Проблемы классификации в археологии каменного века

Классификация — важнейший элемент человеческой деятельности, прежде всего научной, где она (классификация) выступает не только как одна из основных форм представления явлений отдельной науки и соответствующего расчленения всего материала |20, с. 6], но и квалифицируется как метод познания, как определенный этап научного исследования, как конечный его продукт. Однако качество конкретных классификаций различных наук, в том числе и археологии, чаще всего является неудовлетворительным, а построение новых сталкивается с многочисленными трудностями, связанными с отсутствием не детально разработанных методик, а теоретических разработок самого особого феномена познания — классификации [41, с. 3), выдвигая ее в число одной из наиболее острых методологических проблем современной науки.

[adsense]

В современной литературе отмечается общая неразработанность проблем классификации, причем это касается не только общественных наук, которые достаточно поздно столкнулись с этими проблемами, но таких, история которых — это в значительной степени история классификации (биология, геология, химия и др.). Обсуждению вопросов классификации посвящаются конференции, многочисленные дискуссии и статьи [9, с. 86-150; 21; 50, с. 23-45]. Круг затрагиваемых вопросов показал, что они носили междисциплинарный характер и решать их с позиций какой-либо одной или даже нескольких конкретных областей знания невозможно, необходимо усилие представителей всех научных дисциплин, в которых существует проблема классификации, а также философов, гносеологов, методологов, логиков, историков науки и науковедов [41, с. 4]. Первая попытка философского осмысления трудностей классификаций предпринята С. С. Розовой [41].

Прежде чем перейти к анализу общих классификационных проблем в современной науке и археологии, как ее части, необходимо остановиться на особенности классифицируемых явлений. Дело в том, что в орбиту исследователей-археологов включены «исторические вещи» [22, с. 31], т. е. предметы, опосредованные деятельностью человека. Отсюда встает вопрос о поиске соответствия между эмпирическими и теоретическими параметрами. «Здесь… нет природных связей между материалом подлежащих исследованию эмпирических объектов и теми культурными значениями, которые за ними стоят… регулярность культуры не абсолютна: двум аналогичным объектам в ней могут соответствовать разные назначения, один смысл придаваться разным объектам…» [41, с. 143].

Проблема классификации в археологии может быть увязана со специфическим методом исследования — типологическим. Возникший в конце XIX в. типологический метод как вычленение из массы археологического материала каких-то однородных групп был применен Питтом Риверсом и некоторыми другими археологами [38, с. 31- 32]. Дальнейшее развитие он получил в трудах О. Монтелиуса, который исходил из того, что тип — это группа вещей одного и того же назначения, однородных по внешнему виду, но отличающихся друг от друга в деталях [38, с. 32]. Типологический метод представлял собой археологический вариант естественно-исторической классификации Линнея, и задачи перед ним ставились те же. Нильс Оберг писал, что типологический метод «есть применение дарвинизма к продуктам человеческого труда… Древности развиваются так же, как если бы они были живыми организмами; отдельные предметы суть индивидуальны, типологические серии представляют развитие рода и группы типологических серий, представляющих разветвленное развитие разных родов, образуют семейства» [8, с. 166].

До настоящего времени единственно целостной была классификация, предложенная В. А. Городцовым в 20-х годах [11; 12]. Он поставил задачу разработать методологию археологии — теорию и философию ее, рассмотрев все компоненты археологии как науки [11, с. 3] (подробно археологическая теория В. А. Городцова рассмотрена В. Д. Викторовой [4, с. 3-14], В. Ф. Генингом [8, с. 151—161]). Целостность археологической классификации, разработанной В. А. Городцовым, определяется единством теории и специальных археологических методов.

Теория как совокупность законов, по мнению В. А. Городцова, должна служить основанием не только для объяснения индустриальных явлений, но и основанием методов исследования археологических феноменов. К специальным археологическим методам отнесены сравнительный и типологический, выработанный по образцу естественно-исторического метода Линнея, но совершенно оригинальный. Типология — начальная классификация предметов, явлений, полученных в результате раскопок. Цель первоначальной классификации — упорядоченное описание комплекса предметов памятника. В основание типологического метода В. А. Городцов положил систему законов возникновения и изменения форм творений человечества, выведенных в теории археологии [12, с. 3-6].

