Этнические контакты и их результаты

Под этническими контактами понимаются различные формы связей и взаимодействий между этносами. Этнические контакты подразделяются по сферам жизни на экономические, политические, жилищно-бытовые, социальные, духовные, языко-культурные, брачно-семейные и др. По типу общения этнические контакты делятся на пограничные и исторически более поздние — проникающие. Первый вид этнических контактов происходит главным образом по этнической границе или в более или менее широкой этнически смешанной пограничной зоне, т. е. в зоне соседства этносов. Второй вид — обычно обусловлен проникновением более развитого и мобильного этноса на слабо заселенную территорию другого, как это произошло при движении русских переселенцев на территорию расселения народов Поволжья, на Южный Урал, Сибирь и в другие регионы. Наряду с этим ко второму виду этнических контактов относится взаимопроникновение этносов при освоении незаселенных территорий, например, русских и украинцев — в причерноморских и северокавказских степях. Особым вариантом второго вида этнических контактов является взаимодействие иноэтнических мигрантов на дальние расстояния с принимающим их этносом (например, из стран Европы и Азии в Америку, Австралию, Африку). Такие этнические контакты мало затрагивают этническое бытие пришлых народов, но могут оказать заметное влияние на культуру и быт.

Практически этнические общности не существуют в абсолютной изоляции от других народов (за редким исключением). Каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями. Этнические контакты облегчаются близостью языков и культур взаимодействующих этносов, единством или близостью их в конфессиональном, антропологическом (расовом) отношениях, что ослабляет возможность возникновения этнических и расовых предубеждений. Межэтнические контакты не всегда приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов. Истории этнокультурных отношений известны случаи, когда отдельные этнические общности и группы оказывались взаимно неприемлемыми. Ослабление и даже прекращение этнических контактов происходит в результате обострения национальных чувств и отношений, политики национальной дискриминации.

Результаты взаимодействия для этносов, участвующих в нем, бывают, различными. Этнические контакты могут ограничиваться лишь простым количественным изменением в культуре этноса, но могут привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. Можно выделить четыре варианта результата этнических процессов контактирующих этносов:

1) прибавление как результат осваивания этносом некоторых сторон культуры другого этноса, с которым вступил в контакт. Например, европейцы многое восприняли от других этносов после великих географических открытий и колонизации;
2) усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более богатой и зрелой культуры (известно, к примеру, влияние китайской, греческой, русской культур на другие культуры);
3) убавление — потеря некоторых традиционных форм и элементов собственной культуры в результате контакта с более развитой (народы Севера, Алтая, Кавказа теряют навыки изготовления некоторых изделий традиционных промыслов);
4) обеднение (эрозия) — постепенное исчезновение этнической культуры малочисленных народов вследствие изменения условий жизни и навязывания чужой культуры.

От уровня культуры этноса зависит результат взаимодействия и взаимовлияния с другими культурами. Чем выше уровень культуры этноса, тем более благоприятные последствия приносит ей соприкосновение с другой культурой. У такой культуры обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное для нее и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические культурные контакты делятся на четыре типа: адаптация, аккультурация, интеграция и ассимиляция.


Warning: Undefined array key "show_age" in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22

В этот день:

Дни рождения
1900 Родился Константин Владимирович Сальников — советский археолог, исследователь Южного Урала, создатель периодизации андроновской культуры.
1946 Родился Михаил Викторович Горелик — советский и российский археолог, искусствовед и востоковед. Сыграл большую роль в развитии художественной научно-исторической реконструкции в СССР, а затем и в России.
Дни смерти
1924 Умер Алексей Парфёнович Сапу нов — историк, археолог и краевед, профессор, один из инициаторов создания Витебской учёной архивной комиссии, Витебского отделения Московского археологического института, Витебского церковно-археологического музея.
1986 Умер Михаил Евгеньевич Массон — — советский, узбекский археолог и историк-востоковед. Заслуженный деятель науки УзССР(1944). Академик Академии наук Туркменской ССР (1951), создатель среднеазиатской школы археологии, исследователь парфянских античных городищ Нисы и Мерва.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 23.02.2015 — 19:04

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014