Народная музыка

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Народная музыка восточных славян принадлежит к числу наиболее ценных проявлений культуры этих народов. По богатству музыкальной культуры восточнославянские народы едва ли имеют себе равных. При этом песенное творчество русских, украинцев и белорусов обладает некоторыми особенностями, общими всем трем народам, в то же время каждый из них отличается в этом отношении своеобразными чертами.

Украинский слепец-бандурист (со старинного рисунка)

Украинский слепец-бандурист (со старинного рисунка)

Русская народная музыка наиболее разнообразна. В ней, как и обычно в народной музыке, вокальная сторона преобладает над инструментальной. Песенное творчество русского народа поражает прежде всего своим мелодическим богатством. Особенно сложны в мелодическом отношении и в то же время выразительны лирические песни, так называемые «протяжные», или «долгие», с характерной внутрислоговой мелодикой (исполнением нескольких звуков на один слог). Мелодия построена почти всегда на строго диатоническом звукоряде, без хроматических ходов; исключение составляют лишь некоторые северные «заплачки», где хроматизм происходит от интонаций надгробного вытья. В основе наиболее древних песен — обрядовых — лежит иногда старинная «пентатоника» (пятиступенная гамма без полутонов); однако это далеко не везде и, например, на Севере пентатонной гаммы почти не обнаружено. Преобладает натуральная система тонов — мажор, натуральный минор, некоторые из греческих ладов (дорийский, фригийский). Нередки легкие переходы из одной тональности в другую, особенно в одноименную (из мажора в одноименный минор и обратно). Ритмический строй русской песни отличается сложностью и разнообразием. При преобладании обычного четырехдольного ритма (4/4), встречаются неизвестные западной музыке сложные размеры — 5/4, 7/4. Отмечается ритмическая изменчивость, легкость перехода из одного размера в другой.

Одна из характернейших особенностей русской народной вокальной музыки — это многоголосие, которое у других народов встречается чрезвычайно редко. При этом самый характер русского многоголосия своеобразен и не имеет параллелей у какого-либо другого народа. Отличительная его особенность — свобода каждого певца при хоровом пении в выборе вариаций мелодии; таким — образом, отдельные «подголоски» отходят от унисонной мелодии, но возвращаются к ней на определенных опорных звуках мелодии. Основная роль принадлежит «запевале», который начинает и ведет основной напев, а подголоски вступают и свободно импровизируют. Русское народное многоголосие стало исследоваться сравнительно недавно; первый на него обратил внимание музыковед Мельгунов (в 1870-х гг.). На этом основании некоторые специалисты теперь полагают, что и само многоголосие в русской народной музыке появилось недавно — лишь в XIX в. Но это, по-видимому, неверно, ибо многоголосие имеет здесь очень глубокие корни. Впервые серьезно исследовал русское многоголосие советский музыковед Е. В. Гиппиус. Однако наряду с хоровой многоголосой музыкой широко распространена и сольная.

Русская народная музыка далеко не одинакова по отдельным областям. Довольно заметны различия в народных песнях северных и южных великорусов. У южных великорусов, например, наблюдается своеобразная манера пения — форсирование гласных, создающее впечатление напряженного крикливого пения (эта традиция сохранена, например, в хоре им. Пятницкого); у северных великорусов этого нет, там преобладает плавное пение, с нечетким выговариванием гласных (все они тяготеют к «э») и согласных. Есть и характерные различия в делении песни на строфы, в сочетании голосов при хоровом пении и т. д. В южновеликорусском стиле пения выделяется своими особенностями пение донских казаков, очень хорошо исследованное (Листопадов, Кастальский). Но другие областные типы народного пения изучены пока еще слабо.

Украинская народная музыка разделяет многие особенности русской, но имеет и свои отличительные черты. В более древних мелодиях у украинцев преобладает такой же диатонический строй, как и у русских, но в более поздних песнях встречается часто хроматизм, может быть, объясняемый влиянием восточной кочевнической музыки. Мелодическое богатство украинской песенной культуры не менее велико, чем русской.

В белорусской весне сочетаются особенности северно- и южновеликорусского песенного стиля.

Инструментальная музыка имеет у восточных славян, как правило, вспомогательное значение — сопровождение голосов. Самостоятельной она бывает редко: сюда относятся пастушеские наигрыши, прежде также военные сигналы. Народные музыкальные инструменты довольно разнообразны. Один из древнейших — это гусли, струнный щипковый инструмент, известный в прошлом у всех славян и у их соседей — балтийских и финских народов. С XVI в. появляется «гудок» — смычковый инструмент. Как гусли, так и гудок совершенно вышли из употребления. Третий вид — струнная домра, типа мандолины, на которой играют плектром; она, вероятно, кочевнического происхождения (у народов Средней Азии сходный инструмент существует под этим же названием). В позднейшее время — с XVIII в. — все эти инструменты вытесняются балалайкой, трехструнной с треугольным корпусом. В 1-й половине XIX века широко распространилась также семиструнная гитара. У украинцев известны были в прошлом из струнных инструментов лира и кобза; последняя уже в XIX в. совершенно вытеснена более усовершенствованной многострунной бандурой, употребляемой очень широко и теперь.

Из духовых инструментов известны рожок (пастуший инструмент), разные дудки (типа флейты), жалейки (типа кларнета), волынка — мех с двумя или тремя трубками. Изредка встречается такой своеобразный инструмент, как «флейта Пана» (из нескольких тростниковых дудок разной длины, подбираемых по высоте); такой инструмент, под названием «кувички», был обнаружен в Курской области; на нем играют одни женщины.

К концу XIX в. в деревне широко распространилась гармоника («гармонь»), сначала однорядная («тальянка»), потом двухрядная («венская»); теперь чаще баян.

Русский гусляр (середина XIX в.)

Русский гусляр (середина XIX в.)

В настоящее время народные музыкальные инструменты культивируются и развиваются. Создаются инструментальные ансамбли, раньше неизвестные. Из традиционной домры композитор Василенко сконструировал целый ряд инструментов разного регистра, составивших ансамбль.

Русская и украинская народная музыка, необъятно богатая, вдохновляла лучших наших композиторов — особенно Глинку, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского; значительная часть творчества этих композиторов состоит из переработанных народных мелодий. Русская музыка влияла и на западных композиторов, не исключая Бетховена.

Сейчас для развития народной музыки русских, белорусов и украинцев открылись новые, гораздо более благоприятные, чем прежде, возможности. Чрезвычайно расширились формы ее применения: всевозможные колхозные, профсоюзные и прочие самодеятельные хоры и инструментальные ансамбли, радиопередачи, соревнования, фестивали, декады народного искусства и пр. — все это служит прекрасным стимулом для дальнейшего совершенствования песенно-инструментального творчества. Народные певцы и участники хоров и ансамблей получают более широкую подготовку, знакомятся с произведениями классической музыки, обогащают этим свой репертуар. Этот репертуар растет и за счет творчества советских композиторов, которые особенно в последние годы более серьезно обращаются к сокровищнице народного музыкального творчества, черпая оттуда богатейший материал. «За годы советской власти,— говорил А. А. Жданов на совещании деятелей советской музыки в январе 1948 г., — музыкальная культура народа поднялась чрезвычайно. Если и раньше наш народ отличался высокой музыкальностью, то теперь художественный вкус его обогатился в силу распространения классической музыки. С другой стороны, в Постановлении ЦК партии от 10 февраля 1948 г. содержится призыв к композиторам гораздо шире пользоваться «богатством народных мелодий, песен, напевов, танцевальных и плясовых мелодий, которыми так богато творчество народов СССР».

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1965 Умер Алексей Сергеевич Амальрик — специалист по исторической картографии, один из авторов книг «Что такое археология», «В поисках исчезнувших цивилизаций».
  • 1968 Умер Иван Иванович Ляпушкин — советский археолог и историк, специалист по восточнославянскому средневековью, доктор исторических наук.
  • 1996 Умер Стюарт Пигготт — британский археолог, получивший известность как исследователь доисторического Уэссекса.
  • 2004 Умерла Мария Владимировна Седова — доктор исторических наук, археолог, исследовательница Древней Руси.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 05.01.2019 — 01:47

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014