В V — VI вв н.э. на Алтае существовало развитое железоделательное производство. Так, по письменным источникам известно, что южно-алтайские тюрки-тупо были профессиональными рудокопами и железоплавилыциками. Они плавили «железо для жужаньцев». Эти группы тюрков входили в государство центральноазиатских жуаньжуаней в качестве данников.
В 536 году Тумынь, древне-тюркский владетель, попросил у жуаньжуаньского государя дочь в жены и получил ответ: «Ты мой плавильщик; как же осмелился сделать такое предложение?». Государство древних алтайцев возглавила тюркская группа с самоназванием «тюрк» (китайское тугю/тукюе). Знать и каганы восходили к аристократическому роду Ашина. В 551 г. Тумынь провозгласил себя каганом, возглавил восстание алтайских тюрков-тупо против жуаньжуаней и создал Тюркский каганат (552 — 630 гг.), позднее известный как Первый. Это государство стремительно подчиняет себе огромную территорию от Черного и Каспийского морей до Великой Китайской стены и от Алтая до Тянь-Шаня и Восточного Туркестана. В 555 г. в состав каганата были включены и земли Цигу (Тува). Центральная Азия (кидани в Западной Манчжурии и енисейские кыргызы) была подвластна тюркам. Истеми, брат Тумыня, в 570-е годы подчиняет эфталитов в Средней Азии, а Мухань-каган — северо-китайские государства Чжо и Ци.
К 571 г. граница каганата была уже по Аму-Дарье. В 576 г. тюрки взяли Боспор, а в 581 г. осадили Херсонес. Но в этом же году Первый Тюркский каганат распался на два: Западный Тюркский и Восточный Тюркский. Восточный каганат занимал Восточную Монголию с центром на Орхоне; Западный — имел центр в Семиречье.
Восточный Тюркский каганат при Шибэ (609 — 619 гг.) восстановил государственную независимость от Суйской империи. Каган Хели (620 — 630 гт.) предпринял 67 походов в Китай, многие из которых были победоносными; но в 630 г. он потерпел поражение, умер в плену, а Восточный каганат в течение 50 лет был зависим от Китая, но в 681 г. каган Кутлуг (Ильтериш) восстановил независимость. При Капаган-кагане (691 — 716 гг.) границы Восточного Тюркского каганата простирались от Манчжурии до Сыр-Дарьи. Капаган-каган погиб (716 г.), а его брат Кюль-тегин долго отстаивал независимость в войне с империей Тан (618 — 907 гг.). Междоусобицы в первой половине VIII в. привели к распаду каганата, на развалинах которого возник Уйгурский каганат (745 г.).
Западный Тюркский каганат при кагане Шегуе (610-618 гг.) и Тон-ябгу (618 — 630 гг.) восстановил свои границы на Алтае, реке Тарим и Аму-Дарье. Начавшаяся в 630 г. внутренняя междоусобица племен дулу и нушиба приводит к ослаблению каганата. Все земли западнее Сыр-Дарьи были утрачены.
В 658 — 659 гг. почти вся территория Западного Тюркского каганата была оккупирована Китаем. Только в 704 году он вновь приобрел независимость, но уже в 740 г. Западный Тюркский каганат гибнет. В связи с этим интересна легенда о происхождении тюрков-тупо. Прародителями их был мальчик, четвертованный врагами, но уцелевший, и волчица, жившая в одной из алтайских пещер. Они породили 10 сыновей. Один из их внуков «…царствовал между реками Афу (Абакан) и Гянь (Кем-Енисей) под наименованием Цигу» (т.е. Чика по Л.Р. Кызласову); второй внук «превратился в Лебедя (Кукижи, родоначальник североалтайских лебединцев); третий, старший, внук, по имени Надулу-шад был поставлен государем «под наименованием Тюрк (Тукюе)».
Легенда о происхождении гяньгуней (кыргызов), исключает родство с породой волков (т.е. тюрок). Гяньгуни появились от сочетания бога с коровой в горной пещере.
Государство енисейских тюрков возглавил род кыргыз (китайское гяньгунь/цзянь-гунь). В составе населения было много разных этносов, в том числе и многочисленный самодийский («касский»); поэтому оно называло себя «хакас» (китайское — гакас, хагас/сяцзясы), (отсюда и название государства древних хакасов или кыргызов).
