Комаровская и тшинецкая культура

К оглавлению книги «Эпоха бронзы лесной полосы СССР»

Комаровская культура

Раскопки памятников Комаровской культуры начались в XIX в. (Kopernicki, 1878) и продолжались в XX в. (Kostrzewski, 1928). В 30-х годах Т. Сулимирский на основании раскопок могильника у с. Комаров Ивано-Франковской обл. выделил комаровскую культуру (Sulimirski, 1936, 1939). Позднее памятники этой культуры изучались различными исследователями (Kostrzewski, 1939—1948, s. 214; Пассек, 1959, с. 159; Березанская, 19716, с. 354; Смирнова, 1976, с. 118). Систематическое изучение памятников Комаровской культуры продолжает И. К. Свешников (Swiesznikow, 1967).

Памятники комаровской культуры известны в Среднем и Верхнем Поднестровье. Южной границей их является верхнее течение Прута. Западная граница проходит в верховьях Днестра. Северная и восточная границы еще окончательно не определены (карта 21). К северу, в верховьях Западного Буга, известны уже памятники тшинецкой культуры, а к северо-востоку, в междуречье Случи и Стыри, выделяются смешанные памятники комаровской, тшинецкой и сосницкой культур.

Поселения комаровской культуры известны в 11 пунктах в Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой обл. Они расположены на высоких надпойменных террасах или на склонах берегов рек и озер. Раскопки производились лишь на поселениях у с. Комаров, Незвиско и Магала. На поселениях Незвиско и Комаров исследованы остатки наземных жилищ площадью 4X5 м. Однако разновременная керамика — трипольской и комаровской культур, найденная в жилищах, не позволяет с уверенностью относить их к комаровской культуре.

Могильники комаровской культуры — курганные с трупоположением и трупосожжением и грунтовые с трупоположением. Курганные могильники расположены на возвышенных участках и состоят из нескольких десятков насыпей. Самым большим является Комаровский могильник, в котором исследовано 65 курганов. В каждом из них было одно погребение с трупоположением или трупосожжением. Высота курганов 0,5—3,0 м, диаметр от 10 до 20 м.

Подкурганные погребения с трупоположением исследованы в могильнике и у с. Ивановка Львовской обл. Захоронение совершалось на древнем горизонте или в неглубоких (0,1—0,4 м) прямоугольных могильных ямах длиной 1,5—2,7 м, шириной 0,43—2,6 м. Умершие были положены на спину в вытянутом положении, головой на запад или юго-запад. Некоторые погребения Комаровского могильника были обложены деревянными бревнами или кусками камня. В ряде курганов этого могильника в насыпи обнаружены остатки кострищ, иногда они находились у ног умершего или окружали его с трех сторон.

Подкурганные погребения с трупосожжением исследованы у с. Комаров, Букивна, Тенетники Ивано-Франковской обл. и Городище Львовской обл. Форма и размеры курганов такие же, как и при трупопо- ложении. Некоторые из них были окружены каменными кромлехами шириной 1,3 м, высотой 0,3 м. Трупосожжение совершалось на месте погребения. Иногда вместе с умершим сжигали и погребальный инвентарь, но в большинстве случаев он помещался после кремации. Кремация производилась на древнем горизонте или в прямоугольной яме длиной 3 м, шириной 1,5 м и глубиной 0,3 м. В ряде курганов обнаружены погребения с трупосожжением на древнем горизонте в глиняных урнах и погребения с неполным трупосожжением, производившимся на месте.

