Релкинская культура

Чиндина Л. А. Релкинская культура / Л. А. Чиндина // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 115-118.

Рёлкинская культура, средневековье раннее. Р к. сложилась в Томско-Нарымском Приобье и существовала в 6 — 9 вв. Выделена Чиндиной Л.А. в 1970-е. Позднее к проблемам Р.к. обращались многие учёные — В.А. Могильников, Плетнёва Л.М., Т.Н. Троицкая и др. Споры ведутся в основном по 2 позициям — юж. границы Р.к. и её этнической интерпретации. Л.М. Плетнёва, Т.Н. Троицкая, А.В. Новиков считают, что граница на Ю. проходила по устью Томи. Л.А. Чиндина, В.А. Могильников, Косарев М.Ф., А.А. Казаков и др. — что этот рубеж достигал в Томском Приобье широты г. Новосибирска.

Р.к. сформировалась на основе кулайских традиций. Непосредственный переход от кулайской культуры к рёлкинской совершался в Нарымской и сев. частях Томского Приобья, сохраняя локальные различия на протяжении всего существования Р.к. В 6 в. в связи с экспансией тюрков в Верхнее Приобье население Ю. Томского Приобья (также потомки населения кулайской культуры) объединяется с сев. сородичами. В складывании Р.к. важную роль сыграл пришлый юго-вост. компонент, в Притомье непосредственно связанный с лачиновской культурой.

Р.к. характеризуют многочисленные поселения, могильники, священные места, а также многообразие категорий и обилие вещей. В системе источников выделяется чёткий комплекс как специфических культуроопределяющих признаков (погребальный обряд, керамика, культовое литьё, местные украшения, специфические жилища), так и в целом характеризующих культуру (поселения, жилища со всем интерьером, общепринятый распространённый инвентарь).

В настоящее время в Томской обл. известно не менее сотни поселений (Кисловка-2, 7, Нёготка-4, Мысовая-2, Круглое озеро- 1, 2, Малгет, комплекс археологических памятников и др.). Поселения располагались по берегам водоёмов и насчитывали от 5 до 100 построек (жилищных, хозяйственных, бытовых, культовых). Жилища различного типа: от небольших полуземлянок до крупных двухкамерных каркасных и срубных сооружений с очагами, с определёнными местами для отдельных семей. Как исключение встречаются жилища с земляными канами по типу дальневосточных.

Погребальный обряд известен по небольшим курганным могильникам (2-3 кургана) и крупным: Архиерейская Заимка, Вахтовский, Рёлкинский курганный могильник, Салтаковский, Тимирязевский-1 курганный могичьник, Тимирязевский-2 и др. Умерших в основном хоронили по обряду ингумации — на поверхности или в неглубоких могилах, сверху насыпали небольшие курганы. На крупных некрополях для семейной общины существовало своё место погребений. В результате мелкие курганные насыпи сливались в большой курган, под которым покоились десятки родственников. Были и небольшие курганы с одним погребённым.

Экономика Р.к. претерпела существенные изменения по сравнению с экономикой кулайской культуры. Она, как и прежде, базировалась на комплексном многоотраслевом хозяйстве, однако путь адаптации в природной среде шёл не за счёт обширных миграций, а через наращивание потенциала производящего хозяйства — скотоводства и земледелия. Др. путь подъёма экономики был связан со специализацией отдельных отраслей хозяйства — пушной охоты, чёрной металлургии, металлообработки в рамках семейных общин, «людей одной реки». Совершенствуются технологии традиционных форм охоты, рыболовства, собирательства: утверждаются сезонность, новые технические средства промысла. Формируется локальная специфика в зависимости от местных природных условий, близости пограничным р-нам, активно развивается торговый обмен, особенно с Ю. Оттуда поступали медь, готовые бронзовые, серебряные, железные изделия (культовые чаши, наборные пояса, некоторые виды оружия в богатой оправе и др.), шёлковые и шерстяные ткани, породистые лошади. В обмен на дорогой импорт шла высококачественная пушнина (соболий, беличий, бобровый мех).

Рёлкинское об-во состояло из позднеродовых объединений (патриархальная семья, семейная община, группа семейных общин) со свойственными им чертами внутреннего единства: общность земель семейных общин, наличие единых тотемистических и антропоморфных предков, кладбищ, мировоззрения. Именно в Р.к. чётко проявляются трёхчленное деление мироздания с особыми духами в каждом мире, сложная система посредничества между мирами, осуществляемая культурным героем, шаманом с многочисленными помощниками. В то же время у рёлкинцев сильно пошатнулись родовые устои, что отразилось в интенсивном дроблении семейных общин, индивидуализации хозяйственной деятельности, становлении территориальных принципов собственности, активном процессе имущественной и социальной дифференциации. В об-ве появляются элитарные прослойки воинов, кузнецов, более обеспеченных людей, о чём свидетельствует особый обряд погребений (сожжения, жертвоприношения), более богатое сопровождение специфическим инвентарём (первоклассное оружие, дорогостоящие ткани, элитные пояса, жертвенные животные, обособление жилищ-мастерских кузнецов-универсалов на общих поселениях и т.д.).

Группы семейных общин консолидировались в более крупные подразделения типа племен. Р.к., сохранившая в Ср. Приобье традиции кулайцсв-самодийцев, была разнокомпонентна и являлась результатом союза родственных племён пракамасинского и праселькупского этносов.

Лит.: Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники Томского Приобья в V — VIII вв. н.э. Томск, 1983. 245 с.; Могильников В.А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Финно-угры и балты в эпоху средневековья // Археология СССР с древнейших времён до средневековья: В 20 т. М., 1987. 216-232 с.; Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск, 1998. 150 с.; Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (рёлкинская культура). Томск, 1991. 181 с.; Она же. Могильник Рёлка на Средней Оби. Томск, 1977. 192 с.

Л.А. Чиндина.

В этот день:

Дни рождения
1783 Родился Жан Батист Феликс Лажар — французский археолог, составил богатую коллекцию вавилонских цилиндров, находящихся в настоящее время в Парижской национальной библиотеке. Особое значение имеют труды Лажара, посвященные митраизму.
Дни смерти
1999 Умер Юрий Валентинович Кнорозов — советский историк и этнограф, лингвист и эпиграфист. Прославился дешифровкой письменности майя.
2015 Умер Александр Евгеньевич Пуздровский — специалист по археологии Крыма.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Археология © 2014