Эпоха раннего металла Западно-Сибирской равнины

С III тыс. до н.э. в лесостепной зоне Западно-Сибирской равнины началась эпоха бронзы, продолжавшаяся по первые века I тыс. до н.э. Бронза — это искусственный сплав меди с различными добавками (оловом, мышьяком, свинцом, а также сурьмой, висмутом, серебром и др.). В самородном виде бронза в природе не встречается.
Следовательно, бронза — это второй искусственно созданный человеком материал, не встречающийся в природе (первым материалом была керамика). Очевидно, сначала изделия производили путем обработки (проковки) самородной мели. Впоследствии древние металлурги научились производить бронзу. По сравнению с медью, бронза имеет несколько преимуществ: плавится при более низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, а главное — орудия из нее более прочные, чем медные.

Нужно сказать, что Сибирь не являлась тем регионом, где человечество впервые приступило к производству металлических изделий. Наиболее ранние медные вещи производились в Передней Азии с VIII тыс. до н.э. Тогда на территории Сибири был еще каменный век. Археологические исследования свидетельствуют, что обработанная холодной ковкой самородная медь не позволяла изготовлять сколько-нибудь крупные изделия, поэтому среди древнейших медных вещей встречались в основном бусины, пронизки, иглы и шилья.

Постепенно знакомство с металлом достигло просторов Сибири. Внедрение его в культуру населения Западно-Сибирской равнины происходило медленно. Раньше всего это произошло в предгорных регионах, богатых полиметаллическими рудами, медленнее — в таежных зонах. В условиях тайги даже с более поздним внедрением металла присваивающие отрасли хозяйства надолго сохранили ведущее значение.

С эпохой бронзы связаны кардинальные, революционные изменения в жизни населения Сибири — переход к производящим формам хозяйства (скотоводству и земледелию). Это повлекло сложные изменения в структуре общества и идеологии.

Эпоха бронзы в лесостепной зоне Западно-Сибирской равнины длилась более двух тысяч лет. За такой огромный промежуток времени в истории региона произошли многочисленные изменения. Поэтому эпоху бронзы делят на несколько этапов: ранняя, развитая и поздняя бронза. Хронологические рамки этих периодов для регионов с различными природными условиями могут не совпадать.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭПОХЕ ЭНЕОЛИТА И РАННЕЙ БРОНЗЫ

Изучение энеолита (медно-каменного века) и ранней бронзы на территории Западной Сибири затруднено тем, что четкую грань между ними и предшествующей эпохой неолита провести сложно. В большинстве случаев развитие культур происходило автохтонно, форма и орнаментация керамики постепенно эволюционировали, орудия продолжали изготавливать из камня, металлические орудия делали очень редко. Поэтому, рассматривая какие-либо группы памятников или отдельные находки, исследователи иногда сомневаются к концу неолита или к первому этапу энеолита их отнести.

Еще сложнее провести грань между периодами энеолита и ранней бронзы. Как уже было сказано, металлические изделия на памятниках этого времени встречаются редко, сохранность их плохая. Сложно установить, были они медными или бронзовыми. Скотоводство же, распространившееся вместе с появлением металла, сначала развивалось очень медленно. Находки костей домашних животных редки. Поэтому некоторые археологи говорят в целом об эпохе раннего металла. Такое название нам представляется наиболее удачным.

Необходимо отметить, что скорость социально-экономического развития отдельных регионов не совпадала. Население одного региона еще переживало эпоху неолита, тогда как соседи уже перешли в бронзовый век. Все это свидетельствует об относительности определения принадлежности археологических культур к тому или иному периоду.

Эпоха раннего металла для населения основной территории Западной Сибири началась с III тыс. до н. э. (рубежа IV — III тыс. до н. э.) и кончилась в начале II тыс. до н. э. Климат того времени отличался повышенной увлажненностью, особенно по сравнению с периодом развитой бронзы. Это хорошо подтверждается тем, что поселения эпохи энеолита, как и памятники неолита, расположены на более высоких местах, т.к. уровень воды был достаточно высок, а поселения эпохи бронзы — на более низких. Это время первого появления здесь производящего хозяйства.