Карта 21. Распространение памятников культур поздней бронзы на территории юго-западной полосы лесов и лесостепи Русской равнины и Карпат а — сосницкая культура; б — Комаровская; в — ноа; г — бе- логрудовская; д — бондарихинская; е — контактная зона; ж — тшинецкая; з — становская Сосницкая культура. Ранний этап. Поселения: 1 — Лука-Рай- ковецкая; 2, 3 — Бортничи I—II (ур. Старое кладбище и Отдельная Дюна); 4—6 — Староселье I—III (ур. Волчья Нива и Млын, оз. Мормонское);	7 — Лапутьки; 8 — Тетеревка; 9 — Залесье; 10 — Лелев; 11 — Тешков; 12 — Наровля; 13 — Гноево; 14 — Юревичи; 15 — Мозырь; 16 — Ясенец; 17 — Туров; 18 — Хильчицы; 19 — Велемичи; 20 — Упирово; 21 — Тышковичи; 22 — Митявичи; 23 — Еремичи; 24 — Любеч; 25—28 — Радуль I—IV (ур. Заречье, Заозерье, Городок, оз. Нижнее); 29'— Деражичи; 30 — Клубовка; 31—33 — Сус- ловка I—III (ур. Колесище, Горбаха, Роговое); 34 — Мохов; 35 — Проскурни; 36 — Новобелица; 37 — Романовичи; 38 — пос. Пролетариат; 39 — Юрковичи; 40 — Веть; 41 — Гадило- вичи; 42 — Вороновка; 43 — Ухов; 44 — Дубно (ур. Баширино поле); 45 — Лобковичи; 46 — Борзна; 47 — Гришевка; 48 — Вершина; 49 — Сосница; 50 — Волынцево; 51 — Кузина Гора; 52 — Суворово; 53 — Гришина Слобода. Курганы: 54 — Троянов; 55 — Харьевка; 56 — Кветунь; 57 — Радутино; 58 — Бе- сец I. Грунтовые погребения: 59 — Новая Украинка; 60 — Новая Украинка-Таценки; 61, 62 — Вишенки I, II (ур. Процев лес и Будницкое поле); 63 — Здвижевка; 64 — Белогородка; 65 — Староселье; 66 — Моства; 67 — Опечки; 68 — Угловая Рудня; 69 — Горошков; 70 — Ходосовичи; 71 — Сябровичи; 72 — Клины. Средний этап. Поселения: 73 — Козинцы; 74, 75 — Кийлов I—II (ур. Коронова Гора, Кута); 76 — Подгорцы I; 77 — Хатьяновка I; 78 — Ясногородка; 79 — Пустынка; 80 — Савин- ки; 82 — Чубаров. Курганы: 83 — Колосовка (бывш. Войце- ховка); 84 — Народичи; 85 — Бесец I; 86 — Бесец II. Грунтовые погребения: 87 — Пустынка; 88 —- Плитовище; 89 — Юди- ново. Поздний этап. Поселения: 81 — Марьяновка; 90 — Вишеньки, ур. Обирки; 91 — Лебедевка; 92 — Тетеревка; 93, 94 — Ошит- ки I—II (ур. Струмель, Копаны); 95 — Загорины; 96 — Знаменка; 97 — Бердыж; 98 — Мезин; 99 — Дехтяревка; 100 — устье р. Смяч, ур. Колодезный бугор; 101 — Почеп I (ур. Грудок) ; 102 — Белынец; 103 — Нещеров; 104 — Мошны; 105 — Залесье; 106 — Гапановичи. Курганы: 107 — Куриловка; 108— Белые Берега; 109 — Бесец I; 110 — Бесец II; 111 — Голосок; 112 — Лунево. Грунтовые погребения: 113 — Погре- бы; 114 — Гостомель; 115 — Партизанское; 116 — Плитовище; 117 — Бобрица. Комаровская культура: 118 — Гребинне; 119 — Каменка Буг- ская; 120 — Репнев; 121 — Романовка; 122 — Неслухов; 123 — Самбор; 124 — Городище; 125 — Красов: 126 — Серники; 127 — 130 — Чижов, Гончары, Звенигород, Лагодов; 131 — Зиньки; 132 — Ставки; 133 — Чегеринец; 134 — Лотатники; 135 — Да- шава; 136 — Залесцы; 137 — Тенетники; 138 — Ивановка; 139 — Путятинцы; 140 — Бовшев; 141—144 — Подгородье, Комаров, Крылос, Викторов; 145 — Братковцы; 146 — Тлумач;

