Андроновская культура: вопросы происхождения и периодизации

Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху, привели во II тыс. до н. э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана.

Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами. Одним из них, определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов.

Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия. Богатства недр Казахстана полиметаллами и, в первую очередь, оловянисто-медными рудами явились одной из причин возникновения на его территории очагов металлургии.

[adsense]

К перестройке экономики вели и природно-климатические изменения. Так, в эпоху поздней бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости. Засушливому периоду сопутствуют уменьшение стока рек, медленное усыхание надпойменных террас, понижение уровня озер, уменьшение общей увлажненности материков Северного полушария.

В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памятника у с. Андроново близ Ачинска в Западной Сибири.

Длительное время в казахстанских степях исследователи выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время вместо одной культуры выделяют несколько, объединяя их в андроновскую культурно-историческую общность.

Один из основных её центров находился на территории Казахстана. Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с пойменными лугами. Для населения этих поселков было характерно пастушеское скотоводство.

Главными признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Происхождение андроновской культуры — проблема дискуссионная.

В исторической науке существует ряд гипотез.

Большинство исследователей считает, что андроновская культура образовалась на основе развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса в этих направлениях хозяйства привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Одним из спорных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них, андроновцы принадлежали к финно-угорской этнической группе.

Более широкое распространение получила гипотеза об индоиранской, или арийской, принадлежности андроновских племен.

В пользу индоиранского происхождения андроновцев свидетельствуют названия, связанные с колесным транспортом. Арийскими являются имена правителей, термины, связанные с коневодческой практикой, имена богов, запечатленные в документах народов Передней Азии II тыс. до н. э., имевших письменность, имена божеств в «Авесте», священной книге зороастрийцев, такие, как Митра и Варуна, культ которых получил широкое распространение.

Ряд топонимов на территории Центральной Азии тоже арийского происхождения.

В последние годы появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен.

Принципиальные коррективы в научные представления о древностях евразийских степей в период формирования андроновских племен внесли открытие и изучение укрепленных поселений городского типа Синташта и Аркаим, относящихся к раннему периоду бронзового века (XVIII — XVI вв. до н. э).

Формирование и сложение андроновской культурно-исторической общности происходили в течение нескольких столетий, начиная с рубежа III — II тысячелетия до н. э. Андроновская культура как единая общность оформилась на территории Казахстана к XVI — XV вв. до н. э. Внутри этого единства формируются алакульская и федоровская культуры. Алакульская распространилась в Центральном и 3ападном Казахстане, а федоровская — на территории Восточного Казахстана. В Центральном Казахстане и в Семиречье признаки обеих культур встречаются одновременно.

В дальнейшем племена с территории Казахстана мигрировали на восток и на юг, вплоть до Ирана.

М.П. Грязнов выделил по материалам исследованных им могильников в бассейне р. Урал западный вариант андроновской культуры которую датировал XIV—XI вв. до н. э.

В 30-е гг. О.А. Кривцова-Гракова исследует Алексеевский комплекс — поселение, могильник, жертвенный холм в Костанайском Притоболье. Выделив типологически 2 группы керамики — без налепного валика и с налепным валиком (в виде кольцевого налепа шириною до 1 см в верхней трети горшков), она датировала комплекс X—VIII вв. до н. э., отнеся к позднему периоду андроновской культуры. Вместо предполагаемых трёх периодов развития андроновской культуры она выделяет два, отнеся к первому — поселения с керамикой федоровского типа, ко второму — поселения с керамикой, аналогичной керамике Алексеевского и исследованного ею же Садчиковского поселения.

Применённые О.А. Кривцовой-Граковой термины — «фёдоровский тип керамики», одновременно с ним «алакульский» и несколько позднее «замараевский тип» — были впервые предложены К.В. Сальниковым. Он выделил 3 хронологических этапа: фёдоровский — середина и вторая половина II тыс. до н. э.; алакульский — X—IX вв. до н. э.; замараевский — VIII — VII вв. до н. э. Периодизация К.В. Сальникова, разработанная для памятников эпохи бронзы Южного Зауралья, сыграла ключевую роль в разработке локальных периодизационных схем, в том числе и для Казахстана.

