К содержанию 13-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
(Тезисы докторской диссертации, защищенной на заседании Ученого совета исторического факультета МГУ 5 января 1944 г.)
1. Государство волжских булгар сложилось в результате процесса классообразования у кочевых и оседлых племен Среднего Прикамья. Приход сармато-аланских племен булгар в VI в. не внес ничего принципиально нового в жизнь племен Прикамья, лишь ускорив процесс сложения государства. Этот приход хорошо документируется археологически. В памятниках культуры булгар — керамике, украшениях и некоторых бытовых вещах — заметны черты более древние — сарматские и более поздние, сходные с памятниками аланской культуры Северного Кавказа. Это сходство прослеживается и в обряде погребения, как его описывает Ибн-Фадлан.
[adsense]
2. Государство булгар было многоплеменным и включало в свой состав чудские, сармато-аланские, тюркские и славянские (антские) племена. Памятником последних является курган с трупосожжением близ Балымр, известный под именем Шолома.
3. До половины X в. булгары находились в зависимости от хазарского кагана. Их самостоятельная история начинается со второй половины X в., когда они воспользовались поражением хазар князем Святославом и, опираясь на поддержку арабского халифата, сбросили хазарское иго. С X в. булгары захватили всю торговлю с Востоком в свои руки. Город Булгар стал международной ярмаркой, куда сходились купцы из далекого Китая, Ирана, Закавказья, Византии, русских княжеств и Запада, а также представители чудских племен.
История булгар XI—XII вв. наполнена войнами с русскими князьями. Стремясь разрушить торговую гегемонию булгар, русские князья нанесли им ряд ударов и уничтожили город Ошель — центр племени Эсегея.
Со второй четверти XIII в. начался тяжелый период в жизни государств. После разведки 1223—1229 гг. монголы начали в 1232 г. покорение Поволжья. После четырехлетнего сопротивления, в 1236 г., булгары были завоеваны.
К концу XIII в. оправившаяся Булгария распалась на два княжества — Булгарское и Жукотинское, подчиненные непосредственно Золотой Орде. Окончательное падение Булгарии относится к 30-м годам XV в.
4. Изучение военной культуры булгар показывает, что они стояли на уровне других европейских государств, но их военная тактика напоминает приемы войны, свойственные кочевникам-сарматам. Являясь первоклассными мастерами крепостного зодчества, булгары в ряде случаев показали себя слабыми защитниками своих городов.
5. Для защиты центральной территории царства ими был создан ряд укрепленных рубежей. Первый — между современным Куйбышевым-Татарским и Бураковым и второй — у Ново-Шешминска. Последний датируется эпохой монгольского нашествия и был создан против татар.
6. Широкий размах торговли послужил причиной роста городского ремесла. Булгары в короткий срок достигли высокой степени развития производства в ряде ремесел. Археологический материал позволяет заключить, что в городах работали кричники, черные кузнецы, оружейники, литейщики, ювелиры, гончары, строители и резчики по кости. В области некоторых из этих производств можно говорить о существовании ремесленных организаций еще в домонгольскую эпоху.
7. В сложении булгарской культуры огромную роль сыграли русские. Их влияние прослеживается в области ювелирного дела и замечается в ряде памятников прикладного искусства.
8. Недостаточные раскопки булгарских городов не позволяют изучить их историческую топографию. Некоторое исключение составляют Булгар, Биляр и Сувар. Два последних города относятся в основном к домонгольскому периоду; в XIII—XIV вв. они являлись небольшими провинциальными городами. Город Великие Болгары возник в X в., в 6 км от Волги. Первоначально небольшой, он в XIII—XIV вв. занял большую площадь, ограниченную в настоящее время валами.
Булгарские города, подобно другим городам средневековой Европы носили ремесленный и сельскохозяйственный характер. Подсобным занятием жителей являлось скотоводство и полеводство: они сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо и горох.
9. Архитектура волжских булгар сложилась под влиянием Хорезмийской и Сельджукской школ и носит черты, свидетельствующие о традиции античной культуры. В некоторых деталях их орнаментации сказалось ее местное своеобразие.
К содержанию 13-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры