Самусьская культура

Васильев Е.А. Самусьская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 127-129.

Самусьская культура, бронзы эпоха, 17 — 13 вв. до н.э. Перв. памятники этой культуры были открыты и исследованы Матющенко В. И., но сам термин «самусьская культура» предложен и обоснован Косаревым М.Ф. Одна из наиболее оригинальных и загадочных археологических культур Сев. Евразии. Ареал её охватывал южнотаёжные леса Томского Приобья и Нижнего Причулымья, а также ленточные боры, расположенные по долине Оби в р-не совр. Новосибирска. Известно около 15 поселенческих памятников, среди которых исследованностью, полнотой и уникальностью материалов выделяется Самусъ-4, поселение.

Не вызывает сомнений двухкомпонентный состав С.к. Один из них, местный, связан с древностями энеолита Томско-Нарымского Приобья. В качестве генетических предков в равной мере рассматриваются носители как новокусковских, так и игрековских традиций. Пришлый (юж.) компонент своими корнями уходит в мир земледельцев Ср. Азии, близкий ранним цивилизациям Переднего Востока. Мигранты принесли в Томское Приобье навыки земледелия и скотоводства, технологию изготовления бронзовых орудий. Это были крупнейшие инновации в древней ист. региона.

Двойственный характер С.к. проявился во всех сферах жизнедеятельности: производстве, искусстве, мировоззрении. Мастера по выделке керамики наряду с бытовыми горшками, украшенными традиционным методом отступающей палочки, лопаточки, движущейся (шагающей, отступающей) гребёнки, изготавливали оригинальные культовые сосуды. Их стенки украшали изображения стилизованных человеческих фигур в нескольких канонических позах, птиц и сложных символов, а на донышках помещались знаки солнечного диска. Не исключено, что подобная посуда использовалась в ритуалах и церемониях, связанных с бронзолитейным производством. Многочисленные следы изготовления орудий из высококачественной бронзы в виде обломков тиглей, литейных шишек обнаружены практически на всех самусьских поселениях. Используя дорогой привозной металл, поступавший в слитках с Рудного Алтая, мастера-профессионалы освоили сложную технологию получения топоров-кельтов и наконечников копий со слепой втулкой. Они отливались в составных формах с использованием специальных вставных сердечников. По своим характеристикам кельты и наконечники копий близки образцам, распространённым в эпоху бронзы на огромной территории, включавшей Зап. Сибирь, Алтай, Вост. Европу, и известным как орудия сейминско-турбинского типа. Внедрение бронзовых предметов привело к некоторому сокращению сферы применения орудий из камня, но не вызвало деградации каменной индустрии. Наконечники стрел, скребки, ножи многочисленны, разнообразны и отличаются высоким качеством отделки.

Инвентарь и остеологические материалы позволяют охарактеризовать экономику населения С.к. как комплексную, в которой традиционные для региона охота на таёжного зверя (лося, медведя) и рыбная ловля дополнялись разведением (придомным?) скота (лошади, коровы) и возделыванием злаков. Из домашних промыслов, кроме камнеобработки и гончарства, следует отметить косторезное дело, прядение и ткачество с возможным применением примитивного ткацкого станка. В качестве сырья могли использоваться дикорастущая конопля и крапива.

Самусьское искусство представлено фалловидными предметами и оригинальными изображениями человека и медведя, выполненными из камня в технике круглой скульптуры. Все они обнаружены на поселении Самусь-4 и вместе с сакральной посудой характеризуют духовную жизнь носителей С.к. В их мировоззрении традиционные промысловые культы сочетались с новыми идеями плодородия и солярной символикой. С.к. сыграла выдающуюся роль в древней ист. региона. Вся последующая культурная эволюция проходила под знаком её открытий и достижений.

Лит.: Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981. С. 96-106; Матюшенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 2 // ИНС. Томск, 1973. Вып. 10. 210 с.; Молодин В.И., Глушков И Г. Самусьская культура в Верхнем Приобье. Новосибирск, 1989. 168 с.

Е.А. Васильев

В этот день:

Дни смерти
2002 Умер Александр Вильямович Гадло— советский и российский этнограф-кавказовед, профессор, доктор исторических наук.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Археология © 2014