В начале 50-х гг. К.А. Акишев разработал периодизацию памятников Центрального Казахстана, выделив фёдоровский и алакульский этапы андроновской культуры, а яркие, специфические погребальные комплексы эпохи поздней бронзы — в дандыбаевскую культуру.

Во второй половине 50-х гг., придерживаясь периодизаций К.В. Сальникова, А.М. Оразбаев памятники Северного Казахстана отнёс к фёдоровскому и алакульскому этапам, а памятники поздней бронзы — к замараевской культуре.

О роли андроновской культуры в истории Средней Азии и Казахстана писал С.С. Черников. Им была разработана периодизация андроновских памятников Восточного Казахстана — канайский этап (XVI — XII вв. до н. э.), мало-красноярский этап (XI — X вв. до н. э.), трушниковский этап (IX—VIII вв. до н. э.).

В 60-е — начале 70-х гг. схема К.В. Сальникова существенно уточняется Э.А. Фёдоровой-Давыдовой, которая первоначально удревнила алакульский этап до XV в. до н. э. и высказалась за сосуществование фёдоровского и алакульского населения. Она же предложила считать фёдоровский и алакульский этапы культурами.

Следует отметить, что и сам К.В. Сальников уточнил хронологию и предложил датировать фёдоровский этап XVIII — XVI вв. до н. э., алакульский XV—XII вв. до н. э., замараевский XII—VIII вв. до н. э.

Некоторые уточнения, или своё видение, локально-хронологических аспектов андроновской периодизации в 70 — 80-е гг. предложили А.Г. Максимова и Ф.Х. Арсланова для Восточного Казахстана, В.С. Сорокин — для Западного Казахстана.

А.Х. Маргулан, К.А. Акишев и А.М. Оразбаев разработали периодизацию памятников эпохи бронзы Центрального Казахстана. Были выделены 2 этапа андроновской культуры: нуринский — XVI — XV вв. до н. э. и атасуский — XIV—XIII вв. до н. э., бегазы-дандыбаевская культура эпохи поздней бронзы — X—VIII вв. до н. э. и памятники переходного периода — XII — XI вв. до н. э.

Рассматривая проблемы истории андроновского культурного единства по металлическим изделиям, Н.А. Аванесова предложила следующую периодизационную схему: 1) предалакульский этап (XVII—XVI вв. до н.э.); 2) андроновская культура (XVI — XII вв. до н.э.);
— алакульский этап (XV—XIV вв. до н.э.);
— кожумбердинский этап (XIV в. до н.э.);
— фёдоровский этап (XIV—XIII вв. до н.э.);
3) замараево-бегазинская культура (XII — IX вв. до н. э.) (1979, с. 20-21).

В конце 70-х гг. А.Х. Маргулан, не меняя последовательности генетической преемственности в развитии племён Центрального Казахстана, предложил новые хронологические рамки этапов, удлинив нуринский этап (синхронный фёдоровскому) от конца III до начала II тыс. до н. э., почти на 5 столетий; атасуский (синхронный алакульскому) до XVIII в. до н. э., т.е. на 4 столетия, и переходный период к поздней бронзе до XIII в. до н. э., т.е. на одно столетие, оставив прежней датировку бегазы-дандыбаевской культуры — X—VIII вв. до н. э.

Вопросы хронологии и культурной принадлежности памятников поздней бронзы Северного Казахстана разрабатывала С.Я. Зданович, выделившая саргаринскую культуру заключительного этапа бронзового века, датировав её Х-VIII или даже IX—VIII вв. до н. э.

[adsense]

На основе материалов Петропавловского Приишимья, Г.Б. Зданович разработал схему развития культур андроновской общности региона. Им выделены: петровская культура (XVII — XV вв. до н. э.); алакульская (XV—XIV вв. до н. э.); фёдоровская (XIV—XII вв. до н. э.); культура валиковой керамики (XII — IX вв. до н. э.) с переходными этапами — кулевчинским (между петровской и алакульской культурами), кожум-бердинским (между алакульской и фёдоровской культурами) и этапом между фёдоровской и культурами валиковой керамики. Каждая из культур, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний этапы.