Начало распространяться скотоводство, заимствованное местными племенами у юго-западных и юго-восточных соседей. Появление производящего хозяйства — коренный перелом в развитии человечества. Темпы социально-экономического развития отдельных обществ во многом зависели от природных условий. Если на территории Передней Азии и Африки к этому времени уже начали складываться государства, то в Западной Сибири существовал первобытнообщинный строй. К числу наиболее развитых культур того времени относится ботайская культура.

БОТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Была распространена в Урало-Тобольском междуречье в конце IV — начале II тыс. до н.э. Хотя ботайская культура больше связана с Приуральем и Северным Казахстаном, мы рассматриваем ее вместе с западносибирскими культурами, так как она оказала на них большое влияние. Урало-Тобольское междуречье входило в широкую зону, в рамках которой происходило одомашнивание лошади.

Ботайская культура представлена материалами ряда поселений и несколькими могилами. Она получила свое название по поселению Ботай, занимавшему площадь около 15 га и содержавшему, судя по западинам, не менее 300 жилищ. Стены и пол полуземлянок обмазывали глиной. Стены сооружали из бревен, которые снаружи и внутри укрепляли костями. Перекрытие было шатровым, с дымовым отверстием над очагом. Могил известно лишь несколько. Они находились на территории Ботайского селища. Площадку погребальной камеры по контуру выкладывали черепами лошадей. Исследования проводились В.Ф. Зайбертом.

Культура сложилась на местной неолитической базе с элементами внешних воздействий. Явно прослеживается продолжение местных неолитических традиций в изготовлении каменных орудий. Сосуды имели полуяйцевидную форму с прямой или отогнутой горловиной. По технике нанесения орнамента они делятся на ямочно-гребенчатую и веревочно-ямочную группы; распространен «шагающий» штамп.

Особенно впечатляет экономика населения: основным занятием было коневодство. Кости домашней лошади составляют 99,9%, а диким животным принадлежит лишь 0,1% всего остеологического материала. Это начальная стадия коневодства, когда всадник верхом на лошади еще не был пастухом, но уже и не являлся охотником. Всадник осуществлял контроль за табуном, следуя за ним. Это была конечная стадия присваивающего хозяйства и начало производящего. Хозяйство было многоотраслевым: разведение коней сочеталось с охотой на верховой лошади и рыболовством.

ЭНЕОЛИТ И РАННЯЯ БРОНЗА ПРИТОБОЛЬЯ

Они являются дальнейшим развитием культур эпохи неолита. Памятники представлены рядом могильников и поселениями. По-прежнему люди селились на берегах Андреевского озера. К эпохе раннего металла относится несколько культур, среди которых мы отметим лишь одну — ташковскую, которая уходит своим корнями в эпоху неолита. Ее исследовала В.Т. Ковалева. Очень интересны поселения ташковской культуры, распространенной в южной полосе тайги и в лесостепи, в том числе и на берегах Андреевского озера. Датируется она ранним металлом и началом развитой бронзы. Поселения состояли из нечетного числа неглубоких полуземлянок, расположенных замкнутым кругом или овалом и обращенных выходами к центру. Внутри этого круга находилось одно такое же жилище. Таким образом, общее число полуземлянок всегда оставалось четным. Задние стены жилищ соединялись бревенчатым забором, тем самым, образуя бревенчатую крепость. Поселения часто погибали от пожаров. Сгоревшие деревянные детали домов облегчили археологам воссоздание их облика. Жители успевали захватить с собой лишь самое необходимое, поэтому сохранилось большое число сосудов.

Керамика в основном представлена плоскодонными горшками со слегка отогнутыми или прямыми венчиками. Орнамент нанесен отступающей лопаточкой, гребенчатым штампом или представлял собой резные линии. Они сплошь покрывали сосуды от венчика до дна рядами наклонных, волнообразных или прямых линий, иногда образуя заштрихованные геометрические фигуры. При анализе распределения керамики по площади поселения выяснилось, что обломки разбитых сосудов широко использовались в качестве пряслиц, орудий для обработки шкур, тиглей и т. д. Причем обломки сосудов одного типа находились в первой половине жилищ, а обломки других горшков обнаружены во второй части домов. Получалось, что члены одной половины жителей поселения были теснее связаны между собой, чем с членами другой половины. В поселении могли жить две экзогамные группы одного рода.

