Казахи

К оглавлению книги С.А. Токарева «Этнография народов СССР»

Вторым по величине народом Средней Азии и одним из самых крупных во всем Советском Союзе являются казахи (ок. 3,1 млн.). В дореволюционной этнографической и общей литературе казахи обычно фигурировали не под своим именем. Их называли киргизами, смешивая их тем самым с настоящими киргизами — коренным населением Киргизской ССР.

Откуда возникла эта путаница?

В русских источниках, относящихся к XVI—XVII и первой половине XVIII века казахи обычно называются правильно — казаками, или «казачьей ордой». Но примерно с 1730-х годов (с принятия частью казахов русского подданства) их начали называть киргиз-казаками, с одной стороны, для того, чтобы отличить от русских казаков, а с другой стороны, имея в виду существовавшую близость казахов к киргизам, их соседям. С этого времени постепенно в литературе устанавливается название киргиз-казаки или киргиз-кайсаки, а с середины XIX века просто «киргизы». Это название могло вести только к недоразумениям. Октябрьская революция вернула казахскому народу его настоящее имя.

Этногенез и исторические сведения

Происхождение и первоначальный смысл самого имени «казах» («казак») неясны. Народная этимология «кас-ак» (гусь белый) не выдерживает никакой критики. Есть мнение, что это скрещенный двухсоставной этноним «каз-р сак», связанный с древними саками. Слово казах является нарицательным, широко распространенным в тюркских языках обозначением вольных степных людей, наездников. С таким значением это слово уже рано (с XI в.) появляется в исторических источниках; оно, кстати, позже перешло и на погранично-степное русское и украинское население, в связи с чем существовало старое мнение (Левшин, Вамбери и Др.) о том, что казахи как народность существовали с отдаленных времен.

С другой стороны, в позднейшей этнографической литературе сложилось противоположное мнение, впервые высказанное замечательным казахским ученым Чоканом Валихановым и развитое Вельяминовым-Зерновым, А. Харузиным, в советскую эпоху Чулошниковым и др. Это мнение сводится к тому, что казахская («киргизская», как раньше говорили) народность является очень поздним продуктом истории, что она сформировалась на наших глазах. Сторонники этого взгляда обычно изображают дело так. В середине XV века — точнее в 1456 году — от золотоордынского (узбекского) хана Абуль- хаира отделилось два его вассала: Джани-бек и Гирей, сыновья хана Барака, которые со своими подданными откочевали на восток. Это и было началом образования казахского
народа. После смерти Абуль-хаира, когда начался распад золотоордынского улуса, к отделившимся ханам примкнуло еще несколько десятков тысяч кибиток. К концу XV в. казахский союз в восточноказахстанских степях представлял собой уже внушительную политическую силу. Неизвестно точно, когда именно разделилось это кочевое объединение на три «орды» (жуз), — деление, которое сохраняется в пережитках до настоящего времени: Старшую Орду — Улу-Джус (-Жуз), Среднюю Орду—Орта-Джус и Младшую Орду—Кичи-Джус (Кши-Жуз) 1.

Одни авторы относят это разделение еще к XVI в., другие — к XVII в. Расселение этих орд было следующее: юго-восточная часть казахской территории, прилегающая к оз. Балхашу, была занята кочевьями Старшей Орды, северная и центральная части — Средней Ордой, а на западе, ближе к Каспию и р. Уралу, кочевала Младшая Орда. Позже, уже в начале XIX в., от Младшей Орды отделилась так называемая Букеевская (по имени хана Букея) или Внутренняя Орда, которой русские власти отвели земли западнее р. Урала (по этой реке проходила тогда официальная граница государства), между низовьями Урала и Волги.

Уже в 1-й половине XVI в. появляются европейские и русские известия о казахах. Первые упоминания о них в западноевропейской литературе имеются у Матвея Меховского, Герберштейна и Дженкинсона. В 1534 г. в Среднюю Азию ездил московский посол Данила Губин, который сообщал в своей отписке в Москву, что «казаки, государь, добре сильный сказывают, государь, Ташкент воевали». Это первое известие о казахах в русских источниках.

В начале XVIII в. (в 1723 г.) могуществу казахов был нанесен сильный удар вторжением калмыков (джунгаров), которые разгромили Старшую Орду, опустошив и другие районы Средней Азии. Под угрозой полного подчинения джунгарам казахи стали искать помощи у России. В 1730-х годах в русское подданство вступила Младшая Орда, несколько позже — Средняя. Старшая Орда приняла русское подданство к середине ХIХ в. Однако фактическую независимость очень долго сохраняли все три жуза, оставаясь под управлением своих ханов и султанов.

Такова вкратце ранняя история казах¬кого союза. Он действительно возник, как мы видели, в середине XV в. Но приурочить к этому времени образование ^амого казах¬кого народа было бы не совсем правильно.

Следует обратить внимание вот на какое обстоятельство. Казахи представляют собой очень крупный народ и по численности и по занимаемой территории. Несмотря на это, они являются в значительной степени однородным целым. С антропологической точки зрения казахи в подавляющем большинстве принадлежат к одному определенному расовому типу: это так называемый южносибирский тип, один из монголоидных типов. Казахский язык един (он принадлежит к «кипчакской» ветви тюркской группы языков) и почти не делится на диалекты: только на востоке и юго-востоке Казахстана замечаются небольшие отличия в фонетике (звуки ч и дж соответствуют общеказахским ш и ж). Даже в культурном отношении, несмотря на разнообразие физико-географических условий, в которых живут казахи, этот народ в значительной степени однороден. Нет резких различий ни в хозяйстве, ни в области других культурных явлений, которые позволили бы выделить в составе казахов обособленные местные группы. Конечно, различия существуют, но они связаны скорее с географическими условиями, чем с этническими подразделениями.

Таким образом, перед нами народ в значительной степени единый и монолитный. Поэтому предполагать, что все формирование этой народности произошло в такой короткий промежуток времени, с XV по XIX в., было бы трудно. По-видимому, момент образования казахского союза — середина XV в. — был лишь завершающим моментом в процессе этногенеза казахов, процесс же этот начался значительно раньше.

Чтобы выяснить более отчетливо этот вопрос, следует обратиться к данным о составе казахского народа. Племена, из которых он сложился, сохранились доныне в качестве «поколений» и «родов». Названия их и связанные с ними исторические традиции указывают совершенно отчетливо на происхождение казахской народности из разноплеменных — в основном тюркских и тюркизированных монгольских этнических групп. Часть этих названий — те же, которые встречаются у узбеков, а также у других тюркоязычных степных народов.

В составе Старшего жуза было 11 так называемых «поколений», фактически представлявших собой остатки племен. В числе их мы находим Джалаир — это одно из известных монгольских по происхождению племен. Затем Канглы — это был древний тюркский народ, известный в Средней Азии (на Сыр-Дарье). По мнению некоторых (Аристов), это народ, упоминавшийся в китайских источниках Ханьской эпохи под именем «кан-гюй». Дулат — это, по-видимому, не что иное, как Тулу старых китайских хроник, одно из уйгурских племен; вспоминается здесь и монгольское племя дуклат, которое упоминает Рашид-ад-Дин.

В Среднем жузе находим наименование Найман. Это известный монгольский народ XII в. Кирей — это те самые киреи (кераиты), которые были соседями найманов. Кыпчак — это тюркоязычный народ причерноморских степей XI—XIII вв. (половцы русских летописей). Кунграт — происхождение этого имени неясно: оно, вероятно, восходит к названию монгольского племени хонкират, но некоторые исследователи (Толстов) считают, что основа его — домонгольская и связана с одним из названий древних печенегов — «кангар».

В составе Младшего и Букеевского жузов можно отметить родоплеменные группы: Киреит, Табын (табынцы известны также у башкир), Ногай (ногайцы — известная народность, живущая и сейчас на Кавказе), Черкес.

Из этого краткого перечня видно, что в состав казахской народности влились разноплеменные и разноязычные группы. Наиболее поздние из них — это монгольские группы, пришедшие вместе с Чингисханом; Джалаир, Хонкират. Вероятно, именно к XIII в. мы должны отнести последние крупные передвижения в казахстанскую степь с востока. Тюркоязычные же группы могут считаться потомками более древних насельников приаральских степей. Самый процесс из взаимной ассимиляции и поглощения монгольских элементов относится к более раннему времени, чем XV век. Несомненно, что к этому времени Джалаиры, Кунграты, Найманы и др. были уже чисто тюркскими группами. Момент образования Казачьей Орды был политическим оформлением уже ранее сложившегося этнического целого.

Основным же ядром, вокруг которого сплотилась казахская народность, были, видимо, кипчакские племена, составлявшие прежде главную массу населения Золотой Орды. В этом смысле отчасти правы старые исследователи (как А. Харузин), считавшие главным этапом формирования казахского народа распад Золотой Орды и откочевку части ее населения на восток, в степи Казахстана. Язык кипчаков лег в основу и казахского языка.

Конечно, и в более позднее время не оставался неизменным ни характер, ни состав казахской народности. XVI, XVII и XVIII века наполнены не раз возобновлявшейся борьбой казахов с узбекскими ханствами, а эта борьба сопровождалась взаимным проникновением и образованием смешанных и переходных групп. Это происходило тем легче, что в формировании узбекского и казахского народов принимали участие в значительной мере одни и те же родоплеменные компоненты. На границе между узбеками и казахами сформировалась, например, промежуточная группа кураминцев (курама) — на р. Ангрене — полукочевая группа, представлявшая собой смешение казахских и узбекских элементов. Кураминцы показаны как особая народность епде на этнографической карте 1924 г.

Степи Казахстана были присоединены к России раньше, чем другие области Средней Азии, ибо непосредственно с ней соседили. Это присоединение вполне отвечало интересам казахского народа, так как без помощи со стороны России ему грозило подчи¬нение или западным монголам-джунга¬рам, или среднеазиатским ханствам: то и другое надолго изолировало бы казахов от проникновения более передовой культуры.

Охотничий беркут

Охотничий беркут

Из России же, несмотря на угнетательскую политику царских чиновников, к казахам стали проникать черты более развитого быта: от русских крестьян, селившихся на северной окраине Казахстана, они перенимали земледельческую технику, лучшие формы построек, ремесла и пр. Отдельные выходцы из казахской среды попадали в русские школы, получали образование. Они становились поборниками сближения казахов с русской культурой. Из этой среды выходили и талантливые деятели культуры: Чокан Валиханов — первый казахский ученый-востоковед и путешественник (1837—1865); Абай Кунанбаев — основоположник казахской литературы (1845—1904); Ибрай Алтысарин — педагог, фольклорист и публицист (1841—1889); и др. Эти деятели казахской культуры находились под влиянием идей передовых русских мыслителей того времени.

Основы материального производства

Казахи в прошлом из всех народов Средней Азии в наибольшей степени концентрировали в себе черты кочевнического степного типа хозяйства и культуры.

Традиционная отрасль хозяйства казахов — это скотоводство степного, кочевого типа. Основные породы скота, которые издавна разводят казахи, это лошади, мелкий скот — овцы (по численности занимающие первое место, особенно много их было в Младшей Орде) и верблюды, в большинстве двугорбые, в отличие от туркменских одногорбых верблюдов. Скотоводство прежде было пастбищным с очень незначительной ролью запасания сена на зиму, с круглогодичным выпасом скота; зимой скот тебеневал. Это связано с перекочевками с зимников на летники.

Скотоводство казахов было примитивным и целиком зависело от стихийных условий. Зимой скот очень часто страдал от бескормицы, морозов и буранов. Нередки были случаи гибели массы скота, особенно при гололедице, когда из-под оледеневшей снеговой корки он не мог добыть себе пищу,— это так называемый «джут», главный бич кочевников-скотоводов. При весенних перекочевках скот, отощавший за зиму, часто падал на пути. Тем не менее перекочевка на летние пастбища была наиболее счастливым временем в тяжелой жизни кочевника-казаха: уцелевший скот откармливался, давал больше молока.

Скот был главным достоянием и основой существования казаха. В пищевом режиме казахов молочные и мясные продукты играют и посейчас основную роль. Молочная кухня их отличается разнообразием и специфичностью продуктов: из коровьего и овечьего молока делают простоквашу — катык, вареные густые сливки — каймак, масло — сарымай, творог — ырышмик, сухой сыр — курт, ряд напитков — айран, шалап и др., также кушанья более сложного приготовления; из кобыльего молока готовят кумыс; местами его делают и из верблюжьего молока. Большая часть этих кушаний и напитков в прошлом была доступна лишь зажиточной части населения. Еще более это относится к мясной пище. Конина считалась лакомством и была доступна только богатым; более дешевая баранина употреблялась шире, но главным образом зимой.

Разбивка шерсти

Разбивка шерсти

Из всех народов Средней Азии, как уже сказано, именно казахи представляли собой в прошлом наиболее типичных степных кочевников-скотоводов. Однако и у них этот тип хозяйства господствовал не целиком. Казахи знали и земледелие. Земледельческое хозяйство существовало вообще в степях Казахстана с глубокой древности, с эпохи бронзы (Андроновская культура 2-го тысячелетия до н. э.). Остатки древних каналов свидетельствуют о его высоком уровне. Но вторжения завоевателей-кочевников, особенно монголов в XIII в., нанесли удар этой системе хозяйства, пашенное оседлое население было истреблено или разбежалось. Перед началом русской колонизации лишь местами, главным образом в Южном Казахстане, часть населения имела посевы. Они были по преимуществу у бедноты, не имевшей скота. Техника была примитивной, оросительные сооружения весьма несовершенными. Пахали первобытной деревянной сохой (омач). Сеяли больше всего просо.

Русская колонизация XVIII—XIX вв., хотя и привела к сокращению земельных угодий казахов, но, с другой стороны, оказала положительное влияние на их хозяйство. Под влиянием русских поселенцев казахи начали местами запасать на зиму сено для скота, главным образом для молодняка. Начало шире распространяться и земледелие, и техника его повысилась: местами стали употреблять сибирский колесный плуг — сабан. Но общий уровень хозяйства казахов до самой революции оставался низким.

Охота не составляла и не составляет существенной отрасли хозяйства у казахов. Она имеет скорее характер спорта. Но способы охоты чрезвычайно характерны для казахов как для степного народа: особенно типична охота при помощи ловчих птиц — беркутов, соколов и ястребов. Этих птиц специально дрессируют и выпускают их на пернатую дичь, а также на зайцев, лисиц, даже на волков (на них охотились с беркутами). Соколиная охота, в свое время заимствованная от кочевников русскими князьями и царями, ныне у казахов редко применяется, но с беркутами охотятся повсеместно. Другой характерный способ стенной охоты — гоньба зверя верхом на лошади.

