Религия и культы

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Переселенцы перенесли в Северное Причерноморье культы греческих богов и прежде всего Аполлона. Богов изображали на монетах, им воздвигали алтари и жертвенники, сооружали храмы. В священной округе храма, а также на агоре ставились посвящения богам как от отдельных лиц, так и от коллегий (например, стратегов, ситонов, членов фиаса и т. п.). Посвятительные надписи на мраморных и известняковых базах и плитах, на алтарях, жертвенниках и даже на сооружениях, например, надпись на архитраве храма Аспурга (табл. XC, 7), а также граффити и дипинти, статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для суждения о культах.

Таблица XC. Архитектура храмов VI в. до н. э. — I в. н. э. 1 — база ионийской колонны VI в. до н. э., Пантикапей (известняк); 2 — пасть архитрава того же храма; 3 — часть дорического антаблемента толоса в Ольвии II в. до н. з. (известняк); 4, 5— часть дорийского портика IV в. до н. э. в Мирмекии (реконструкция Л. Е. Ковалевской); 6 — фасад ионийского храма в Херсонесе III в. до н. э. (реконструкция И. Р. Пичикяна); 7 — часть мраморного дорийского архитрава с греческой надписью посвящением царю Аспургу; К фасад храма Аспурга (реконструкция В. Д. Блаватского). Составитель М. М. Кобылина

Таблица XC. Архитектура храмов VI в. до н. э. — I в. н. э.
1 — база ионийской колонны VI в. до н. э., Пантикапей (известняк); 2 — пасть архитрава того же храма; 3 — часть дорического антаблемента толоса в Ольвии II в. до н. з. (известняк); 4, 5— часть дорийского портика IV в. до н. э. в Мирмекии (реконструкция Л. Е. Ковалевской); 6 — фасад
ионийского храма в Херсонесе III в. до н. э. (реконструкция И. Р. Пичикяна); 7 — часть мраморного дорийского архитрава с греческой надписью посвящением царю Аспургу; К фасад храма Аспурга (реконструкция В. Д. Блаватского). Составитель М. М. Кобылина

С V по II вв. до н. э. включительно в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора известны посвящения всем греческим божествам, но с некоторыми отличиями. Так, в Ольвии более всего Аполлону Дельфинию, а затем Гераклу, Аполлону Врачу, Зевсу Спасителю, Ахиллу Понтарху, Гермесу, Афродите-Понтии (покровительнице мореплавания), Плутону и Коре и самофракийским богам. Херсонесская присяга называет Зевса, Гею, Гелиоса, богов и героев Олимпийских, Диониса, Деметру, но с самого начала в Херсонесе доминирует культ богини Девы Парфенос, есть посвящения Афине-Спасительнице. В городах европейского Боспора этого времени — более всего посвящений Аполлону Врачу, Артемиде, Афродите, Деметре; затем Гераклу, Гекате, Дионису, Зевсу Спасителю. В городах азиатского Боспора особенно много посвящений Афродите Урании, владычице Апатура, Артемиде, Аполлону Врачу. Специфической особенностью пантеона северопричерноморских культов является наличие культа Ахилла Понтарха и богини Девы. В основе почитания этих божеств, вероятно, лежат сильно эллинизированные варварские культы (Блаватский В. Д., 1964б, с. 16 сл.). Посвятительные надписи первых веков нашей эры отличаются от предшествующих. В Ольвии больше всего посвящений Аполлону Простату (защитнику), Ахиллу Понтарху, Зевсу Спасителю, а также «милостивым богам» — Асклепию, Гигиэе, Посейдону, Серапису и Исиде. В херсонесских лапидарных надписях рядом с посвящениями Гелиосу, Геркулесу, Афродите выделяются посвящения Юпитеру лучшему величайшему, Немесиде, непобедимому Мифре, очевидно, в связи с воздействием культов, принесенных римскими солдатами. Лапидарные посвятительные надписи Боспора свидетельствуют, что все большее значение приобретает культ бога высочайшего, внемлющего, Зевса Спасителя и благодетеля. Сарматизация Боспора в первые века нашей эры постепенно приводит к смешению культов и образов — к синкретизму. Складывается культ Верховного бога, связанный с культом греческого Зевса, фракийским культом Сабазия и местным культом бога-всадника. (Блаватский В. Д., 1961а, с. 134; Болтунова А. И., 1966, с. 29 сл.; 1977, с. 78). Возрастает значение культа синдо-меотской Великой богини, божества производящих сил природы (Блаватский В. Д., 1964б, с. 35; Кругликова И. Т., 1966в).

Таблица CXXI. Культовые изображения IV в. до н. э. - III в. н. э. I — плита с изображением поклонения Деметре и Коре, IV в. до н. э., Пантикапей; 2 — плита с посвящением Афродите Урании, III в. до н. э., Пантикапей; 3 — посвящение ситонов, II в. до н. э., Ольвия; 4 — Герма Диониса, жертвоприношение овцы, Пантикапей; 5 — посвятительная надпись фиасотов, Танаис, 104 г. н. э.; 6 — жрец, несущий изображение богини, III в. н. э., Пантикапей 1—3, 5 — мрамор; 4, 6 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXXI. Культовые изображения IV в. до н. э. — III в. н. э.
I — плита с изображением поклонения Деметре и Коре, IV в. до н. э., Пантикапей; 2 — плита с посвящением Афродите Урании, III в. до н. э., Пантикапей; 3 — посвящение ситонов, II в. до н. э., Ольвия; 4 — Герма Диониса, жертвоприношение овцы, Пантикапей; 5 — посвятительная надпись фиасотов,
Танаис, 104 г. н. э.; 6 — жрец, несущий изображение богини, III в. н. э., Пантикапей
1—3, 5 — мрамор; 4, 6 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

Божества, покровители города, изображались на монетах, где в миниатюре повторялись образы, созданные в тот или иной исторический период в скульптуре, чаще голова божества и его атрибут, например, богиня Афина изображена в шлеме (Ольвия); богиня Артемида — охотница с луком и колчаном за спиной (Пантикапей); бог Аполлон, бог света, победивший Пифона — в лавровом венке (Пантикапей); герой Геракл со шкурой побежденного им льва (Херсонес); богиня Дева, в грозном облике замахивающаяся копьем; Зевс — главное божество Олимпа — восседающий на троне с жезлом в руке и т. п. (табл. CXХ). Для служения богам воздвигались храмы и алтари. От имени государства жрецами совершались культовые обряды, но догматических установлений не было. В храм могли входить только жрецы. В храме стояла статуя божества, столы для даров и фимиатерий для воскурения благовоний. Все священнодействия происходили перед храмом на священном участке. Здесь на алтаре совершались жертвоприношения. Приносили в жертву домашних животных, употреблявшихся людьми в пищу — быков, овец, коз, свиней, петухов и кур. Бескровные жертвоприношения состояли из плодов, печений и возлияний чистого вина, меда и молока. В честь божества устраивались празднества. Они заключались в исполнении гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под аккомпанемент кифары или флейты, иногда с пляской. В состав празднеств входили состязания: музыкальные, гимнастические и конные. Культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве, особенно в посвятительных рельефах и терракотовых статуэтках. В Ольвии найдена мраморная плита, посвященная богу Внемлющему (конец III — начало II в. до н. э.) (табл. CXXI, 3). На ней изображены пять ситонов перед алтарем. Стоящий впереди жрец совершает возлияние. На передней стороне алтаря изображен предназначенный для жертвоприношения баран. Герой Внемлющий представлен возлежащим на ложе перед столиком с яствами, около него сидит женщина с ритуальным круглым сосудом. Этот рельеф является произведением местного скульптора, образ героя близок фракийским изображениям.

Таблица CXXII. Святилища Деметры в Нимфее и Фанагории 1 — остатки святилища в Нимфее, VI в. до н. э.; 2 — статуэтка Коры, конец VI — начало V в. до н. э.; 3 — гидрофора, V в. до н. э.; 4 — чернофигурная гидрия конца VI в. до н. э.; 5 — сероглиняный светильник, VI в. до н. э.; 6 — протома Деметры, первая половина V в. до н. э.; 7 — килик с посвящением Деметре; 8 — фрагмент статуэтки Кабира, V в. до н. э.; 9 — Деметра и Кора, начало IV в. до н. э.; 10 — голова протомы Деметры, V в. до н. э.; 11 — протома Деметры, IV в. до н. э.; 12 — статуэтка Деметры, IV в. до н. э.; 13 — статуэтка Коры, начало IV в. до н. э. 1—7 — Нимфей; 8—13 — Фанагория. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXXII. Святилища Деметры в Нимфее и Фанагории
1 — остатки святилища в Нимфее, VI в. до н. э.; 2 — статуэтка Коры, конец VI — начало V в. до н. э.; 3 — гидрофора, V в. до н. э.; 4 — чернофигурная гидрия конца VI в. до н. э.; 5 — сероглиняный светильник, VI в. до н. э.; 6 — протома Деметры, первая половина V в. до н. э.; 7 — килик с посвящением Деметре; 8 — фрагмент статуэтки Кабира, V в.
до н. э.; 9 — Деметра и Кора, начало IV в. до н. э.; 10 — голова протомы Деметры, V в. до н. э.; 11 — протома Деметры, IV в. до н. э.; 12 — статуэтка Деметры, IV в. до н. э.; 13 — статуэтка Коры, начало IV в. до н. э.
1—7 — Нимфей; 8—13 — Фанагория. Составитель М. М. Кобылина

