К содержанию 80-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры
Александр Натанович Бернштам — один из крупнейших советских историков и археологов Средней и Центральной Азии. Обладая ярким дарованием, исключительной трудоспособностью и целеустремленностью, он оставил немалое количество трудов, занимающих большое место во многих отраслях исторической востоковедческой науки. Наибольшее значение имеют его труды по истории и археологии Средней Азии и особенно по истории кочевых народов.
Научную деятельность Александр Натанович начал в качестве этнографа тюркских народов. Еще студентом Этнографического отделения Ленинградского университета он опубликовал исследование по жилищу крымских татар (1931). Занятия этнографией крымских татар пробудили в нем интерес к этнографии и истории других тюркских народов. В 1930 г. он изучает жизнь и быт туркменского народа. Полученные наблюдения отражены в статье «Туркменский род и колхозы» (1931). Эта первая поездка Александра Натановича в Среднюю Азию в известной мере способствовала определению его научных интересов.
В начале 30-х годов Александр Натанович одним из первых востоковедов применяет марксистско-ленинское учение к изучению древней истории Средней Азии и вообще Востока в работах: «О роли завоеваний в исторической концепции Карла Маркса» (1933), «Ленин и история народов Советского Востока» (1934), «Проблема распада родовых отношений у кочевников Азии» (1934) и др. Совместно с Е. Ю. Кричевским он написал в 1932 г. статью «К вопросу о закономерности в развитии архаической формации. (К разработке теоретического наследства Маркса, Энгельса, Ленина)» и составил хрестоматию: «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин о первобытном обществе» (1934). Эти работы способствовали критической проработке с позиций марксизма обширных материалов по истории тюркских народов Азии, хотя в них и сказались увлечения социологизаторского порядка.
В годы аспирантуры (1931—1934 гг.) Александр Натанович под руководством крупнейших тюркологов С. Е. Малова и А. Н. Самойловича получает хорошую лингвистическую подготовку и целиком поглощен изучением памятников древнетюркской рунической письменности, подходя к исследованию орхоно-енисейских надписей с новых, марксистских позиций, что позволило ему раскрыть социальную структуру тюркского каганата и показать в развитии социально-экономическую жизнь тюркских племен VI— VIII вв. Работа «Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI—VIII вв.» (1946) была защищена в 1935 г. в качестве кандидатской диссертации.
В 1935—1938 гг. Александр Натанович проходит докторантуру в Институте востоковедения АН СССР, работая над темой: «История тюркских племен и народов». Его занимают общие вопросы происхождения и развития тюркских племен.
Однако основное внимание в эти годы он направил на изучение гуннской проблемы и в ряде статей разрабатывал вопрос о социально-экономическом строе гуннского общества. Совершенно новой явилась его постановка вопроса о социальной структуре гуннского общества и о классообразовании, о возникновении государства, о взаимоотношениях гуннов с оседлыми обществами Китая и Восточного Туркестана, а также о роли гуннов в сложении тюркоязычного населения. В своей интерпретации замечательных находок Ноин-Улы Александр Натанович вскрыл наличие имущественного и социального неравенства среди гуннских племен и показал, как политика правящей верхушки привела к глубокому кризису и упадку в гуннском обществе. С появлением гуннских племен в Семиречье он связывал начало монголизации физического типа местного европеоидного населения и тюркизации его в языковом отношении.
С 1936 по 1941 г., ежегодно предпринимая археологические экспедиции, А. Н. Бернштам исследовал многие сотни памятников в долинах Таласа, Чу, Или в бассейне Иссык-Куля, открыл разнообразные памятники кочевого и земледельческого населения, начиная от эпохи бронзы и до XVIII в. Одновременно он вел раскопки на четырех крупных средневековых поселениях: Тараз, Сарыг, Баласагун (городище Ак-Бешим) и Кысмычи.
Большое внимание было уделено им также памятникам кочевого населения, относящимся, в основном, к сако-усуньскому, кенкольскому и тюркскому периодам. В результате всех этих работ были обследованы основные районы Семиречья и создана основа периодизации культуры древнего и средневекового населения этой области.
Археологические исследования Александра Натановича в этот период были особенно тесно связаны с разработкой исторических проблем, что наиболее ярко отразилось в двух работах, опубликованных в 1941 г. В первой из них — «Археологический очерк Северной Киргизии» — дан итог трехлетних исследований Семиречья. Использование новых источников позволило впервые написать для истории Киргизии разделы об эпохе бронзы и сако-усуньском периоде, которые отсутствовали в труде В. В. Бартольда о киргизах, основанном исключительно на письменных данных. По-новому трактуется вопрос о появлении киргизов на Тянь-Шане, которое А. Н. Бернштам связывал с передвижением северо-гуннских племен с середины I в. до н. э. В ином свете рассматривается согдийская колонизация Семиречья, которой автор придавал исключительное значение в развитии оседлой культуры в этом кочевническом мире. Во второй работе — «Памятники старины Таласской долины» — характеризуется культура кангюйского и кенкольского периодов по материалам Берккаринского и Кенкольского могильников, но главное внимание в ней уделено итогам археологического исследования крупного городского центра — средневекового города Тараза.
В научной деятельности А. Н. Бернштама переломным этапом был 1941 г., когда он возглавил экспедицию археологического надзора на строительстве Большого Чуйского Канала (БЧК) в Киргизии. Собранный тогда материал послужил основой для историко-археологического отдела Музея национальной культуры, открытого в г. Фрунзе в ноябре 1941 г. Работа по изучению этой огромной археологической коллекции пробудила у Александра Натановича глубокий интерес к области собственно археологии.