Валяние войлока

Валяние войлока

Рыболовство было развито у казахов лишь в немногих местах — на Каспийском и Аральском море и по большим рекам, служа занятием ио преимуществу бедноты. Теперь рыбный промысел получил более широкое развитие.

Из кустарно-ремесленных производств наиболее интересны те, которые связаны с обработкой кожи и шерсти. Наиболее типична для казахов выделка войлоков. Техника их выделки та же, что и у туркмен. Изготовление узорных войлоков известно в двух типах: «алакииз» — вваливание рисунка из окрашенной шерсти на полуготовый войлок; и «сырмак» — нашивание двухцветного войлока на подкладку, причем вырезаются два одинаковых рисунка разных цветов, и фоном для первого рисунка служит остаток от второго, и наоборот. Войлок применяется очень широко и в качестве покрышек для юрты, и как подстилка, и для разных других целей.

Изготовление войлока — это простейшая форма использования шерсти, исторически связанная именно с кочевническим и скотоводческим укладом: она является исконным, очень древним достоянием самих казахов.

Наоборот, другая форма обработки шерсти — прядение и ткачество скорее может считаться элементом, заимствованным от оседлой культуры. Казахский горизонтальный ткацкий стан растягивается «на земле и по длине должен равняться длине той ткани, которая изготовляется. Поэтому он может быть очень длинным. Но таким образом ткутся лишь узкие ткани, ибо сам стан узкий.

Рядом с обработкой волокнистых веществ следует упомянуть обработку дерева: вырезывание из дерева, обычно из цельного куска, посуды, утвари. Многие изделия покрыты резьбой. Развита также резьба по кости.

Обработка металлов была развита слабо. Гончарного производства почти совсем не было. Если имелась глиняная посуда, то только привозная, покупная у узбеков, и то в небольшом количестве. Преобладающий материал для изготовления посуды — это дерево и кожа.

Коллективизация коренным образом изменила хозяйственный уклад казахов. Скотоводство отнюдь не потеряло своего значения важнейшей отрасли хозяйства, напротив, в большинстве районов Казахстана оно стало ведущим направлением колхозной экономики. Но оно совершенно изменило свой прежний характер. Система выпаса скота строится теперь на современных научных началах. Разведываются и осваиваются при помощи оросительных работ миллионы гектаров новых пастбищ, бывших сухих полупустынных степей. Роются новые колодцы для поения скота; сооружаются водоемы, насосные станции. На зиму запасается достаточное количество корма. Однако традиционная система тебеневок не отброшена и зимние пастбища рационально используются. Кормовая база расширена введением посевов многолетних трав, силосованием. Перегон скота на весенние и летние пастбища совершается под наблюдением зоотехников. Введен ветеринарный надзор, построены крытые скотные дворы с особыми помещениями для отела. Породы скота улучшаются научными методами, повышается его продуктивность.

Навьюченный верблюд

Навьюченный верблюд

Верблюд, запряженный в волокушу

Верблюд, запряженный в волокушу

Решетка юрты: слева — сложенная; справа — растянутая

Решетка юрты: слева — сложенная; справа — растянутая

Наряду со скотоводческим хозяйством подверглось коренной реконструкции и земледелие. Оно выросло среди казахов в невиданных размерах. Огромные ирригационные работы позволили ввести в оборот пустовавшие прежде земли — особенно в Голодной степи. Выделились районы с зерновым направлением хозяйства, но и в животноводческих районах колхозы имеют достаточную посевную площадь. Помимо зерновых культур, вводятся посевы сахарной свеклы, конопли, каучуконосов и других. Все основные полевые работы механизированы. Сельское хозяйство Казахстана обслуживается высококвалифицированными кадрами, в том числе и местными, национальными, и стоит на высоком агротехническом уровне. Особенный размах получило земледельческое освоение новых казахских земель в последние годы: за 1954—1956 гг. в Северном Казахстане поднято до 20 млн. га целинных и залежных земель, что увеличило посевную площадь республики за эти годы почти в три раза.

Крупной промышленности прежде не было совсем, хотя Казахстан очень богат естественными ресурсами, особенно ископаемыми. За годы Советской власти Казахстан стал крупной индустриальной республикой. Создана мощная промышленность: угольная (Караганда), нефтяная (Эмба), цветных металлов, химическая, пищевая и другие отрасли. Значительная часть казахского населения превратилась в индустриальных рабочих.

Кочевой и оседлый быт

Особенности материального производства казахов в прошлом наложили отпечаток на весь их бытовой уклад, сохранявшийся до самого недавнего времени. У них был чисто степной тип кочевания. До начала русской колонизации казахи Младшей и Средней Орды совершали ежегодные перекочевки в меридиональном направлении, и амплитуда кочевок доходила до 700—800 километров. Летние кочевья и пастбища казахов находились главным образом в северных районах, богатых травянистыми ковыльными степями.

