Енисейских кыргызов культура

Беликова О. Б. Енисейских кыргызов культура / О. Б. Беликова // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 58-60

Енисейских кыргызов культура, средневековье развитое. Е.к.к. на территории Томской обл. представлена её среднечулымским вариантом, датированным 10 — 13 вв. Он открыт и исследован О.Б. Беликовой (ТГУ) в кон 1970 — 1990-х по археологическим материалам ср. течения Чулыма, прав, притока Оби. Выявление новой, сев. периферии Е.к.к. значительно расширило её ареал для кон. 1 — нач. 2 тыс., ранее фиксируемый только в Минусинской котловине, Туве, Красноярско-Канском регионе, на Алтае. В Томской обл. Е.к.к. представляют 8 памятников: Калмакский курганный могильник, курганные могильники Змеинкинский, Иловско-Чердатский, Ирский, отдельные комплексы в Берегаевском и Иповском, селище Городокское-1, Чердатский клад. Всего раскопано 110 курганов и 4 жилища. Местоположение памятников тяготеет к р-ну устьев Яи и Кии, лев. пр. Чулыма, на коренных террасах которого они и были сооружены. Диам. исследованных курганов 2 — 7 м, выс. до 1,0 м. Насыпи располагались изолированно друг от друга, не соприкасаясь подошвами.

Среднечулымский вариант Е.к.к. представлен 3 этапами. 1¬й этап, 10 — перв. пол. 11 в., отмечен только в Калмакском курганном могильнике. Главное в погребальном обряде этого времени — полное сожжение тела умершего на костре в стороне от места будущего земляного кургана (крематории не обнаружены). В могильную яму помещали лишь небольшую часть мелких обломков кремированных костей (от единичных фрагментов до 50 — 60 ед.) с вещами, не побывавшими в огне. На 2-м этапе (сер. 11-12 в.) умерших также полностью сжигали на костре в стороне, но остатки кремации с обожжёнными вещами помещали на площадку древней поверхности, чаще — в деревянные рамы-обкладки, которые сжигали перед сооружением насыпи. На 3-м этапе (13 в.) сохраняли в основном предшествующий ритуал, но применяли ещё полную кремацию на месте захоронения на дневной поверхности и ингумацию в могильные ямы. В могильниках среднечулымского варианта Е.к.к. сооружали «тайники»: скопления вещей, изолированных от останков умершего. В них обязательны миниатюрные железные копии предметов (ножи, тёсла-мотыжки, кресала, крюки от поножей), служившие оберегами души умершего. Погребения всех этапов содержат предметы быта, конского снаряжения, вооружения, украшения, детали одежды.

Выделено 2 основных компонента среднечулымского варианта Е.к.к. Перв. ярко проявляется в погребально-поминальном обряде, инвентаре; он един с Е.к.к. Минусинской котловины, Тувы. Втор. отражён в керамике широкого ареала. Его сев. границу фиксируют памятники р. Кети, вост. — р. Енисея в р-не г. Красноярска, юго-зап. — Томского и Новосибирского Приобья, юж. — кузнецкой котловины, Горной Шории.

Среднечулымская археология предоставила значительные возможности для реконструкции ист. событий эпохи средневековья Зап. и Юж. Сибири, соотносимых с косвенными письменными свидетельствами вост. авторов. Появление в 10 в. на землях Ср. Чулыма перв. групп кыргызов и миграции их в этот р-н до кон. 13 в. были вызваны политическими событиями в Центр. Азии и окончанием «эпохи кыргызского великодержавия». О масштабах миграции говорят реконструированные данные: в 10 — 13 в. в 4 эталонных могильниках среднечулымского варианта Е.к к. захоронены останки приблизительно 390 человек. Кыргызские женщины участвовали на самом перв. этапе миграции. В 11 — 13 вв. существовали брачные контакты мужчин-кыргызов с местными женщинами.

В монгольское время среднечулымские земли кыргызов, возможно, были включены в состав владений монгольской империи Юань (1260 — 1368). Об этом позволяет судить Чердатский клад (втор. пол. 13 — перв. пол. 14 в.), состоящий из пиршественной и ритуальной посуды (9 серебряных чаш и кубков на поддоне), кольца и обломка зеркала из металла. Вероятно, этот комплекс вещей происходит из разрушенного погребения. Владельцем вещей был богатый человек, высокий социальный статус которого обусловливался принадлежностью к приверженцам буддизма: на дно одной чаши нанесён перв. знак его молитвенной формулы «ом мани падме хум». Для территории Томской обл. это самый архаичный буддийский символ и единственная буддийская надпись эпохи развитого средневековья. Не исключено, что Чердатский клад связан с военными поселенцами на Ср. Чулыме. После разгрома енисейских кыргызов в 1293 юаньским полководцем Тутухой на завоёванные земли стали перемещать семьи, верные Юаньской империи, в которой буддизм был гос. религией. Исследование языка чулымских тюрков допускает, что их предки, среди которых предполагаются и среднечулымские кыргызы, контактировали в 13 — 14 вв. с монголами.

Длительному пребыванию кыргызов в Ср. Причулымье, занимающем пограничный р-н между зоной юж. тайги и зоной лиственных лесов, способствовал экологический фактор. Природно-климатические условия благоприятствовали ведению комплексного хозяйства и, следовательно, адаптации традиционного хозяйственного уклада мигрантов. Население Е.к.к. Ср. Причулымья занималось скотоводством с преобладанием коневодства и земледелием, вероятно пашенным. Было широко распространено кузнечное дело, но его невысокий уровень, скорее всего, определялся отдалённостью от основных центров металлургии и металлообработки Юж. Сибири. Совр. источники не фиксируют чёткой преемственности между могильниками среднечулымского варианта Е.к.к. и археологическими памятниками чулымских тюрков, но и отрицать её тоже нельзя. Судьба сев. группы кыргызов после 13 в. в настоящее время археологически чётко не прослеживается.

Лит.: Беликова О.Б О длительности пребывания кыргызов на Среднем Чулыме // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий (по данным археологии). Омск, 1992. С. 13-19; Она же. Среднее Причулымье в X — XIII вв. Томск, 1996. 272 с.

О.Б. Беликова.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 13.03.2020 — 21:16

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014