Но племена чики (цигу) не смирились с участью подчиненных. В источнике под 583 г. есть запись: «Цигу, которые властвуют к северу от тупо, со скрежетом зубовным ожидают своей возможности [отомстить]».
629 г. — Саяно-Алтайское нагорье покорено телесским племенем сйеяньто, но в 640-е годы здесь утверждается власть тюрков-тупо во главе с Чеби-каганом, который восстал не только против сйеяньто, но и против Китая.
650 год — подавление восстания Чеби. В Центральной Азии теперь правят китайские наместники, но эта власть была скорее номинальной, нежели фактической.
679 — 682 гг. неоднократные восстания восточных тюрков-тупо, в результате чего они создают собственное и независимое государство — Второй Восточно-Тюркский каганат (682 — 745 гг.) с центром на р. Орхон.
650 — 709 гг. тюркоязычные племена Тувы во главе с чиками и древние хакасы (кыргызы) объединяются против тюрков-тупо, но в сражении при Орпёне в Туве (современная местность Урбюн) чики потерпели поражение от шада Могиляна (полководец кагана Лючжо). Вновь тюрки-тупо стали владеть Алтаем и Тувой, которые вошли в состав Второго Восточно- Тюркского каганата.
В 710 г. тюрки-тупо организуют поход против хакасов за Саянами. Но восстание азов в Туве заставило послать войско против них во главе с Юоль-тегином, который в 715 году при оз. Кара-холь в Западной Туве разгромил азов. Теперь земли Алтая и Тувы входили в состав Восточно-Тюркского каганата до 745 г., года падения каганата.
В VI — начале IX вв. древнехакасское государство занимало Хакасско-Минусинскую котловину. Западная граница его шла по Абаканскому хребту и Кузнецкому Алатау; южная — по Западно-Саянскому хребту, с востока — скорее всего по Восточно-Саянскому хребту. На севере владения государства достигали устья р. Ангары.
Сразу же после возникновения Тюркского каганата енисейские вельможи старались сохранять дружественные отношения со своим южным соседом. Так, при похоронах первого тюркского кагана Тумыня в 553 г. были и послы кыргызов (их упоминает надпись на памятнике Кюль-тегину). Известно также, что тюрки-тупо совершали набеги на своих северных соседей. Так, в 568 г., когда сюда прибыл византийский посол Зимарх, ему была подарена пленница из народа херхисов, т.е. кыргызов Енисея. Византийский историк Менандр Протектор особо упоминает эту восточную принцессу в свите Зимарха, который вернулся в Константинополь в 569 (или 570) году. В 629 году сйеяньто (телесское племя, упомянутое ранее) подчинило себе ряд земель, в том числе и Южную Сибирь.
Около 647 года правителем Саяно-Алтайского нагорья объявил себя Чеби, живший на Алтае каган восточных тюрков-тупо.
Древнехакасское государство в этой ситуации, видимо, сохраняло независимость и вело самостоятельную внешнюю политику. Так, в 632 г. снаряжено китайское посольство во владения Хагас. В 643 г. с Енисея прибыло первое посольство в танскую столицу с соболиными шубами и соболиными шкурами в подарок императору.
В 648 г. прибыл в танскую столицу Сибоцюй Ачжань, сылифа древних хакасов, который в целях получения поддержки великой империи заявил: «Так как я всем сердцем предан империи, то надеюсь получить правительственную должность и держать чиновничью дощечку и только».
В 654 г. хакасы отправили еще раз посольство в Китай с такой просьбой: «В самом Китае имеется много наших людей. Ныне желаю, чтобы их отпустили на родину». Видимо, прав Л.Р. Кызласов, отмечая, что в VII в. древние хакасы имели разнообразные торговые отношения с Китаем, многие из них с торговой целью жили в Китае; многие хакасы, вероятно, были проданы через Тюркский каганат в Китай. Особенно часты были «торговые посольства» в Китай: 648, 653, 675, 707, 709, 711, 722, 723, 724, 747 и 748 гг.
В начале VIII в. хакасы направили посольство в Тибет, минуя Китай.
