Бохай

В I тыс. н.э. в Приморье шли активные процессы разложения первобытных отношений и формирования раннеклассового общества и раннего государства. В это время здесь обитали племена мукри (или мохэ), древнетунгусские по происхождению. Они имели семь территориально-племенных объединений. Во главе каждого стоял военный вождь, в подчинении которого всегда была многочисленная дружина. В составе дружины — от трех до семи тысяч воинов. Самыми мощными были объединения сумоских и гудоских племен. Они доминировали над другими такими объединениями. Слабые племенные объединения вступали в военно-политические союзы с соседями, чтобы сохранить независимость от более сильных соплеменников. Военные предводители таких групп попадали в вассальную зависимость от своих союзников. Тем не менее их положение и авторитет среди племен мукри (мохэ) усиливались, а богатство росло в ходе военных набегов. Военные вожди постепенно стремились передать власть своим сыновьям.

В конце VI — начале VII вв. монгольские племена киданей активизировали свои нападения на мукрийцев, а Китай нападает на Когурё (с последним мукрийские вожди поддерживали самые тесные союзнические отношения). Это усилило процессы консолидации мукрийцев. Так, в битве при Ляоси на стороне Когурё было десятитысячное войско мукрийцев, которые были известны как стойкие воины. Они вызывали особую ненависть китайцев своим мужеством. При Аныпи китайцы одержали победу над Когурё; они отпустили пленных когурёсцев, а воинов мукрийских (три тысячи) казнили, закопав их живыми в землю. В 668 году государство Когурё было разгромлено Китайской империей. Мукрийцы остались один на один с Китаем, войска которого вторглись на их земли. В конце VII в. во главе мукрийцев стал по наследству Да Цзожун. В течение длительной борьбы с Танской империей в 698 году он «основал государство Чжень, провозгласив себя королем» (История Дальнего Востока СССР, с. 185).

Мохэ. Бохай. Золотая империя. По Э.В. Шавкунову, Л.Е. Семениченко.

Мохэ. Бохай. Золотая империя. По Э.В. Шавкунову, Л.Е. Семениченко.

С этого времени начинается новая эпоха в истории племен мукри (мохэ). В 705 г. Китай признал Цзожуна главой государства Чжень, а в 713 г. китайский император издает указ о присвоении ему титула удельного князя Бохая и звания Великого Полководца Левой доблестной охраны и должности генерал-губернатора департамента Хухань. Это был акт особого политического свойства: признать независимость государства Чжень и подчеркнуть особую связь его с Китайской империей. Сын Цзожуна, У и, взойдя на престол в 719 году после смерти отца, значительно расширил свои владения, обеспечил дружественные отношения с киданями и Китаем. С целью подчеркнуть свою независимость, Уи решил дать собственные наименования своих годов правления, девизы, что до сих пор являлось непререкаемым правом китайского императора (и японского тоже). Тем самым независимость Бохая от Китая стала де факто. В начале VIII в. Бохай установил дипломатические отношения сначала с Японией, а затем и Китаем.

Во второй половине IX в. в Бохае обстановка дестабилизируется из-за большого числа мигрантов уйгуров, каганат которых был разгромлен в 840 г. енисейскими кыргызами. Происходят межусобные столкновения, на юге, на Корейском полуострове, возникает ряд независимых образований, одно из которых сложилось в результате отторжения части земель Бохая. Государство получило название Позднее Корё (901 г.), а с 918 года оно называется Корё.

В связи с усилением соседних племен киданей Бохай теряет ряд земель на юго-западе (915 г.), позднее государство киданей Ляо в ходе ряда военных походов отторгает одну провинцию за другой, а затем в 926 году они разгромили войско Бохай, взяли центр Фуюй и Верхнюю столицу. Как единое образование, государство перестало существовать. В течение ряда десятилетий здесь возникали очаги сопротивления киданям, складывались княжества, претендующие на центры консолидации. Но все было тщетно.

