосуд (рис. 3, 3) 4.
Курган 2 диаметром 8 м, высотой 0,16 м. Раскопан колодцем 4X4 м (рис. 2, 2). Содержал четыре или пять разновременных погребений. Погребение I — в северной части раскопа, на глубине 0,45 м от поверхности (выше материка, «в слое чернозема»). Похоронена женщина лет 20—25 5 в сильно скорченном положении, на правом боку, головой на запад, лицом на юг, руки согнуты и подняты к лицу. Перед лицом ее стояли два сосуда ирменской культуры (рис. 3, 9, 10), на правой руке было проволочное бронзовое кольцо в 3,5 оборота (рис. 3, 21), на шее — два ожерелья: одно — из 15 белых цилиндрических бус (рис. 3, 16), другое — из бронзовых пронизок (рис. 3, 13—15) и привески из полированного атрофированного резца марала (рис. 3, 12). В центре этого ожерелья была нанизана просверленная бабка лошади (рис. 3, 11). Возле шеи найдена бронзовая круглая бляшка-пуговица (рис. 3, 20), у правого виска — гвоздевидная серьга (рис. 3, 17). Погребение II — к юго-востоку от погребения I, на глубине 0,5 м от поверхности. Ребенок «раннего возраста» лежал в вытянутой позе на спине, головой на восток, в конверте из бересты. Вещей нет. Судя по обряду, погребение это впускное и относится к позднему железному веку. Погребение III — в юго-западном углу раскопа, в могиле прямоугольной формы с закругленными углами, размерами 0,7 (запад—восток) Х 0,5 м (север—юг), на глубине 1,75 м от поверхности. Кости ребенка лежат в беспорядке. К западу от костей — андроновский сосуд (рис. 3, 3). В 70 см от, погребения III, в 1,15 м от западной стенки раскопа и в 70 см от южной, на глубине 1 м от поверхности кургана найден андроновский сосуд (рис. 3, 5), возле него — угли; возможно, это остатки трупосожжения 6. Погребение VI — в северо-западном углу раскопа, на глубине 1,7 м от поверхности кургана. Найден скелет ребенка в скорченном положении на левом боку, головой на запад, руки согнуты и подняты к лицу. Контуры могилы не прослежены. У затылка к северо-западу от черепа — андроновский сосуд (рис. 2, 5; 3,6) 7.
Курган 3 (рис. 2, 3). Насыпь кургана почти не заметна. Курган раскопан колодцем 4X4 м; в процессе работы «южная и западная стенки колодца расширены на 1,5 м». Погребение I — у южной стенки колодца,, на глубине 0,5 м, потревоженный костяк мужчины. Судя по костям ног, покойник был положен на спину в вытянутой позе, головой на восток. Среди костей туловища найден костяной черешковый трехгранный наконечник стрелы. По бокам погребения обнаружены остатки дерева — вероятно, от обкладки могилы. Погребение II — в северо-западном углу колодца, на глубине 0,6 м от поверхности. Костяк мужчины, вытянутого на спине, головой на восток, лицом на юг, руки вдоль тела. Справа от костяка — колчан из бересты и четыре железных ромбических черешковых наконечника стрел. У левой ступни — два железных непарных стремени и железная пластинка. У таза — медная поясная пряжка с остатком ремня, петелька для конца ремня, две железные бляхи. В области живота — костяной четырехгранный наконечник стрелы с черешком. Слева от таза — крестец овцы. Погребение III — на расстоянии 0,8 м от южной стенки колодца и 2 м от западной, на глубине 0,92 м от поверхности кургана. Ребенок лежал на левом боку в скорченном положении, головой на юго-запад, руки согнуты и подняты к лицу; череп раздавлен. У затылка — андроновский сосуд (рис. 3, 7). Погребение несколько потревожено при устройстве позднейшего погребения II. Погребение IV — на расстоянии 2,35 м от западной стенки колодца и 0,5 м от северной, на глубине 1,2 м обнаружено прямоугольное пятно могильной ямы с закругленными углами, ориентированной по линии запад—восток, размерами 0,62X0,90 м. На глубине 1,65 м от поверхности кургана лежал скелет ребенка в скорченном положении на левом боку, головой на север. Голова пригнута к груди, руки согнуты и подняты к голове. У затылка — андроновский сосуд (рис. 3, 8) 8.
Из приведенного описания очевидно, что курганные насыпи были возведены еще над андроновскими могилами. Особенно ясно это демонстрирует курган 1, где все могилы относятся только к андроновской эпохе. Высота этого кургана 0,26 м. Напротив, насыпь кургана 3, где есть два впускных погребения (I и II), почти незаметна. Это не позволяет согласиться с мнением М. П. Грязнова, что Змеевка — грунтовой андроновский могильник, поверх которого были насыпаны курганы в сросткинскую эпоху (IX—X вв. н. э.) 9.
Все андроновские погребения могильника Змеевка — детские. В кургане 1 два андроновских погребения занимают почти самый центр кургана, в кургане 3 оба андроновских погребения (III и IV) также находились вблизи центра, и только в кургане 2 два андроновских погребения (III и IV) и андроновский сосуд расположены вдалеке от центра кургана.
В этом же кургане 2 находится ирменское погребение I, принадлежавшее женщине 20—25 лет. Отношение этого погребения к андроновским не совсем ясно. Его небольшая глубина (0,45 м) и расположение выше материка еще не говорит о том, что оно впускное: все известные в настоящее время ирменские погребения (193 погребения в 11 курганных могильниках) 10 находятся в насыпи кургана (реже — на горизонте), на глубине 0,25—0,80 м, и лишь в единичных случаях глубина их превышает 1 м; такова же глубина 38 могил в пяти известных ирменских грунтовых могильниках 11.
Поскольку в центре кургана 2 Змеевки вообще нет погребений, трудно определить, какая могила самая ранняя. Ирменское погребение может быть моложе детских андроновских, а может быть и синхронно им или старше них. Такие случаи известны. Так, курганный могильник Преображенка 3 в Барабинской степи был возведен носителями ирменской культуры: курганы 1, 4, 7, 10, 11, 13 содержали только ирменские погребения в насыпи, никаких погребений в ямах под насыпью не было 12. В тех же случаях, когда курганы содержали и ирменские и андроновские погребения, ирменские располагались в центре кургана, а андроновские — по его периферии. Так, центр кургана 8 занимали ирменские погребения 3 и 4 и сопровождавшие их кострища, расположенные выше материка, а андроновские могилы — в ямах в материке (могилы 2 и 6) и в насыпи (могила 5) — окружали ирменские с севера, юго-востока и юга 13. В кургане 14 центр был занят ирменским кострищем, а ирменское и андроновское погребения располагались на периферии 14. В могильнике Преображенка 3 андроновские погребения ни разу не располагались в центре кургана, и не было курганов, содержавших только одни андроновские могилы. Совершенно очевидно, что андроновские могилы здесь впущены в ирменские курганы, однако глубина андроновских могил все равно всегда больше, чем глубина ирменских: значительная глубина андроновских могил диктовалась ритуалом, и их всегда рыли в материке.
Поскольку в могильнике Змеевка в одном кургане (1) имелись только андроновские погребения (к тому же занимавшие центр), а в другом (3) — андроновские и сросткинские, и во всех трех курганах андроновские погребения — только детские, можно заключить, по-видимому, что могильник Змеевка первоначально был детским курганным андроновским могильником. Ирменское женское погребение I в кургане 2 поэтому либо моложе андроновских, либо синхронно им, но маловероятно, чтобы оно было старше их.
Сравнительное рассмотрение двух могильников, в одном из которых андроновские погребения впущены в ирменские курганы, а в другом, напротив, ирменское погребение впущено в андроновский курган, свидетельствует о хронологической близости, если не о синхронности, ирменской и андроновской культуры (федоровского варианта) и о поздней абсолютной дате федоровского варианта андроновской культуры 15. О том же свидетельствует и планиграфия могильника Кытманово (на р. Чарыш, Северный Алтай), где единственная ирменская могила 17 окружена андроновскими могилами 16. О поздней абсолютной дате федоровского варианта андроновской культуры приходилось уже писать, рассматривая случаи синхронности андроновских погребений позднекарасукским в Минусинской котловине 17.
Все андроновские погребения могильника Змеевка глубокие — от 0,92 до 2 м. Могильные ямы прямоугольные, с закругленными углами — свидетельство того, что в них не было деревянных срубов. Погребенные в четырех случаях из семи положены в скорченной позе на левом боку (в остальных случаях погребения потревожены); в пяти случаях покойники обращены головой на запад, в одном — на юго-запад и в одном — на север. Инвентарь погребений в шести случаях из семи ограничен одним небольшим сосудом, стоявшим у затылка.
В ирменском погребении покойница также обращена головой на запад, лежала в скорченной позе на правом боку (как почти все ирменские скелеты); сосуды стояли перед ее лицом, и она была снабжена богатыми украшениями.