Древним хакасам необходимо было вести очень осторожную политику в отношении многих центральноазиатских объединений тюркоязычных групп: сйеяньто, западные тюрки, восточные тюрки и др. Почти постоянно происходили стычки хакасов с орхонскими тюрками.
В 709 г. кыргызы и ряд других народов выступили против Тюркского каганата. Во многих надписях упоминаются ряд событий войны 709 — 710 гг. Успех был переменным, но в конечном счете древнехакасское государство погибло. Глава государства, Барс-каган, был убит в сражении в урочище Сонга, в Батеневском кряже. Эту победу, вероятно, одержал Капаган- каган. Но гибель древнехакасского государства не была окончательной. Так, в 715 году Юоль- тегин (глава Восточно-Тюркского каганата) вынужден совершать военный поход в южную часть Хакасско-Минусинской котловины. А еще в 711 г. в Китай хакасы направляют свое посольство, в 722, 723 годах хакасские посольства в Китай возглавляют тегины, скорее всего сыновья Барс-кагана. Известно также, что в 731 г. на поминках Кюль-тегина был Чур-тардуш Ынамчу. Значит, в это время древнехакасским государством управлял местный, хакасский, каган, скорее всего имевший с тюрками мирные отношения. Иначе говоря, самостоятельность хакасского государства сохраняется, хотя ослабленного, несколько зависимого от Второго Тюркского каганата.
Организация древнехакасского государства VI — VIII вв. строилась на принципе преемственности от предшествующего таштыкского времени. Так, курганы древнехакасской знати, чаатасы, в VI — начале IX вв. возводились на месте таштыкских кладбищ, склепов. Это свидетельствует, во-первых, о том, что древнехакасская знать подчеркивала свою связь со знатью предыдущего времени; во-вторых, структура древнехакасского государства унаследовала военно-административную систему прошлого, а значит и территориальный принцип организации населения; и, наконец, в-третьих, государство древних хакасов стало органичным продолжением социально-политического развития южносибирского общества. Такая военно-административная система была более прогрессивна, чем предшествующая. Население распределялось по десяткам, сотням, тысячам.
У древних хакасов по данным рунических надписей различают два типа народа: народ с эльтебером (эльтеберлиг будун) и народ с каганом (каганлыг будун). Титул каган был более высоким, чем титул эльтебер. Государством управляли представители рода кыргыз (в рунических надписях — кыркыз).
Исследователи полагают, что сложившееся древнехакасское государство было раннефеодальным по своей социальной сущности. В обществе существовали крупные феодалы, владельцы земельных наделов, полученных от каганов на основе прав феодального вассалитета. Это особенно ясно из исследований тамг VII — X вв., многие из которых оказались моносемейными знаками. Население в древнехакасском государстве было оседло¬земледельческим с развитым скотоводством. Известны были и полуоседлые группы населения.
«Было бы несправедливо называть государство енисейских племен VI — XIII вв. именем династийного правящего рода, а не по самоназванию большинства составлявшего его трудового населения… Создали государство и населяли его в то время древние хакасы, и потому историческая справедливость обязывает нас называть его государством древних хакасов» (Кызласов Л.P., 1993, с. 65).
В конце VIII — начале IX вв. древние хакасы достигли такой экономической и политической мощи, что смогли в 840 г. освободиться от Уйгурского каганата. Вместе с ними освободились от уйгуров племена Тувы и соседних регионов. Каган хакасов незадолго до своей победы писал кагану уйгуров: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму Золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя». Победа состоялась. Уйгурский каган был убит в сражении, его столица Орда-Балык разграблена и сожжена. Но в течение еще ряда лет шла война с остатками уйгуров, и завершилась она только к 847 г.
Большая часть уйгуров ушла в Восточный Туркестан, создав там свое княжество — Турфанское. Но многочисленные группы уйгуров остались на территории Центральной Азии, на Амуре, в Манчжурии. Иногда они участвовали в военных мероприятиях киданей, но самостоятельного и сильного государства так больше и не создали. Ставка хакасского кагана осталась на южной стороне хребта Танну-Ола, вероятно в долине р. Тэс-Хем, вблизи озера Убсу-Нур.