Карта 21. Распространение памятников культур поздней бронзы на территории юго-западной полосы лесов и лесостепи Русской равнины и Карпат
а — сосницкая культура; б — Комаровская; в — ноа; г — бе- логрудовская; д — бондарихинская; е — контактная зона; ж — тшинецкая; з — становская
Сосницкая культура. Ранний этап. Поселения: 1 — Лука-Рай- ковецкая; 2, 3 — Бортничи I—II (ур. Старое кладбище и Отдельная Дюна); 4—6 — Староселье I—III (ур. Волчья Нива и Млын, оз. Мормонское); 7 — Лапутьки; 8 — Тетеревка;
9 — Залесье; 10 — Лелев; 11 — Тешков; 12 — Наровля; 13 — Гноево; 14 — Юревичи; 15 — Мозырь; 16 — Ясенец; 17 — Туров; 18 — Хильчицы; 19 — Велемичи; 20 — Упирово; 21 — Тышковичи; 22 — Митявичи; 23 — Еремичи; 24 — Любеч; 25—28 — Радуль I—IV (ур. Заречье, Заозерье, Городок, оз. Нижнее); 29’— Деражичи; 30 — Клубовка; 31—33 — Сус- ловка I—III (ур. Колесище, Горбаха, Роговое); 34 — Мохов; 35 — Проскурни; 36 — Новобелица; 37 — Романовичи; 38 — пос. Пролетариат; 39 — Юрковичи; 40 — Веть; 41 — Гадило- вичи; 42 — Вороновка; 43 — Ухов; 44 — Дубно (ур. Баширино поле); 45 — Лобковичи; 46 — Борзна; 47 — Гришевка; 48 — Вершина; 49 — Сосница; 50 — Волынцево; 51 — Кузина Гора; 52 — Суворово; 53 — Гришина Слобода. Курганы: 54 — Троянов; 55 — Харьевка; 56 — Кветунь; 57 — Радутино; 58 — Бе- сец I. Грунтовые погребения: 59 — Новая Украинка; 60 — Новая Украинка-Таценки; 61, 62 — Вишенки I, II (ур. Процев лес и Будницкое поле); 63 — Здвижевка; 64 — Белогородка; 65 — Староселье; 66 — Моства; 67 — Опечки; 68 — Угловая Рудня; 69 — Горошков; 70 — Ходосовичи; 71 — Сябровичи; 72 — Клины.
Средний этап. Поселения: 73 — Козинцы; 74, 75 — Кийлов I—II (ур. Коронова Гора, Кута); 76 — Подгорцы I; 77 — Хатьяновка I; 78 — Ясногородка; 79 — Пустынка; 80 — Савин- ки; 82 — Чубаров. Курганы: 83 — Колосовка (бывш. Войце- ховка); 84 — Народичи; 85 — Бесец I; 86 — Бесец II. Грунтовые погребения: 87 — Пустынка; 88 —- Плитовище; 89 — Юди- ново.
Поздний этап. Поселения: 81 — Марьяновка; 90 — Вишеньки, ур. Обирки; 91 — Лебедевка; 92 — Тетеревка; 93, 94 — Ошит- ки I—II (ур. Струмель, Копаны); 95 — Загорины; 96 — Знаменка; 97 — Бердыж; 98 — Мезин; 99 — Дехтяревка; 100 — устье р. Смяч, ур. Колодезный бугор; 101 — Почеп I (ур. Грудок) ; 102 — Белынец; 103 — Нещеров; 104 — Мошны; 105 — Залесье; 106 — Гапановичи. Курганы: 107 — Куриловка; 108— Белые Берега; 109 — Бесец I; 110 — Бесец II; 111 — Голосок; 112 — Лунево. Грунтовые погребения: 113 — Погре- бы; 114 — Гостомель; 115 — Партизанское; 116 — Плитовище; 117 — Бобрица.
Комаровская культура: 118 — Гребинне; 119 — Каменка Буг- ская; 120 — Репнев; 121 — Романовка; 122 — Неслухов; 123 — Самбор; 124 — Городище; 125 — Красов: 126 — Серники; 127 — 130 — Чижов, Гончары, Звенигород, Лагодов; 131 — Зиньки; 132 — Ставки; 133 — Чегеринец; 134 — Лотатники; 135 — Да- шава; 136 — Залесцы; 137 — Тенетники; 138 — Ивановка; 139 — Путятинцы; 140 — Бовшев; 141—144 — Подгородье, Комаров, Крылос, Викторов; 145 — Братковцы; 146 — Тлумач;

Некоторые курганы с трупосожжением служили местом погребения одного умершего, в других курганах было от 3 до 10 погребений.