Археологические памятники Бохая многочисленны. Различают равнинные и горные городища, селища, сезонные стоянки.

Равнинные городища располагались на возвышенных участках долин вблизи рек, имели форму четырехугольника, площадь 4 — 7 га (Николаевское I, II, Марьяновское, Старореченское). Но есть и большие по площади (до 14 га, в частности Краскинское).

Горные городища — на высоких мысах и пологих склонах сопок. Площадь 2 — 5 га, форма определялась рельефом местности. Все городища имели валы и рвы разных размеров, иногда валы укреплены каменной кладкой. В городища вели 2 — 3, а то и 4 ворот, которые бывали дополнительно укреплены. Вокруг городищ часто располагались селища, на которых жили те, кто не мог расселиться в городище.

Политико-административная карта империи Цзинь. Условные обозначения: 1 — государственная граница

Политико-административная карта империи Цзинь. Условные обозначения: 1 — государственная граница

Известны буддийские храмы бохайцев. Такие храмы находились и? невысоких сопках. Самый ранний на территории Приморья буддийский храм (VIII в.) исследован на сопке Копыто па правом берегу р. Кроуновки. Чуть позже был построен храм на сопке Абрикосовой в 500 — 700 м северо-западнее первого. Третий храм возведен в окрестностях современного Уссурийска. Один храм обнаружен на территории Краскинского городища. Храмы, крытые черепицей, имели каменные стены, нередко мощеный камнем двор, каменные или земляные оборонительные валы. Собраны многочисленные каменные, глиняные, а также бронзовые статуэтки Будды. Иногда изваяния Будды имели размеры, позволяющие предполагать, что они устанавливались на пьедесталах. Кроме того собраны другие многочисленные находки культового назначения: сосуды, колокольца и пр.

Буддизм в Бохае был государственной религией. Можно считать установленным, что буддийские центры совпадали и с административными. Так, храмы в Уссурийском районе, видимо, были в административном центре бохайского округа Шуайбинь, а храм в Краскинском городище связан и с морским портом, центром бохайской префектуры Янь (История Дальнего Востока СССР, с. 194).

Чжурчжэньский князь

Чжурчжэньский князь

Жилища двух типов: наземные и полуземлянки. Первые, наземные, прямоугольны, площадью 12 — 28 кв.м, а позднее и до 50 м. Пол утрамбован, а иногда покрыт и глиняной обмазкой. По углам стояли несущие столбы. Дом отапливался очагами или канами, а в поздний этап отопление велось только канами. Вторые, полуземлянки, тоже прямоугольные, углублены на 30 — 150 см. Площадь 7—16 кв.м. Отапливались также очагами и канами. Рядом с жилищами часто находили хозяйственные ямы, которые углублены иногда до 1 м, диаметр — 140- 190 см.

В государстве Бохай население успешно занималось пашенным земледелием, что обеспечивало устойчивую оседлость (культурный слой на поселениях достигал мощности 100 — 230 см). Пашни располагались в долинах рек, так как здесь почвы легкие, поддающиеся обработке, хорошо дренированы и высокоплодородны. Бохайцы культивировали чумизу, просо, ячмень, суходольный рис, гречиху и сою. Известно было садоводство и выращивание технических культур: абрикос, слива уссурийская, вишня японская, конопля.

Многообразен сельскохозяйственный инвентарь: чугунные лемехи, отвалы, железный серп; зерно мололи (точнее сказать, толкли) в каменных ступах; пользовались ручными мельницами. На некоторых поселениях обнаруживаются зернохранилища в виде ям глубиною до 50 см и диаметром до 1 м.