Целью хакасских каганов было: освобождение Центральной Азии от уйгуров, устранение военной угрозы с этой стороны и установление устойчивых связей с Танской империей, но они и «не думали служить как вассалы» Танской империи.
Такие активные связи и устанавливаются: ноябрь 842 г. — посольство хакасов во главе с Та-бу Хэцзу в Китай; март 843 г. — новое посольство во главе Чжу-у Хэсу; апрель 843 г. — ответное к хакасам посольство от императора Уцзуна во главе с Чжао Фанси. Император признал хакасского правителя каганом, дал ему титул Хюн-Ву Чен-мин. Установилась активная переписка хакасского кагана и китайского императора; наладились устойчивые обмены посольствами, дарами и т.п.
Хакасские каганы установили и дружеские отношения с Тибетом, кимаками, карлуками Семиречья и арабами Средней Азии. Только с уйгурами, их давними врагами, отношения были воинственными — это привело к походу хакасов в Джунгарию против уйгуров. С целью преследования уйгуров хакасы совершали походы на запад.
В середине IX в. владения хакасов простирались на обширных землях. Летопись «Синь Тан-шу» сообщает: «Хагас было сильным государством; по пространству равнялось туюоэсским владениям. На восток простиралось до гулигани (до курыкан на Байкале), на юг — до Тибета, на юго-запад — до Гэлолу” (т.е. до карлуков Семиречья, как заключает Л.Р. Кызласов). В составе хакасского государства были Верхний Чулым, Алтай, Верхняя Обь, Верхний и Средний Иртыш, левобережье Ангары, южное побережье Байкала, бассейн Селенги.
Каган хакасов в начале X в. жил в городе Кемиджкет (город на р. Кеми) в Туве. В середине X в. ставка каганов была перенесена на север современной Хакасии, как полагает Л.Р. Кызласов, к слиянию Белого и Черного Июсов.
Экономика древней Хакасии может быть охарактеризована как многоотраслевая, комплексная, умело вписанная в естественно-географическую обстановку северной части Центральной Азии.
Основой экономики были земледелие и скотоводство. «Тан-шу» сообщает, что хакасы сеют просо, ячмень, пшеницу, гималайский ячмень. Строго определено время посева, уборки урожая в исчислении своего календаря. Известно, что хакасы готовили и хмельные ‘(перебродившие) напитки, в том числе водку. Известен был импортный рис. Разные источники сообщают о ручных и водяных мельницах. Скорее всего хакасы разводили плодовые сады.
Земледелие было плужным; использовался тягловый скот — лошади. Известны многочисленные лемехи и отвалы плугов. В древней Хакасии широко использовалось орошение полей. Сохранились до наших дней не только остатки каналов, но и плотины, дамбы. Многочисленны орудия уборки урожая: коса-горбуша, серпы. Поселки земледельцев были оседлыми. Они состояли из изб, покрытых древесной корой. Стены — срубные.
Из письменных свидетельств ясно, что хакасы разводили коров, лошадей, овец и верблюдов. «Тан-шу» сообщает: «Имеют верблюдов, коров, овец; коровы наиболее многочисленны; у богатых земледельцев (стада) достигают нескольких тысяч (голов)» (Кызласов Л.Р., 1993, с. 76). Лошади хакасов представлены несколькими видами: небольшие лошадки, мясного назначения; рослые боевые кони; быстроногие скакуны. Китайские источники называют хакасских скакунов многими лестными эпитетами: «знаменитые», «прославленные», «прекрасные скакуны, достойные породы лун-ю», «белыми лошадьми». Именно таких лошадей посылали хакасские каганы в подарок китайскому императору.
В хакасском обществе выделялась знать, владевшая огромными полями пашни, но особенно примечательны владельцы табунов лошадей. В эпитафиях VIII — XII вв. речь идет об оставшихся после смерти хозяина тысячах голов «быстроногих» лошадей, о «скоте без числа», о «сытом рогатом скоте»; иногда об 1, 4 и даже 6 тысячах «моих лошадей». Конечно, это свидетельство существования крупных феодальных хозяйств.