Терракотовые статуэтки первых веков нашей эры, грубых и схематичных форм, передают культовые действия. Одна из терракот Пантикапея I в. н. э. представляет собою изображение готовящегося жертвоприношения овцы перед гермой Диониса (табл. CXXI, 4). Имеются изображения участников оргаистических культов Великой богини в так называемых ритуальных терракотах из Пантикапея (Марченко И. Д., 1974а, с. 43, табл. 55, 7). Одна из них изображает жреца, несущего статую богини (табл. CXXI, 6‘). На некоторых плитах, помимо посвятительной надписи, имеются изображения божества. Так, например, на фронтоне мраморной плиты III в. до н. э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, найденной в окрестностях Пантикапея (Вальдгауэр О. Ф., 1922, с. 212; Иванова А. Н., 1961, с. 93, табл. 48) изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот (табл. CXXI, 2). На мраморной плите, поставленной членами религиозного объединения Танаиса, изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон. Возможно, что конный бог — высочайший бог, которому в первые века нашей эры имеется много посвящений (Книпович Т. Н., 1949а, с. 117, 118; КБН, 1259). Наряду с храмами, особенно популярным среди населения божествам, воздвигались святилища. Святилище Деметры в Нимфее VI—III вв. до н. э. было расположено на берегу моря среди скал. В святилищах и около них обычно много находок — приношений. Еще в древности когда скапливалось много приношений, их сбрасывали в фависсы — специальные ямы, иногда в расщелины скал. Внутри святилища Деметры были найдены три больших сероглиняных сосуда, вокруг них — громадное количество обломков амфор, киликов, блюд, лутериев, кувшинчиков, светильников (табл. CXXII, 5). Большинство сосудов были сероглиняные привозные и местные, много расписных, в том числе чернофигурные аттические килики; обломки ритуальных сосудов в форме ритонов для культовых возлияний (Худяк М. М., 1952, с. 241 сл., рис. 9—17). Среди приношений найдена протома Деметры в виде женщины в хитоне, спадающем с высокого головного убора, с поднятыми к груди руками (V в. до н. э.); статуэтки Коры — дочери Деметры, неподвижно стоящей, закутанной в хитон и гиматий (конца VI в. до н. э.); фрагменты статуэток гидрофор-девушек, несущих на голове гидрию (IV в. до н. э.), очевидно, воспроизведения участниц религиозной процессии; чернофигурная гидрия с изображением девушки у источника (последняя четверть VI в. до н. э.); краснофигурная гидрия с изображением девушки (конец V — начало IV вв. до н. э.): чернолаковый килик IV в. до н. э. с граффити (табл. CXXII, 7) (ТСП, ч. II, 1970, табл. 31, 2\ Худяк М. М., 1962, табл. 40, 2; 42, 1; 44, 1, 4).

Таблица С. Алтари и жертвенники 1 — алтарь V в. до н. э. из Ольвии; 2 — алтарь-эсхара из кургана Большая Близница, IV в. до н. э.; 3 — алтарь с изображением шествия, конец V — начало IV в. до н. э.,е Ольвия; 4 — алтарь с гирляндами из Херсонеса, III в. до н. э.; 5 — терракотовый алтарик из Херсонеса, III в. до н. э.; 6 — круглый терракотовый алтарик из Ольвии, I в. н. э.; 7 — алтарь с изображением Геракла и Гермеса, II в. н. э., Херсонес; 8 — алтарь Немезиды из Херсонеса, IV в. н. э. 1, 2, 7—известняк; 3, 4, 8 — мрамор; 5, 6 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