В годы Великой Отечественной войны Александр Натанович находился в Киргизии, где провел большую научно-организационную работу в Комитете наук, а затем в Киргизском филиале АН СССР. Одновременно он работал над большим исследованием по истории киргизов и Киргизстана с древнейших времен и до монгольского завоевания. Эта еще не опубликованная монография — первое обстоятельное исследование многовековой истории киргизского народа, крупнейший вклад в разработку истории народов Средней Азии — в 1942 г. была защищена в качестве докторской диссертации.
В годы войны А. Н. Бернштам особенно много уделял внимания популяризации исторического и культурного прошлого киргизского народа и достижений археологической и исторической наук. Его многочисленные статьи в местной периодической печати и специальные брошюры, выходившие на русском и киргизском языках, становились достоянием широких масс. Не оставил он и полевых археологических работ. В 1944 г. он организовал поездку в Центральный Тянь-Шань, где открыл памятники андроновской культуры в долине р. Арпы, и в Узгенский оазис, обследование которого было подготовкой к развертыванию в 1945 г. раскопок развалин крупного средневекового города Узген. Для археологических исследований послевоенного периода особенно характерны широкий территориальный и хронологический диапазон памятников и постановка ряда новых научных проблем по археологии и древней истории народов Средней Азии.
Не все проблемы и вопросы, над которыми трудился Александр Натанович, разработаны в достаточной мере, не все получили отражение в печати.
В 1950 г. вышел в свет том трудов Семиреченской экспедиции «Чуйская долина» (МИА, № 14), а в 1952 г. «Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая» (МИА № 26), которые являются основными обобщающими трудами по археологии и древней истории Киргизии, а также и сопредельных областей Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. В томе «Чуйская долина», помимо публикации обширных археологических материалов, содержится классификация находок с Большого Чуйского канала и очерк истории Семиречья в усуньский и тюркский периоды. Чрезвычайно наглядно успехи археологических исследований отражены в таблице «Историко-археологическая классификация памятников Семиречья и Тянь-Шаня». Этим трудом А. Н. Бернштам подвел итоги своим археологическим работам довоенного периода. Разработанная классификация и периодизация древней истории Киргизии выдержала испытание временем и, несмотря на ряд дополнений и уточнений, в основном осталась без изменений. То же следует сказать и о памятниках Центрального Тянь-Шаня, Ферганы и Алая, а также Памира, опубликованных в упомянутой работе 1952 г. Создание этих классификаций является большой и бесспорной за¬слугой Александра Натановича.
Новый материал позволил поставить вопрос о южносибирских культурных связях Семиречья в эпоху бронзы и в сакский период. Вопросы расселения отдельных сакских племен, выделение локальных групп по археологическим материалам и установление связей между культурой саков и их преемников — усуней и кангюй — таковы вопросы, разрабатывавшиеся А. Н. Бернштамом по сакской проблеме. Изучение культуры усуньских племен и их значения в истории древней Средней Азии привело его к утверждению важной роли усуньских племен в сложении кушанского государства.
Вопросы древней истории тюркоязычных народов и роль гуннских племен в истории Средней Азии рассмотрены в монографии «Очерк истории гуннов» (1951), вызвавшей обширную дискуссию и возражения по поводу преувеличения роли гуннов.
Александр Натанович настойчиво обращает внимание на сложный характер взаимоотношений кочевых народов с оседло-земледельческим населением Средней Азии. При этом он приводит убедительные факты, свидетельствующие о том, что кочевые народы являлись не только разрушительной силой, но и сыграли известную роль в развитии хозяйства и культуры, что тюрки-кочевники были соучастниками в создании культуры, унаследованной современными народами Средней Азии.
В некоторых своих работах А. Н. Бернштам, увлеченный материалом, иногда допускал преувеличения и ряд неверных положений. Широкие исторические построения не всегда оказывались достаточно обоснованными. Можно указать на ряд спорных положений в его концепции происхождения киргизского народа. Это касается в первую очередь положения о переселении киргизов с Енисея на Тянь-Шань с середины I в. до н. э. Однако отдельные ошибки и неудачи не могут заслонить того вклада в историческую науку, который внес своими трудами Александр Натанович.
Большой его заслугой является переиздание классических трудов русских востоковедов В. В. Бартольда («Очерк истории Семиречья», 1943; «Киргизы», 1943) и Н. Я. Бичурина («Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», 1950).
Александр Натанович постоянно и живо откликался на новые труды советских и зарубежных ученых. Им написано более 20 рецензий и критических обзоров, и в каждом из них содержится не только критический анализ, оценка исследования, но и внесены новые, творчески развитые положения.
В краткой статье невозможно всесторонне охарактеризовать научную деятельность такого многогранного и талантливого исследователя, каким был Александр Натанович Бернштам. Он не только обогатил советскую науку большим фактическим материалом, но и показал пути дальнейшего исследования сложных проблем истории среднеазиатских и особенно тюркоязычных народов. Своим ученикам он привил любовь к науке, широко помогал советами и делился опытом. Особо значительны его заслуги в подготовке местных национальных научных кадров в Киргизии, Казахстане и других республиках.
Ю. А. Заднепровский
К содержанию 80-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры