Искусства и наука

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Одним из самых значительных сооружений в греческих античных городах был театр. В Северном Причерноморье до настоящего времени театр открыт только в Херсонесе. Восстанавливается его древнейшая часть — проскений III — начало II в. до н. э., исполненный в дорическом ордере типа проскения театра в Приене. Известно по надписям, что в IV в. до н. э. театр был в Ольвии (IPE, I, 25), но пока он не открыт. Учитывая свидетельство Полнена (V, 44, 1), В. Д. Блаватский считал возможным предположить существование театра в Пантикапее (что подтверждает находка мраморного кресла IV — начала III в. до н. э. на горе Митридат в 1956 г.). Сохранилась только нижняя часть его (табл. CXVIII, 2) (Блаватский В. Д., 1957в, с. 247 сл.). В. Д. Блаватский находит ему аналогии в креслах театра в Приене. Театр был неразрывно связан с общественной жизнью города. В театрах Северного Причерноморья ставились трагедии и комедии, о чем свидетельствуют надписи и изображения актеров, а также комических и трагических масок в терракотах, большинство которых явно местного производства (табл. CXVIII, 5, 6, 8, 9). Кроме представлений в театрах происходили музыкальные и литературные состязания, особенно в эллинистический период. Сохранился каталог мусических состязаний в Херсонесе (IPE, I, 433; Соломоник Э. И., 1973, с. 99 и 103). Наиболее популярными музыкальными инструментами были струнные: лира из панциря черепахи, кифара с прямоугольным резонатором из деревянных, металлических или костяных дощечек и арфа (или тригон) треугольной формы, ставившаяся на подставку (табл. CXIX, 1—3, 5). Звук извлекался палочкой из дерева, слоновой кости или металла (плектрон). Среди духовых инструментов в Северном Причерноморье известны: флейта, состоявшая из одной или двух трубочек с круглыми отверстиями, пастушеская свирель из 7—9 трубочек различной длины (табл. CXIX, 4, 8) и труба — металлическая, длинная с расширением на конце, являющаяся военным музыкальным инструментом (табл. CV, 5). Были и мастера — профессионалы-музыканты. В Мирмекии была найдена надгробная надпись флейтиста Пасафиликаты IV в. до н. э. (КБН, № 875).

[adsense]

Таблица CXVIII. Театр и актеры 1 — актер, сидящий на алтаре, V в. до н. э.; 2 — кресло из театра, Пантикапей, IV в. до н. э.; 3 — актер в виде силена, IV в. до н. э., Пантикапей; 4 — актер в женской роли, IV в. до н. э., Большая Близница; 5 — актер в маске раба, IV в. до н. э., Большая Близница; 6 — актер в маске раба, IV в. до н. э., Пантикапей; 7 — маска раба, IV в. до н. э., Ольвия; 8 — трагическая маска, I в. н. э., Пантикапей; 9 — трагический актер, I в. н. э.; 10 — актер в женской роли, IV в. до н. э., Пантикапей; 11 — актер в маске Сатира, II в. до н. э., Пантикапей 1, 4—11 — терракоты, 2, 3 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXVIII. Театр и актеры
1 — актер, сидящий на алтаре, V в. до н. э.; 2 — кресло из театра, Пантикапей, IV в. до н. э.; 3 — актер в виде силена,
IV в. до н. э., Пантикапей; 4 — актер в женской роли, IV в. до н. э., Большая Близница; 5 — актер в маске раба, IV в. до н. э., Большая Близница; 6 — актер в маске раба, IV в. до н. э., Пантикапей; 7 — маска раба, IV в. до н. э., Ольвия;
8 — трагическая маска, I в. н. э., Пантикапей; 9 — трагический актер, I в. н. э.; 10 — актер в женской роли, IV в. до н. э., Пантикапей; 11 — актер в маске Сатира, II в. до н. э., Пантикапей
1, 4—11 — терракоты, 2, 3 — мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица CXIX. Музыкальные инструменты

