К оглавлению книги / К следующей главе
В середине ХIII в. в результате завоевательных походов на территории Евразии образовалось одно из монгольских государств — Улус Джучи. Оно включало в себя степные пространства Западной Сибири, Казахстана, Восточной Европы до Дуная. Эти области назывались Дешт-и-Кыпчак (Кыпчакская степь). Кроме того, в состав государства вошел ряд оседлых областей со старыми городскими центрами: Северный Кавказ, Крым, Молдавия, Волжская Болгария, среднеазиатские области до низовий Сырдарьи, часть Хорезма. В зависимом положении находилась Русь.
Позднее государство Улус Джучи стало называться у русских Золотой Ордой. Это название закрепилось в исторической литературе. Первоначально оно означало «золотой шатер» (ставка хана).
В своем развитии Золотая Орда пережила несколько этапов: становление (1242-1266 гг.); расцвет (1267-1359 гг.); упадок (с 60-х до 80-хгг. XIVв.), когда Орда властвовала только в пределах Поволжья.
Одной из примечательных особенностей Орды с самого ее основания является то, что она была носителем двух хозяйственных систем — кочевой степной и городской ремесленно-торговой. Этим определялось своеобразие золотоордынского общественного строя. На первом этапе своего существования Орда рассматривала районы с оседлым населением и городскими центрами как объект периодических грабительских походов. Только во второй половине XIII в. монгольская аристократия стала склоняться к политике покровительства оседлым землям и городам, содействовала восстановлению хозяйства и превращению покоренных территорий в объекты систематического налогового обложения. Изменению политики золотоордынской аристократии в определенной степени способствовало освобождение Улуса Джучи от власти главы Чингизидской империи — великого каана. Примечательно, что именно джучидские ханы в 1270-е гг. первыми из правителей монгольских государств стали чеканить монету от своего имени. Освободившись к концу XIII в. от высшей имперской власти, золотоордынские правители сократили выплату дани в Монголию, средства оставались в их собственной казне. С этого времени начинается интенсивный рост городов в основном районе Золотой Орды — в степных низовьях Волги. Если в середине XIII в. основными городами Орды были Болгар, Хорезм (Ургенч), крымские города, т.е. центры в окраинных оседлых землях, то в XIV в. таким становится Сарай в дельте Итиля (Волги), практически в центре громадных владений Улуса Джучи.
На Нижней Волге, где возводились новые города, благоприятно сочетались пойменные низины, удобные для земледелия, и степные просторы — для кочевий и пастбищ. Слабая заселенность давала возможность их более быстрого освоения, чем традиционная территория кочевий кыпчакского населения. Здесь же важнейшая восточноевропейская торговая магистраль — Волга перекрещивалась с караванными путями из Причерноморья. Средней Азии и Монголии. Над торговыми путями устанавливался контроль золотоордынской власти.
Золотоордынские города ставились на местах кочевий ханской ставки — собственно «орды». Рудимент старого кочевого быта, она была характернейшим элементом золотоордынского общественного строя. Ханская орда являлась главной столицей, политическим центром Улуса Джучи. Даже в XIV в., когда в Золотой Орде было множество больших и богатых городов, хана чаше можно было застать кочующим в орде. Сарай также выполнял роль столицы, политического центра государства, но делил ее с ордой, являясь при этом основным экономическим, культурным и религиозным центром страны.
Золотоордынские города были построены прежде всего как административные центры — форпосты ханской власти на завоеванной территории. Города возникали по повелению ханов. Расцвет городов пришелся на период сильной ханской власти, а упадок совпал со временем ее ослабления. Города строились в исторически быстрые сроки. Этому способствовало то, что грандиозные завоевания монголов вызвали массовый поток рабов-пленных. Рабы использовались первоначально как строители новых городов, а позднее как их население, как подневольные горожане. Постепенно рабы- ремесленники высвобождались от рабской зависимости, превращаясь в феодально зависимых людей, живущих под опекой хозяев, но своим домом. Рабский труд трансформировался в труд феодально зависимого населения.
Золотоордынские города появились не в результате длительного экономического развития в местах традиционной оседлости, а возникли «мгновенно» в районах, лишенных длительной селитьбы. За короткий срок — вторая половина XIII — начало XIV в. — по берегам Волги и ее притоков от среднего течения и до дельты выросла целая цепь золотоордынских поселений. Археологические материалы фиксируют не менее 75 городищ. Большинство их мало изучено, поэтому нет оснований все места с золотоордынскими слоями относить к городским центрам, однако размах строительства впечатляет, тем более что помимо Поволжья золотоордынские поселения возникают в Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Подонье, в Крыму, в Поднепровье, в Молдавии. Примечательно, что везде, даже в старых поселенческих районах, вблизи домонгольских городов, золотоордынские поселения не имеют предшествующих культурных напластований.
Городскими центрами в Нижнем Поволжье были Сарай — столица Улуса Джучи (ныне Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги — Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Волгоградом), в который в 40-х гг. XIV в. была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Волгограда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др.
Золотоордынские города, даже столичные центры, с момента своего возникновения были лишены оборонительных укреплений. Только в 1360-е гг., в период смут и междоусобиц, вокруг городов прокапывается ров и насыпается вал. Впрочем, их вряд ли можно назвать укреплениями в полном смысле этого слова: на валах отсутствовали какие-либо конструкции. Следовательно, у золотоордынских городов изначально и осознанно была исключена одна из важнейших (если не главная) функций — оборонительная, что было следствием уверенности ханской власти в своей силе.
Ранние ордынские города состояли, вероятно, из группы замков-усадеб, к которым пристраивались дворы рабов и полурабов — строителей и ремесленников, согнанных с захваченных земель. В период расцвета Орды отдельные замки превращаются в городские усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются общественные места — мечети и минареты, бани, государственные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.
Жилые постройки в золотоордынских городах наглядно демонстрируют социальную ранжированность жителей.
Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в больших прямоугольных или овальных землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) вдоль двух или трех стен и вход в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь землянок 11-32 кв. м.
Зафиксированы случаи перестройки больших землянок в дома с элементами благоустройства, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печью-топкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау — устройство для умывания.
Такие перестроенные или изначально благоустроенные землянки меньшего размера (9-15 кв. м) служили жилищами индивидуальной семьи полусвободных или бедных свободных горожан. Малоимущие проживали также в однокомнатных домах, частично заглубленных в землю. Эти дома имели деревянные стены, обмазанные глиной.
Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с деревянными или кирпичными сырцовыми стенами могли быть жилищами бедняцких семей, слуг или зависимых людей. Постройки часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустройства внутри помещения. В суфах устраивались двойные или тройные линии дымоходов. Иногда несколько однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция привела к тому, что позднее стали сразу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и деревянные, образованные несколькими соединенными между собой домами, обычно с индивидуальными входами.
Жилищами золотоордынской аристократии были большие многокомнатные дома, которые нередко представляли собой настоящие дворцовые комплексы. Громадные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового либо жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, иногда поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканальные каны. В центре устраивали бассейн. Стены центральных залов расписывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сторонам зала располагались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись специальные детские комнаты. Иногда в доме насчитывалось до 10 и более комнат. Жилые помещения белились, иногда расписывались. Специальные комнаты отводились под тошнау, обычно с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики. Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орнаментированными наличниками. Крыши таких домов, возможно, крылись черепицей.
Вблизи дворца ставились баня, дома для слуг и охраны, мастерские ремесленников. Площади усадеб достигали 10 000 кв. м, возможно и больше. Внутри усадеб обязательно располагался колодец, иногда бассейн. Перед дворцом иногда делали открытые платформы со стенками из жженого кирпича. Во дворах у домов стояли тандыры, открытые или под навесами. Встречаются хозяйственные ямы, в том числе зерновые. На больших усадьбах выгораживались сады. Усадьбы ограждались стенами домов, глухими фасадами выходившими на улицу, и глинобитными заборами. В летнее время во дворе ставились легкие шатры — юрты.
Стационарные юртообразные постройки встречаются в городской застройке. Юрты обкладывались обломками жженого кирпича (они-то и сохраняются). В юртах находят скопления углей от открытых очагов и частично мощение пола жжеными кирпичами.
В городах выявлены элементы благоустройства. Вдоль городских улиц выкапывались арыки — канавы с проточной водой. В кварталах рядовой части населения имелись общественные колодцы и устраивались большие квартальные водоемы на площадях. Использованная вода отводилась по деревянным дренажным трубам.
В застройке золотоордынских городов важное место занимали культовые постройки и общественные бани. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами.