Следует отметить, что в подкурганных погребениях с трупоположением встречается одинаковый погребальный инвентарь, что свидетельствует об одновременном существовании у племен комаровской культуры двух погребальных обрядов. В состав погребального инвентаря входят от 1 до 12 глиняных сосудов, кремневые клиновидные топоры, серпы, скребки, наконечники сурел, каменные топоры, костяные шилья, пряслица, грузила, иногда бронзовые изделия. В кургане 8 Комаровского могильника найдены остатки деревянной шкатулки, внутри которой находились бронзовая шпилька, браслет и бусы с золотыми подвесками, а в погребении кургана 6 — пять глиняных сосудов, золотая подвеска, бронзовая шпилька и нож. Наряду с ними встречались погребения, в которых найден лишь один сосуд или только каменная зернотерка.

Отдельную группу комаровской культуры по погребальному обряду составляют памятники белопотоцкого типа. Они известны у с. Белый Поток, Нагоряны, Беремяны и Ставки Тернопольской обл., Городница и Чернелица Ивано-Франковской обл. и у с. Звенигород Львовской обл. Погребения белопотоцкого типа грунтовые, в каменных ящиках, сложенных из каменных плит. Каменные ящики прямоугольной формы размером 0,4 X 1,0 X 0,3 м и 0,75 X 1,55 м обычно находятся на небольшой глубине, и верхняя часть их иногда бывает заметна на поверхности.

В погребениях белопотоцкого типа умершие были захоронены на спине в вытянутом и на спине или правом боку в скорченном положении. Ориентировка погребенных разная — головой на юг, восток, юго-восток и северо-запад. В ряде погребений зафиксированы парные захоронения, в которых умершие были положены головами в одну сторону— на восток или в противоположные стороны — на юго-восток и северо-запад. Инвентарь состоит из одного — двух глиняных сосудов, кремневых ножей, каменного топора (Белый Поток), кремневых наконечников стрел (Городница) и бронзовых шпилек (Беремяны).

У с. Звенигород Львовской обл. И. К. Свешников исследовал два грунтовых погребения комаровской культуры в могильных ямах без каменных конструкций. Умершие были захоронены в сильно скорченном положении на правом или левом боку, головами на север или запад. Погребальный инвентарь состоял из глиняных сосудов, кремневых ножей и скребков. Среди глиняных сосудов были сосуды Комаровской культуры и культуры ноа.

Основную часть находок на поселениях и в погребениях Комаровской культуры составляет керамика (рис. 53,1—8,11-20, 26-28, 35-37,41-43). Она изготовлена из глины с примесью пережженного толченого кремня, реже встречается примесь песка или шамота. Наружная поверхность большинства сосудов хорошо заглажена, коричневого, серого, реже черного цвета. На поселениях и в погребениях встречается однотипная керамика, которая разделяется на две группы — кухонную и столовую.

К кухонной керамике комаровской культуры относятся плоскодонные горшки тюльпановидной формы с утолщенным и ровно или наискось срезанным венчиком. Среди них выделяются высокие горшки с небольшим плоским дном, выпуклым туловом и воронковидной шейкой, орнаментированные по шейке налепным валиком (Комаров, курган 10), горшки эсовидной формы с широким плоским дном, а также приземистые горшки с выпуклым туловом, широким дном, выделенной шейкой и отогнутым венчиком. Они не орнаментированы или украшены в верхней части налепными валиками с прочерченными линиями. Встречаются также плоскодонные горшки со слегка выпуклым туловом и отогнутым венчиком, приближающиеся по форме к сосудам баночной формы.

Столовая посуда в отличие от кухонной изготовлена более тщательно, часто подлощена и богато орнаментирована. К ней относятся миски, вазы, черпаки и кубки. Миски глубокие, сравнительно большие, с цилиндрической или воронковидной шейкой, коротким выпуклым туловом и небольшим плоским дном; найдены также небольшие миски биконической формы, с загнутым внутрь краем и плоскодонные миски с расширяющимся кверху слегка выпуклым туловом и, прямым или отогнутым венчиком. Они орнаментированы нарезными или прочерченными линиями, образующими горизонтальные, вертикальные и косо расположенные ряды, а также заштрихованные треугольники с опущенной вниз вершиной.

