К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»
Особенно большой интерес из национальных меньшинств Закавказья представляют курды — тоже иранской языковой группы — живущие частью в юго-западном углу Азербайджана, на Карабахском нагорье (бывш. Курдистанский уезд), частью в Армении; теперь некоторое числов курдов есть в городах Грузии. В главной своей массе они расселены за рубежом — в Турции, Иране и Ираке, частью в Сирии. В СССР они составляли по переписи 1939 года около 76 тысяч человек. За границей курдов насчитывается от 7 до 8 миллионов.
Происхождение курдов остается не вполне ясным. Их связывают иногда с древними кардухами, которые упоминаются в частности у Ксенофонта. Многочисленная и воинственная народность, курды занимали влиятельное положение в средние века. В X—XI вв. они составляли самостоятельное государство со своей династией. В истории Ирана и Турции курды играли значительную роль, как самостоятельная политическая сила. Неоднократно использовали их турки и персы в своих целях, в частности во взаимных войнах. В конце XIX века турецкое правительство натравливало курдов на армян, стремясь при их помощи подавить армянское движение. Но эти эксцессы были искусственно вызваны, так как отношения между обоими народами издавна были дружественными.
В пределах России курды появились в начале XIX века, с присоединением Закавказья. Но и в более раннее время курды в своих перекочевках проникали на Кавказ; есть сведения, что отдельные племена курдов кочевали в Закавказье издавна.
В Иране и Турции курды сохранили старый кочевой скотоводческий уклад доныне почти целиком. Они живут главным образом разведением овец. Овцы — курдючные, грубошерстные. Крупный рогатый скот, ослы и лошади используются для передвижения.
Земледелие в прошлом почти отсутствовало либо играло лишь второстепенную роль.
С этим связан и весь уклад жизни курдов. У них имеются зимовки и летовки. Имеются два типа жилищ: на зимовках — землянки, с одним верхним окном, мало отличающиеся от старинных армянских; на летовках же, на высоких нагорных пастбищах, устраиваются временные жилища-палатки. Палатка делается из козьей шерсти черного цвета и представляет собой продолговатый четырехугольник, открытый спереди, т. е. с одной из длинных сторон. У передней открытой стороны очаг из трех камней, на которые ставится котел, кувшин и т. п. Вдоль задней стены глинобитное или каменное возвышение, покрытое войлоком или коврами. Слева помещение для ягнят. Справа хранится утварь, посуда. Палатки эти напоминают бедуинские в Аравии.
Но за годы Советской власти вся экономика и быт курдов глубоко изменились. Разведение овец в курдских колхозах поставлено на рациональную основу. Стада находятся под зоотехническим наблюдением, проводится улучшение пород овец; обработка продукции частью механизирована. Кроме того, значительная часть курдов, получив землю в предгорных районах, перешла к земледелию и оседлому быту.
Национальная мужская одежда курдов состоит из рубашки, куртки и надеваемого поверх них кафтана и из широких шаровар турецкого покроя. Обязательная принадлежность костюма — пояс из шерстяной материи, обертываемый несколько раз вокруг талии; за него затыкали оружие. Головной убор — коническая войлочная или барашковая шапка, поверх которой непременно повязывался платок, разного цвета и формы у различных курдских племен. Иногда платок повязывался прямо на голову, без шапки. Мужская национальная одежда у советских курдов теперь, впрочем, почти не сохранилась. Женская одежда — рубашка, штаны, поверх них поясная одежда из двух отдельных кусков ткани, один спереди, другой сзади. Непременно повязывается шерстяной пояс. Головной убор — разные головные платки. У замужних женщин платок обвязывается вокруг твердой основы, обшивается монетами. Этот своеобразный головной убор («кофй») сейчас употребляется преимущественно во время праздников.
В связи с сохранением традиционного кочевого хозяйства у курдов держались до недавнего времени и пережитки довольно архаических форм общественных отношений. Зарубежные курды делятся и сейчас на ряд племен, которые представляют собой независимые самостоятельные группы. Во главе племени стоит племенной вождь, фактически феодал, который пользуется огромной властью. Племена делятся на роды, для которых характерен державшийся местами очень устойчиво обычай эндогамии, т. е. заключения браков внутри одного рода, чем поддерживалась замкнутость этих родов и общая замкнутость курдского населения. В СССР племенные названия сохранились главным образом у армянских курдов, а старый родоплеменной строй изжит.
Интересной формой общественных отношений у курдов служила прежде своеобразная кочевая община, которая складывалась в связи с кочеванием на летних пастбищах. Это так называемая «оба», как и у армян,— летнее кочевое объединение довольно неустойчивого типа. Во главе этой группы стоял выборный староста, располагавший большим авторитетом. По возвращении на зимовку «оба» распадались, а весной перед кочевьем на летние пастбища они создавались вновь или в прежнем или в новом составе.
Что касается религиозных верований, у курдов господствует ислам в его суннитской форме; часть курдов (в Карабахе) — шииты. Среди зарубежных курдов есть и сектанты—али-алахи и др. (особенно в Иране). Но наряду с этим у курдов сохраняются пережитки более ранних форм верований, в том числе родовые и семейные формы культа и, в частности, культа предков. Фольклор курдов очень богат. Письменности у них до революции не было, теперь она создана. Культурный уровень советских курдов сильно вырос; среди них теперь до 70% грамотных, в том числе много женщин. Издано много книг; в Ереване выходит газета на курдском языке. Есть своя интеллигенция.
Нефиг развадить Советскую пропаганду…. Оно очень предвзято подходила к Курдскому вопросу ради армяшек и азиков…. включая таких авторов как Гумулев М.
И вообще Русские источники про курдов всегда оценивается через призму армян, турок и грузинов