К содержанию 75-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Открытие мастерской коропласта в Пантикапее в 1949 г. 1 и изучение находок терракот из раскопок в Керчи показали, что ремесло коропласта начало развиваться в Пантикапее уже с VI в. до н. э. и в период эллинизма достигло весьма большого мастерства.
Повторяя общий путь развития греческой эллинистической коропластики, терракоты Пантикапея имеют свои особенности в материале, технике и содержании. Весьма интересна терракота из раскопок 1946 г., найденная в разоренной могиле 2. Она изображает детскую фигурку, сидящую на скачущем быке (высота — 12,5 см). Левая и верхняя части статуэтки и база обломаны (рис. 63 — 1), но сюжет полностью восстанавливается по статуэтке, открытой в 1874 г. (рис. 63 — 2) на г. Митридат и являющейся полным повторением пантикапейской.
Толкование Стефани этой статуэтки как изображения Эрота на быке 3 остается убедительным. В основе этого образа лежит изображение Европы на быке. Мифологический сюжет похищения Европы Зевсом, принявшим вид быка, встречается в греческой коропластике уже с VI вв. до н. э. Европа изображается в виде юной девушки, сидящей боком на бегущем по волнам океана быке. Изображение Европы меняется от наивного неподвижного архаического образа до грациозного типа девушки в эллинистическом искусстве. Бык изображается по-разному: он мчится, устремив голову вперед или оглядываясь на Европу 4.
Многие находки, главным образом расписные аттические вазы IV в. до н. э., свидетельствуют, что образ Европы, похищаемой быком, был известен и популярен на Боспоре 5.
На пантикапейской статуэтке повторено, но с большей экспрессией дви-жение быка. Вместо женской фигуры на его спине сидит на куске ткани пухлая детская фигурка Эрота, находящая полные аналогии среди терра¬кот Пантикапея II—I вв. до н. э. с изображением ребенка или Эрота, сидящего на земле 6 или на гусе 7, или на петухе 8; положение ног полностью повторено.
Дата статуэтки определяется также и стилистическими аналогиями в позднеэллинистическом искусстве, в памятниках, созданных в погоне за эффектным декоративным сюжетом, ярким примером которых является Эрот на кентавре.
Трактовка деталей головы быка находит полную аналогию в фигурном сосуде I в. до н. э. 9 в виде лежащего быка, изображение которого покрыто красным лаком; челка на лбу быка показана такими же неглубокими и короткими вдавленными полосками, так же чрезмерно подчеркнуты ноздри и лобные кости.
Аналогий пантикапейской статуэтке пока, кроме указанной, нет. Статуэтка, обнаруженная в 1874 г., в точности повторена в находке 1949 г. Можно считать, что форма для этих терракот была создана в пантикапейской мастерской. Интересны детали изготовления. Как большинство пантикапейских терракот II—I вв. до н. э., статуэтка составлена из двух половин, причем только передняя оттиснута в форме, оборотная же половина — плоская, немного выпуклая, заглаженная стекой. Швы соединения двух частей хорошо видны; стенки довольно толстые. На оборотной стороне у статуэтки 1874 г. — четырехугольное отверстие. После формовки изображение было местами доработано стекой — выделено нижнее веко глаз быка; челка показана несколькими рядами коротких округлых неглубоких вдавлин. На передней стороне местами сохранилась белая обмазка, но раскраска исчезла.
Терракоты из Пантикапея с изображением Эрота на спине бегущего быка дают представление об изобретательности пантикапейского коропласта II—I вв. до н. э., использовавшего сложившиеся типы для создания новой, оригинальной терракоты и применявшего прием дополнительной обработки изделия после формовки.
Статуэтки из Пантикапея входят в круг позднеэллинистических терракот, для которых типичны жанровая трактовка мифологических образов и забвение первоначального содержания; они являются оригинальным вариантом поздней трактовки старого сюжета «Европы на быке» в пантикапейской коропластике.
К содержанию 75-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Notes:
- В. Д. Блаоатский. Раскопки Пантикапея. КСИИМК, вып. XXXVII, 1951, стр. 212—227. ↩
- ГМИИ, М. 46, V/8 и 28, № 1804. ↩
- ОАК за 1874, стр. XI; ОАК за 1875, стр. 42, табл. II. 26. Хранится в Госу-\ дарственном Эрмитаже. ↩
- А. Кostеr. Die griechischen Terrakotten. Berlin, 1926, стр. 77, табл. 71, 73; В. Нuіsсh. Greek Terracotta Statuette^ London, стр. 139, рис. 36, 1; Schneider-Lengуal. Criechische Terrakotten. Miinchen, 1836, рис. 40; J. Charbonneaux. Les terres cuites grecques. Paris, 1936, рис. 25. ↩
- OAK за 1866, стр. 108 и 20; OAK за 1866 г., табл. II, рис. 33; табл. III, 1; табл. V, 7—5; ОАК за 1913—1915 гг., рис. 228. ↩
- ОАК за 1875 г., табл. V, 17. ↩
- ОАК за 1880 г., табл. VI, 1. ↩
- ИАК, вып. 2, стр. 51, рис. 13. ↩
- В собрании ГМИИ. ↩