На острове Андреевского озера по-прежнему хоронили умерших. В мелком песке очень плохо сохранились кости, поэтому об обряде погребения можно говорить лишь в отдельных случаях. Среди могил резко выделяется одна. Могильная яма была заполнена охрой. На дне найдены остатки двух детей 7 — 9 и 4 — 5 лет. Они лежали ногами к центру могилы, головами же в противоположные стороны. Их одежда была буквально усыпана каменными бусами, мелкими подвесками; обнаружены лежащие кучками кремневые наконечники стрел. Аналогичный обряд погребения двух детей был отмечен на палеолитической стоянке Сунгирь под г. Владимиром. Вряд ли можно говорить о культурной близости этих памятников, разделенных сотнями километров и десятком тысячелетий. Видимо, в первобытную эпоху существовали общие представления о жизни после смерти.

Из других могильников эпохи раннего металла надо отметить грунтовый могильник Бузан-3 на р. Исеть (раскопки А.В. Матвеева). Погребения имели концентрическую планировку вокруг центрального захоронения. Размер этой могилы доходил до 6 х 4 м. Погребение совершено в долбленной деревянной лодке длиной 5.1 м. Сохранились следы ее охристой окраски. Нос лодки резко сужался, и его венчала деревянная скульптура. На плохо сохранившихся остатках костей погребенного лежали украшения одежды — более 170 шлифованных каменных подвесок. Рядом с могилой обнаружены две ямы. В одной т них найдено около 150 ножевидных пластинок и предмет, похожий на каменную булаву. Вторая яма имела ладьевидную форму: видимо, тут находилась еще одна долбленка, которая полностью истлела. Найденная лодка является древнейшей в Сибири. Само захоронение свидетельствует об особом статусе погребенного.

ЭНЕОЛИТ И РАННЯЯ БРОНЗА ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

На широкой территории Обь-Иртышского междуречья существовало несколько линий развития археологических культур. В Среднем Прииртышье продолжали сохраняться традиции екатерининского этапа среднеиртышской культуры. Можно говорить о екатерининской культуре эпохи раннего металла. Именно к этому времени некоторые исследователи относят погребения в Усть-Куренге, где были найдены плоские скульптурные изображения голов животных, описанные выше. К этой культуре относится Окуневский могильник на р. Таре. Он содержал могилы позднего неолита — раннего металла. Погребения совершались по одинаковому обряду, что говорит об их генетической связи. Здесь на протяжении многих лет жило одно и тоже население. Погребения были грунтовыми, неглубокими. Основная часть находок обнаружена между могилами и связана с приношением умершим.

На население екатерининской культуры определенное влияние оказали новые жители этого региона, украшавшие свою керамику оттисками гребенки, чередующимися с круглыми ямками. Как полагают исследователи, гребенчато-ямочная керамика имеет аналоги на северо-западе Восточной Европы. Именно оттуда, по их мнению, миграционные волны этого населения мозаично расселились по отдельным районам лесостепи Западной Сибири. Они существовали параллельно с имеющимися здесь культурами, например, екатерининской. Их культура получила название байрыкской. В.И. Молодин открыл и изучил байрыкское поселение Венгерово-3. Люди здесь по-прежнему занимались рыбной ловлей и охотой, но уже знали плавку металла и изготавливали небольшие бронзовые предметы. Для керамики байрыкского типа характерно сочетание ямок с оттисками гребенки и линий, выполненных отступающей палочкой.

На лесостепной территории Обь-Иртышского междуречья развивались традиции верхнеобской неолитической культуры. На ее базе сложилась культура, получившая название игрековской. Сейчас она рассматривается как игрековская культурная общность, распространенная на значительной части западносибирской равнины. Памятники игрековской культуры известны далеко на севере — в Сургутском Приобье. Широкую известность получил могильник Самусь-2, исследованный В.И. Матющенко в низовье р. Томи и отнесенный первоначально к неолиту. Могильник содержал грунтовые захоронения с различными обрядами погребения: трупоположением, трупосожжением и частичным сожжением. Сейчас пока невозможно установить, почему хоронили по-разному. Все могилы объединены одним: они обильно посыпаны охрой. Найден многочисленный каменный инвентарь (ножи, топоры, наконечники стрел, дротиков и т. д.). Сосуды имеют плоское или округлое днище. Они сплошь орнаментированы оттисками гребенки, резными линиями, отступающей палочкой. Но самую большую известность получила каменная скульптура медвежонка. Он стоит на задних согнутых ла¬пах. Передние лапы на уровне груди вытянуты вперед, С большим реализмом передана крупная голова зверя.

Второй могильник игрековской культурной общности раскопан В.И. Молодиным на памятнике Сопка-2. К игрековской общности относится около сотни грунтовых и курганных захоронений. В.И. Молодин выделил их в усть-тартасскую культуру игрековской общности. Погребальный обряд отличался удивительным разнообразием. Встречаются могилы с одним, двумя и несколькими (до 15!) скелетами. Они могли лежать в один-три яруса. Одних умерших клали в вытянутом положении на спину, других — в скорченном состоянии на бок. Встречаются скелеты без черепа, но есть и захоронения только с одними черепами. Имеются вторичные захоронения: умершего вначале держали в открытом месте, а затем погребали то, что от него осталось. Кости, видимо, складывали в мешки или корзины, поэтому в могиле они лежали компактными кучками. Все эти разные погребения объединяло одно: ориентация на север и северо-восток. Исследования показали, что вариабельность обряда совершенно не зависела ни от пола, ни от возраста погребенного.

Инвентарь могильника Сопка-2. Самые многочисленные находки — это каменные и костяные наконечники стрел, которые свидетельствуют о развитии охоты и военного дела. Интересны костяные кинжалы с пазами для каменных вкладышей. Подобная техника в Западной Сибири возникла еще в конце палеолита, развивалась в мезолите и сохранялась в период неолита и раннего металла. Встречаются каменные дротики и миниатюрные шлифованные каменные топорики. Из камня выполнены ножи и ножевидные пластины. В ряде могил найдены каменные отщепы. Из кости выполнены проколки, иглы и игольники. Сосудов найдено лишь пять, из них реконструируются два: горшковидный и баночной формы. Они сплошь (кроме дна) покрыты орнаментом, выполненным отступающим гребенчатым штампом. Найдена раковина моллюска, встречающегося в Приаралье. Металлические изделия (медные или бронзовые) представлены пронизками. Обнаружена небольшая стилизованная личина, выполненная из трубчатой кости: нос рельефный, глаза и рот переданы углублениями. Интересны остатки продуктов питания (сопроводительной пищи). В могилу клали мясо лося, крупного рогатого скота, яйца гуся или лебедя. Здесь же найдены кости уток, рыбы и кедровая скорлупа.

Игрековские погребения Сопки-2 четко отличаются от могил байрыкской культуры, найденных там же. Для последних характерен обряд трупоположения на спине, в вытянутой позе. Могильники и поселения игрековской и байрыкской культур датируются первыми тремя четвертями III тыс. до н. э. Они позволяют говорить о том, что население продолжало заниматься в основном охотой и рыбной ловлей, но уже знало литье металла. В.И. Молодин полагает, что эти культуры могли мирно сосуществовать друг с другом.

По мнению В. И. Молодина, байрыкская культура эволюционировала в логиновскую культуру, распространившуюся от Приишимья до Барабы. Это последняя культура раннего металла на данной территории.

В Приобье в то время складывалась крохалевская культура, получившая название от с. Крохалевка под г. Новосибирском. Она характеризуется своеобразной «текстильной» керамикой. Сосуды были плоскодонными. На всей поверхности каждого из них, включая дно, хорошо видны отпечатки ткани, поверх которых наклонными и горизонтальными линиями нанесен орнамент в виде насечек, оттисков гребенки, отступающего штампа и ямок. Ямки наносились и на внутренней поверхности сосуда, образуя на поверхности круглые выпуклости, которые в археологии принято называть «жемчужинами».