Таблица С. Алтари и жертвенники
1 — алтарь V в. до н. э. из Ольвии; 2 — алтарь-эсхара из кургана Большая Близница, IV в. до н. э.; 3 — алтарь с изображением шествия, конец V — начало IV в. до н. э.,е Ольвия; 4 — алтарь с гирляндами из Херсонеса, III в. до н. э.; 5 — терракотовый алтарик из Херсонеса, III в. до н. э.; 6 — круглый терракотовый алтарик из Ольвии, I в. н. э.; 7 — алтарь с изображением Геракла и Гермеса, II в. н. э., Херсонес; 8 — алтарь Немезиды из Херсонеса, IV в. н. э.
1, 2, 7—известняк; 3, 4, 8 — мрамор; 5, 6 — терракота. Составитель М. М. Кобылина

В фависсе святилища Деметры вблизи Фанагории найдено множество фрагментов керамики (фимиатериев, светильников, курильниц), около тысячи фрагментов протом богини Деметры, несколько целых статуэток, изображавших сидящую на троне богиню в высоком головном уборе и аттическом пеплосе (табл. CXXII, 11) и статуэтка Коры в виде грациозной юной девушки (первая половина V в. до н. э.) в тонком хитоне и спадающем с плеча гиматии, в высоком головном уборе с растительным орнаментом (табл. CXXII, 13) (ТСП, ч. IV, 1974, табл. 40, 1, 4). Есть несколько фрагментов, относящихся к изображениям Афродиты (ТСП, ч. IV, 1974, табл. 41, 71). В Кепах в святилище Афродиты II—I вв. до н. э. (Сокольский Н. И., 1964б) найдена мраморная статуя Афродиты высотою 0,45 м (без головы и базы) — греческий оригинал, вероятно, родоской школы первой половины II в. до н. э. Здесь же были фрагменты других мраморных статуэток, вотивная женская рука с ритоном, терракотовая статуэтка сидящей богини в высоком головном уборе с фиалой в руке, формы для изготовления терракотовых прилепов, изображающих Эрота и Психею, мраморный ковш с ручкой, украшенный резным орнаментом, часть большой мраморной чаши, статуэтки сидящего рыбака и миниатюрные рыболовные грузила, мраморное грузило, небольшой мраморный акротерий, фрагменты керамики. В святилище фракийских богов в Ай-Тодоре II—III вв. н. э. (Ростовцев М. И., 1911) были найдены три алтаря из известняка с посвящениями главному богу римской армии Юпитеру Высочайшему. И по темам, и по стилю изображений они полностью аналогичны фракийским, таково изображение бога Диониса в виде обнаженной мужской фигуры в венке из листьев и гроздьев винограда, с небридой, переброшенной через левое плечо; в левой руке его жезл, в правой кисть винограда; у ног пантера и козлоногий Пан, из земли вырастают две могучие виноградные лозы. Есть и другие плиты с изображением Диониса, а также бога Мифры, убивающего быка, Гермеса, маленький мраморный рельеф с изображением Гекаты. Известно несколько плиток с изображением Артемиды.

Таблица CXXIII. Культовые изображения и сосуды бенефициариев в Ай-Тодоре 313 1 — Артемида; 2 — Дионис; 3 — Мифра (фрагмент) ; 4 — Геката. Культовые курильницы: 5 — рельефная курильница из Ольвии, III в. до h. э.; 6 — курильница I в. до н. э., дом Хрисалиска; 7 — курильница с солярными знаками, Беляус; 8 — курильница I. в. до н. э,— I в. н. э., Кучугуры; 9 — курильница III в. н. э., Кучугуры; 10 — курильница, III в. н. э. Танаис. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXXIII. Культовые изображения и сосуды бенефициариев в Ай-Тодоре
313
1 — Артемида; 2 — Дионис; 3 — Мифра (фрагмент) ; 4 — Геката. Культовые курильницы: 5 — рельефная курильница из Ольвии, III в. до h. э.; 6 — курильница I в. до н. э., дом Хрисалиска; 7 — курильница с солярными знаками, Беляус;
8 — курильница I. в. до н. э,— I в. н. э., Кучугуры; 9 — курильница III в. н. э., Кучугуры; 10 — курильница, III в. н. э. Танаис. Составитель М. М. Кобылина

Наряду с государственными культами существовали домашние культы особо почитаемых богов. Священным местом дома считался очаг, как алтарь богини Гестии. Свидетельством домашнего культа является комплекс находок в помещении жилого дома второй половины VI в. до н. э. в Тиритаке: в средней части пола находился открытый очаг, около него три терракотовые статуэтки Деметры, статуэтка Коры, обломки глиняного алтаря, терракотовая маска и чернолаковые чаши. К домашнему культу следует отнести комплекс терракотовых статуэток, лежавших на полу в одном из помещений в доме Хрисалиска I в. н. э. Большая часть из них представляет собою изображения женского божества (Деметры, Кибелы, Великой Матери, Афродиты, Тихе, Куротрофы), алтариков, девушек с музыкальными инструментами, головы жертвенного быка (табл. CXXIII, 6) (Сокольский Н. И., 1976а, с. 55—58).