Датирующих предметов погребения бронзовой эпохи могильника Змеевка не содержат. Из андроновских сосудов пять — банки (рис. 3, 4—8), а остальные три — горшковидные (рис. 3, 7—3). Баночные сосуды обычны для детских погребений федоровского варианта андроновской культуры, на что уже обращали внимание М. П. Грязнов и М. Н. Комарова 18.
Ирменское погребение содержало два круглодонных бомбовидных сосуда (рис. 3, 9, 10), один из них миниатюрный. Сосуды таких форм хорошо известны в ирменских могильниках западносибирской лесостепи, они составляют в них 21 ±4,1% всей керамики. Однако в ирменских могильниках Северного Алтая (Кытманово, Камышенка, Ближние Елбаны IV) они пока не найдены совсем. Известны они в ирменском могильнике Суртайка в предгорном Алтае, на р. Катунь 19. Может быть, бомбовидная керамика была распространена в бассейне Катуни. Орнамент сосуда на рис. 3, 10, выполненный тонкой нарезкой, обычен для ирменской керамики. Характерны и ямки или группы ямок в углах треугольников, как на сосуде рис. 3, 9.
Характерны для ирменской культуры и украшения рассматриваемого погребения. При этом гвоздевидные серьги (рис. 3, 77) — украшение, свойственное только ирменской культуре (найдены в могильниках Суртайка, Камышенка, Ближние Елбаны IV, Плотинная, Милованово, Ивано- Родионово) и не встречающееся в карасукских могильниках Минусинской котловины, а бронзовые пронизки, простые и рубчатые, круглые бляшки-пуговицы и аргиллитовые бусы — украшения общекарасукские (характерны и для карасукской, и для ирменской, и для некоторых других культур карасукского круга). Полированные просверленные резцы марала изредка встречались в карасукских и лугавских комплексах (Тукайский и Сартакский клады) 20, но вообще подвески из зубов животных совсем не характерны ни для карасукской, ни для ирменской культуры (мне известна только одна подвеска из клыка лисицы или волка в ирменском могильнике Плотинная, могила 17) 21.
Наибольший интерес представляет подвеска из бабки лошади (рис. 3, 77). Бабки с несколько иначе расположенными отверстиями найдены в ирменском слое поселения Ирмень I и на поселении Усть-Нарым в Восточном Казахстане 22, керамика которого родственна ирменской. М. П. Грязнов считает, что это куклы, женские духи-покровители, подобные северо¬алтайским и хакасским эменгедерам. С этим толкованием можно согласиться. Вероятно, и змеевскую бабку можно трактовать так же. Однако она входила и в состав ожерелья женщины. Надо сказать, что женские статуэтки часто служили подвесками у самых разных народов и в разные эпохи. Приведем в качестве примера женские статуэтки, подвешенные в центре ожерелья, из могильников Сиалк В и Марлик в Иране. Они подвешены за отверстия, помещенные на месте ушей (по два отверстия на месте каждого уха) 23. Совершенно такие же отверстия есть у многих глиняных скульптурных трипольских статуэток и у восходящих к подобным же скульптурам схематических плоских подвесок из кости и золота 24. Отметим попутно, что фигурка-подвеска из Сиалка В изображена сидячей, что усиливает ее сходство с трипольскими статуэтками, которые, очевидно, вопреки мнению М. П. Грязнова 25, также могли иногда использоваться как подвески. Возможно, что и сквозные отверстия на ирменской и усть-нарымской бабках могли служить для подвешивания, а не для продевания серег, как предполагал М. П. Грязнов 26.
Кроме ирменской культуры, конские бабки (без отверстий) встречены в андроновских детских могилах могильника Еловка II в Томской области (в могиле 1 бабка найдена у шеи или груди ребенка, в могиле 16 — у кистей рук) 27. В этих случаях они служили, вероятно, куклами. В карасукских комплексах бабки-подвески или бабки-куклы мне неизвестны. Возможно, что в ирменских комплексах они отражают андроновское влияние (которое в ирменской культуре прослеживается также в некоторых формах и орнаментах керамики, в одной из форм ножей и др.). Но это предположение требует проверки на более значительном андроновском материале.
