Верхнеобская культура

Плетнева Л. М. Верхнеобская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск, 2001. С. 41-43.

Верхнеобская культура, средневековье раннее, 5 — 9 вв. Территория В.к. включает лесостепное Верхнее Приобье: на С. — до устья Томи; на Ю. — от слияния р. Бии и Катуни (истока Оби); на 3. — по границе Верхнего Приобья и Барабинской лесостепи; на В. — по вост, границе Кузнецкой котловины. Хотя раскопки памятников В.к. были начаты ещё в кон. 19 в., в 1951 её впервые выделил Грязнов М.П. на материалах 1946 — 1949 из Барнаульского Приобья. В Новосибирском и Томском Приобье работы интенсивно проводятся с 1960-х. С накоплением нового материала некоторые положения М.П. Грязнова пересматриваются. В настоящее время Т.Н. Троицкая, А.В. Новиков выделяют 3 этапа
B.к.: одинцовский (5-6 вв.); тимирязевский (7 — нач. 8 в.); юрт-акбалыкский (сер. 8-9 в.). Плетнёва Л.М. придерживается этой точки зрения. В Барнаульском Приобье посл. этап не представлен, там развивалась культура тюрков. Чиндина Л.А. и В.А. Могильников, в отличие от Л.М. Плетнёвой, памятники Томского и C. Новосибирского Приобья относят к рёлкинской культуре.

Известно более 100 памятников В.к.: городища, поселения, курганные и грунтовые могильники. Поселения относятся к речному типу заселения. Они располагались по краю надпойменных террас. Городища укрепляли рвом и валом, обносили тыном. На городищах Тимирязевское-4, Бурундуково-4 было 3-4 линии обороны. Некоторые городища имели угловые башни и укрепления около входов. Практиковалась защита входов продолжением вала. Жилища были прямоугольной, квадратной или овальной формы, площ. от 12 до 70 м2, часто углублённые в землю от 0,2 до 0,75 м, с очагом открытого типа. Большинство построек — каркасного типа.

Захоронения совершались в курганах и грунтовых могилах. Могильники располагались на краях террас, на гривах, на берегах рек. Насыпь курганов земляная, диам. курганов 3 — 10 м, выс. 0,15 — 1,5 м, глуб. могил до 0,6 м, их иногда перекрывали нетолстыми брёвнами. Хоронили по обряду трупоположения, а также трупосожжения на стороне с погребением останков (вместе с углями и вещами) в могиле. Вера в потустороннюю жизнь предусматривала отправление вместе с умершим необходимых ему предметов быта, культа, оружия и украшений. Кроме курганов с захоронением тела умершего, выявлены курганы поминальные. Они сооружались в тех случаях, когда человек умирал где-то вдали от места проживания, а для обретения его душой покоя и в память о нём насыпали курган на родовом кладбище и в могилу клали вещи умершего. Найдены и повторные погребения: умершего предавали земле по прошествии определённого времени (сначала его хоронили на деревьях, лабазах и др ).

Хозяйство В.к. было комплексным, его основу составляло скотоводство с преобладанием коневодства. Находки железных сошников предполагают наличие пашенного земледелия. Полагают, что сеяли просо, ячмень, на Ю. — пшеницу. Зерно мололи ручными жерновами. Значительное место в хозяйстве занимали рыболовство и охота. Из ремёсел выделяется металлургическое производство. Все основные орудия труда (топоры, тесла, напильники, зубила, клещи, ножи) и оружие (копья, боевые топоры, наконечники стрел, панцири) к сер. 1 тыс. были железными, и часть их приобрела ту форму, которая сохранилась до наших дней. По инвентарю захоронений отмечена имущественная дифференциация, говорящая о различном социальном статусе умерших: выделяются погребения знатных воинов, рядовых воинов-лучников и кузнецов.

В раннем средневековье начинается проникновение тюрков на территорию лесостепного Приобья. В Новосибирском и Томском Приобье появляются погребения, совершённые по обряду трупосожжения на стороне и с захоронением в кургане останков человека на дневной поверхности. Прослеживается импорт тюркских предметов. Керамическая посуда свидетельствует о проникновении в Томское Приобье из Вост. Сибирь тунгусо- маньчжурского населения. Тесные связи прослежен с рёлкинской культурой, которую исследователи определяю как принадлежащую самодийцам. Достоверное определение этнической принадлежности В.к. в настоящее время затруднительно. Исходя из историко-культурных традиций хантов, селькупов, кетов (см. в ст. Этническая история) в той части их культур, которая может быть сопоставлена с археологическим материалом, на совр. уровне исследований можно говорить лишь об угро-самодийской основе, возможно, с участием кетского и тунгусо-маньчжурского и тюркского компонентов.

Лит.: Беликова О.Б., Плетнёва Л.М. Памятники Томского Приобья в V — VIII вв. н.э. Томск. 1983. 245 с.; Грязнов М.П. История древних племён Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1956. № 48. 161 с.; Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск, 1998. 150 с.

Л.М. Плетнёва.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014