В начале 80-х гг. была разработана локальная периодизация для памятников Костанайского Притоболья В.В. Евдокимовым. Эпоха развитой бронзы представлена памятниками петровского (XVI — XV вв. до н. э.) и алакульского (третья четверть II тыс. до н. э.) этапов алакульской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками алексеевского (последняя четверть II тыс. до н. э.) и саргаринского (первая четверть I тыс. до н. э.) этапов алексеевской культуры. В последней четверти II тыс. до н. э. появляются памятники черкаскульской и фёдоровской культур (при этом не исключалась вероятность сосуществования фёдоровских и алакульских племён.

Систематизация материалов по Северной Бетпакдале позволила М.К. Кадырбаеву и Ж.Курманкулову, «рассмотреть… периодизацию и хронологию памятников всего Центрального Казахстана». Выделены ранний — XV—XIII вв. до н. э. и поздний — XII—VIII вв. до н. э. периоды. Ранний период подразделяется на два этапа — первый — XV—XIV вв. до н. э. и второй — XIV—XIII вв. до н. э. Выделены типы керамики — фёдоровско-нуринский, алексеевско-атасуский и бегазы-дандыбаевский, алексеевско-саргаринский позднего периода.

Периодизация А.А. Ткачёва по периоду средней (развитой) бронзы Центрального Казахстана включает памятники алакульской (XVII — XIII вв. до н. э.) и фёдоровской (XVI — XIII вв. до н. э.) культур. Культуры в свою очередь подразделяются на этапы: раннеалакульский — XVII — XVI вв. до н. э., раннефедоровский — вторая половина XVI — начало XV вв. до н. э.; алакульский, фёдоровский — XV—XIV вв. до н. э.; поздний алакульско-фёдоровский — конец XIV—XIII вв. до н. э. Поздний алакульско-фёдоровский «отражает» зафиксированные им факты совместного залегания посуды алакульского и фёдоровского типов.

Периодизация памятников эпохи поздней бронзы Сары-Арки разрабатывалась В.В. Варфоломеевым. Он выделяет 3 последовательно сменяющихся этапа дандыбай-саргаринской культуры XIII — IX вв. до н. э. Первый, ранний, этап (XIII в. до н. э.) «связан с формированием валиковых комплексов»; второй, кентский, этап (XII — X вв. до н. э.) «связан с существованием комплексов алексеевско-саргаринской керамикой»; третий, донгальский, этап (IX в. до н. э.) — финальный период эпохи бронзы региона.

Приведенные периодизации являются локально-региональными или зональными (межрегиональными). Первая обобщающая периодизация, охватывающая значительную часть андроновской общности, создана М.П. Комаровой в 60-е гг. Она выделила 2 последовательных этапа: фёдоровский и алакульский. Памятники последнего этапа эпохи бронзы челябинских степей, районов Костаная и Северного Казахстана она выделила в самостоятельную культуру, считая, что на западе андроновская культура переходит к замараевской, на востоке — к карасукской.

Обобщающая периодизация памятников андроновской культурно-исторической общности принадлежит Е.Е. Кузьминой. Ею выделены 4 типа памятников: петровский (XVII — XVI вв. до н. э.); алакульский (XV — XIII вв. до н. э.); фёдоровский (XV—XII вв. до н. э.); дандыбаевский (XI — IX вв. до н. э.,) и группа смешанных типов: амангельдинский (XIV—XIII вв. до н. э. в Северном Казахстане); атасуский (XV—XIII вв. до н. э. в Центральном Казахстане); алексеевский (XII — X вв. до н. э.). Другие смешанные типы — сольилецкий (Южное Приуралье), кожумбердинский (Западный Казахстан), таутаринский (Южный Казахстан), семиреченский (Семиречье и Фергана).

Краткий историографический обзор периодизации в андроноведении, отражающий в общих чертах последовательность её разработки и современное состояние, позволил В.В. Евдокимову сформулировать ряд выводов:

— определена на основании неоднократно фиксируемой стратиграфии культурных слоев относительная хронология большинства андроновских типов памятников (культур) Урало¬Казахстанского региона;
— для региона Центрального и Северного Казахстана общепринятой может считаться такая последовательность памятников — алакульская, бегазы-дандыбаевская, донгальская культуры;
— создана остающаяся пока единственной периодизация типов памятников ареала андроновской культурно-исторической общности, являющаяся сама по себе значительным вкладом в андроноведение;
— проблема периодизации в андроноведении остаётся одной из центральных.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014