Народные танцы

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Искусство танца, как и другие виды искусства, имеет свои народные корни. Последние еще недостаточно изучены; но несомненно, что пляски и танцы существовали у всех народов с глубокой древности и были всегда связаны с разными сторонами народного быта и культуры. К числу древнейших видов танца принадлежат обрядовые пляски, сопровождавшие некогда те или иные религиозно-магические действия: таковы сохранившиеся у восточных славян святочные пляски ряженых, пляски при обряде «хождения с козой», летние хороводные пляски при празднике Купалы и пр. Из аналогичных культовых плясок вырос, как известно, древнегреческий театр — родоначальник европейского театра. Массовые хороводные танцы, устраиваемые обычно по поводу каких-нибудь праздников, имеют и другие, не связанные ни с какими религиозно-магическими представлениями, корни: это просто игры молодежи, обычно обоего пола. В них всегда проявляется момент ухаживания: парень выбирает из хоровода приглянувшуюся ему девушку и пляшет с нею внутри того же хоровода. В прежнее время это была одна из обычных форм выбора невест и женихов, — танец здесь имел серьезное жизненное значение. Парные танцы, сочетаемые обычно с хороводными плясками, представляют собой, как правило, инсценировку ухаживания в различных его формах. Вот почему в парных танцах всех народов мужчина обычно старается выразить свою удаль, ловкость, смелость, а в то же время уважение к своей подруге, стремление привлечь ее благосклонность, а его подруга выражает в танце свою женственность, скромность, плавность и грацию движений. Разумеется, у разных народов то и другое проявляется в весьма разнообразных формах. Наконец, есть и танцы, имеющие иные корни: военные пляски мужчин, пляски профессионалов-танцоров и актеров, какими были; например скоморохи в древней Руси.

Народные танцы обычно сопровождаются пением или исполняются под музыку.

В XIX и начале XX в. в народной среде восточных славян бытовали как старинные танцы, так и новые, заимствованные из городского быта. Из старых игровых танцев для русских крестьян особенно характерны были разные «хороводы» («караходы») — массовые круговые пляски. Они приурочивались или к весенне-летним праздникам, или к зимним посиделкам. В них коллективный танец сочетался с парным. У северных великорусов хороводные танцы отличаются плавностью, строгостью движений; у средних и южных великорусов они более разнообразны, быстры, оживленны. Танцующие соревнуются в выполнении сложных «колен», в быстроте или красоте движений. Для мужчины в русском танце особенно характерны выкидывание «колен» ногами, пляска «в присядку»; для женщины — плавные и мелкие движения ногами, которые не видны под длинной одеждой (девушка «плывет», «как пава»), взмахивание платочком, мягкое изгибание верхней части корпуса. Отдельные танцы, состоящие из сочетания определенных «колен», имеют свои традиционные названия: «Камаринская», «Перепляс», «Барыня», «Елецкий» «Гусачок» и др.

У украинцев массовые пляски назывались «веснянками», «метелицами» и пр. Они во многом сходны с русскими. Но в украинских танцах больше сказались черты воинственного казачьего быта — в прошлом: таковы украинские танцы «Казачок», «Гопак», — вначале чисто мужские военные пляски, впоследствии ставшие парными, но не утратившие своего бурного, мужественного характера. Известен также старый военный танец запорожцев «Гонта», который выполнялся с обнаженными саблями.

У белорусов сохранились танцы-игры, исполнявшиеся на зимних посиделках, на летних дожинках и пр. Известны старые белорусские танцы «Лявониха», «Крыжачок» и др.

С XIX в. в крестьянский быт стали проникать городские европейские танцы: «Кадриль», «Лансье», «Цыганочка» и др. Но народ переделывал их на свой лад.

Сейчас старый народный танец у восточных славян быстро меняется. Старинные обрядовые пляски большей частью отмирают. Но на основе народных традиций создается новая культура танца. Высокое искусство танца культивируется в наши дни в хореографических коллективах — «Березка», танцевальные группы при хоре имени Пятницкого, при Уральском, Воронежском народных хорах, Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, многочисленные профсоюзные, колхозные и другие коллективы самодеятельности.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 08.01.2019 — 11:43

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014