Notes:
- Сергеев С. М. Дневник и приложение к дневнику раскопок около с. Красноярского Смоленского района Западно-Сибирского края Алтайской археологической экспедиции 1930 г. Архив ОИПК ГЭ, приложение № 3 к акту № 6 от 4 ноября 1931 г.; он же. Дневник раскопок курганов около с. Красноярского в 1930 г. Архив БМ, ДО, ф. 2, д. 1; он же. Материалы раскопок у с. Красный Яр в 1929—1930 гг. Архив БМ, ДО, ф. 2, д. 2. Материал — в ГЭ, колл. 251. ↩
- С. М. Сергеев отмечал, что курганы бронзового века в этом могильнике «плоские, едва различимые», а курганы железного века — до 50 см высотой (архив ОИПК ГЭ, приложение № 3 к акту № 6 от 4 ноября 1931 г., л. 1). ↩
- Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. — МИА, № 9, 1949, с. 52—54, 88—92; Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби. — МИА, № 48, 1956, с. 16—17, 19 (рис. 2), 30—31. ↩
- Архив БМ, ДО, ф. 2, д. 1, л. 2, 3. ↩
- Архив ОИПК ГЭ, приложение № 3 к акту № 6 от 4 ноября 1931 г., л. 3; Архив БМ, ДО, ф. 2, д. 2, л. 3. ↩
- Архив ОИПК ГЭ, приложение № 3 к акту № 6 от 4 ноября 1931 г., л. 3, 4; Архив БМ, ДО, ф. 2, д. 1. ↩
- Архив ОИПК ГЭ, приложение № 3 к акту № 6 от 4 ноября 1931 г., л. 4. ↩
- Архив БМ, ДО, ф. 2, д. 2, л. 5, 6. ↩
- Грязнов М. П. История древних племен. .., с. 17. ↩
- Камышенка, Суртайка, Милованово I. Ордынское 1г, Ордынское 1д, Преображенка 3, Еловка II, Ивано-Родионово, Пьяново, Тарасово. ↩
- Ордынское II, Еловка II, Ближние Елбаны IV, Плотинная, Кытманово. ↩
- Троицкая Т. Н. Отчеты за 1967 (Архив ИА, № 3470, л. 23, 24; № 3470а), 1968 (там же, № 3705, л. 13, 14), 1970 (там же, № 4183, л. 28, 29, 31; № 4183а) годы. ↩
- Копытова Л. И. Археологическая разведка памятников у с. Старая Преображения Чановского района. — Научные труды НГПИ, 38, 1972, с. 68 (рис. 2), 69—70. ↩
- Молодин В. И. Отчет за 1971 г. Архив ИА, № 4520, л. 8—11. ↩
- Дата ирменской культуры — VIII—VII вв. до н. э., вплоть до VI в. до н. э. Членова Н. Л. Датировка ирменской культуры. — Сб.: Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970; она же. Суртайка — I могильник карасукской эпохи в предгорном Алтае. — КСИА, 134, 1973, с. 117, 119, 120. ↩
- Уманский А. П. Отчет за 1962—1963 гг. Архив ИА, № 2777, 2777а, рис. 101, 102 и план могильника (рис. 56). ↩
- Членова Н. Л. Хронология памятников карасукской эпохи. — МИ А, № 182, 1972, с. 34—35, 60. ↩
- Грязнов М. П. История древних пле¬мен…, табл. III, с. 18—19; Комарова М. Н. Памятники андроновской культуры близ улуса Орак. — АСГЭ, 3, 1961, с. 53 и табл. IX—XIII. См. также: Рахимов С. Андроновская стоянка и могильник на р. Сыде. — КСИА, 114, 1968, с. 73, рис. 35, 4, 6 (обе найденные в могильнике Ланин Лог банки были в детских могилах). ↩
- Членова Н. Л. Суртайка…, с. 116, 118, рис. 44, 7—3. ↩
- Членова Н. Л. Карасукские находки в первой излучине Чулыма. — КСИА, 114, 1968, с. 86, рис. 40, 27; она же. Хронология…, табл. 36, 20—25. ↩
- Раскопки А. П. Уманского 1968 г., БарнПИ. ↩
- Грязнов М. П. Антропоморфная фигурка бронзового века с реки Оби. — СГЭ, XXII, 1962, с. 27; Черников С. С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. — МИА, № 88, 1960, табл. XXVII, 5. ↩
- Ghirshman R. Fouilles de Sialk pres de Kashan, t. II. Paris, 1939, pl. XXVII, 2, p. 58, S. 1435; Porada E. Ancient Iran. The Art of Pre-islamic Times. London, 1965, p. 102, fig. 65. ↩
- Пассек T. С. Костяные амулеты из Флорешт. — МИА, № 130, 1965, с. 79. рис. 1, 27, 28, 44—49; с. 81, рис. 4, 7. ↩
- Грязнов М. П. О так называемых женских статуэтках трипольской культуры.— АСГЭ, 6, 1964, с. 77. ↩
- Грязнов М. П. Антропоморфная фигурка. .., с. 27. ↩
- Раскопки В. И. Матющенко. Сведения из дневников раскопок андроновского могильника EK II (МИМК ТГУ). Сообщены В. А. Посредниковым. ↩