Основу типологической классификации составляет понятие «тип» «как собрание предметов, схожих по назначению, веществу и форме» [12, с. 6]. Принципом деления изделий служат: для категорий — разделение предметов по функциональному назначению; для групп — вещество типов; для отделов — форма, свойственная нескольким типам; для типов — форма, присущая одному типу. При проведении процедуры классификации специально оговаривается необходимость избегать коллективных категорий и типов и останавливаться на них только в крайних случаях. В. А. Городцов отмечает, что правильно выполненная классификация основана на едином признаке деления, соподчинении друг другу, непересечении первичных единиц классификации (типов). В археологической классификации предполагается и специфическая терминология, сочетающая названия всех ступеней деления [11, с. 18], причем, она должна носить международный характер.

После описания классов следует процедура установления пределов распространения явлений в пространстве и времени. Типология в сочетании со сравнительным методом позволяет перейти к классификации материальных культур, а в сочетании с историческим методом — установить классификацию исторического времени.

Однако типологическая классификация материала не получила распространения в силу как объективных, так и субъективных причин, а после дискуссии 1930-х годов была предана забвению [8, с. 161-165; 15, с. 8-9].

В конце 50-х годов с оживлением теоретической мысли в советской археологии вновь возник интерес к типологическому методу. К этому времени различного рода разработки появились во многих странах мира. Работы в
области классификации археологического материала (каменного инвентаря, керамики, оружия и т. д.) ведутся по нескольким направлениям: теоретическому, формализации с использованием математических методов и ЭВМ, разработки частных классификаций, терминологии и т. д., причем исследователи не ограничиваются каким-либо одним направлением, а работают сразу по нескольким.

Исторически сложилось так, что разработки номенклатуры, типологических схем, применение аналитических методов для анализа каменного инвентаря проводились как за рубежом, так и у нас в стране на материале палеолитических памятников [6; 7; 10; 35; 39; 49; 51 ]. И только в 70-е годы эти методы начали применяться к более позднему — мезолитическому и неолитическому материалу [31, с. 38-59; 34, с. 3-18; 45, с. 35-57].
Анализу типологических разработок каменного инвен¬таря зарубежных коллег посвящено большое количество публикаций в советской археологической литературе [6; 21; 34; 44], поэтому в данной работе будут использованы лишь те положения, которые могут быть применены для работы с голоценовыми комплексами каменного инвентаря. Последнее замечание касается также изысканий советских исследователей в области типологического анализа каменного инвентаря палеолитических комплексов. Видимо, назрела необходимость проанализировать все классификационные разработки каменного инвентаря советских археологов подобно тому, как это было сделано М. Брезиллоном [54].

Одной из методологической проблем классификации выступает отсутствие у ученых, а также философов и методологов науки четкого и однозначного понимания того, что такое классификация. Эта дефиниция обозначает и процедуру построения классификации, и классификацию как готовый продукт, и процедуру ее использования [29, с. 4; 41, с. 6-8]. Исследователи признают, что для выявления закономерностей возникновения и развития явлений, в том числе и культурных, необходимо распределение изучаемых объектов в соответствии с их свойствами. Эта исследовательская процедура именуется «классификацией», «типологией», «систематикой», «таксономией», однако соотношение между этими понятиями, как и сами понятия, не разработаны, а термины неоднозначны. Достаточно обратиться к материалам дискуссий в области культуры [46]. По мнению М. С. Кагана, классификация представляет собой упорядочение эмпирического многообразия явлений действительности посредством разделения их на группы, отвечающие определенным признакам [20, с. 6-7].

Соответственно решается вопрос о невозможности классификационного прогнозирования [20]. Систематизация заключается в выявлении качественных характеристик изучаемых явлений и в построении системы идеальных моделей с заданными дифференцирующими признаками [20, с. 6]. Иную позицию в отношении прогностической силы квалификации занимают Я. А. Шер [53, с. 161 ], Р. С. Рашитов, считающие, что на базе квалификации возможен прогноз развития объекта [40, с. 161 ]. Большая часть исследователей, в том числе и археологов, осознают классификацию как средство упорядочения материала, сведения его к сравнительно небольшому числу образований, именуемых «классы», «типы», «формы» и т. п. [16, с. 57; 31, с. 38; 34].

Таким образом, в круг задач классификации входят не только чисто эмпирические, такие, как разработка средств описания и терминология, но и теория, на базе которой возможны прогнозы развития объекта, в то же время это форма теории, модель [41, с. 73].

