Этнологи выделяют следующие факторы в межэтнических отношениях: исторические, социальные, политические, культурные, психологические и ситуативные.
Среди исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, важное значение имеют три типа явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических взаимодействиях; особенности историко-социального развития наhодов, включившихся в контакт.
Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. При возникновении межэтнической напряженности чаще всего в памяти народа возникают такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое и т. п. При этом учитываются и формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), и отношения с метрополией. Историки выделяют, например, британскую и французскую форму колонизации, так называемый внешний и внутренний колониализм.
Российская империя не относилась к державам классической колониальной системы, несмотря на включение в ее состав огромных территорий с проживающими на них многими народами. Это было обусловлено рядом обстоятельств, характерных для России как многонационального государства. Во-первых, вновь присоединенные территории органично входили в состав единого Российского государства, сохраняя при этом свое правовое, культурное, национальное и религиозное своеобразие, сложившиеся институты самоуправления. Поэтому в России не было деления на метрополию и колонии. Во-вторых, ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Российской империи, не исчез физически, не перестал существовать как этнос. В-третьих, вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него — в сферу мирового хозяйства, способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин страны. В-четвертых, большая часть территорий и народов добровольно вошли в состав Российского государства. История никакой иной европейской или азиатской империй не знает ничего подобного. В-пятых, там, где территории присоединялись путем завоеваний, главной целью было не подчинение народов, а безопасность Русского государства. В-шестых, вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение. Оно создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов.
[adsense]
Не отрицая негативных моментов, связанных с завоеванием отдельных территорий и фактическим положением некоторых национальностей, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Российской империи.
В этнической памяти те или иные исторические события сохраняются, в необходимых случаях превращаются в сплачивающий фактор, становятся символическими, вокруг них создаются идеологемы либо психологически ущербного характера, либо героического. При этом разные народы оценивают одни и те же явления по-разному.
Среди группы социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, следует выделить следующие наиболее существенные:
а) взаимосвязь социальной и этнической стратификации;
б) влияние социально-структурных изменений;
в) этнический фактор в процессе социальной мобильности.
Оптимальным в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Однако такой тип взаимоотношений встречается редко. Более распространен вариант дискриминационного характера. В таких случаях происходит изменение социального положения взаимодействующих этносов. Однако стремление к равностатусному общению обычно ведет к напряженности в межэтнических отношениях. В качестве источника конфликта выступает то, что доминирующая этническая общность должна «потерять» свой статус. Одновременно у дискриминируемого этноса усиливаются потребности в укреплении своего статуса.
Политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. Форма государственного устройства — унитарное или федеративное — имеет значение для межэтнических отношений. При прочих равных условиях федеративное государство является демократической организацией национально-территориального устройства. Что касается политического строя, то, естественно, возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах.
При любом типе государственного или политического устройства важную роль играет этническая политика государства, особенно в отношении этнических меньшинств. Здесь можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на характере межэтнических отношений: интегрирующая политика и политика культурного плюрализма. Интегрирующую политику проводят властные структуры некоторых государств, например, Эстонии, Латвии. Политика плюрализма касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство граждан разных национальностей во властных органах полиэтнического государства.
Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, можно разделить на две группы: первая связана с просвещением и информацией, вторая — с традиционными нормами каждой культуры. Что касается образования и в целом просвещения, то их роль огромна в деле разрушения межэтнических социально-культурных границ, в преодолении межэтнических предубеждений, в пропаганде образцов межэтнического общения.
Относительно традиционных норм поведения нужно отметить, что традиции определяют поведение людей не только в быту. Они оказывают влияние и на отношения в деловой сфере, а именно: сказываются на выборе партнеров по бизнесу, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах, влияющих на отношения людей. Замечено, что деловые люди предпочитают работать с партнерами своей национальности, поскольку в этом случае они больше доверяют друг другу. Это особенно относится к представителям малочисленных народов.
Рассматривая социально-психологические факторы этнических отношений, следует отметить фрустрационную напряженность, главный признак которой — рост эмоционального возбуждения, повышение аффективной «заряженности» в среде этнической группы. Массовая фрустрация как психическое состояние повышает уровень действия подражания, заражения. Фрустрации необязательно могут быть изначально связаны с другой этнической группой. Они появляются на основе экономических трудностей, что наблюдается в отношении негритянского населения в США, поскольку большая часть их испытывает материальные трудности. Это же отмечается в отношении к мигрантам в Европе. Именно в период фрустрационной напряженности распространяются негативные эпизоды на личностном уровне. К числу психологических феноменов, активизирующихся в условиях роста межэтнической напряженности, могут быть следующие: увеличение «позитива» в оценке собственной группы и усиление межгрупповых различий; проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других; поиск виновного по этническому признаку. Исходя из этого, вина, ответственность за неудачи (в экономике, политической сфере и т. д.) собственного народа переносится на другие группы, т. е. идет поиск причин вовне, а не внутри.
К социально-психологическим феноменам относится толерантность в межэтнических отношениях. Под толерантностью понимается не только индифферентность в межэтническом общении, но и согласие на взаимную терпимость и принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними. Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и, конечно, тесно связана с этнической идентичностью. Так, все виды гиперидентичности подрывают толерантность в межэтнических установках.
Ситуационный фактор определяется стечением обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах, которые создают конфликт интересов, влияют на восприятие обстановки. В свою очередь, конкретная обстановка может в той или иной мере определять и внутригрупповую солидарность, и углубление этнокультурных психологических границ.