Вазы плоскодонные, с выпуклым туловом, высокой, почти цилиндрической шейкой и двумя ручками, выступающими над краем утолщенного ровно срезанного венчика. Вазы орнаментированы нарезными линиями, образующими горизонтальные ряды, ряд ромбов или заштрихованных треугольников с опущенной вниз вершиной. Отдельный тип представлен вазами с двумя ручками, высоко выступающими над краем венчика и заканчивающимися вверху острыми выступами (Звенигород), которые находят аналогии в культуре ноа.

Черпаки с одной ручкой, высокой цилиндрической или воронковидной шейкой, выпуклым туловом и небольшим плоским дном. Они орнаментированы горизонтальными нарезными линиями, рядами заштрихованных треугольников с опущенной вниз вершиной, каннелюрами, округлыми выступами, окруженными концентрическими или полукруглыми желобками,
а также удлиненными, косо расположенными выпуклостями.

Кубки плоскодонные, цилиндрической или конической формы, иногда со слегка выпуклым туловом, не орнаментированы или орнаментированы по всей поверхности и часто по дну прочерченными горизонтальными линиями и группами вертикальных или косо расположенных линий.

Рис. 53. Инвентарь комаровской культуры

Рис. 53. Инвентарь комаровской культуры

Кроме глиняной посуды, в памятниках комаровской культуры встречаются глиняные грузила блоковидной формы (Комаров, курган 50), иногда орнаментированные наколами, а также пряслица и ложки.

Металлические изделия сравнительно немногочисленны (рис. 53, 9, 10, 21-25, 29, 34, 38—40, 44-45). Они представлены двулезвийным ножом с выступающим продольным ребром посередине (Комаров, курган 6), бронзовыми и золотыми украшениями — подвесками, кольцами, гривной, браслетами, булавками и др. В кургане 8 Комаровского могильника найдено шейное украшение, состоящее из бронзовых подвесок и золотых колец. Аналогичные золотые кольца найдены также в курганах 6 и 28 Комаровского могильника. В кургане 8 найдена массивная золотая гривна из круглой в сечении бронзовой проволоки с концами, свернутыми в спиральные щитки.

Браслеты разделяются на четыре типа: из круглой в сечении проволоки с концами в виде спиральных щитков (Ставище), спиральный браслет с концами в виде спиральных щитков (Букивна, курган ^массивный браслет из круглого стержня с суживающимися несомкнутыми концами, орнаментирован группами насечек, расположенными в ряду в разные стороны (Комаров, курган 8); два браслета из круглой в сечении проволоки с заходящими концами (Городище).

Булавки представлены тремя типами: с навершием в виде ромбовидного щитка (Комаров, курган 6), близкой по форме к булавке из Бородинского клада и датирующейся И. К. Свешниковым второй половиной XV— первой половиной XIV вв. до н. э. (Swiesz- nikow, 1967, с. 68); с грибовидным навершием и витой нижней или верхней частью стержня (Комаров, курган 8; Букивна, курган 3); с грибовидным навершием, украшенным пуансонным орнаментом и выступающим над ним концом стержня (Беремяны, Путятинец).

Большинство бронзовых изделий находят аналогии среди металлических украшений XV—XII вв. до н. э. на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и происходят, вероятно, из Карпато-Дунай- ского металлургического центра.
В кургане у с. Городище найден обломок железного стержня булавки или шила.

В памятниках комаровской культуры найдены зернотерки из песчаника, каменные терочники, обушковые и узкообушковые сверленые топоры с расширенной средней частью. Из кремневых изделий найдены скребки, ножи и ножевидные пластины, широкие серпы с вогнутым лезвием, наконечники стрел треугольной формы, а также клиновидные топоры трапециевидной формы, овальные или линзовидные в сечении. Костяные изделия встречаются редко.

Основой хозяйства племен комаровской культуры были земледелие и скотоводство. Однако уровень их развития пока трудно определить, так как поселения Комаровской культуры еще систематически не изучались.