Но уже с XVIII в. царское правительство начало отнимать эти степи у казахов, строя там укрепления и поселяя колонистов. Перекочевки стали сокращаться. В Восточном Казахстане (у Старшей Орды) летними пастбищами издавна служили предгорья и горы Алтая, и перекочевки были менее растянутыми. Зимовья казахов обычно располагались в поросших камышом долинах рек или в других местах, где можно найти топливо и защиту от степных буранов и где в то же время трава не покрыта глубоким снегом.

Установка юрты

Установка юрты

Все имущество перевозили вьюками на верблюдах, а иногда на лошадях или быках. Колесные экипажи появились лишь недавно и в отдельных местах под узбекским и русским влиянием. Бедняки иногда перевозили свой скарб на особых волокушах из жердей, прикреплявшихся к седлу. На пути кочевий устраивались колодцы для поения скота, но этих колодцев (кудук) было мало, и они чаще принадлежали богатым скотовладельцам.

С этим кочевым образом жизни связаны были и формы жилищ казахов. Их было две: кочевая юрта, употреблявшаяся главным образом при перекочевках и на летниках, но иногда и на зимовьях, и зимнее жилище.

Казахская юрта, или кибитка (уй), принадлежит к типу разборных решетчато-войлочных построек, по конструкции не отличаясь от туркменской. Это несколько решеток выгнутой формы, сдвигающихся и раздвигающихся, скрепленных ремнями. Они составляются по 4—8 штук по кругу, а к верхнему краю этих решеток прикрепляются так называемые «стрелы» (уук), изогнутые жерди, верхние концы которых пропускаются в большой круг наверху. Таким образом делается остов кибитки, который затем обтягивается цыновками, а поверх них покрывается войлоком и обвязывается волосяными веревками. В середине на земле разводится огонь.

Этот характерный тип жилища господствовал у целого ряда кочевых народов Азии. Он разделяется вообще на два подтипа. Один из них известен у монголов, бурят, алтайцев и калмыков: это восточный («монгольский») подтип, отличающийся низким конусообразным верхом. Другой подтип — западный («тюркский») — находим у туркмен, казахов и киргизов в Средней Азии. Он характерен более высоким куполообразным очертанием крыши.

Вид и конструкция юрты в основном были у казахов везде одни и те же, но размеры, качество, удобство, благоустройство зависели в сильной степени от имущественного положения хозяина. Размер юрты определяется количеством тех звеньев («канат»), из которых составляется круглая решетка. Для юрты среднего размера нормальным количеством является 6 таких «канатов». У бедноты были маленькие, тесные, четырех- и даже трех-канатные юрты (без верхнего круга); напротив, у баев, особенно для каких-либо торжественных случаев, строились большие восьмиканатныо юрты. Сооружение и разборка юрты было делом женщины.

Глинобитный дом казаха

Глинобитный дом казаха

Новый дом казаха-колхозника

Новый дом казаха-колхозника

Это примитивное жилище было очень удобно летом, но условия жизни в нем зимой, в морозы, особенно при сильных степных ветрах, нередко срывавших покрышку с юрты, были тяжелыми. Местами, однако, они употреблялись и зимой, причем низ войлочных стен утеплялся присыпкой земли. Но в течение XVIII—XIX вв. у казахов все более распространялись стационарные зимние жилища. Это обычно саманные или дерновые постройки, местами плетневые, обмазанные глиной. К жилью примыкали крытые загоны для скота. В лесной полосе были и срубные жилища, местами восьмиугольные, а в некоторых горных районах (Алтай) очень характерные пятиугольные. Зимние жилища были, особенно у бедняков, крайне неблагоустроены: тесные, темные, сырые, они производили тяжелое впечатление.

Радикальным образом изменились условия быта и жилища у казахов в связи с коллективизацией. Вместе с колхозами стали возникать оседлые поселки, состоящие из благоустроенных домов. Казахи стали переходить на оседлость. Кочевание сохранилось лишь как чисто хозяйственный процесс: стада скота перегоняются на летние и зимние пастбища бригадами пастухов, население же перестало кочевать. Традиционный номадизм сменился пастбищно-отгонной системой хозяйства — совершенно новым типом хозяйственно-бытового уклада. Убогие зимники почти целиком ушли в прошлое: они вытеснены хорошо построенными домами — большей частью из сырцового кирпича, в лесистых районах — срубными избами, с печами-голландками или плитками, с окнами, кое-где с электрическим освещением. Войлочная юрта сохраняется, хотя и не везде, как летнее жилище и как жилье пастушеских и полевых бригад. Но в новых домах удерживаются традиционные особенности обстановки: сундуки у задней стены со сложенными на них одеялами и подушками, круглый низкий столик для еды и т. п.

Одежда

В национальной одежде казахов преобладает кочевнический тип с известными чертами влияния оседлых земледельческих народов Средней Азии. Поверх нижней хлопчатобумажной рубашки и широких штанов надевается камзол и затем халат.

