Чжурчженская «Золотая империя»

В начале II тыс. н.э. на Дальнем Востоке на историческую арену вышли тунгусоязычные чжурчжени (нюйчжи, нюйчжэнь — по-китайски; джурджэ — по-персидски; чиорчие, чорчиа, чорча — на некоторых европейских языках). Вопрос о происхождении чжурчженей в настоящее время остается неясным. Можно полагать, что в пределах Южного Приморья, прилегающей части Манчжурии и северо-восточного Китая, в конце I — начале II тыс. н.э. обитали многочисленные этнические образования, среди которых ведущую роль играли тунгусоязычные группы, известные как мукрийские племена. Последние имели прямое отношение к возникновению и истории государства Бохай. В состав одной группы мукрийцев входил род ваньянь, который стал ядром, консолидирующим вокруг себя многие другие роды в борьбе против киданей. Как известно, кидани недавно разгромили Бохай. Но борьба мукрийцев против киданей не прекратилась. В начале XII в. ваньянь вынудили корёсцев (восточных соседей) уступить часть Корейского полуострова (север). Эта победа привела к росту влияния ваньяней внутри и за пределами земель чжурчженей. Начал оформляться примитивный, «варварский» тип аппарата власти. Затем началась борьба с киданями. В 1113 году вождь ваньянь Агуда одержал первую победу над киданями. В 1114 году он одерживает еще ряд побед, что позволяет ему в начале 1115 г. объявить о создании «Золотой империи», которая известна в литературе того времени из китайского языка как Цзинь (Золотая).

Появление нового государства в регионе существенно меняет политическую ситуацию, при которой и корейские, и китайские правители вынуждены принимать в расчет факт существования Золотой империи чжурчженей. Агуда, глава империи чжурчженей, ведет активную борьбу с киданями, ив 1125 году император киданей потерпел поражение, был взят Агудой в плен. Киданьская империя Ляо прекратила существование. С этого же времени началась длительная и в целом успешная для чжурчженей война с Китаем.

Начиная со второй половины XII в. чжурчжени вступили в длительную войну с монголами, которые уже чуть раньше создали в Приморье и Северо-Восточной Монголии государство Хамаг Монгол во главе с Хабул-ханом. Военные отношения с монголами развивались с переменным успехом. Выход на политическую арену Тэмуджина, получившего в 1206 г. титул Чингисхана, явилось грозным предзнаменованием серьезных испытаний Золотой империи.

1211 г. — начало войны с монголами, кбторые вторглись в пределы Золотой империи. Начались восстания киданей, предательство военачальников, образование мелких государств — вассалов монголов. Затем в начале 1230-х гг. началось массовое наступление монголов на чжурчженей. К концу 1233 года их государство было разгромлено.

В Приморье основой населения государства были чжурчжениудигэ. Население оказывало сильнейшее сопротивление войскам Угэдэя, преемника Чингисхана. Археологи обнаруживают многочисленные следы нашествия: сожженные поселки, беспорядочные захоронения, расчлененные скелеты людей. Монголы усиленно преследовали удигэ, которые вынуждены были с целью спасения уходить в горы, в тайгу. Это постепенно приводило к деградации их культуры (материальной и духовной).

Памятники археологии чжурчженей в Приморье многочисленны. Но одна их особенность: нет ни одного могильника чжурчженей, хотя и известны отдельные захоронения. Изучены городища (горные и равнинные), многочисленные дороги по склонам сопок, а также такие своеобразные памятники, как монолитные изваяния чиновников, животных, из них — много черепах со стелами на спинах.

Городища составляют самые яркие археологические объекты. Горные городища (Шайгинское, Лазовское, Ананьевское, Краснояровское, Екатериновское, Плахотнюковское и ряд других) располагаются на горных мысах, где созданы искусственные террасы, на площадках которых — сооружения различного назначения: хозяйственные, жилые и общественные здания. На городищах выделялись отдельные участки (кварталы), иногда в пределах таких участков располагалась цитадель. В кварталах расселялись жители по преимуществу одного профессионального и социального уровня. Оборонительные сооружения возводились чаще всего по гребню прилегающих сопок. Валы обычно земляные, но часто они сделаны из тщательно подогнанных камней (валунов и галечника). Высота оборонительных стен различна (от 0,5 до 6 м) в зависимости от сохранности. Иногда за пределами стен сооружались башни для флангового обстрела. Некоторые городища имели специальные площадки рядом со стенами для установки камнеметательных машин.

Большие равнинные городища (Чугуевское, Саинбарское, Горбатковское, Николаевское, Южно-Уссурийское, Марьяновское и другие) находятся в долинах рек и обнесены земляными валами и рвами. По форме — прямоугольные или квадратные.

Оборонительные стены имеют и в наши дни 6 — 10 м высоты, рвы — ширину до 25 м, а глубину в 3 — 5 м.
Малые равнинные городища имеют квадратные формы, с одними воротами; по периметру их размеры до 240 — 250 м. Такие городища тяготеют к большим равнинным или горным, поэтому их лучше назвать редутами.

Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.

Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.
Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.

В XII — начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.

Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы — мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).

Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия — рала и плуги — тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними — ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.

Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).

Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.

Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия (История Дальнего Востока СССР, с. 276-287).

В жизни империи Цзинь огромную роль играло военное сословие; армейские подразделения были необходимы не только для завоеваний, но и для удержания в подчинении покоренных племен и народов. В условиях развитых классовых отношений особо важна роль армии для поддержания порядка в пределах империи. Для содержания армии и чиновничества была создана система сбора податей, учета расходов и т.п., а значит сложная чиновничья система.

Исследователи полагают, что у чжурчженей сложилась в городах цеховая организация на основе специализации в разных отраслях производства. Целью таких организаций были приобретение сырья, сбыт продукции, справедливое распределение доходов. При такой цеховой организации предполагается наличие внутреннего рынка, денежной системы, товарно-денежных отношений, а также сложившейся системы законодательной и исполнительной властей как в центре, так и на местах. Разумеется, в этих случаях в обществе должна быть и собственная письменность. Действительно, уже Агуда в 1118 г. поручил своему чиновнику Вамьяню Сииню разработать чжурчженьское письмо, что и было сделано в 1119 г. Это было так называемое «большое письмо» чжурчженей, созданное на базе киданского! Оно содержало около 3000 знаков. Грамотность у чжурчженей была хорошо известна: многие изделия ремесленников помечены именами мастеров, имеются верительные бирки тысячников войска с чжурчженскими надписями.

В обществе империи Цзинь были развиты литература, наука и разные виды искусства (песни, музыка, танцы). Эти виды духовной деятельности чжурчженей хорошо были известны в Китае, о чем неоднократно повествуют письменные документы Китая. Археологически хорошо изучена еще одна область духовной деятельности — прикладное декоративное искусство: многочисленные случаи отделки буддийских храмов, других зданий, а также изделий малых форм (зеркал, статуэток и т.п.). Среди последних особо надо отметить бронзовые фигурки духов предков (Воробьев М.В., 1983).

Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной
верхушкой.

Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое

распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.

Исследователи неоднократно подчеркивали существенное воздействие на культуру чжурчженей Приамурья и Приморья культуры тюрков. Причем иногда речь идет не только о внедрении в среду чжурчженей каких-то элементов духовной жизци тюрков, но о глубинных этногенетических корнях подобных связей. Это позволяет видеть в культуре чжурчженей восточный регион единого и очень могучего мира кочевников степей, своеобразно оформившегося в условиях приморского и приамурского леса.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 02.04.2016 — 14:28

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014