Энеолит

Согласно критериям археологической периодизации, под энеолитом следует понимать эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Это, как правило, приводит к деградации кремневой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий. Ярко проявляются новые наборы археологических типов, представляющих материальную культуру: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Этот набор типов в сочетании с медными и кремневыми изделиями характеризует археологические комплексы энеолитического типа. Наиболее отчетливо энеолитические комплексы представлены в южной зоне, где внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достигнуть значительных успехов в развитии производства.

[adsense]

Важную роль сыграл энеолитический период и в степной зоне с преимущественным скотоводческим развитием хозяйства. Энеолит казахстанских степей выглядит совсем иначе. Здесь совершенно иная природно-экологическая среда и для ее освоения человек, двигаясь по пути наименьшего сопротивления, выбрал другой путь приспособления. И на этом пути каменная индустрия не только не деградировала, но и поднялась на еще более высокий уровень. Человек не только до последнего максимума реализовал возможности обработки камня (сверление, самозатачивающиеся топоры, крупные наконечники копий с идеальной аэродинамической формой, гравировка и т.д.), но и неимоверно расширил ассортимент производственно-хозяйственного инвентаря (в том числе керамического и костяного). Правда, в это время утратила свое значение пластинчато-вкладышевая индустрия. Климат в эпоху энеолита был влажным. Тем самым создались идеальные условия для активного естественного прироста численности популяций крупных млекопитающих. В это время здесь таковой была лошадь. Резкое увеличение биомассы этого вида без нарушения экологического равновесия, увеличение ее объема на единицу площади охотничьих угодий вызвали к жизни другие процессы. Охотничьи коллективы смогли не только уменьшить размеры своих угодий за счет сокращения, а то и полного прекращения миграций по их территории, но и концентрироваться на длительное время на одном месте. Восполнение потребляемой биомассы в сузившихся охотничьих угодьях осуществлялось не только за счет естественного воспроизводства, но и за счет притока табунов с освободившихся от охотников территорий.

Ботайская культура. Названа по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Кокшетауской области. Ботайская культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана (Урало-Иртышское междуречье) и датируется ІІІ — ІІ тыс. до н. э. Она, следовательно, просуществовала одно тысячелетие.

В сложении ботайской культуры приняли участие племена, составившие атбасарскую и маханджарскую неолитические культуры. Есть свидетельства, что на процесс ее формирования оказывали воздействие внешние влияния из Восточного Прикаспия и Южного Урала. Ботайская культура была выявлена В.Ф. Зайбертом. В.Н. Логвин, С.М. Калиева выделили ее западный вариант — терсекскую культуру. В терсекской культуре четко прослеживаются инокультурные влияния и, возможно, некоторые ее памятники относятся к раннеэнеолитическому периоду, датируемому IV тыс. до н. э. Открыт ряд поселений: Бестамак, Соленое Озеро 1, Ливановка, Кумкешу, Кожай, Дузбай 3 — в Костанайской и Торгайской областях; Ботай, Красный Яр, Васильковская 4 — в Кокшетауской. Всего известно более десятков поселений.

Поселения обычно занимали площадки на высоких берегах наибольших степных речек: Тургай, Терсакан, верховья Тобола, Убаган, Чаглинка, Иман-Бурлук. Их площадь зачастую достигает 15 га. Наиболее информативным для характеристики является пос. Ботай. Функционировало поселение, предположительно, около 200 лет, в XXIV—XXII вв. до н. э. На современной поверхности отмечены следы от 158 жилищ. В процессе раскопок выяснилось, что это были постройки последнего этапа существования поселения. Остатки жилищ более ранних строительных сооружений уничтожены при строительстве последних. Застройка поселка в древности была очень плотной: жилища зачастую смыкались друг с другом и образовывали своеобразные кварталы линейно-сотовой планировки. Такие замкнутые планировочные единицы могли включать до 30 построек. Внутри них можно проследить определенную систему: на параллельных улицах шириной 4-8 м длиной до 50 м строилось иногда 15-16 жилищ на каждой стороне.

Жилища устраивались следующим образом. Выкапывался котлован 4-8-угольной формы глубиной до 1 м и площадью от 20 до 70 м. Вынутая при рытье глина укладывалась по периметру в виде вала высотой до 1 м. На выстроенные таким образом стены укладывались бревна в виде сужающегося сруба. Образовавшийся купол укрывался ветвями и дерновыми пластами, оставляя при этом дымовое отверстие в центре. Вход оставлялся в виде проема в стенке, и к нему примыкал небольшой коридор. Внутри, в центре, в ямке находился очаг. Между очагом и входом была хозяйственная зона, в глубине — место для сна. Сбоку под стеной обычно выкапывалась яма для хранения продуктов. На Тоболе на песчаных почвах архитектура была несколько иной: стены, возможно, строились из дерева. Производственно-хозяйственный инвентарь изготавливался из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Костяные элементы узды, застежки для пут свидетельствуют о начавшейся доместикации лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, боласы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались многочисленные деревообрабатывающие инструменты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Довольно совершенными были камнеобработка и обработка кости, без которых не возможно было изготовление качественных орудий труда. Среди вспомогательного инвентаря: отбойники, ретушеры, молотки, абразивы, кремневые сверла, резцы, диски-маховики. В кожевенном деле были необходимы: скребки, скребла, ножи, резцы, скобели, костяные ступики для выминания, абразивы и гладилки для шлифовки шкур. Среди швейных принадлежностей: иглы, проколки, шилья. Для плетения циновок были необходимы костяные качедыки, для прядения — пряслица. В керамическом производстве применялись песты, терочники, лощила, самые различные штампы. Обнаружено также множество костяных рукоятей и каменных наковален. В коллекции находок есть также культовые предметы, амулеты, украшения.