Таблица CXIX. Музыкальные инструменты

Ученые, поэты, архитекторы, скульпторы и другие мастера, работавшие в Северном Причерноморье. В Ольвии надежно засвидетельствованы три автора; все они жили в III—II вв. до н. э. Наиболее ранний из них ритор Бион принадлежал к Кинической философской школе и занимался ее популяризацией. Время его жизни III в. до н. э. Затем следует Посейдоний (или Посидоний) софист и историк, занимавшийся хорой Тиры, а также аттической и ливийской историей. Он работал в III — первой половине II в. до н. э., может быть, и несколько позднее. Третьим автором был Дионисий, написавший исследование по географии северо-западной части Причерноморья. Он трудился, примерно, в конце III — первой половине II в. до н. э. В Херсонесе известен только Сириек, живший в III в. до н. э. Это был историк, занимавшийся как сакральными, так и политическими вопросами, писавший о дружественных отношениях с боспорскими царями и другими полисами. В Пантикапее в последних десятилетиях IV в. до н. э. жил Дифил Боспорит, обучавшийся у Евфанта, философа мегарской школы. Значительно более яркой фигурой был анонимный, видимо, боспорский, скорее всего пантикапейский, историк описавший борьбу за власть сыновей Пери-сада I и правление его сына Евмела I, т. е. историю Боспора в 311/10 — 304/3 гг. до н. э., сохраненную Диодором Сицилийским. К IV в. до н. э. и во всяком случае не позднее III в. до н. э. относится деятельность Смикра, вероятно, занимавшегося в Пантикапее популяризацией философии. В первой половине III в. до н. э. жил боспорит Исилл в юности отбывший в Эпидавр, где им был написан пеан Асклепию.

Выдающимся философом и деятелем был Сфер, уроженец Боспора (или Ольвии), живший во второй половине III в. до н. э. Он принадлежал к стоической школе и был автором многочисленных трудов по философским проблемам и истории. Сфер, преимущественно, занимался социально-политическими вопросами и им был написан трактат о лаконской политии. Помимо научной деятельности он принимал участие в политической жизни — был идейным руководителем Клеомена II — лакедемонского царя — реформатора. В I в. или в первой половине II в. н. э. жили Стратоник — автор неизвестных нам книг и его вольноотпущенник Сосий, возможно, поэт. Большая часть перечисленных авторов известны нам по упоминаниям средиземноморских ученых (Исилл по Эпидаврской надписи). Об Смикре, Сириске, Стратонике и Сосии имеются местные свидетельства херсонесского почетпого декрета и пантикапейских эпитафий. Помимо перечисленных северопонтийских авторов следует отметить многочисленных безымянных для нас поэтов V в. до н. э.— первой половины III в. н. э., писавших надгробные надписи в Ольвии, Херсонесе и на Боспоре.

В Северном Причерноморье работали свои архитекторы, скульпторы, торевты, резчики по ценному камню и вазописцы. Сохранилось 18 имен архитекто
220

ров, скульпторов, торевтов, резчиков по ценному камню и вазописцев, произведения которых обнаружены в Северном Причерноморье, двенадцать из этих имен относятся ко времени от VI в. до II в. до н. э.; остальные — к периоду I—IV вв. н. э. В VI— IV вв. до н. э. явно преобладают привозные произведения искусства. Во второй половине VI в. до н. э. засвидетельствовано два имени вазописцев, возможно, из Севере1 Западного Причерноморья. К IV в. до н. э. относятся имена двух резчиков ценных камней и одного вазописца; все они связаны с Боспором. В IV в. до н. э. засвительствованы три скульптора: один в Херсонесе и два в Ольвии — оба они афиняне. Показательно, что с Пантикапеем связаны два имени, видимо, местных торевтов и ни одного скульптора. Возможно, в Пантикапее работал мастер вазописец, расписывавший рельефные сосуды. Во II в. до н. э. в Пантикапее была мастерская гончара, делавшая рельефные сосуды типа «мегарских чаш». После перерыва в I в. до н. э. обстановка в Северном Причерноморье резко изменилась. В I—IV вв. н. э. в Ольвии и Херсонесе имена художников не засвидетельствованы, все мастера сосредоточиваются в Боспорском государстве. В I — начале II в. н. э. известны один торевт и безымянный энкауст-портретист, написавший свой автопортрет. Оба эти мастера, вероятно, работали в Пантикапее. К концу II— III вв. н. э. относится деятельность четырех архитекторов. Три из них работали в Танаисе, один, вероятно, в Горгиппии. Наконец, в 335 г. работал последний зодчий, строивший на Таманском полуострове.

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014