Животноводство также было хорошо известно. Кости животных, обнаруженных на поселениях, составляют по преимуществу крупный рогатый скот: от 16 до 37,5% среди костей домашних животных принадлежит ему. Сведения письменных источников о животноводстве очень скупы. Однако о коневодстве они сообщают следующее. Округ Шуайбинь, располагавшийся на Западно-Приморской равнине, известен был как центр коневодства. Бохайцы торговали лошадьми с Китаем; одно время в качестве дани они поставляли киданям ежегодно до тысячи голов лошадей. Лошадь использовалась для верховой езды и как тягловая сила. Заметно развито свиноводство: кости домашней свиньи — очень частая находка на раскопанных поселениях. Хорошо известно разведение собак: можно говорить о том, что четверть костей домашних животных принадлежала ей. Известно было рыболовство. Письменные источники упоминают знаменитые «мэйтоские караси”, вылавливаемые на озере Мэйто, т.е. Большой и Малой Ханки.
Бохайцы торговали шкурами тигров, леопардов, соболей, тюленей, гималайских и бурых медведей, диких кошек, белых зайцев, короткомордых и красных собак, голубых и серебристых крыс. Охотились также на бобра, изюбра, косулю, кабана, лося, барсука, красного волка, пятнистого оленя. Известны и птицы, на которых охотились бохайцы: белолобый гусь, орлан-белохвост. На продажу бохайцы поставляли ястребов-тетеревятников, голубей, китовые зрачки, кету, пескарей, сушеных карпов, карасей, женьшень, корни белого аконита, кедровые орехи, мускус, мед, крабов, буйволов, орлиные и фазаньи перья (История Дальнего Востока СССР, с. 199).

Ремесла бохайцев представлены разными типами. Горнодобывающие производства: добыча соли в округе Шуайбинь, золота и серебра в округе Хуайюань (юг Приморья), агата в округе Дунпин. Керамическое производство: помимо посуды мастерские готовили в большом количестве черепицу, терракотовые украшения. Железоделательные производства: изготовление вооружения, орудий земледелия, гвоздей, костылей, скоб. Ювелирное дело: отливка украшений из цветных металлов, ковка, оправка драгоценных камней в украшениях и т.п.

Культура бохайцев — сплав традиционной культуры мукрийских племен и соседних народов. Особенно заметно было в Бохае воздействие культуры когурёсцев. Многие стороны культуры бохайского населения были стимулированы из Когурё.

Государство Бохай. Условные обозначения: 1 — государственная граница; 2 — административные границы; 3 — столицы; 4 — морской порт; 5 — морской путь

Государство Бохай. Условные обозначения: 1 — государственная граница; 2 — административные границы; 3 — столицы; 4 — морской порт; 5 — морской путь

mohe-5

Внедряется также китайская иероглифическая письменность, хотя и получила она распространение только в аристократических кругах. Но в широком употреблении была руническая. Затем в Бохае создана слоговая письменность типа ’’иду”, во многом близкая слоговой письменности народа силла (расселенного на Корейском полуострове). В Бохае был издан закон, в соответствии с которым юноша не мог жениться, пока он не овладеет в совершенстве стрельбой из лука и грамотой. Для дальнейшего образования большие группы юношей направлялись в Китай.

Помимо буддизма известно было несторианство и шаманизм.

Бохай оказал заметное влияние на некоторые элементы культуры соседей. В Японии до сих пор живет театральный жанр «боккайгаку», т.е. «бохайский танец”; есть ряд черт в японской музыке и поэзии, заимствованные от бохайцев. Интересна деталь: в японском костюме для крепления кошелей к поясу используется брелок нэцкэ. Бохайцы передали киданям слоговое письмо, некоторые принципы градостроительства, политико-административную систему, известную как ”пять столиц».

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1933 Родился Руслан Сергеевич Васильевский — российский историк, археолог и этнограф, доктор исторических наук, профессор, исследователь древних коряков.
  • Дни смерти
  • 2003 Умер Василий Андреевич Падин — археолог и краевед Брянской области, театральный режиссёр.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 02.04.2016 — 14:27

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика