Описывая интересные памятники Джармо и Телль Шимшара, мы уже обращали внимание на две устойчивые традиции в керамическом производстве: более древнюю иранскую («расписная керамика Джармо») и более позднюю монохромную, связанную с хассунской «неолитической» посудой. Происхождение последней далеко от выяснения, но, имея в виду архаическую хассунскую керамику с резным орнаментом и неорнаментированную, встречающуюся на западе вплоть до сирийского побережья, маловероятно, что эта традиция возникла в отдаленной деревушке Джармо или где-либо в Курдистане. Полное отсутствие типичных для Джармо и Телль Шимшары в Загросе каменных сосудов и браслетов и микролитических традиций, с одной стороны, и иные каменные орудия с редкими обсидиановыми наконечниками анатолийского типа — с другой, указывают, по нашему мнению, на более западное происхождение хассунской культуры.
Подобное происхождение предполагает распространенность раннехассунских элементов вплоть до Средиземноморского побережья на западе. О том же свидетельствуют и территории, занимаемые ее преемницами — самаррской и халафской культурами, которые были столь же широко распространены. Более того, существует слишком мало оснований для связи ранней хассунской посуды и соседней с ней иранской (расписная керамика Джармо, посуда Тепе Сараба или Хад¬жи Фируза). Формы хассунской посуды сходны с западными и наиболее близки сирийским, а ранняя керамика с росписью красным по темно-желтому фону ближе всего (при отсутствии промежуточных типов) к Мерсину. Поэтому мы предполагаем, что центр происхождения хассунской керамики находится где-то в холмистом районе на полпути между Мосулом и Алеппо, в районе «Турецкой Месопотамии», Мардина и Диарбскира; здесь и предполагаемая родина халафской культуры. Многочисленные проблемы месопотамской и сирийской археологии могут быть решены в процессе изучения и раскопок в этом, возможно, важнейшем «третьем районе», расположенном между «3а- гросской зоной» и «Анатолийско-левантийским регионом». В настоящий момент только в порядке предположения можно сказать, что в окрестностях Чагар Базара, в долине Хабура, произошла встреча восточной, или иракской хассунской расписной керамики, и западной, или сирийской керамики с лощеным орнаментом.
Какого бы происхождения ни была хассунская культура, она, как таковая, известна только в Северном Ираке. После начальных фаз, для которых характерна монохромная кремовая керамика, найденная в трех сменяющих цруг друга слоях (1а — Ис), наступает время расцвета этой культуры (II—IV слои). Найдены небольшие прямоугольные дома из нескольких комнат, построенные из сырцового кирпича, с тростниковыми циновками, покрывавшими пол, обмазанные битумом ямы для хранения и редкие погребения в ямах.
Керамика делится на три класса: грубая нерасписная; нерасписная с резным орнаментом; посуда с красной росписью по кремовому фону или с росписью и резным орнаментом. Керамика развивается и становится все более совершенной, что определяется ее наименованиями «архаическая» и «стандартная». С IV строительного горизонта (около 5500 г. до н. э.?) появляется новая расписная керамика — может быть, привозная. Эта более совершенная посуда известна под названием самаррской. Расписная керамика и керамика, сочетающая роспись и резьбу, встречаются вместе.
В это время впервые в Месопотамии появляются натуралистические изображения животных и людей, а также и более сложные формы композиций, помещавшихся обычно на внутренней стороне больших чаш. Формы сосудов меняются, появляются поддоны, а в изображениях на сосудах в технике рельефа явно видны человеческие фигуры. Самаррская керамика часто встречается в Северной Сирии; ее появление здесь предшествует дате появления халафской культуры — около 5400 г. до н. э.— или совпадает с ней.
Многочисленные поселения содержат сосуществующие элементы обеих культур, но происхождение самаррской культуры столь же проблематично, сколь хассунской и халафской. Некоторые исследователи склоняются к ее иранскому происхождению, другие рассматривают самаррскую керамику как результат развития хассунской культуры. Ни одна из точек зрения сейчас не может быть серьезно обоснована; иранские культуры могли, возможно, заимствовать мотивы самаррской культуры, прочно утвердившейся на холмах (Телль Шимшара), но если бы самаррская была прямым продолжением хассунской, это предполагало бы не столь заметное отличие ее керамики от хассунской.
В то же время об этой культуре очень мало известно, кроме керамики: с ней связывается сырцовая архитектура Багуза, и в этом западном форпосте есть некоторые формы каменных орудий, которые сближают самаррскую культуру с Сирией и Палестиной. Металл известен в самой Самарре, и, хотя по этому поводу высказывались сомнения, сам факт не должен удивлять, ибо относится к периоду, когда анатолийские кузнецы уже умели делать навершия булав и браслеты из чистой меди.
Важной чертой хассунского и самаррского периодов было возникновение поселений в районе, где количество годовых осадков не было достаточным для неполивного земледелия. Мы должны поэтому предположить, что применялось орошение. Самаррское влияние распространялось на две культуры, расположенные еще южнее: культуры Джаффарабада I, или Сузианы I, в Хузиста- не, и Эриду, на крайнем юге Месопотамии.
В окрестностях Суз кроме особой расписной керамики мы обнаруживаем даже монохромную посуду раннехассунского типа, и нет ничего невозможного в том, что она является в этом районе первой керамикой (как и в Матарре, к югу от Киркука). Интересно, не была ли эта монохромная архаическая (или неолитическая) керамика хассунской культуры, известная также в верх¬них слоях Джармо и распространенная, по современным данным, от Рас Шамры до Суз, древнейшей керамикой этой обширной южной области, той основой, на которой развивались локальные варианты расписной керамики? В Сузиане первая расписная керамика демонстрирует большое сходство с самаррской культурой как по форме, так и по орнаментам. Особенно распространенным является орнамент «в резерве», заметно отличающийся от линейного стиля Самарры. Здесь не найдены натура¬листические схемы, характерные для самаррской культуры.