Казах в зимней одежде

Казах в зимней одежде

Верхняя теплая одежда — овчиный тулуп, который, однако, надевали и летом. Женщины носят поверх длинной рубахи-платья безрукавку. Очень типичен головной убор замужней женщины, так называемый «кимешек»: это белый полотняный сшитый платок, покрывающий голову, шею и верхнюю часть груди, с вырезом только для лица; иногда верх головы отдельно обматывается тюрбаном.

Мужской головной убор двух видов: меховая и войлочная шапки, в прошлом неодинаковые у богатых и бедняков. Меховая шапка — обычно с назатыльником и наушниками. У господствующих слоев, особенно у ханов и султанов, были большие шлемообразные головные уборы.

Из женских головных уборов надо отметить еще очень старинный свадебный головной убор («саукеле»), который надевался на невест и носился некоторое время после свадьбы. Это колпак в виде конуса до метра высотой, богато разукрашенный подвесками, нашивками и т. д. В настоящее время саукеле уже давно не носится, да и вообще старые формы костюма в степях все более вытесняются городским покроем одежды.

Казахские женщины в старинных свадебных нарядах и головных уборах «саукеле»

Казахские женщины в старинных свадебных нарядах и головных уборах «саукеле»

Исторические особенности общественного строя

Предки казахов некогда составляли часть основного населения золотоордынского феодального ханства, а после его распада они входили в узбекские и в свои ханства.

Однако у них в условиях кочевого скотоводства держались пережитки родоплеменпых отношений, которые переплетались с развитыми формами классовой дифференциации и классовой эксплуатации. Казахи сохранили до нашего времени деление на роды. Родовая структура казахов представляется сравнительно сложной. Упоминавшиеся уже нами 3 или 4 «орды» делились па так называемые «поколения». Поколения делились на роды, в свою очередь подразделявшиеся. Одним из родовых пережитков являлась экзогамия, соблюдавшаяся прежде довольно строго.

Употреблялись родовые тамги для клеймения скота. Каждое племя имело свою тамгу. Тамги отдельных родовых групп представляют часто модификацию основных тамг. Так, круг являлся основной тамгой племени Дулат и всех его подразделений. Последние прибавляли, например, по одной или по две черточки, но при всех усложнениях этой тамги в основе ее оставался круг, и тем самым подчеркивалась преемственность этой тамги от основной тамги племени. Изучение этих тамг нередко помогает выяснению происхождения родовых делений.

Другой такой же внешней меткой рода служил прежде так называемый «уран» — боевой клич, который у каждого рода был свой собственный. По этим уранам можно было иногда также выяснить происхождение отдельных родовых группировок.

Патриархальные черты носил также обычай «тамырства» — побратимства, или дружбы (вроде куначества на Кавказе). Тамырами могли быть лица одного или разного пола. Тамыры оказывали друг другу услуги, дарили вещи, гостили.

Более важное социальное значение имели и дольше сохранялись некоторые другие обычаи, тоже связанные с эпохой патриархально-родового строя: например, обычай баранты. Баранта (барымта) — это узаконенный грабеж скота, она применялась как способ саморасправы. Этим путем потерпевшая сторона самочинно вознаграждала себя за понесенные убытки или обиду. Баранта считалась по обычному праву нормальным способом разрешения межродовых и межсемейных споров. Но это лишь при соблюдении известных условий: требовалось заранее объявить о намеченной баранте; она должна была происходить днем, а не ночью; при возможных столкновениях следовало избегать смертоубийства. Фактически обычаем баранты пользовались нередко богачи для грабежа чужих стад. Существовал и обычай выкупа за кровь — кун.

Пережитком родовых отношений был также третейский суд. Суд находился в руках аксакалов или биев — родовых старшин, которые судили на основании народного обычая (адата или занга). Мусульманский суд по шариату у казахов почти не применялся.

Затем характерен институт «сююнчи». Сююнчи — это добровольная судебная помощь за плату. Человек, потерявший свое имущество (скот и проч.), объявлял, что кто поможет в возвращении этого имущества, получает установленную плату. Эта добровольная юридическая помощь как частное дело заинтересованных сторон очень характерна для народов, у которых сохранились пережитки патриархально-родовых отношений. Вообще вся правовая жизнь казахов определялась народным обычаем — адатом.

Наряду с этим у казахов издавна сложились резко выраженные формы классовой дифференциации феодального типа. В отличие от других кочевых народов, казахи делились на два резко обособленных сословия: «белую кость» и «черную кость» — ак-сюек и кара-сюек. К черной кости принадлежала масса населения, к белой кости принадлежала господствующая верхушка — ханы и султаны, ведшие свое происхождение от Чингисхана и его сыновей. Они не входили ни в один из казахских родов, составляя как бы особый аристократический род. Ханы стояли во главе орд: Старшей, Средней и Младшей. Впрочем, власть ханов в 20-х годах XIX в. царским правительством была отменена.

Султаны составляли вторую ступень феодальной лестницы. Они стояли во главе отдельных поколений и родов. Султанская власть не была отменена, напротив, царизм поддерживал султанов и опирался на них в управлении казахским населением; но должность их стала формально выборной.

