Старостин П.Н. А.Х. Халиков // ТА. — № 1-2. — 1999. — С. 15-22.
В 1999 году Альфреду Хасановичу Халикову исполнилось семьдесят лет. Он скончался пять лет назад — 24 июля 1994 года, когда ему было всего 65. Причину эту выявлять очень трудно. Но я знаю, что ему жилось не совсем легко, как думают многие. Он очень много и напряженно трудился, имел всегда свое мнение, стремился его отстаивать. Приходилось отдавать много сил и энергии, чтобы добиться решения элементарных вопросов, связанных с организацией и проведением экспедиций, изучением работ, командировок и т.д. Наконец, Альфред
Хасанович работал, отдавая все силы. Когда не было нормальных квартирных условий, он задерживался на работе до 10—11 часов вечера. Это воспитывало молодых отдавать работе все силы.
Альфред Хасанович родился 30 мая 1929 года в д. Курманаево Нурлатского района в семье учителей. Вскоре после рождения сына родители переехали в г. Казань. Альфред Хасанович учился в средних школах г.Казани, закончил школу №2 в 1947 году. В том же году он поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Казанского университета. В студенческие годы он познакомился с известным историком и археологом Н.Ф. Калининым, который увлек его наукой — археологией на всю жизнь. Альфред Хасанович, будучи студентом, активно участвовал в работе археологического кружка и в археологических экспедициях. В студенческие годы он завершил и опубликовал первую научную работу «Некоторые вопросы древнейшей истории Татарии (по археологическим материалам экспедиции 1949 г.)», которая получила I премию Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Окунувшись с головой в науку, Альфред Хасанович в 1951 году (до окончания университета) устроился на работу в сектор истории института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР на должность лаборанта-археолога. Институт языка, литературы и истории стал на всю жизнь основным местом работы Альфреда Хасановича. В нем он прошел путь от лаборанта до доктора наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук Татарстана.
В 1955 г. Альфред Хасанович защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 г. — докторскую. Перу Альфреда Хасановича принадлежит более пятисот научных работ, в том числе более тридцати книг. Кроме того им написана целая гора отчетов по итогам археологических экспедиций. Экспедиционные выезды он начинал обычно в мае и заканчивал в октябре. Но иногда организовывал и необычные выезды. Одной из таких экспедиций была поездка в марте-апреле 1963 года на Ново-Мордовский могильник в Спасский район. В 1962 году от болгарского школьника Шевякова В. А.Х.Халиков получил письмо, в котором сообщалось о надмогильных камнях с изображением оружия. Летом 1962 года при обследовании места находок было поднято несколько камней действительно с изображением секир и кинжалов. Камни доставали из-под воды, увязая в илистом дне. Вместе с камнями на дне были найдены бронзовые втульчатые топоры-кельты, обломки глиняных сосудов, бронзовые бляшки и другие предметы. Все свидетельствовало о наличии остатков древнего могильника. Но произвести раскопки его можно было, когда спадет вода. Альфред Хасанович знал, что вода обычно сбрасывалась в феврале-марте, когда еще стоит зима. Но экспедицию организовали, высадились на небольшом возвышении, поставили палатки. Вода на Волге действительно спала, поэтому было одно решение: снять лед и очистить площадку для раскопок. Лед разбили ломами и топорами и площадку очистили на предполагаемом могильнике. Когда земля немного просохла, ее стали раскапывать. Но следов погребений на ней не оказалось: погребения были размыты. Глубокой осенью 1963 года, когда вода вновь сильно спала, Е.П. Казаковым были найдены погребения на соседнем возвышении. Материалы могильника привлекли внимание широкого круга исследователей. В 1974 году они демонстрировались в г. Москве на выставке, посвященной 250-летию АН СССР. Благодаря регулярным разведкам, проводимым в последние годы Е.П. Казаковым, Е.А. Беговатовым, В.Н. Марковым, А.А. Чижевским, были выявлены новые ананьинские могильники с надмогильными плитами.
В семидесятые годы Альфред Хасанович успешно использовал для исследования булгарских памятников аэрофотосъемку. Снятые с самолета планы Билярского городища и его округи представляют бесценный источник. Белесые пятна на фотографиях — это остатки древних зданий; на плане можно видеть и следы древних улиц города; темные подчетырехугольники, по-видимому, были когда-то водоемами. Используя этот фотоплан, можно планомерно исследовать объект за объектом древнего исчезнувшего города. Попутно Альфреду Хасановичу удалось снять Сувар и некоторые другие древние памятники.
Роль Альфреда Хасановича как археолога-полевика трудно переоценить. Он после Н.Ф. Калинина возглавил составление археологической карты Татарстана. Вместе с Н.Ф. Калиныным он активно исследовал первобытные памятники в зоне затопления Куйбышевской ГЭС (стоянки Займище, Обсерватория, Отарские, Карташихинские, Атабаевские и другие, Именьковское I городище и другие объекты). С 1956 года по 1960 год А.Х. Халиков по приглашению Правительства Марийской АССР возглавлял Марийскую археологическую экспедицию. До этого территория Марийской республики была белым пятном на археологической карте Поволжья. Результаты работ были серьезным вкладом в археологическую науку: открыты сотни новых первобытных памятников, а также памятники древних марийцев.
Позже Альфред Хасанович приступил к исследованию Билярского городища — одного из крупнейших памятников Восточной Европы. Исследования этого объекта позволили открыть интересные сооружения (мечеть, жилые здания, бани и др.), выявить остатки ремесленных мастерских (гончарных, железоделательных, по получению стекла и т.д.). Кроме того, при раскопках был получен большой вещевой материал домонгольского периода. К сожалению, материалы по Билярскому городищу остаются пока не обобщенными монографически. Но они подтверждают существование цивилизации, которая в домонгольское время во многом определяла ситуацию в Восточной Европе. Четверть века отдано раскопкам на Билярском городище. В Билярском музее есть комната, посвященная А.Х. Халикову. Небольшое количество подлинных вещей воскрешают в памяти образ неугомонного полевика, отдавшего все силы археологии.
Семидесятые годы были наиболее сложными и трудными в жизни Альфреда Хасановича. Несостояшийся юбилей г. Казани привел к тому, что многие в г. Казани от него отвернулись, стали относиться не серьезно. В это же время ушла из жизни Елена Александровна. Были стремления и уехать из Казани. Но постепенно все входило в спокойное русло. Снова, уйдя в науку, Альфред Хасанович обратился к своим любимым темам — эпохе бронзы, раннему железному веку и другим проблемам.
В восьмидесятые годы Альфред Хасанович занимался проблемами буртасов, взаимоотношений Волжской Булгарии и Киевской Руси. Вместе с коллегами института археологии Украины он организовал специальную экспедицию по изучению торгового пути из Булгара в Киев. Итоги этих исследований обобщены в специальной монографии А.Х. Халикова и А.П. Моци. Кроме того, он занимался проблемами изучения древней Елабуги, и в девяностые годы вновь приступил к археологическому изучению г.Казани.
Другим направлением научной деятельности А.Х. Халикова были проблемы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья. Он хорошо понимал, что эти вопросы должны решаться на комплексе источников (археологических, исторических, этнографических, лингвистических, фольклорных и других). Широкое знание археологии дало возможность Альфреду Хасановичу написать серию работ по этногенезу финно-угорской общности. Он был склонен относить появление ранних тюркоязычных народов на Средней Волге к началу нашей эры и связывал это с андреевско-писеральским кругом памятников.
Альфред Хасанович был участником практически всех конференций, посвященных проблемам этногенеза народов Поволжско-Уральского региона. Он считал, что в основе этногенеза татарского народа был булгарский компонент, но не отрицал и включений кипчаков в эпоху Золотой Орды. Интересные наблюдения А.Х. Халиковым высказаны по проблемам этногенеза марийцев, мордвы, удмуртов, коми. Со средины шестидесятых годов до последнего года жизни Альфред Хасанович читал в Казанском университете курс лекций по этногенезу народов Среднего Поволжья и Приуралья. Долгие годы он работал над монографией «Этногенез народов Среднего Поволжья и Приуралья». Книга перерабатывалась и дополнялась многократно. Но рецензенты всякий раз делали все новые и новые замечания и пожелания, чтобы книгу не издавать. В этой ситуации опубликовать удалось лишь первую часть, посвященную финно-угорским народам.
Альфред Хасанович был человеком очень пытливым, интересующимся. Однажды в г.Йошкар-Оле он узнал, что в бассейне реки Большой Кокшаги был древний мусульманский надмогильный камень с надписями. Но следы камня терялись. Альфред Хасанович переписывался, давал объявления в газетах, и нашлись люди, которые сообщали, что камень долгие годы находится в ДОСААФ г.Йошкар-Олы. Оказался камень в этом учреждении при следующих обстоятельствах. Когда расформировывали музей города во время войны, камень передавали во многие учреждения, а потом перевезли в ДОСААФ, где его использовали в качестве ступеньки при входе. Когда Альфред Хасанович узнал об этом, он тут же организовал доставку камня в музей и снял с него эстамп. По приезде в г. Казань А.Х. Халиков показал эстамп камня известному эпиграфисту Г.В. Юсупову, который пришел в восторг. Этот камень еще в 1938 году он искал, выезжая на р. Большую Кокшагу в с. Липша. Однако камень перед приездом Г.В. Юсупова увезли в Йошкар-Олу местные комсомольцы.
А.Х.Халиков имел активные контакты с зарубежными учеными. В начале шестидесятых годов ему первому из казанских ученых-гуманитариев удалось пройти через железный кордон на запад: он совершил поездку в Финляндию, где работал с коллекцией древних вещей, собранных Заусайловым. География научных докладов Альфреда Хасановича очень обширна — Финляндия, Болгария, Венгрия, Италия, Япония, Чехия, Польша, Англия и другие страны.
Трудно переоценить роль Альфреда Хасановича в охране памятников истории и культуры. Он был инициатором создания заповедников на территории Татарстана. При его активном участии были созданы заповедники в Булгаре, Билярске, Елабуге и Казанский Кремль. Благодаря его активной помощи и участии появились в республике и некоторые другие музеи.
Альфред Хасанович был инициатором проведения охранно-спасательных экспедиций в зоне функционирующего водохранилища Куйбышевской ГЭС, откуда уже с первых лет существования рукотворного моря стали поступать сведения о разрушающихся археологических объектах. В результате этих работ были собраны коллекции древних вещей, открыты уникальные археологические объекты: поселения эпохи камня и бронзы, могильники раннего железного века, могильники и поселения азелинской и именьковской культур, торгово¬ремесленные поселения волжских булгар домонгольского периода и другие. Работы в зоне водохранилища Куйбышевской ГЭС получили положительную оценку на уральских археологических совещаниях и в научных учреждениях г. Москвы.
С 1957 г. до последнего года жизни Альфред Хасанович преподавал в Казанском университете (читал лекции по археологии, этногенезу народов Среднего Поволжья и Приуралья, руководил полевой археологической практикой.). Им подготовлены десятки археологов, работающих во многих регионах России.
Альфред Хасанович часто выступал по радио и телевидению на злободневные научные проблемы, освещал успехи проведенных экспедиционных работ, призывал к организации музеев, сохранению археологического наследия. Часто в местных и центральных газетах появлялись его статьи. Тематика их была тоже разнообразной, но содержание всегда привлекало внимание не только историков, но и филологов, этнографов и краеведов-любителей.
Была ли научная критика в адрес Альфреда Хасановича? Была. Дискуссий он не боялся, так как была возможность выступить, обменяться своими впечатлениями, включить новые полученные материалы. Но на мелочные нападки («укусы») он старался не реагировать, чтобы не разжигать ненужные споры.
Вклад Альфреда Хасановича в науку всегда будет цениться.
Петр Старостин