Басандайская культура

Беликова О.Б. Басандайская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 28-31.

Басандайская культура, средневековье развитое. Б.к. впервые выявил В.А. Могильников на памятниках Томско-Обского междуречья (1980). Выделение Б.к. поддержали в 1984 Д.Г. Савинов и в 1993 Плетнёва Л. М. Раскопки памятников, относимых к Б.к., проводили Дульзон А.П., К.Э. Гриневич, Г.В. Трухин, Косарев М.Ф., Матющенко В.И., Чиндина Л.А. Значительная часть материала для изучения Б.к. происходит из раскопок Л.М. Плетнёвой (ТГУ) нач. 1980 — 90-х. Основные разногласия в исследовании Б.к. проявляются в определении датировок Еловского-1, Басандайского, Усть-Киндинского курганных могильников и вследствие этого — хронологии Б.к. Нет единого мнения и по вопросам о культурной принадлежности отдельных памятников, соотношении Б.к. и сросткинской культуры. Споры вокруг Б.к. во многом обусловлены тем обстоятельством, что исследователи обращаются к разным группам археологических памятников.

В.А. Могильников, причислив сначала Еловский-1 и Басандайский могильники к Б.к. 10-12 вв. в дальнейшем, однако, этот термин не употребляет. Указанные памятники он относит к сросткинской культуре, которая отражает смешанную тюркско-самодийскую общность и продолжает развиваться, по его мнению, на Ю. Томской обл. вплоть до монгольского времени. Л.М. Плетнёва и Д.Г. Савинов, отмечая наличие сросткинских традиций в памятниках Томско-Обского междуречья, всё же причисляют их к Б.к. Д.Г. Савинов, не уточняя датировку памятников, считает, что особо значительная доля сросткинского компонента в материалах Еловского-1 и Усть-Киндинского могильников показывает этническое своеобразие населения: оно было родственно, но не идентично группе, оставившей Басандайский могильник.

Наиболее развёрнутую характеристику Б.к. дала Л.М. Плетнёва, датирующая её 11 — 14 вв. В 4 опорных могильниках (Астраханцевский, Басандайский, Еловский-1, Усть-Малокиргизский курганный могильник) раскопано 178 курганов, содержавших 275 погребений. Основные признаки погребального обряда: земляные курганы диам. до 12 м, выс. 0,2-2 м; захоронение преимущественно в ямы, в единичных случаях — в насыпи, на древнюю дневную поверхность; ингумации (погребение трупа); единичные трупосожжения в стороне от места захоронения и на его месте; вытянутое положение умерших, ориентация головой чаще на Ю.-В.; погребальные сооружения — деревянные настилы, гробы, рамы-обкладки, перекрытия. Отличительная черта обряда — сопроводительные захоронения верховой лошади 3 видов: целая туша; голова и конечности, лежащие параллельно покойному; голова и передние конечности в ногах человека. Лошади были взнузданы, иногда осёдланы. Помимо детских и женских погребений, определяются погребения кузнецов, воинов-всадников и воинов-лучников.

В погребальном ритуале Б.к. особое значение придавалось применению глины (глиняные площадки в насыпях, глиняная обмазка стенок могил). По этому признаку прослеживается сходство с сырцовыми погребальными конструкциями, известными в 9-11 вв. в степном и лесостепном междуречье Иртыша и Оби, в Барабинской и Кулундинской лесостепи, где они сооружались в захоронениях людей высокого социального положения.

Исследованы места обитания населения Б.к.: городища Басандайка, Кижирово, Шеломок-1, Нагорный Иштан. селище Лагерный Сад и др., на которых вскрыто 5 построек (селище Усть-Малокиргизское-2, городище Иванушкина Гора). Жилища — полуназемные, каркасные и с самонесущими стенами (срубные), с входами в виде коридора, тамбура, с очагами открытого типа. Основная группа посуды памятников Б.к. Томско-Обского междуречья входит в ареал керамики Нарымского, Новосибирского Приобья, Причулымья, лесостепного Алтая, Ср. Енисея и имеет сходство с материалами сросткинской культуры 1 тыс. Вост. Казахстана.

Территория Б.к. сегодня ограничивается Томско-Обским междуречьем, в широтном отношении определённым пределами нижнего течения р. Томи. Предполагается, что она может быть расширена за счёт Ср. Притомья и, возможно, Новосибирского Приобья. В Б.к. отмечается смешение местных и привнесённых черт. Первые (Ю.-В. ориентация умерших, заворачивание их в бересту, берестяное покрытие, некоторые особенности формы и орнаментации керамики и др.) связываются с местным, самодийским населением. Привнесёнными чертами являются: погребения с конём или конечностями и головой коня, подкладки из камней под умершими, использование в конструкциях глины, воинские захоронения, инвентарь, в т.ч. лазуритовые подвески, вероятно, керамика. Пришлый компонент отражает приход тюркоязычных (кимако-кыпчакских) групп, который произошёл значительно позже распада кимако-кыпчакского гос. объединения, т.е. после 30-х гг. 11 в. Значительность тюркской прослойки в Б.к. существенно повлияла на ход этнической истории Ю. Томской обл., на формирование томских татар. Адаптации тюркских групп в Томско-Обском междуречье способствовали природно-географические условия, позволяющие вести комплексное хозяйство (скотоводство, земледелие, охота, рыболовство).

Лит.: Плетнёва Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам). Томск, 1997. 351 с.; Она же. Томское Приобье в средневековье (по археологическим источникам): Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Новосибирск, 1996. 49 с.; Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово, 1994. 216 с.; Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР с древнейших времён до средневековья: в 20 т. М., 1981. С. 190

О.Б. Беликова

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014