Ханско-султанская верхушка обладала целым рядом феодальных прав и привилегий — собирала натуральные подати и заставляла выполнять известные повинности в свою пользу, распоряжалась землей и кочевьями.

Еще в XVIII в. ханы и султаны эксплуатировали труд рабов—военнопленных и купленных. Но рабство было патриархальным. Более своеобразно было положение особой группы «тюленгутов»—дружинников и вооруженных слуг, находившихся при ханах и султанах. Положение тюленгутов было двойственно: с одной стороны, тюленгуты причислялись к бесправным, почти к рабам, они стояли вне родов и не пользовались защитой обычного права. С другой стороны, тюленгуты составляли как бы привилегированную группу, так как были связаны с ханами и султанами, в качестве их свиты. Само слово «тюленгуты», видимо, происходит от названия одного из соседних племен — телеутов (теленгутов), с которыми казахам приходилось воевать. Вероятно, из пленных телеутов вначале и вербовалась группа тюленгутов.

Образцы орнамента на кошме

Образцы орнамента на кошме

«Черная кость», основная масса населения, далеко не составляла чего-то однородного, внутри нее тоже были резкие классовые различия. Еще в дорусскую эпоху выделялась патриархально-родовая верхушка, старшины родов, так называемые аксакалы и бии.

Они руководили делами рода, распоряжались перекочевками, пользованием колодцами; бии выполняли судебные функции. В XVIII в. особенно усилилось значение и военной знати, военных предводителей, так называемых батыров, превращавшихся в наследственную группу. Некоторые бии и батыры носили звание «мурзы», перенятое от Золотой или Ногайской Орды. После подчинения России стал распространяться также титул «тархан» — это были те же бии и батыры, поступившие на службу к царизму. Все это были экономически мощные элементы, формировавшиеся наряду с ханами и султанами в господствующий паразитический класс, хотя они и не принадлежали к аристократической «белой кости».

Мешок из тисненой кожи (для хранения сыра)

Мешок из тисненой кожи (для хранения сыра)

Блюдо с портретом Джамбула

Блюдо с портретом Джамбула

В XIX в., с проникновением капиталистических отношений, классовые противоречия усилились. Наряду со старой знатью стала выделяться просто группа богатых скотовладельцев-баев. Разорявшиеся бедняки оседали на землю, переходя к земледелию или рыболовству: это так называемые «джатаки» (буквально «лежачие», т. е. оседлые).

Формы эксплуатации массы населения паразитической верхушкой были разнообразны. Наиболее характерна особая форма отработочной ренты, встречавшаяся у многих скотоводческих народов: отдача скота на выпас и в пользование. У казахов этот обычай назывался «саун».

Любопытно, что как эта, так и другие формы эксплуатации маскировались внешней видимостью родовой взаимопомощи. Саун рассматривался как форма помощи богатого бедняку. Но под этим скрывалось самое настоящее присвоение чужого труда.

Было бы вообще неправильно считать, что в казахском обществе существовали отдельно, сами по себе, родовые пережитки и отдельно, сами по себе, элементы феодальных отношений. То и другое переплеталось так, что родовые пережитки фактически превратились в форму и орудие классовой эксплуатации. В этом и была сущность патриархально-феодального уклада.

Сохранение родовых пережитков у казахов иллюстрируется обычно тем фактом, что казахи не только точно знают ту родовую группу, к которой они относятся, но очень точно и обстоятельно знают свою родословную. Каждый казах знает не менее 7 своих предков. Но фактически эти родовые обычаи держались больше в среде господствующего класса. Беднота обычно плохо знала и не особенно интересовалась своей генеалогией, а зажиточные слои очень дорожили своим происхождением и знали не только 7 предков, но и умели рассказать подробно свою родословную вплоть до очень далеких поколений.

У казахов отмечалось иногда феноменальное знание генеалогий, которые включают в себя иногда до сотни имен. Например, в одной из записей генеалогии племени найманов 2 насчитывается всего 18 поколений, начиная с того лица, со слов которого записана эта генеалогия. Общее количество имен исчисляется больше чем сотней. Впрочем, надо отметить, что записи родословий одного и того же племени, сделанные разными авторами, выглядят весьма различно.

В целом социальный строй казахов вплоть до XIX в. сохранял черты типичного патриархально-феодального уклада. Во 2-й по¬ловине XIX в. этот уклад начал разлагаться под действием товарных и капиталистических отношений, но разложение его шло медленно.

Казашка за вышивкой

Казашка за вышивкой

После Октябрьской революции, в годы гражданской войны, пережитки патриархально-феодальных отношений сыграли весьма отрицательную роль. Националистическая буржуазия использовала их для обмана народа, когда создала контрреволюционное правительство «Алаш-Орда» (декабрь 1917 — июль 1919 гг.). Не менее вредную роль играли патриархально-родовые пережитки в годы массового колхозного движения, притупляя классовое сознание трудящихся казахов.