Проблема хронологии и внутренней периодизации памятников Комаровской культуры еще не решена. По мнению И. К. Свешникова, анализ бронзовых и золотых предметов из погребений Комаровской культуры и аналогий им в Средней Европе позволяет датировать большинство этих находок приблизительно 1500—1200 гг. до н. э. Учитывая, что на территории Прикарпатья до середины II тыс. до н. э. жили племена культур шнуровой керамики, начало Комаровской культуры он относит ко времени около 1500 г. до н. э. И. К. Свешников считает, что развитие этой культуры прекратилось в Западной Подолии в середине XIII в. до н. э. в связи с проникновением на эту территорию племен культуры ноа, в крайнем западном районе украинского Прикарпатья Комаровская культура продолжала развиваться и в эпоху поздней бронзы — до VIII в. до н. э. Основанием для такого предположения служит находка в кургане у с. Городище Львовской обл. керамики комаровской культуры вместе с обломками железной булавки (Свешников, 1976, с. 97).

Ряд польских исследователей датируют Комаровскую культуру 1500—1200 гг. до н. э., другие — XVI—VIII вв. до н. э. С. С. Березанская высказала сомнение по поводу слишком поздней датировки комаровской культуры и считает, что она прекратила свое существование в конце XII в. до н. э. (Березанская, 1972, с. 156—159). По мнению Г. И. Смирновой, находка железной булавки не может служить основанием поздней датировки комаровской культуры (Смирнова, 1976, с. 118, 135).

Для комаровской культуры имеются две даты по C14: для кургана у с. Иванья 1285±35 лет до н. э. (Свешников, 1968, с. 167) и для нижнего слоя поселения Магала 1310±100 лет до н. э. (Смирнова, 1972, с. 12-31).

В развитии комаровской культуры И. К. Свешников выделяет на территории Подолии два основных этапа, датирующихся им XV—XIII вв. до н. э. К первому этапу относятся комплексы (Комарово, курганы 6, 8, 28; Букивна, курган 3), содержащие керамику только комаровской культуры, а ко второму этапу — комплексы (Звенигород, Букивна), где к данной керамике добавляются отдельные сосуды культуры ноа или галынтатского типа (типа Гава — Голиграды). И. К. Свешников высказал предположение о возможности в будущем расчленения первого этапа на две фазы (Swiesznikow, 1967, s. 73; Свешников, 1976, с. 97).

Для западной периферии комаровской культуры И. К. Свешников предполагает существование третьего этапа, относящегося к XIII—VIII вв. до н. э. (Свешников, 1976, с. 97). В настоящее время этот этап представлен лишь одним курганом (курган 1), исследованным у с. Городище Львовской обл.

А. Вульпе также расчленил памятники комаровской культуры на три этапа. К первому этапу он отнес памятники белопотоцкого типа, ко второму — Комаровские памятники (I и II этапы по И. К. Свешникову), а к третьему — культуру ноа, которую он рассматривал как продолжение комаровской культуры.

Я. Домбровский выделил в комаровской культуре четыре фазы развития. При классификации памятников комаровской культуры он опирался на находки бронзовых предметов, разделяющихся на несколько типолого-хронологических горизонтов, а также на данные сравнительно-типологического анализа керамики. К первому этапу относится курган 6, ко второму — курган 8 Комаровского могильника и погребение 37 кургана 3 могильника у с. Букивна; к третьему — курганы 13 и 45 Комаровского могильника, находки в V насыпи у Кавска, а к четвертому — курган 1 у с. Городище.
Анализируя находки, относимые И. К. Свешниковым ко второму этапу, а польскими учеными —к III фазе развития комаровской культуры, Г. И. Смирнова приходит к выводу, что этот этап может быть датирован концом XIV—XI вв. до н. э. и верхняя дата — XI в. до н. э., которую в будущем предстоит еще сузить, реально может соответствовать финальному рубежу комаровской культуры (Смирнова, 1976, с. 127—129).

По вопросу о происхождении комаровской культуры существует несколько точек зрения. С. С. Березанская рассматривает Комаровскую культуру как возникшую на местной основе, одновременно с тшинецкой культурой, при значительном влиянии южных балканских культур типа Монтеору, Костиша, Ноа (Березанская, 1972, с. 138, 145). П. Н. Третьяков связывает происхождение комаровской культуры с племенами, оставившими памятники почапского типа (Третьяков П. Н., 1953, с. 38—40).

