Античные средиземноморские народы создали очень высокую цивилизацию, оставившую глубокие следы в культурах одновременных народов и в западной и в восточной частях континента.
Иное дело культуры племен Западной и Центральной Европы. Ее население, по крайней мере, на первых порах перехода от бронзового века к железному и в первое время железного века жило в условиях первобытнообщинных, сменявших друг друга союзов племен, находившихся на уровне военной демократии. На этой ступени общественного развития прежние органы управления родо-племенных образований все более и более отрывались от своей социальной почвы. Рост межплеменного обмена, а вместе с ним и превратившиеся в добычливый промысел военные столкновения приводили к усилению имущественного неравенства и выделению аристократии. Отсюда недалеко до эксплуатации своих общинников и внедрения рабства. Это состояние, насколько можно судить по данным материальной культуры, совпадает с гальштатской эпохой.
В эпоху латена, когда появляются греко-римские письменные свидетельства и еще больше развиваются обменные и торговые отношения, отражающиеся в археологическом материале, некоторые из кельтских союзов племен, несомненно, превратились в первичные рабовладельческие государства. Более отсталыми на этом пути были племена лужицкой культуры.
Ту же, в общем, картину общественного и политического развития представляют скифские и сарматские племена. У них кочевой тип хозяйства наряду с земледельческим кое-где ускоряет тот же самый процесс, так что степные скифы и некоторые из племен меотов и сарматов достигают стадии примитивных рабовладельческих деспотий. Иногда прямо, иногда косвенно удается проследить и некоторое воздействие западноевропейских археологических культур на материальный быт племен, живших на нынешней территории СССР. Гальштатские культурные формы довольно сильно отражаются на культуре племен пред-скифского и собственно скифского времени на Днестре, на Днепровском правобережье и порой достигают Северного Кавказа.
Латенская культура в собственном смысле слова на территории СССР известна только в Закарпатской Украине. В течение скифского времени и в начале сарматской эпохи встречаются лишь отдельные предметы вооружения и очень немногие другие латенские вещи в единичных находках и археологических комплексах. В конце III или начале II в. до н. э. рост латенского влияния выражается в массовом появлении фибул типов второго и третьего этапов латенской культуры. Из латенских фибул вырабатываются местные образцы: прежде всего особые типы фибул зарубинецкой культуры. В степи от них происходят сарматские типы. Вероятнее всего, из простых фибул среднелатенской схемы выработались фибулы с перевитой ножкой. Эти последние распространялись из Северо-Западного Причерноморья как в Западную Европу, так и в сарматское Задонье и Поволжье. В этих районах они очень укоренились и получили свою оригинальную форму.
Лужицкая культура в предскифское время имела некоторые связи с чернолесской и высоцкой культурами. Ее поздние могильники неглубоко проникли в Белоруссию и Западную Украину.