Путь из Варяг в Греки как объект археолого-навигационного исследования

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

Волховско-Днепровская магистраль, связывавшая Балтику с Черным морем, протяженностью более 2700 км, начиналась в восточной оконечности Финского залива и проходила по Неве («устье озера Нево»), юго-западной части Ладожского озера, Волхову, оз. Ильмень, Ловати, с переходом из Балтийского бассейна в Черноморский, по речкам Двинско-Днепровской речных систем и системе волоков на Днепр в районе Смоленска. Отсюда начинался путь по Днепру, с важным перекрестком в районе Киева, труднопроходимым участком днепровских порогов и выходом на простор Черного моря в непосредственной близости от Херсонеса (Корсуни) и других византийских владений в Крыму (Шахматов 1919: 45; Брим 1931: 210-247; Бернштейн-Коган 1950: 239-270; Янин 1956: 105; Авдусин 1972: 159-169; Лебедев 1975: 37-43; Рыбаков 1982: 125— 128,294).

Эта магистраль входила в ІХ-Х вв. в разветвленную систему трансъевропейских водных путей. Ее основу составляли расположенные в меридиональном направлении реки Волхов, Днепр и — в значительной мере — Волга. Связи в широтном направлении с востока на запад осуществлялись по Оке, верхнему течению Волги, Западной Двине, Неману, Десне, Дону и сложным водным системам из небольших рек Приильменья (Пола, Полисть, Мета), Приладожья (Сясь, Тихвинка), Верхнего Поволжья (Ча- года, Молога и др.).

[adsense]

Austrvegr скандинавов, Восточный путь, Путь из Варяг в Греки «Повести временных лет» (Хроники Нестора) подробно описан на вводных страницах этого первого монументального памятника русской историографической (и историософской) литературы как сакральный путь апостола Андрея Первозванного, по преданию, посетившего «Скифию»: «…был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадаете озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река» (перевод акад. Д. С. Лихачева: Повести Древней Руси 1983: 126). В восприятии летописца, Путь из Варяг в Греки — это трансконтинентальная циркумевропейская магистраль, связывающая Древнюю Русь с важнейшими центрами европейского христианства, Римом и Константинополем (Царьградом), а легендарное путешествие Апостола приобщает к христианской Европе будущие сакральные и политические центры Руси, Киев и Новгород. При этом, однако, в апостольские времена, подчеркивал летописец, ни Киева, ни Новгорода еще не существовало; водружая крест «на горах Киевских» в земле полян или знакомясь с языческими обычаями словен ильменских «где ныне Новгород», апостол Андрей почти на тысячу лет вперед, согласно этому преданию, предопределял грядущее торжество христианства на Руси.

Археологические данные о Пути из Варяг в Греки к началу 1980-х гг. позволяли сделать вывод о том, что формирование трансконтинентальной восточноевроейской речной магистрали между Балтикой и Черным морем началось в IX в., и по-видимому уже в 825-839 гг. по нему могли осуществляться сквозные контакты между Скандинавией и Византией (Lebedev 1980). Эти контакты имели определяющее значение для социально-экономического развития как древнесеверного, так и славянских обществ раннего Средневековья (Leciejewicz 1979: 167-187). Те и другие, во взаимодействии с соседствующими балтскими и финскими народами, образовали в результате этого развития своеобразное раннеевропейское культурное единство (Herrmann 1982: 27-35), которое может быть определено как Балтийская цивилизация раннего Средневековья (Славяне и скандинавы 1986:360-363).

Путь из Варяг в Греки как главная речная магистраль Древней Руси исследуется историками на протяжении многих десятилетий (Лебедев 1975). Археологическое обследование, прежде всего, ключевых участков перехода с Балтийской в Черноморскую речные системы Каспля-Усвяча (междуречье Днепра — Западной Двины—Ловати) уже более тридцати лет тому назад позволяло составить достаточно полное представление о характере заселения и освоения этой трассы (рис. 4). Славянские и скандинавские артефакты IX в., в том числе на поселениях и в составе монетных кладов, свидетельствовали об осуществлении по этому пути стабильных международных контактов (Лебедев, Булкин, Назаренко 1975).

Систематизация археологических данных о монетных кладах, скандинавских «импортах» (включая рунические надписи), погребальных комплексах и могильниках, поселениях предгородского и раннегородского типов уже к середине 1980-х гг. представляла достаточные основания для того, чтобы отнести начало стабильного функционирования Пути из Варяг в Греки к первой половине IX в. (не позднее 825-839 гг.) и проследить последовательное развитие этой транспортной магистрали до середины XI в. (Лебедев 1980,1985), выделяя при этом различные аспекты осуществлявшихся при его посредстве многоплановых связей: от экономических до идейно-культурных. Более детальное изучение структуры и механизмов этого пути «от северного языческого варварства к эллинистически-христианской духовности» (Лебедев 1985: 264) потребовало организации особого рода «археолого-навигационных исследований», сочетающих традиционное полевое археологическое обследование памятников на местности, изучение древней и современной гидрографии и ландшафта, экспериментальные плавания на парусно-весельных судах, а также судостроение и моделирование, реконструирующие скандинавские и древнерусские типы судов.

Эти исследования были начаты в 1985 г. экспедицией «Нево» Географического Общества Российской Академии наук («Нево» — древнее название Ладожского озера, важнейшего из внутренних водоемов на Пути из Варяг в Греки). В 1987 г. речная трасса от Балтики до Черного моря впервые была пройдена полностью за один сезон. В 1991-1993 гг. плавания по различным отрезкам трассы вместе с современными парусно-гребными судами совершали норвежские экспериментальные реконструкции небольших судов эпохи викингов класса «река-море», «Havorn» («Морской Орел») и «Orninge» («Орленок»), а также первая реконструкция древнерусской ладьи «Нево». В 1995 г. «Нево» совершила непрерывное плавание по Днепру, от Смоленско-Оршанского участка речного пути и по Черному, Мраморному и Эгейскому морям до Стамбула и Пирея (Лебедев, Жвиташвили 1988; Жвиташвили 1995).

Планомерными обследованиями охвачена лишь «внутренняя» восточноевропейская часть пути протяженностью около 2700 км между акваториями Балтики (Финского залива) и Черного моря (Днепро-Бугский ли¬ман). Экспериментальные плавания в целом перекрывают всю трассу, от островов Бьерко, Хельге и др. в озере Мелар Средней Швеции, Аландский архипелаг до устья Ауры (в районе Турку), вдоль шхер побережья Финляндии и островов Выборгского залива, а также функционировавшие с античной эпохи порты Черного моря, Констанцу, Варну, Константинополь. В целом прохождение этой морской и речной трассы требовало, по реконструированным и экспериментально выверенным условиям древнего мореплавания, 90-110 дней, из них две недели занимало преодоление волоков при переходе из
Балтийского в Черноморский речной бассейн.

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014