В конце III — начале II тыс. до н.э. в лесостепной зоне Западной Сибири появились первые признаки скотоводства, о чем говорят изредка встречающиеся кости одомашненной лошади. Это время бытования одиновской и крохалевской культур. Видимо, население уже начало перенимать достижения своих юго-западных соседей — носителей ботайской культуры. Но это еще не распространение скотоводства, а лишь свидетельство знакомства местного населением с достижениями своих передовых соседей. Время для его развития еще не пришло.
Необходимо отметить, что наличие развитого скотоводства в эпоху энеолита засвидетельствовано не только на памятниках ботайской культуры. Оно отмечено еще в Южной Сибири, Минусинской котловине и Горном Алтае. Речь идет об энеолитической афанасьевской культуре. Как полагают исследователи, в отличие от зоны ботайской культуры, в Минусинской котловине скотоводство появилось уже сложившимся, т.к. сюда по южной кромке Западной Сибири передвинулось европеоидное население с Волги и Дона. Афанасьевская культура оказала определенное влияние на население Западной Сибири. Все это говорит о том, что в Западной Сибири завершилась эпоха присваивающего хозяйства, и начался переход к хозяйству производящему.

Севернее Верхнего Приобья и Барабинской лесостепи, в таежной зоне, в период раннего металла продолжали жить охотники и рыболовы. Из районов Верхнего Приобья и Саяно-Алтайского нагорья шло передвижение населения в тайгу, в Среднее Приобье, а с восточных склонов Урала заселялось Нижнее Приобье. Знакомство с бронзовым литьем в этих районах произошло чуть позже — в начале II тыс. до н. э.

Выводы

Эпоха раннего металла для Западной Сибири — это время появления меди или бронзы. Население в основном продолжало вести присваивающее хозяйство. Лишь в самом конце этого периода появились первые признаки скотоводства, положившего начала производящего хозяйства. Большинство развивавшихся здесь культур восходит к культурам эпохи неолита.

В зону сложения скотоводства входит Урало-Тобольское междуречье с его ботайской культурой. Дальнейшим развитием неолита является екатерининская культура Среднего Прииртышья. Байрыкская культура связана с миграцией населения с юго-запада, которое мозаично расселилось на широкой территории лесостепной и южно-таежной полосы Западной Сибири. Остальная же часть населения этой территории связана с игрековской культурой. В самом конце эпохи раннего металла в лесостепном Приобье складывалась крохалевская культура, а к западу — одиновская культура. Появились первые признаки заимствования скотоводства.

Рекомендуемая литература

Зайберт В.Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. -Екатеринбург: Наука, 1992. Ковалева
В. Т. Ташковская культура раннего бронзового века Нижнего Притоболья // Материальная культура раннего бронзового века древнего населения Урала и Западной Сибири. — Свердловск, 1988.
Коников Б.А. Основы археологии Западной Сибири. — Омск, 1997.
Косарев М. Ф. Из истории Западной Сибири (общая историко-культурная концепция). — М.: Наука, 1993.
Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. — Новосибирск: Наука, 1985.
Молодин В.И. Древнее искусство Западной Сибири. -Новосибирск: Наука, 1992.
Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2001.
Молодин В.И., Новиков А.В. Археологические памятники Венгеровского района Новосибирской области. — Новосибирск, 1998.

Рис. 7. Инвентарь эпохи раннего металла из погребения № 345 могильника Сопка-2: 1-13. 17-каменные наконечники стрел; 14, 15, 18, 19 - каменные отщепы; 16, 20 - каменные топоры; 21 - костяной кинжал (по: Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. - Т. 1).

Рис. 7. Инвентарь эпохи раннего металла из погребения № 345 могильника Сопка-2: 1-13. 17-каменные наконечники стрел; 14, 15, 18, 19 — каменные отщепы; 16, 20 — каменные топоры; 21 — костяной кинжал (по: Молодин В.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. — Т. 1).

sopka-2

sopka-3

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014