Огромное количество остеологического материала в подавляющем большинстве принадлежит лошади: так, на поселении Ботай зафиксированы кости от 70 000 особей. Есть также кости зубра, тура, лося, косули, сайги, медведя, собаки, лисицы, верблюда, корсака, бобра, зайца, сурка, кабана, птиц.

Погребальный обряд и ряд символических предметов говорят о существовании тотемизма, культа предков. Сородичей хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Энеолит Мангыстау. Энеолит в истории Мангыстау — во многом условная, не отвечающая общепринятой периодизация. Конец V — начало IV тыс. до н. э. для этой территории ознаменованы интенсивными контактами аборигенного населения с соседями, либо, что наиболее верно, вливанием в местную среду двух инокультурных потоков с севера и юго-востока. Первый поток обозначен памятниками шебирского типа, относящимися к хвалынской энеолитической культуре Волго-Уралья.

Стояки и отдельные находки имеют место на п-ве Бузачи, в центральной и береговой частях п-ва Мангыстау. Наиболее значимая стоянка была найдена на Бузачах у поселка Шебир в зоне развивающихся песков. Здесь зафиксировано два больших скопления кремня и фрагментов керамики. Скопления очень компактны, возможно, они оконтуривают границы несохранившихся построек наземного типа. При зачистке участков культурного слоя встречены хозяйственные и выгребные ямы и небольшое углубление — ямка — культового назначения, заполненное песком с красной охрой и 105 мелкими отщепами и пластинками.

[adsense]

Кремневые коллекции шебирского типа выделяются крупными размерами пластин и орудий на них. Набор орудий обычен для стоянок местного неолита. Но значительно начинают преобладать боковые скрепки, позволившие ускорить процесс выделывания шкур. Появляются долотовидные орудия, однолезвийные ножи, плечиковые сверла. На стоянках не найдены геометрические микролиты. Отсутствие наконечников стрел не может категорично утверждаться, хотя достаточно компенсируется многочисленными находками вкладышей сложносоставных орудий. В качестве сырья для изготовления орудий труда и оружия использовался кремний с местных месторождений.

Глиняная посуда лепилась вручную. Сосудам придавалась подъяйцевидная закрытая форма с округло-коническим дном. Край сосуда оформлялся массивным венчиком воротничкового типа с ребром на внутренней поверхности, для орнаментации, в основном, использовался гребенчатый штамп. Простым геометризированным узором покрывались верхняя и нижняя части сосуда. Внутренняя поверхность посуды выравнивалась при помощи той же гребенки. В глиняную массу добавляли мелко толченную ископаемую раковину. Сосуды вылепливались ленточным способом, при тонких стенках их емкость достигала 6-7 литров.

Шебирское население принесло с собой новые украшения — крупные бусы из створок морских моллюсков и мелкие низкоцилиндрические бусинки диаметром 3-6 мм. Последние изготавливались из стенок морских ракушек. Края бусинок тщательно зашлифованы, а отверстия получены методом встречного сверления.

На шебирской стоянке найдено небольшое металлическое шило. Это не противоречит находкам большого числа металлических изделий на Хвалынском могильнике.

Второй поток пришельцев происходит из районов Среднеазиатского междуречья. Он связан с находкой на Мангыстау кельтеминарской стоянки типа Дингильдже 6, которая располагалась на берегу впадины Кошкар-ата. Среди кремневых орудий стоянки выделяются такие изделия, как пластинчатые наконечники с боковой выемкой, скобели с асимметричными выемками, вкладыш с затупленным со спинки краем и заостренным с брюшка концом, сверла с треугольным концом и микросверла. Эти орудия свойственны для развитого и позднего этапов кельтеминарской культуры.

Хронологически памятники хвалынской и кельтеминарской культур Мангыстау синхронны. Керамика стоянки Кошкар-ата 4 при кремневой коллекции с чертами кельтеминара имеет признаки шебирских сосудов, но с плоским дном. В свою очередь, эти культуры сосуществуют с местными — оюклинской и тюлузской, что подтверждается находками керамики шебирского типа на стояке Коскудук.

Понимание процессов IV тыс. до н. э. находится в тесной связи с вопросом о значении территории Восточного Прикаспия в распространении основ производящей экономики (скотоводства). Если ранее этому региону отдавался приоритет в решающей роли распространения овцы из районов ближневосточного культурного очага, то в последнее время это положение оспаривается М.И. Итиной и
В.А. Алешкиным. Они указывают на возможность проникновения скотоводства в Среднеазиатское междуречье из более северной степной зоны. Хронологическое запаздывание верхних границ кельтеминарской культуры и позднее смещение зоны распространения производящего хозяйства в Средней Азии к северу (рубежи III и II тыс. до н. э.) позволяют говорить о более прогрессивном развитии хвалынских племен Волго-Уралья, обладавших на рубеже V и IV тыс. до н. э. развитыми (подвижными) формами скотоводства. В это время хвалынцы проникают на Мангыстау.

Таким образом, начало энеолита как этапа в археологической периодизации п-ова Мангыстау связано с появлением здесь новых форм хозяйствования — подвижного скотоводства. Взаимодействие более активных пришлых племен с местным неолитическим населением со временем привело к появлению на Мангыстау новых культур кочевников бронзового века. Однако временные границы этого периода по¬ка точно не установлены.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014