А.Л. Монгайт — Об археологических работах в Софийском соборе Новгорода Великого

К содержанию 21-го выпуска Кратких сообщений ИИМК

Софийский собор в Новгороде, один из древнейших памятников русского зодчества, изучается в настоящее время бригадой Академии архитектуры СССР под руководством проф. Н. И. Брунова. Для выяснения ряда сложных вопросов, в связи с предстоящей реставрацией собора, а также для его историко-архитектурного исследования, были проведены археологические раскопки. Раскопки помогли выяснить устройство древних фундаментов, установить факты последовательной постройки отдельных частей здания. Пока не удалось окончательно решить вопрос о первоначальном виде собора, но в результате раскопок, архитектурных зондажей и обмеров получено много данных для реконструкции.

[adsense]

Внутри собора в Мартирьевской паперти был вскрыт современный пол. Ниже его были обнаружены еще три древних пола из кирпичей и каменных плит, последовательно настилавшихся при перестройках соборов с XI до XVII в. Современный пол лежит на 2 м выше древнейшего. Все пространство между ними заполнено древними гробницами и строительным мусором, накопившимся при ремонтах собора. Было вскрыто 7 погребений в каменных и деревянных саркофагах оригинальных форм. Некоторые состоят из больших отдельных каменных плит и деревянной колоды, в которой лежал покойник; некоторые высечены из больших глыб белого камня. Интересна сложенная из кирпича погребальная камера, покрытая снаружи фресковой росписью.

В одном из белокаменных гробов (ладьевидной формы) были найдены одежды и обувь XIV в. Среди фрагментов одежды имеются шелк, парча, шитье шелковыми цветными и золотыми нитками, плетеные кружева. Головная повязка сделана из серебристых кружев, в которые вставлены медальоны с изображением святых, вышитыми цветными нитками.

Под одной из гробниц была найдена чаша на кольцевидной ножке с рельефным орнаментом, покрытая зеленоватой прозрачной глазурью. Она сделана в XIII в. и, видимо, привезена в Новгород из городов древнего Хорезма или из столицы Золотой Орды Сарая-Берке, где также находились мастерские, изготовлявшие подобную керамику. Большой интерес представляет находка каменных плит, украшенных цветной мозаикой оригинального рисунка. Плиты эти, вероятно, украшали стены собора в XI—XII вв. Они изготовлены из местного камня и имеют русские надписи. На плите сохранились линии предварительного чертежа, сделанного мастером.

Ниже уровня современного пола, на древних стенах собора были открыты фрагменты фресковой росписи XI—XII вв. Кроме того, в слое строительного мусора находилось огромное количество фрагментов фресок, отбитых от стен собора во время грубейших реставраций в прошлые столетия. Исключительное художественное и историко-культурное значение имеет находка обломков фрески, изображающей человека в княжеской шапке и двух других лиц. Археологические данные и стилистические особенности позволяют датировать ее временем не позже XII в. Сохранность фрагмента очень хорошая, краски почти не потускнели. Художественные качества фрески весьма высокие. Она является ценным вкладом в сокровищницу русского искусства.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014