М. Флореску отрицает связь комаровской культуры с предшествовавшей ей культурой шнуровой керамики, а также с синхронной тшинецкой культурой. Процесс сложения этой культуры она связывает с Карпато-Дунайским районом и высказывает мнение об общем происхождении комаровской культуры и культуры Костиша (Florescu, 1970, s. 51—81).
По мнению В. Д. Рыбаловой и И. К. Свешникова, Комаровская культура возникла на основе предшествовавших ей культур шнуровой керамики иод одновременным воздействием идущих с юга влияний (Рыбалова, 1953, с. 20—223; Свешншов, 1958, с. 26; 1974а, с. 192; 1976, с. 98-114).

Вопрос о дальнейшей судьбе племен комаровской культуры еще окончательно не решен. В Западной Подолии население комаровской культуры было, вероятно, частично вытеснено в более северные и восточные районы, а какая-то часть его ассимилирована пришельцами культуры ноа, а позже — фракийского галыптата. На территории лесостепного правобережного Поднепровья на основе комаровской культуры сложилась белогрудовская культура, связанная в свою очередь с последующими культурами этой территории — чернолесской, культурами скифского времени лесостепного правобережья Украины, зарубинецкой, Черняховской и раннеславянской культурой VI—VII вв. (Тереножкин, 1961, с. 237 и сл.). Таким образом, по мнению ряда советских археологов, племена комаровской культуры могли принимать участие в сложении культуры восточных славян.

Существует также предположение об участии комаровской культуры в сложении высоцкой культуры (Канивец, 1956, с. 13; Крушельницька, 1972, с. 34— 37). И. К. Свешников считает, что с ним нельзя согласиться, так как обе эти культуры развивались на разных территориях и какое-то время были синхронными (Swiesznikow, 1967, s. 81).

Тшинецкая культура

Названа по могильнику около Тшинца Пулавского повита в ПНР. Памятники тшинецкой культуры распространены в основном в восточной половине современной территории ПНР. На территории СССР они известны более чем в 20 пунктах в западных областях Украинской ССР (Волынская и Ровенская) и Белорусской ССР (Брестская обл.) и представляют собой восточную группу культуры на этой территории. Исследование ее проводили Н. Ф. Беляшевский, Ю. В. Кухаренко, В. Ф. Исаенко и др. (Кухаренко, 1962).

На территории СССР памятники тшинецкой культуры (карта 21) представлены в основном поселениями, которые до сих пор систематически еще не изучались. Они расположены обычно на песчаных всхолмлениях вблизи рек (Прилуки, Заказанка, Белая Гора, Горбов и др.) и иногда на высоких местах. Могильники этой культуры на территории СССР также еще не изучались. Известно лишь, что у с. Черск на р. Стоход был раскопан курган, содержавший погребение с трупосожжением. В погребении найден глиняный сосуд и бронзовый браслет. У с. Прилуки к югу от г. Бреста Н. Ф. Беляшевский нашел два целых глиняных сосуда, происходящих, вероятно, из разрушенного погребения.

Глиняная посуда, найденная на поселениях и в погребениях, представлена плоскодонными эсовидными горшками так называемой тюльпановидной формы, мисками и кубками. Она изготовлена из глины со значительной примесью крупных зерен кварца и песка, реже — пережженного толченого кремня. Поверхность сосудов тщательно выглажена. Венчики горшков почти всегда имеют характерные утолщения и косо срезаны наружу. На плечиках часто встречаются налепные валики. Орнамент на сосудах расположен только в верхней части. Он состоит из параллельных горизонтально прочерченных глубоких линий или бороздок, которые иногда сочетаются с волнистыми бороздками или с удлиненными ямками, нанесенными концом щепки.

На основной территории (в ПНР) тшинецкая культура датируется XV—XII вв. до н. э. Считается, что она сложилась на основе культур шнуровой керамики с участием поздненеолитической культуры гребенчатой керамики. В процессе своего развития тшинецкая культура испытывала влияние дунайских культур и находилась под сильным воздействием предлужицкой культуры (распространенной в западных областях ПНР), что привело к слиянию обеих культур в одну культуру — лужицкую.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014