Этногенетический аспект

Проблема связи биологических и социальных общностей, географическое совпадение границ рас и народов много десятилетий привлекают внимание ученых. В XIX в. не видели разницы между расовой, этнической и лингвистической классификациями человечества: многие антропологи выделяли крупные расовые стволы по физическим признакам и мелкие расовые подразделения по языковой принадлежности. Так появились индоевропейская, славянская, германская, финская, тюркская и другие «языковые» расы 1.

[adsense]

Антропологи третьего рейха, утверждая тождества расы и народа, расы и языка, придавали решающее значение расовым моментам в истории культуры. Однако практические действия немецких расистов настолько подорвали веру в их теоретические взгляды, что многие буржуазные ученые вообще стали отрицать наличие какой-либо связи между расой и языком, расой и народом. Такой нигилизм привел к отрыву антропологического исследования от исторического, отрицательно сказался на развитии антропологии, лишив ее исторической перспективы.

В результате критики расистских сочинений немецких антропологов, преодоления прямолинейного расизма и противостоявшего ему легковесного нигилизма, конкретной исследовательской работы был сформулирован принцип отсутствия причинной связи между расовыми и этническими или языковыми общностями, но показана возможность использования информации о первых для реконструкции вторых, открыт путь от антропологических выводов к историческим реконструкциям. Расовые, этнические и языковые общности формируются на определенных территориях, которые, следовательно, служат связующим звеном между ними. Тем не менее считалось, что географические границы всех этих явлений не совпадают, что народ представлен несколькими самостоятельными расовыми типами, а каждая раса охватывает несколько народов.

Такая точка зрения не могла объяснить многие факты. Общеизвестно культурное и этническое своеобразие японцев. Но оно не ограничивается языком и культурой, не менее своеобразны японцы и по своей антропологической характеристике 2. Особое место в классификации народов Кавказа занимают народы центральных предгорий Главного Кавказского хребта — горные группы грузин, карачаевцы и балкарцы, осетины. Это классические представители высокогорной культуры. Правда, говорят осетины на одном из иранских языков, балкарцы и карачаевцы на одном из тюркских языков, но есть веские основания полагать, что предки их говорили на кавказских языках и переход их на тюркскую речь произошел сравнительно недавно. И для центральнокавказских народов характерна особая комбинация антропологических черт 3. Таким образом, существует немало случаев совпадения границ этнических и антропологических общностей.

Объяснение этим случаям дает концепция модусов этногенеза, согласно которой этнообразование происходит неодинаково, зависит от конкретной исторической ситуации. Существует несколько типов этногенеза 4. Популяционный подход значительно облегчает понимание этих
процессов. Если популяция или группа популяций длительное время находится в условиях изоляции, в результате внутрипопуляционных браков создается общность генофонда и формируется своеобразная антропологическая комбинация и одновременно с этим интегрируются этнические особенности — образуется свой диалект, складываются культурные традиции, психический стереотип и этническое самосознание. Иная историческая ситуация имеет место при миграциях, смешении, медленном расселении. В этих условиях, как правило, не образуется совпадения границ расовых комплексов и этнических образований. Совершенно особые процессы имеют место в случае этнической, языковой и антропологической непрерывности, при перекрывании друг другом брачных связей и возможности установить различие лишь между удаленными друг от друга культурными или языковыми явлениями и вариациями антропологических признаков. Границы между близкими явлениями не устанавливаются, и они незаметно переходят друг в друга, как и антропологические вариации. В данном случае географическое совпадение антропологических и этнических категорий фиксируется лишь в пределах всей территории, где господствует этническая, языковая и антропологическая непрерывность.

Notes:

  1. Историю разработки расовой квалификации см.: Schwidetzky I. Grundlagen der Rassensystematik. Wien; Zurich, 1974.
  2. Левин M. Г. Этническая антропология Японии. M., 1971.
  3. См. об этом: Ч. 3. наст. кн.
  4. Алексеев В. П. Историческая антропология. М., 1979.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.09.2015 — 13:44

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014