Сейчас все эксплуататорские группы среди казахского населения ликвидированы, а старые родовые традиции быстро изживаются. Казахский народ состоит из колхозного крестьянства, молодого рабочего класса и трудовой интеллигенции.

Религиозные пережитки

В религии казахов господствовал ислам в его суннитской — форме. Но у них, как у туркмен, ислам не пустил таких глубоких корней, как у оседлого населения Средней Азии. Формально считаясь мусульманами, казахи фактически не особенно твердо придерживались мусульманской религии. Мусульманский шариат не являлся для них обязательной правовой основой. Муллы — официальное духовенство — не пользовались большим авторитетом. Сравнительно более влиятельными были в среде степного населения разные «святые» — ишаны, обычно проходимцы из городов Средней Азии, которые продавали всякие ладонки, талисманы и обманывали суеверное население разными — способами.

Как и у других народов Средней Азии, у казахов отмечался популярный культ мазаров — гробниц святых.

И в то же время наряду с мусульманской религией у казахов фактически до недавнего времени сохранялись пережитки более ранних форм верований: знахарство, колдовство и даже пережитки шаманизма.

Носителями последнего были бахсы—знахари, которые лечили больных. Метод лечения очень сильно напоминает шаманские методы. При помощи игры на «кобызе», пения, криков, пляски бахса доводил себя до исступления, в него вселялись духи, и он от их имени объявлял способ лечения.

Наряду с этим сохранялись и другие древние поверья, колдовские приемы, следы культа огня.

Народное творчество и культурное развитие. Музыкальные инструменты у казахов те же, которые известны у оседлого населения Средней Азии, но они менее разнообразны: это двухструнная щипковая «домбра» и смычковый «кобыз».

Казахский фольклор очень богат. Особенно интересен героический эпос — былины о «батырах», — богатырях Алпамысе, Кобланды, Ер-Саине, Едыге и др. Этот эпос, однако, не представляет собой простых и безыскусственных народных песен. На нем — отпечаток художественно-литературной обработки профессионалами-певцами. Эти певцы—жырши, которые издавна пользовались авторитетом и уважением; они распевают под аккомпанемент «домбры» древние сказания и песни. Однако многие из них выступали прежде перед ханами и султанами и в угоду им обрабатывали поэмы в антидемократическом феодальном духе. Есть и народные поэты—акыны, слагающие свои импровизации. Одним из таких народных певцов был знаменитый Джамбул Джабаев (1846—1945).

У казахов еще в XIX в. начала зарождаться и письменная художественная литература. Самым выдающимся из ее немногочисленных деятелей был Абай Кунанбаев, поэт-демократ и патриот, горячий сторонник русской культуры, ученик русских революционных демократов.

В изобразительном искусстве казахов наиболее характерен стиль орнамента, встречающийся и у других скотоводческих народов: орнамент, восходящий (по исследованиям Р. Карутца) к мотиву бараньих рогов. На узорчатом войлоке он фигурирует в простейшей форме: это парный спиральный завиток, в котором нетрудно узнать завитые бараньи рога. Этот мотив развивается и видоизменяется, выступая в различных геометрических композициях. Когда он переходит на плетеную циновку, на ковры, на тканые пояса, получается прямоугольная стилизация. Затем этот же мотив встречается на резьбе на косяках дверей и на сундуках. Промежуток между двумя парами завитков образует ромб, который дальше повторяется как самостоятельный мотив. Другие исследователи, впрочем, иначе объясняют происхождение данного орнаментального мотива, считая его стилизацией изображения двух птиц, сидящих по сторонам дерева.

Конечно, к парному завитку нельзя свести все разнообразие орнаментальных мотивов у казахов. Есть и мотивы растительного орнамента, но они менее характерны для кочевников.

Сейчас формы изобразительного искусства делаются более разнообразными. Входят в употребление новые декоративные мотивы, портреты и сложные композиции.

Развивается и профессиональное искусство, музыка, театр, опера, балет (казахские оперы и балеты «Кыз-Жибек», «Эр-Таргын», «Золотое зерно», «Амангельды»). Растет национальная художественная литература.

Общий культурный рост казахского народа за годы Советской власти трудно даже измерить. От прежней культурной отсталости нет почти и следа. В Казахстане имеется около 9,2 тысяч школ, и число учащихся в них превышает 1 миллион. Высших учебных заведений — 23, и в них обучается 25 тысяч студентов. В республике насчитывается 6,6 тысяч библиотек, 35 театров. Казахская Академия наук, существующая с 1945 года, объединяет работу 40 исследовательских институтов.

Так изменился за короткое время культурный облик прежде отсталого казахского народа.

Notes:

  1. Названия этих трех орд иногда переводили не совсем точно, как Большая, Средняя и Малая: неправилен этот перевод потому, что так называемая «Малая» орда была по численности самой крупной.
  2. См. А. Маргуланов. Найманы («Казаки», сб. статей. Л., 1930).

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 26.07.2021 — 11:40

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014