Упоминают документы и о наличии рабов из числа людей (племен дубо, милигэ и эчжы), которых «хягасы ловят их и употребляют в работу». Можно говорить о достаточно четком разделении населения на земледельческое и скотоводческое. Последнее использовало отличные горные и долинные пастбища, ведя полукочевой образ жизни.
Конечно, в хакасской экономике хорошо известны были охота и рыболовство. В горной тайге жители, занятые охотой и рыбной ловлей, разводили домашних оленей. Надо заметить, что оленеводство в эту пору имело еще очень ограниченный масштаб. Охотничья продукция очень ценилась, особенно шкурки соболей, белок, рысей, бобров. Ценились и некоторые породы рыб, особенно осетр.
Среди ремесел у хакасов особое место занимало железоделательное производство. Добыча меди, олова, золота и железа была давней традицией, поэтому эти отрасли здесь были высоко организованы. Известно не только рудное, выплавленное железо, но и метеоритное. О нем часто говорят письменные источники. Интересно, что в 568 г. византийский посол Зимарх получил от алтайских тюрков предложение купить у них железо.
Специализация ремесла привела к появлению специализированных поселков и даже районов. Открыты многочисленные «заводы», как пишет Л.Р. Кызласов, в которых производились всевозможные металлические изделия: от бытовых (ножи, иглы и т.п.) до самого совершенного оружия (кинжалы, копья, стрелы и т.п.). Успешно развивалось производство изделий из олова: пряжки, застежки, ременные наконечники и т.п. Известны были каменщики, плотники, шорники, кожевенники, резчики по камню, кости, дереву. Начиная с VI в. у хакасов развивается специализированное гончарное дело с применением круга. Из продукции гончаров выделяются хакасские вазы.
Древние хакасы вели оживленную торговлю с огромным числом стран Средней Азии, Восточного Туркестана, Тибета, Ляо, Китая. У хакасов известны были практически все те товары, которые шли по торговым путям степной Азии: шелк, шерсть, камчатная ткань. На Енисей поступали караваны верблюдов из дальних стран.
Сейчас выяснены основные торговые пути: восточные, юго-восточные, южные и юго- западные, то есть пути на Амур, Тибет, в Манчжурию, Китай, Среднюю Азию. Но пока мало известны западные торговые пути хакасов. Тем не менее торговый путь из Западной Европы шел через Поволжье, Среднюю Азию на Дальний Восток. Л.Р. Кызласов полагает, что курганы тюхтятской археологической культуры древних хакасов известны и раскопаны в верховьях р. Урал, на Среднем Иртыше у с. Бобрового и у с. Кип. Это были захоронения хакасских дружинников и купцов. Если даже это и не совсем ясно, то хакасское влияние вплоть до Урала очевидно, как и то, что это влияние обеспечено было прямым продвижением древних хакасов на запад. Не исключено, что хакасы могли проникать вплоть go Волжской Булгарии.
Возможно, прав Л.Р. Кызласов, когда пишет: «Древнехакасские гарнизоны, по мирному договору с кимаками, обеспечивали охрану факторий и торговых караванов, продвигавшихся в широтном направлении по … степному пути из Нижнего Поволжья на Енисей и обратно» (1993, с.89).
В древней Хакасии существовало государственное и частное землепользование. Государственными были пашни и пастбища кыргызов, горно-таежкые территории и захваченные земли. Остальные земли принадлежали феодалам или общинам. Известно существование земель, заселенных людьми, воинами, и то, что земли с этими воинами можно было дарить. Эти воины не могли быть, правда, рабами, но сама такая практика свидетельствует о феодальных нормах в обществе.
К высшим социальным слоям относились каган и члены правящего аристократического рода кыргызов. Это была верхушка социальной лестницы. К числу феодальной знати принадлежали тарханы (управители, именитые, мудрые вельможи). Кроме того упоминаются и такие категории как «начальники», «богатые», «шаманы», «подчиненные» люди (и «подчиненные роды»), «низшие» люди, «вассальные племена» и, наконец, рабы. В письменных источниках социальные группы (классы?) различаются по одежде, украшениям.
Известна четкая иерархия ЧИНОВНИКОВ: ажо — государь, каган; чиновники 6 разрядов: министры (7 чел.), главноначальствующие (3 чел.), управители (10 чел.), а далее делопроизводители, предводители и дагани (т.е. тарханы).
Военно-бюрократическая власть в государстве была сильной и централизованной. В Хакасии периодически устраивались «большие собрания» — съезды, где обсуждались важнейшие государственные вопросы.
Опорой власти была постоянная армия. Была установлена всеобщая воинская повинность. Во время войны создавалось народное ополчение. Общая численность постоянной армии достигала 80 тыс. воинов, ополчения — 200 — 400 тыс. Основа армии — тяжело вооруженная конница: закованные в панцири и латы воины имели длинные копья, мечи (или сабли), щиты, топоры, луки и стрелы. Кони этих воинов тоже были одеты в броню. Остальная часть армии состояла из легковооруженных конников, а иногда из пеших воинов.
В IX — XII вв. государство состояло из ряда княжеств: Хакасия (Хакасско-Минусинская котловина), Кешдим (Тува), Алтай, Уйгурия (Северо-западная Монголия). Каждое княжество состояло из более дробных административных единиц — багов.
В таком государстве, естественно, должны были быть и городские поселения. Так, самым крупным и известным был город Орду-Балык в дельте реки Уйбат при впадении в р. Абакан. Постройки города по преимуществу деревянные: срубные, столбовые. Нередко использовались сырцовые кирпичи. Воду брали в колодцах. Но из р. Уйбата был проведен канал с ответвлениями по улицам. Открыты монументальные сооружения, в том числе замок VIII — X вв., имевший форму прямоугольника (72×37 м) и мощные стены, сохранившиеся до сих пор на высоту в 4 м. С востока — ворота с четырьмя фланкирующими башнями. Внутри замка — квадратный «колонный» зал со 169 деревянными колоннами, установленными на каменных базах. Размеры зала 22×22 м. Рядом еще один зал 27,5×25 м. Если первое помещение, скорее всего, было торжественным, то второе, наверное, жилое. В VIII в. в верховьях Уйбата на берегу речки Пююр-сух, в котловине Сорга (ныне ст. Ербинская) был построен храмовый город Тигир-Балык. Помимо рядовых построек открыт мощный храм-дворец. На платформе из гранитных валунов высотою в 1,7 м (а площадь — 41×32,5 м) возведена постройка, стены которой из сырцовых кирпичей сохранились и доныне на 2 м высотой (толщина стен 2 — 2,4 м). Внутренняя площадь здания составила около 800 кв.м. Вдоль стен зала — галереи с резными колоннами.
На месте с. Шушенское открыт город-крепость, окруженный глинобитными стенами. Общий размер протяженности стен около 800 м. В устье р. Голубой в Саянском ущелье исследована пограничная стена длиною в 259 м. Есть и другие, более мелкие сооружения.
Современные исследования обострили полемику в вопросе о существовании у народов Южной Сибири и Забайкалья городов. Кроме уже приведенных фактов следует иметь в виду и следующие. В связи с активизацией монголов в XIII — XIV вв. появляются городские центры, что было подготовлено социально-экономическим развитием Южной Сибири.
Так, в районе Тувы в XIII — XIV вв. выделялась область Кянь-Чжоу («Енисейская»), центром которой был город в урочище ОймакjHa левом берегу Улуг-Хема в 25 км юго- восточнее Шагонара. Известен другой район Илан-Чжоу («Змеиная область»), где известны четыре города, среди которых Дон-Терек, Межегейское, Сосновка.
Города не имели крепостных стен. Это — черта монгольских городов. Обычная постройка — прямоугольный дом каркасного типа с деревянными стенами, обмазанными глиной и алебастром. Дом обогревался канами, на которых лежали тростниковые циновки. Пол глинобитный, крыша тростниковая, соломенная или черепичная.
Богатые жилища имели до пяти смежных комнат в виде анфилады. Многие стены зданий возводились на каменных фундаментах.
Известны административные здания с одним парадным залом, укрепленным деревянными колоннами с каменными «подушками”. Они имели с южной стороны портики. В городах были сосредоточены ремесленные мастерские кузнечные, гончарные и другие.
Разумеется, для условий Сибири есть необходимость тщательного исследования существа понятия города.
Об уровне культуры древних хакасов свидетельствует и широкое распространение письменности, которая известна как орхоно-енисейская. В связи с этим охарактеризуем ее кратко. Впервые памятники орхоно-енисейского письма открыты С. Ремезовым, Ф. Страленбергом и Д. Мессершмидтом в 1696 — 1722 гг. в верхнем течении Енисея. На реке Орхон (Монголия) эту письменность открыл Н.М. Ядринцев в 1889 году. Дешифровано письмо в 1893 г. датским лингвистом В. Томсеном, а впервые прочитано В.В. Радловым в 1894 году. За время после открытия первых находок письма зафиксированы многообразные варианты коротких надписей, но очень редки (единичны) пространные тексты. Они известны на каменных стелах в память выдающихся полководцев, каганов и других заметных персон. Орхоно-енисейскую письменность обычно называют рунической, хотя этот термин очень условен, так как она очень близка слоговой, поэтому ее можно назвать рунической-алфавитной. Письменность восходит к арамейскому через старосогдийское письмо.
Известно семь групп орхоно-енисейского письма: ленско-прибайкальская, известная у курыкан; енисейская, в Кыргызском каганате; монгольская, в Восточно-тюркском каганате; алтайская в Западно-тюркском каганате; восточно-туркестанская у уйгуров в Монголии; среднеазиатская у уйгуров Восточного Туркестана; восточноевропейская, известная хазарам и печенегам.
Жанры древнетюркской письменности немногочисленны: историко-биографические, каменнописьменные тексты (в Монголии), эпитафийная лирика Енисея и Семиречья, юридические документы, магические и религиозные тексты (на бумаге в Восточном Туркестане), памятные надписи на скалах, камнях, строениях, метки на бытовых предметах.
У древних хакасов широко распространено было шаманство. Но в середине VIII в. часть знати принимает манихейство, но эта религия не пустила глубоких корней и, видимо, в XI в. у населения полностью распространяется шаманство.
Л.Р. Кызласов полагает, что енисейская древнехакасская цивилизация скорее всего принадлежала западноазиатскому, а не восточноазиатскому миру, чему есть такие доказательства:
1) древнехакасская система земледелия с разветвленной сетью орошения, восходящей к Средней Азии;
2) города с памятниками монументальной архитектуры и градостроительства, возведенные из сырцового кирпича, что тоже не вписывается в городское строительство Восточной Азии, где присущи каркасные постройки;
3) при обилии леса древние хакасы использовали сырцовый кирпич и блоки, которые очень близки среднеазиатским;
4) руноподобная енисейская письменность, не имеющая аналогов в иероглифической письменности Восточной Азии.
К середине XII в. почти вся территория современной Монголии была в руках монголоязычных племен. Далее известно, что объединенные племена монголов, создав мощную империю, постепенно покоряют один народ за другим. В 1207 г. армия Джучи, старшего сына Чингисхана, покоряет все лесные народы Южной Сибири от Байкала до Косогола, в том числе и древнехакасские княжества. Но уже в 1217 г. в Хакасии восстают туматы; восстание было подавлено, но в 1218 г. вторично восстают туматы. И вновь поражение, которое завершилось окончательным завоеванием Саяно-Алтайского нагорья монголами. В последующие XIII и XIV вв. монгольские завоеватели безжалостно уничтожали огромные массы людей в Южной Сибири. В кровавой расправе монголов с южносибирским населением ученые видят причину упадка экономики и культуры южно-сибирского населения XV-XVII вв.
Полная чушь, вы когда на Русь и др. государства нападали писать и читать не умели… Может в военном деле хороши были, но изходя из Вашего текста, где всю «тупо», скорее всего вряд ли…
И еще как Вы можете знать историю своего государства, если читать и писать не умели в такие то лета, откуда взалась информация о всяких полководцах и кузнецах… Китайцы Вас за людей не считали в то время, в тексте много лжи… Откуда такая осведомленность в истории… Даже итальянцы и греки так хорошо свою историю не знают… Если даже взять Аттилу был не вежественным, глупым и умер, толи от обжирания, толи мясом подавился, толи все вместе… Думаю все остальное покаление правителей и людей такими же были…