Необходимыми при культах сооружениями были жертвенники, алтари и курильницы. Одним из простых типов жертвенника были зольники — продукт самих жетвоприношений, когда дрова сжигались вместе с жертвой. Огромный зольник открыт в Мирмекии, он занимал территорию около 500 м2, высотою 2,5 м. Под ним находился алтарь-эсхара, вырубленный из блока белого известняка. Алтарь находился и в западной части сооружения по предположению В. Ф. Гайдукевича, храма Деметры, разрушенного во второй половине IV в. до н. э. (Гайдукевич В. Ф., 1965). Находки в зольнике были связаны с культом Деметры. Это были различные вотивные приношения: терракоты, миниатюрные глиняные сосудики, черполаковая столовая посуда, монеты, в большом количестве сосуды, употреблявшиеся при культовых трапезах, и т. д., а также кости животных — остатки жертвенных приношений.

Алтари VI—V вв. до н. э., открытые в городах Северного Причерноморья, были просты, как например, монументальный алтарь в Ольвии — четырехугольный в плане с более или менее высокими вертикальными стенками, на широком основании (табл. C, 1). Этот же тип алтаря сохранился и позднее: таков алтарь IV в. до н. э., открытый в Большой Близнице (табл. C, 2). Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником (алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря (АДЖ, табл. X, 1). Углы алтарей уже в VI в. до н. э. иногда завершались акротериями: в Пантикапее было найдено такое завершение алтаря в виде завитка волюты (Блаватский В. Д., 1964в, рис. 8), в Фанагории — тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со следами розовой краски на глазке. Эллинистические алтари отличаются богатством и разнообразием декора. Примером может служить миниатюрный терракотовый алтарик III в. до н. э. (табл. C, 5), четырехугольный в плане, на высоком основании, украшенном овами, массивным карнизом с зубчиками и акротериями по углам. На его стенках рельефные группы богов — Аполлон и Артемида, Дионис и менады, Посейдон и Амфитрида, Ника. Таков же алтарик из Ольвии (ТСП, ч. I, 1970, табл. 21, 1—4). Для эллинизма характерны алтари с гирляндами (тип декора, широко распространившийся из Александрии), как например, мраморные алтари из Херсонеса (табл. C, 4) (АСХ, № 532— 534) или миниатюрный терракотовый алтарик из Ольвии, повторяющий тип позднеэллинистического круглого алтаря, украшенного гирляндами, розеттами и масками (табл. C, 6). Для алтарей первых веков нашей эры характерно огрубение профилировки и скульптурного декора, а также упрощение формы. Таков херсонесский алтарь из известняка, с изображением Гермеса и Геракла (табл. C, 7), алтари из Илурата (Гайдукевич В. Ф., 1958б, рис. 58) и Танаиса (Арсеньева Т. М., Шелов Д. Б., 1965, рис. 39). Алтарь бенифицариев из Херсонеса, посвященный Немесиде, имеет геометрически правильные упрощенные очертания (табл. C, 8).

Курильницы, служившие для воскурения ароматических веществ в храмах и святилищах, обычно были глиняные. Их формы чаще всего просты. Оригинальные курильницы, украшенные рельефным или расписным орнаментом, а иногда и рельефными фигурами, относятся ко времени эллинизма, например, ольвийская II в. до н. э. (табл. CXXIII, 5). Она с двухъярусным рельефным декором — внизу гирлянды, вверху кариатиды, поддерживающие завершение цилиндра тулова, между ними женские маскн. Крышка коническая гладкая, внутрь вставлялись два сосуда: один с углями, другой с ароматической смесью (Марченко И. Д., 1976а, рис. 6). Сероглиняная курильница с вдавленными солярными изображениями и дырочками найдена на поселении Беляус в слое II—I вв. до н. э. К концу античного периода во II—III вв. н. э. формы курильниц упрощаются (табл. CXХIII, 6—10).

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1900 Родился Василий Иванович Абаев — выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор.
  • Дни смерти
  • 1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика