Экономика и социальные процессы

Что касается экономики и социальных процессов эпохи средневековья, то в первую очередь следует отметить то обстоятельство, что не было каких-либо заметных новшеств в области экономики. Происходила дальнейшая специализация экономики тайги и степи. Таежное население все более основательно втягивалось в мировые экономические связи, а следовательно, все более выраженным становится пушной характер охоты; продукция охотников тайги через такие сообщества, как древнекыргызское, получает распространение в Китае, Средней Азии и других странах. Складываются устойчивые торговообменные связи и караванные пути, пронизывающие все ;6жные области Сибири; эти связи включают в сферу контактов Средний Иртыш, Среднюю и Нижнюю Обь, Средний Енисей, Прибайкалье (Восточное и Западное), Верхнюю и Среднюю Лену, Приамурье, Приморье и все побережье Тихого океана. В разной степени эти торговообменные связи сказывались на жизни сибирского населения. Так, население Приобья было включено в сферу торговых интересов русского населения за Уралом, Средиземноморских государств, Древнехакасского государства, а само население Верхнего Енисея (древнехакасское) стало объектом торговых интересов Китая.

Средневековые общества Сибири и прилегающих регионов унаследовали сложившиеся торговые пути: в этом отношении не произошло новшеств, за исключением того, что сменились товары, идущие теперь по этим традиционным путям, и на смену товарообмену пришла обычная торговля.

В железоделательном производстве в эпоху средневековья на территории Западной Сибири мы не обнаружили каких-либо существенных технических новшеств; оно явно уступало по уровню мастерства древнерусскому, древнехакасскому. Оставался низким уровень этого производства в Восточной Сибири, особенно в прибрежных обществах.

Но в эпоху средневековья произошло очень важное событие в экономике Сибири: был одомашнен северный олень, появилось домашнее оленеводство. Вопрос о времени и месте появления домашнего оленеводства до сих пор остается открытым. Можно утверждать с более или менее большой достоверностью о том, что в эпоху развитого и позднего средневековья, то есть с XI в. н.э., оленеводство получает широкое распространение у народов Сибири. Наибольших успехов в этой области экономики достигли тунгусо-манчжурские народы Восточной Сибири. Тунгусы (эвенки) становятся известными теперь как очень подвижная этническая группа Сибири. ’’Тунгусское жилье”, «тунгусские могилы”, «тунгусские находки” теперь хорошо известны не только от Охотского моря до Енисея, но и во многих местах Западной Сибири, на Урале, в Прикамье.

На пору средневековья приходится широкое освоение собаководства в тундре, где собака используется не только как охранное животное, но и ездовое, транспортное. В условиях кочевого домашнего оленеводства, а также охотничьего хозяйства, где ведущую роль играет охота на оленя, собака как ездовое животное становится незаменимым транспортным средством, охранным, пастушеским инструментарием, а также в условиях того времени чрезвычайно важным средством коммуникаций. В тундре и лесотундре, благодаря отмеченным обстоятельствам, сложился особый облик культуры — циркумполярного типа, культуры, которая долгое время исследователями воспринималась как единая на всех пространствах циркумполярной зоны Северной Евразии и Америки. В настоящее время на этих просторах на самом деле прослеживаются отдельные локализованные культурные общности.

Вероятно, мы имеем дело с историческим явлением, аналогичным скифо-сибирской культурно-исторической общности: сходная природно-географическая среда порождает сходный тип экономики и культуры.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 02.04.2016 — 14:34

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014