[adsense]

Выявляя функциональные и генетические отношения между явлениями археологии, пользуются традиционным набором фундаментальных понятий, из которых центральным и ключевым считается «тип». Как отмечал Л. С. Клейн, ключевая позиция понятия «тип» в современной археологии обусловливается, во-первых, культурологической направленностью науки, причастностью ее предмета культуре; во-вторых, современным пониманием культуры, подразумевающей социально-детерминированную, организованную и целенаправленную человеческую деятельность, которая порождает стандартные назначения, семиотически выраженные в понятных группе людей значениях [23, с. 51-52]. Однако ни само понятие «тип», ни соответственно «типологический метод» четко не обозначены. Значительные расхождения в определении этих понятий объясняются, по-видимому, не только отсутствием теоретических разработок в археологии как отрасли научного знания, но в значительной мере неразработанностью таких общенаучных положений, как элементы системы классификации, в качестве которых выступают понятия «тип», «класс», «категория» и другие, природа классификационных ячеек, отношения между ними, основания и правила классификации (подробно эта проблема рассмотрена Л. С. Клейном в работе «Понятие типа в современной археологии» (23, с, 50-73]).

Как и в других науках, в археологии встает вопрос о том, является ли тип субъективным инструментом, средством изучения, которое привносится исследователем в данную непрерывно развивающуюся отрасль материальной культуры [59], идеальной моделью, объединяющей на высшем уровне основные черты всех предметов того же происхождения [54, р. 16] или фрагментом материального мира, реально существовавшего и исторически обусловленною.

При выделении оснований классификации, а в археологии это понятое «топ», обычно исходят из того, чтобы признак, лежащий в основании, обеспечивал расчленение всей совокупности объектов на подмножества, обладающие одинаковым набором существенных свойств. При этом встает вопрос о том, какие из них считать существенными, а какие — второстепенными, что удается крайне редко, В качестве основных большинство археологов выделяют морфологические признаки каменного инвентаря. Однако статус этих признаков определяют исходя из позиций самого исследователя, что вносит некоторый субъективизм. Попытка его определения видится в применении статистических методов [21, с. 17-18]. Как отмечает Ж. Р. Закетт, «анализ «соцветий» признаков, совокупность которых определяет внешний вид, должен практиковаться и контролироваться статистическим путем, если хотят дойти до выделения надлежащего типа» [54, р. 137].

В принципе, любой признак или группа признаков, характеризующих морфологию орудий, могут быть использованы как основные для выделения «типа». Чтобы выявить действительно устойчивое (существенное) сочетание признаков некоторыми исследователями предлагается многоступенчатая корреляция [6, с. 7-59; 7, с. 115-200; 17, с. 3—91, такой подход близок к теория классификации (типологии) С. В. Мейена, Ю. А. Шрейдера, представляющей собой единство мерономии и таксономии.

Таксономия рассматривает процедуру распределения объектов на группы (таксоны), опираясь на уже известные признаки индивидов; мерономия — членение объектов, выявление их признаков, классификация частей (гомологизацня), установление классов частей (меронов) и соединения меронов в архетип, который представляет собой инвариантную совокупность метономов для всех членов таксона. Следовательно, мерономия обеспечивает таксономию признаковым пространством и данными о соотношении признаков у разных объектов [41, с. 143]. Однако чаще всего «не классообразующие значения основания классификации порождают соответствующие им классы объектов, а наоборот, интересующие исследователя желаемые и интуитивно предпочитающие группировки объектов заставляют именно так членить и группировать значения выбранного для основания классификации (типа. — авторы) признака» [41, с. 76].

Очень часто при классификации проявляются не одно, а два или несколько оснований для деления, когда объекты делятся по одним признакам, а их классы характеризуются другими. Однако такое совмещение в одной классификации группировок объектов, проводимых по разным параметрам, достигается с большим трудом. Значительные трудности возникают при упорядочении таксонов. По одному из правил деления понятий, деление должно быть непрерывным, члены деления должны быть понятиями, соподчиненными и непосредственно низшими по отношению к родовому понятию. Иногда при делении возникают проблемы, связанные в определением ранга выделенных таксонов, пониманием сути того или иного таксона и соответственно разного помещения его в систему [41, с. 98].

Построение классификации предполагает разработку научной терминологии. Всеми исследователями отмечается анархическое разрастание специализированного словаря. Как отмечает М. Брезийон, предпринявший попытку обобщить номенклатуру каменных изделий, использование статистической методики, рожденной из желания количественного и качественного сравнения технического инвентаря, требует идентичной типологической трактовки для всех индустриальных ансамблей [54, р. 2].

К сожалению, авторы различных классификационных разработок редко прибегают к объяснению используемой ими терминологии. Например, все исследователи оперируют понятием «каменная индустрия», под которым понимаются и полная коллекция каменных изделий, собранных в одном месте, рассматриваемых обычно как целое [58, р. 1 ], и «совокупность устойчиво повторяющихся типов заготовок — техника расщепления, типов вторичной обработки продуктов расщепления (техника ретуширования) и типов изделий (набор типов форм) [25, с. 9].

Используемые для получения пластин или отщепов куски породы именуются нуклеусами и ядрищами. А. Уайт разграничивает эти понятия — в основе лежит степень сработанности [58, р. 2]. Термин «ядрище» относится к куску или желваку, от которого отделяются отщепы. Ядрища бывают неподготовленными — первичная обработка ограничивается подготовкой ударной площадки, систематическая подработка боковых граней отсутствует; или подготовленным — характеризуются систематической подготовкой боковых граней. «Нуклеус» — это выброшенное или сработанное ядрище, непригодное для получения заготовок. Большая часть исследователей под нуклеусом понимает кусок породы, от которого отделены отщепы или пластины [54, р. 87-88], выделяя три степени сработанности ядрищ [24, с. 141; 28, с. 55; 39, с. 49-52]: начальная («облупни»), средняя, конечная (истощенный нуклеус). Однако последняя процедура проводилась не всегда.

Существующие системы классификации нуклеусов 1 основаны, прежде всего, на общей форме [24, с. 144-150; 28, с. 54; 39, с. 49; 54, р. 88-89], количестве и расположении ударных площадок, размерах образцов (микронуклеусы), протяжении дуга скалывания, сочетании расположения фронта скалывания с оформлением контрфронта и основания нуклеусов.

На наш взгляд, анализ нуклеусов с привлечением данных ремонтажа, способа оформления основания, боковых граней, ударной площадки, метрические показатели позволят не только уточнить классификационные единицы (типы), но и, возможно, выявить переход от одного типа к другому как результат утилизации нуклеусов.

При характеристике продуктов расщепления — отщепов и пластин — исследователи более или менее единодушны. Большинство из них основным критерием считает соотношение длины и ширины заготовок. Пластина. — это заготовка, у которой длина в два раза превышает ширину [34, с. 100; 54, с. 99-100]. Лишь А. Леруа-Гуран соотношение длины и ширины определяет как 4:1 (цит. по [54, р. 99]). Группа Мовиуса считает необходимым указать также морфологическую характеристику — параллельность сторон, наличие негативов предшествующих сколов. Под отщепом соответственно понимается заготовка с соотношением длины и ширины менее 2:1. Здесь отсут-ствует требование параллельности сторон [57, р. 4].

Некоторые авторы выделяют промежуточную форму — пластинчатый отщеп. А. Уайт считает, что эти экземпляры не систематического расщепления в противовес пластинам [58, р. 3]; группа Мовиуса к пластинчатым отщепам относит неясные экземпляры пластин. Л. Г. Мацкевой пластинчатым отщепом именует отщеп треугольной формы [34, с. 9]. Ф. Борд, напротив, считает, что хотя теоретически можно обосновать выделение пластинчатых отщепов, на практике это трудно выполнимо [55, р. 6].

Категория «пластины» некоторыми авторами в зависимости от ширины, длины заготовки и ее толщины подразделяется на «пластины», «пластинки». Так, А. Шенье пластинкой называет экземпляр длиной не более 5 см; Д. Сонневиль-Борд — длиной менее 5 см, небольшой ширины и толщины; Ж. Тиксье определяет ширину пластинки равной или менее 1,2 см, а Ж. Хайнцелин ширину ограничивает 1 см. По мнению Л. Г. Мацкевого, пластина имеет длину более 2,4 см, ширину — более 1,2 см; пластина, соответственно, не менее 1,4 см, а ширину в пределах 0,7-1,2 см при толщине не более 0,6 см; микропластинка имеет ширину менее 0,7 см, толщину менее 0,35 см [34, с. 10]. Г. Ф. Коробкова выделяет крупные пластины шириной более 1,5 см, средние — более 0,7, но менее 1,5 см, мелкие — шириной менее 0,7 см [25, с. 9]. Г. Н. Матюшин фиксирует очень узкие пластины шириной до 0,7 см, узкие шириной от 0,7 до 1,5 см, средние — от 1,5 до 2,5 см, крупные пластины шириной свыше 2,5 см [33, с. 45]. Д. Я. Крижевская определяет группы пластин шириной менее 0,7 см; от 0,7 до 1 см, от 1,1-1,5 см и свыше 1,5 см [28, с. 51-52, 72]. А. Уайт границу между пластинами и пластинками проводит по соотношению длин целых экземпляров [58, р. 8 ]. Однако Мовиус не делает различия между этими группами [57, р. 5].

