Кобылина М.М. О позднеэллинистической коропластике Пантикапея

К содержанию 75-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Открытие мастерской коропласта в Пантикапее в 1949 г. 1 и изучение находок терракот из раскопок в Керчи показали, что ремесло коропласта начало развиваться в Пантикапее уже с VI в. до н. э. и в период эллинизма достигло весьма большого мастерства.

Повторяя общий путь развития греческой эллинистической коропластики, терракоты Пантикапея имеют свои особенности в материале, технике и содержании. Весьма интересна терракота из раскопок 1946 г., найденная в разоренной могиле 2. Она изображает детскую фигурку, сидящую на скачущем быке (высота — 12,5 см). Левая и верхняя части статуэтки и база обломаны (рис. 63 — 1), но сюжет полностью восстанавливается по статуэтке, открытой в 1874 г. (рис. 63 — 2) на г. Митридат и являющейся полным повторением пантикапейской.

Толкование Стефани этой статуэтки как изображения Эрота на быке 3 остается убедительным. В основе этого образа лежит изображение Европы на быке. Мифологический сюжет похищения Европы Зевсом, принявшим вид быка, встречается в греческой коропластике уже с VI вв. до н. э. Европа изображается в виде юной девушки, сидящей боком на бегущем по волнам океана быке. Изображение Европы меняется от наивного неподвижного архаического образа до грациозного типа девушки в эллинистическом искусстве. Бык изображается по-разному: он мчится, устремив голову вперед или оглядываясь на Европу 4.

Многие находки, главным образом расписные аттические вазы IV в. до н. э., свидетельствуют, что образ Европы, похищаемой быком, был известен и популярен на Боспоре 5.

На пантикапейской статуэтке повторено, но с большей экспрессией дви-жение быка. Вместо женской фигуры на его спине сидит на куске ткани пухлая детская фигурка Эрота, находящая полные аналогии среди терра¬кот Пантикапея II—I вв. до н. э. с изображением ребенка или Эрота, сидящего на земле 6 или на гусе 7, или на петухе 8; положение ног полностью повторено.

Дата статуэтки определяется также и стилистическими аналогиями в позднеэллинистическом искусстве, в памятниках, созданных в погоне за эффектным декоративным сюжетом, ярким примером которых является Эрот на кентавре.

Рис. 63. Терракотовые статуэтки из Пантикапея. 1 — статуэтка из раскопок 1949 г. (Государственный музей изобразительных искусств им, А. С. Пушкина); 2 —. из раскопок 1874 г. (Государственный Эрмитаж; рисунок из ОАК за 1875 г.).

Рис. 63. Терракотовые статуэтки из Пантикапея. 1 — статуэтка из раскопок 1949 г. (Государственный музей изобразительных искусств им, А. С. Пушкина); 2 —. из раскопок 1874 г. (Государственный Эрмитаж; рисунок из ОАК за 1875 г.).

Трактовка деталей головы быка находит полную аналогию в фигурном сосуде I в. до н. э. 9 в виде лежащего быка, изображение которого покрыто красным лаком; челка на лбу быка показана такими же неглубокими и короткими вдавленными полосками, так же чрезмерно подчеркнуты ноздри и лобные кости.

Аналогий пантикапейской статуэтке пока, кроме указанной, нет. Статуэтка, обнаруженная в 1874 г., в точности повторена в находке 1949 г. Можно считать, что форма для этих терракот была создана в пантикапейской мастерской. Интересны детали изготовления. Как большинство пантикапейских терракот II—I вв. до н. э., статуэтка составлена из двух половин, причем только передняя оттиснута в форме, оборотная же половина — плоская, немного выпуклая, заглаженная стекой. Швы соединения двух частей хорошо видны; стенки довольно толстые. На оборотной стороне у статуэтки 1874 г. — четырехугольное отверстие. После формовки изображение было местами доработано стекой — выделено нижнее веко глаз быка; челка показана несколькими рядами коротких округлых неглубоких вдавлин. На передней стороне местами сохранилась белая обмазка, но раскраска исчезла.

Терракоты из Пантикапея с изображением Эрота на спине бегущего быка дают представление об изобретательности пантикапейского коропласта II—I вв. до н. э., использовавшего сложившиеся типы для создания новой, оригинальной терракоты и применявшего прием дополнительной обработки изделия после формовки.

Статуэтки из Пантикапея входят в круг позднеэллинистических терракот, для которых типичны жанровая трактовка мифологических образов и забвение первоначального содержания; они являются оригинальным вариантом поздней трактовки старого сюжета «Европы на быке» в пантикапейской коропластике.

К содержанию 75-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Notes:

  1. В. Д. Блаоатский. Раскопки Пантикапея. КСИИМК, вып. XXXVII, 1951, стр. 212—227.
  2. ГМИИ, М. 46, V/8 и 28, № 1804.
  3. ОАК за 1874, стр. XI; ОАК за 1875, стр. 42, табл. II. 26. Хранится в Госу-\ дарственном Эрмитаже.
  4. А. Кostеr. Die griechischen Terrakotten. Berlin, 1926, стр. 77, табл. 71, 73; В. Нuіsсh. Greek Terracotta Statuette^ London, стр. 139, рис. 36, 1; Schneider-Lengуal. Criechische Terrakotten. Miinchen, 1836, рис. 40; J. Charbonneaux. Les terres cuites grecques. Paris, 1936, рис. 25.
  5. OAK за 1866, стр. 108 и 20; OAK за 1866 г., табл. II, рис. 33; табл. III, 1; табл. V, 7—5; ОАК за 1913—1915 гг., рис. 228.
  6. ОАК за 1875 г., табл. V, 17.
  7. ОАК за 1880 г., табл. VI, 1.
  8. ИАК, вып. 2, стр. 51, рис. 13.
  9. В собрании ГМИИ.

В этот день:

Дни смерти
1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014