К оглавлению книги «Этнография народов СССР»
В IX—X веках восточнославянские племена были объединены под властью киевских князей в Русское государство (Киевская Русь). Образование его сопровождалось распадом старых племенных связей. Уже в IX в. исчезают со страниц летописи названия почти всех прежних племен; вятичи упоминаются в последний раз в XII в. К этому времени вместо племен существовали областные группы, соответствующие феодальным княжествам: черниговцы, переяславцы, смоляне, куряне, галичане, владимирцы.
Киевской Руси существовало и общенародное единство: существовала русская народность, которую современные советские историки предпочитают называть для избежания недоразумений «древнерусской народностью». Это но были ни великорусы, ни белорусы, ни украинцы.
Вопросом о происхождении этой древнерусской народности в последние годы усиленно заинтересовались советские ученые— историки, этнографы, археологи. Благодаря новейшим исследованиям Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова, А. Н. Насонова, Б. А. Рыбакова вопрос стал в значительной мере ясен.
Особенно убедительны выводы Б. А. Рыбакова. Он хорошо показал прежде всего наличие твердого сознания единства «Русской земли» и в эпоху Киевского государства и даже позже, в монгольскую эпоху. Понятие «Русской земли» охватывало всю восточнославянскую территорию, от низовьев Дуная до Ладожского и Онежского озер, от Верхней Западной Двины до Волго-Окского междуречья включительно. Эта «Русская земля» и была областью расселения древнерусской народности в IX—XIV вв. Но очень интересно, что одновременно, в ту же эпоху, существовало и более узкое значение термина «Русь», соответствовавшее только юго-восточной части русской (восточно-славянской) этнической территории — Среднему Поднепровью, т. е. Киевской, Черниговской, Переяславской и Северской землям; эта территория во многих случаях противопоставлялась как собственно «Русь» всем остальным восточнославянским землям. По весьма правдоподобному мнению Рыбакова, это более узкое значение термина «Русь» сохранилось от предшествующей эпохи, точнее от VI-VII столетий, когда существовал сильный Русский племенной союз как раз в Среднем Поднепровье; это доказывается и письменными известиями о росах», «русах» V—VI вв., и археологическими данными. Этот Русский племенной союз и послужил в IX—X вв. ядром для образования русской (древнерусской) народности, в которую вошли все восточнославянские племена (быть может, за исключением белых хорват), а также и часть обрусевших восточнофиннских племен — меря, весь.
Установление того факта, что уже в середине 1-го тысячелетия на Среднем Днепре существовали «русы» и «Русь», вырывает последнюю почву из-под ног «норманской теории», которая, как известно, связана с мнением, будто «Русь» — это варяги, пришедшие из Скандинавии в IX веке.
Сознание общенародного единства в эпоху Киевского государства было очень сильно, оно отчасти сохранилось и после его распада. Это сознание отразилось в литературных памятниках того времени: в летописях, в «Слове о полку Игореве», где говорится о «Русской земле», о «храбрых русичах», далее в «Слове о погибели Русской земли», где мы читаем горестно патриотические жалобы об утрате прежнего величия «светло-светлой и украсно-украшенной земли Руськой».