К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
В заключение следует остановиться коротко на тех бытовых особенностях, которые придают конкретное своеобразие социалистическому строительству и культурной революции на Кавказе и порождают некоторые особые практические задачи.
Устранение национальной розни
Первая и важнейшая задача, которую предстояло разрешить Советской власти на Кавказе, состояла в ликвидации корней межнациональной розни. Именно на Кавказе она особенно давала себя чувствовать, и больше всего в Закавказских республиках. Там существовала грузино-армянская рознь, армяно-азербайджанская рознь и др. Сказывался грузинский национальный шовинизм, не признававший равных прав за национальными меньшинствами Грузии; сказывался и азербайджанский национальный шовинизм. В прошлом эта национальная рознь и антагонизм имели, как мы уже знаем, классовые корни.
Поэтому задача выкорчевывания этих корней, уничтожения причин национальной розни могла быть разрешена лишь путем устранения тех паразитических общественных классов, которые искусственно разжигали вражду. Эта задача и была разрешена. Ныне корни межнационального антагонизма на Кавказе уничтожены. Сохраняются только пережитки прежней розни в сознании людей, которые наряду с другими вредными пережитками изживаются лишь постепенно.
Ликвидация малоземелья и освоение новых земель
Вторым большим злом, тяготевшим над народами Кавказа, особенно высокогорных областей, была крайняя земельная нужда. В горах Дагестана, Осетии и других областей подавляющая масса населения не имела даже необходимого минимума пригодной для обработки земли. Поэтому первое, что необходимо было сделать для этих людей, — это обеспечить их землей.
Это нужно было сделать, и это было сделано путем расширения землепользования прежде всего населения гор. В границы Дагестана были включены прилегающие равнинные районы на севере. За определенными горными аулами были закреплены те «кутаны» на равнине — зимние пастбища, — которые раньше им приходилось на тяжелых условиях арендовать. Теперь многие дагестанские колхозы используют эти кутаны вдвойне: зимой гоняют туда скот, а летом сеют там полевые и огородные культуры. Некоторые горные аулы Дагестана, особенно бедствовавшие без земли, были целиком переселены на равнину.
Такое же переселение имело место в Северной Осетии. Ее высокогорные районы заселялись в давние времена людьми, которых оттесняли туда более сильные соседи, и люди жили там в неблагоприятных условиях, без пригодной для обработки земли. Теперь население ушло на равнину, в горах пасут лишь скот. Из горных ущелий Северной Осетии за 3 года была переселена на равнину 21 тыс. семейств. Здесь выросли новые аулы, зажиточные и благоустроенные.
Но и в равнинных, более богатых землей районах происходит расширение культурной земельной площади за счет освоения безводных степей и предгорий путем больших оросительных работ. Крупные ирригационные сооружения проведены и проводятся прежде всего в Азербайджане (Мингечаурский гидроузел, орошение степей по нижней Куре и Араксу), в Армении (система каскадов на стоке оз. Севан), в Дагестане (каналы на рр. Тереке и Сулаке). Напротив, в Западной Грузии — болотистой Колхидской низменности — проводятся обширные осушительные работы, которые уже дали стране десятки тысяч гектар новой плодороднейшей земли.
Индустриализация
Одной из важнейших задач экономической политики на Кавказе было развитие промышленности. До революции почти весь Кавказ — за исключением немногих промышленных очагов, как Баку, Грозный, Тифлис, Чиатура, Батум, — представлял собой страну, индустриально почти неразвитую. Богатейшие сырьевые и энергетические ресурсы лежали почти неиспользованными. С первых же лет установления Советской власти на Кавказе началась усиленная работа по индустриализации, особенно в национальных республиках и областях. Больше всего продвинулось это дело в годы пятилеток накануне и после Отечественной войны. Сейчас по своему промышленному развитию республики и области Северного Кавказа и Закавказья не отстают от передовых индустриальных областей Советского Союза.
Рядом с важнейшим Бакинским нефтепромышленным районом, где нефтедобыча перевооружена новой техникой и чрезвычайно выросла, создан ряд новых центров нефтепромышленности: Грозный, Майкоп, Ширакская степь и др. В Северо-Осетинской АССР крупное значение получила цветная металлургия (Садонское месторождение). В Грузии наиболее развиты марганцовая промышленность (Чиатура), каменноугольная (Ткибули, Ткварчели) и др. Во многих местах создана машиностроительная промышленность (Армавир, Грозный, Тбилиси, Баку и пр.). Текстильная промышленность — главным образом выработка хлопчатобумажных и шелковых тканей (Баку, Кировабад, Ленинакан, Гори и др.). Многочисленны предприятия пищевой промышленности: мукомольной, фруктоконсервной, фруктосушильной, эфиромасличной, сыроваренной, маслодельной, чайной и ряд других, позволяющих использовать богатейшую продукцию сельского хозяйства Кавказа.
Огромное значение имеет строительство электростанций, особенно на базе гидроэнергии.
Новая социалистическая промышленность втягивает массу национального населения, формируя кадры рабочего класса из среды местных национальностей, в том числе тех, которые прежде составляли сплошь сельское, аграрное население.
Борьба с пережитками патриархально-pодового строя
Важнейшей проблемой, связанной с особенностями быта более отсталых народов гор, было ликвидировать вредные остатки патриархально-родового строя. Нигде в других частях Советского Союза не давали себя чувствовать с такой резкостью и силой отрицательные стороны патриархально-родового строя, как обычай родовой мести и др., нигде они так упорно не держались, как именно на Кавказе. Для преодоления этих пережитков необходимо было принять особые меры, которые и проводились весьма энергично в первые годы Советской власти.
Одна из таких мер имела целью специально ликвидацию кровной мести. Дело в том, что просто запретить кровную месть, которая глубоко вросла в обычаи населения, было трудно, и это могло бы вызвать недовольство отсталой части горцев. Пришлось воспользоваться теми же старыми обычаями, в частности обычаем примирения кровников: по инициативе партийных организаций было устроено массовое примирение кровников в целой области; оно прошло по всем правилам традиционной обрядности, так что старые нормы обычного права были целиком соблюдены. После этого было объявлено о прекращении всех кровных счетов. Сейчас обычай кровомщения почти повсеместно забыт.
С эпохой патриархально-родового строя связан и такой вредный пережиток, особенно резко чувствовавшийся на Кавказе, как униженное положение женщины. Это заметно было по преимуществу тоже у населения гор: у народов Дагестана, Осетии, но также у азербайджанцев, в меньшей степени у армян и грузин. Неполноправие женщин, идущее от эпохи патриархально-родовых отношений, было особенно закреплено и освящено мусульманской религией. Понадобились особые меры вовлечения женщин в советскую работу, настойчивая разъяснительная кампания, мероприятия по экономической помощи женщинам-беднячкам (например, кампания «пальто горянке»), чтобы преодолеть вековую замкнутость женщин, втянуть их во все звенья общественной работы. Сейчас во всех республиках и областях Кавказа есть множество женщин-активисток, работниц промышленности, женщин со средним и высшим образованием, женщин интеллигентных профессий.
Однако и у народов Кавказа имеются идущие из прошлого традиции, которые можно считать не вредными, а скорее полезными. Это обычаи гостеприимства, обычаи куначества и побратимства, обычаи соседской взаимопомощи.
Вот один из примеров того, как старинный обычай соседской взаимопомощи был использован при создании первых колхозов. В Гудаутском районе Абхазии первый колхоз был организован в 1927 году в с. Дурипше. Его назвали «Кераз», а «кераз» — это абхазское название обычая соседских помочей, которые устраивались чаще всего при полевых работах или в тех или иных экстренных случаях; так же называлось прежде и крестьянское ополчение, которое в случае военной тревоги защищало аул от нападения врага; под названием «кераз» выступило и революционное крестьянское объединение в 1917 г. Это близкое всем абхазским крестьянам наименование и было избрано, чтобы сделать понятной идею нового типа сельскохозяйственных объединений.
Есть еще характерная черта, порожденная старым бытом, которая оказалась очень полезной. Это уважение к старшим, к старикам, которое особенно чувствуется у населения Кавказа. Связь этой черты с патриархально-родовыми традициями ясна. Но в наши дни она получила совершенно новое значение. Показателен следующий факт. В первые годы колхозного движения, когда надо было мобилизовать все возможности для того, чтобы помочь ему укрепиться, на Северном Кавказе был созван съезд стариков-колхозников. Важно было использовать авторитет старых мужчин и женщин для того, чтобы помочь этим авторитетом укрепить авторитет колхозного строя. Это было положительным мероприятием, оно принесло определенную пользу. И не случайно, что это было именно на Кавказе.
Культурная революция
Следующее, что характеризует особенности социалистического строительства и культурной революции на Кавказе, это то, что здесь с самого же начала необходимо было принять срочные меры для ликвидации хозяйственной и культурной отсталости населения, в особенности горцев. Горные народы Кавказа до революции принадлежали к числу народов, стоявших на сравнительно низком экономическом и культурном уровне, несмотря на относительную географическую близость их к центрам древних культур. Дело было не только в почти поголовной неграмотности, культурной отсталости в узком смысле слова, но и в том, что общий уровень экономической жизни стоял слишком невысоко; почти или даже совершенно не было промышленного пролетариата, не было крупной промышленности. В связи с этим для подъема культурного уровня недостаточно было таких мер, как школьное строительство, развитие дошкольной сети и т. д., а необходимы были мероприятия по индустриализации и экономическому развитию этих районов. Индустриализация республик и областей Кавказа, о ней уже говорилось выше, появление кадров национального рабочего класса — все это означало не только экономический рост, но и изжитие культурной отсталости и фактического неравноправия наций.
В настоящее время даже в самых глухих горных местностях Кавказа бьется живой пульс культурной жизни. Работают тысячи начальных и средних школ, преподавание в них ведется в первых четырех классах на местных языках, с 5-го класса — на русском. Имеются десятки техникумов. В каждом селении есть клубы, библиотеки с книгами на местных и других языках. Широко развернулась сеть медицинских учреждений. Работает уже много учителей, врачей и других культурных работников из местных национальностей. Есть и научные работники с учеными степенями и званиями, в том числе и этнографы.