Характеризуя один из способов вторичной обработки — ретуширование, указанные авторы используют noнятия «угол ретуши», ее «регулярность», формы фасеток и некоторые другие. Нередко при описании ретуширования угол наклона предпочитают определять как острый, крутой, затупливающий без метрического выражения [32, с. 51; 57, р. 6]. Если сравнить метрические выражения угла падения ретуши, предполагаемые различными авторами, но обозначенные одним термином, то здесь можно обнаружить значительное расхождение. А. Леруа-Гуран выделяет настильную ретушь, под углом 10°, очень наклонную — около 30°, крутую — около 70° и отвесную — около 90° [54, р. 108]. Г. И. Медведев фиксирует плоскую ретушь, нанесенную под углом менее 30°, приостряющую — более 30°, но менее 45°, крутую — более 45°, но менее 75°, отвесную — более 75° [35, с. 35], М. Д. Гвоздовер и его соавторы выделяют плоскую ретушь — под углом менее 30°, крутую — угол от 30° до 70°, притупляющую — угол от 71° до 90° [6, с. 17]. Г. Ф. Коробкова определяет заостряющую ретушь, нанесенную под углом менее 60° и затупливающую — более 60° [25, с. 12]. По мнению Л. Г. Мацкевого, притупляющая ретушь нанесена под углом 80°-90°, приостряющая — под углом 30°-60°, уплощающая — под углом менее 30°, плоская состругивающая ретушь характеризуется углом наклона менее 30° [34, с. 18].

В зависимости от размера модификаций, произведенных ретушью, Леруа-Гуран, например, выделяет краевую (боковую) ретушь и ретушь на сторонах, которая может быть частичной, покрывающей и заполняющей [54, р. 111]. Группа М. Д. Гвоздовера в зависимости от отношения высоты притупленной части к толщине пластины выделяет 3 группы: в четверть толщины, от четверти до половины, более половины [6, с. 17]. Г. Лапласом выделяется краевая (тонкая) и глубокая (тупая) ретушь; последняя может быть заполняющей и покрывающей [54, р. 107-108].

Характеризуя ретушь, многие исследователи описывают формы сколов. Ф. Борд выделяет чешуйчатую, чешуйчато-ступенчатую, параллельную, субпараллельную, плоско-выпуклую ретушь [55, р. 9-10]. Г. Лаплас ретуши подразделяет на пластинчатые, чешуйчато-ступенчатые [56, р. 107]. Г. И. Медведев различает субпрямоугольную, округлую, сплюснутую ретушь [35, с. 35].

Группа Мовиуса объединяет все эти характеристики в один термин «стиль ретуши» и вслед за А. Уайтом при характеристике расположения отличает краевую (к любому виду отделки) и двустороннюю ретушь [57, р. 9]. Выделяется ретушь: легкая — крутая, почти под прямым углом, слабо изменяющая край; тяжелая (грубая) — крутая, значительно изменяющая край, применяемая для отделки крупных образцов; скребковая; чешуйчатая с относительно острым углом нанесения; ступенчатая ретушь подобна чешуйчатой, но угол ее близок к тупому, скос — более проникающий; плоская ретушь — угол скоса острый, далеко проникающая в глубь заготовки; зубчатая (пильчатая) [57, р. 6-8 ]. Г. Н. Матюшин аналогично описывает стиль ретуши [31, с. 51-53].

Несмотря на появление ряда разработок в области номенклатуры типологического анализа [35, с. 21-38; 54; 55], они не представляют собой единых правил. Введение их в научный оборот требует, по всей видимости, немало времени и координации усилий многих археологов.

Notes:

  1. Рассматриваются только нуклеусы для получения пластин верхнепалеолитического-энеолитического времени.

В этот день:

Дни смерти
1983 Умер Павел Николаевич Шульц — советский археолог, специалист по археологии Крыма, исследователь Неаполя Скифского.
2013 Умер Герман Мюллер-Карпе — немецкий историк, специалист по доисторической археологии. Получил известность как автор фундаментального многотомного иллюстрированного труда «Руководство по древнейшей истории».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014