Одна из соборных мечетей исследована в ходе раскопок. Постройка представляла собой крупное прямоугольное здание площадью 1700 кв. м, сложенное из жженых кирпичей. Колонны делили центральный зал на девять нефов. Вход в мечеть был оформлен мощным порталом. У входа, внутри постройки, был вымощенный кирпичом дворик. К западу от главного портала стояло небольшое помещение с двумя колоннами, кирпичным полом и стенами, богато украшенными мозаикой с позолотой. Рядом с мечетью раскопан Г-образный дом с несколькими изолированными жилыми комнатами с канами и печами. Одна комната была пустая, с небольшой нишей: вероятно, это маленькая мечеть. Все здание, возможно, являлось странноприимным домом (хонако). Руины мечетей были исследованы и в других золотоордынских городах.
Общественные бани состояли из нескольких помещений: обширного отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подпольным отоплением и подачей воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В комнатах для отдыха посетитель мог остыть после мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых горожан. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) — устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Кроме общественных были усадебные бани, основные их конструктивные элементы аналогичны.
Погребальные постройки — мавзолеи были разных типов, однокамер¬ные и двухкамерные. Они нередко декорировались, в том числе мозаиками. Наряду с наземными были подземные мавзолеи.
Золотоордынские города были крупными центрами ремесла. Формы организации ремесленного производства были разнообразны: индивидуальные мастерские с узкой специализацией и небольшим объемом продукции; усадебные мастерские, в которых работа велась на хозяина; крупные производства, в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежащую знатному владельцу; наконец, безусловно, были государственные мануфактуры, например монетные дворы. Наиболее развито было гончарное ремесло.
Поливная или глазурованная керамика — ярчайшее и характернейшее проявление цивилизации и культуры золотоордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из глины и кашина (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли специальную форму). В керамике хорошо проявились присущие золотоордынской городской культуре синкретизм и многокомпонентность. Технология поливной керамики в Золотой Орде складывалась под воздействием трех мощных течений: иранско-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.
Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш разных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются также тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разнообразием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, синего или коричневого контура рисунка и расцветкой деталей орнамента синими точками и бирюзовыми пятнами. Чрезвычайно разнообразна орнаментация, сочетавшая растительные (чаще всего цветок лотоса или трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица или крылатый кентавр) элементы, дополняемые в ряде случаев и орнаментами в виде арабской вязи.
Красноглиняная и реже сероглиняная керамика очень разнообразна: столовая кухонная посуда (кувшины, тарелки, миски, горшки, сковороды, кубки), бытовые предметы (светильники, копилки, свистульки, игрушки), тара (амфоры, хумы), технические изделия (трубы, черепица, кувшины для водоподъемных колес). Для декорирования столовой красноглиняной и сероглиняной столовой посуды использовали штамп, нарезной, иногда налепной орнамент.
Особый вид производства золотоордынских керамистов — изготовление мозаик и майолик, широко использовавшихся в архитектурном декоре. Мозаиками покрывались наружные поверхности зданий, из них составлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п. Основу мозаик образовывали вырезанные отдельные элементы орнамента из керамических плиток, которые покрывались обычно непрозрачной поливой — ультра¬фиолетовой, белой, голубой, красной, желтой. Своеобразие золотоордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной основе. Майолики — керамические плитки с полным растительным либо геометрическим рисунком на поверхности.
Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампованным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, накладками на отдельные детали зданий. Золотоордынский архитектурный декор развивался под воздействием иранских и восточнокавказских (азербайджанских) импульсов.
Сложное по технологии стеклоделие представлено многочисленными находками — сосудами, украшениями, оконным стеклом — и следами производства. В Сарае обнаружена мастерская по изготовлению бус, подвесок, перстней и браслетов, что свидетельствует о местном производстве и узкой специализации ремесленников. Формы стеклянных сосудов разнообразны: флаконы, кувшины, стаканы, бокалы, чаши. Оконное голубоватое или зеленоватое стекло имело вид плоских дисков. Продукция золотоордынских стеклоделов и состав стекла находят широкие аналогии в мастерских разных стран, в основном — среднеазиатских.
Железоделательное ремесло в нижневолжских городах специально не изучалось, но продукция его известна по археологическим материалам. Золотоордынские кузнецы выпускали различный инструментарий — топоры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие — мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел разных типов, в том числе монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения — арковидные стремена, удила, подковы; бытовые предметы — замки и ключи к ним, кресала, гвозди, костыли, скобы и др.
Гак же как и в Волжской Болгарии, в золотоордынских городах с XIV в. производили чугун, из которого изготовляли котлы, втулки-оси для телег. В Новом Сарае был обнаружен чугунолитейный горн с 79 отверстиями для сопел. Такое количество необходимо было для постоянной подачи воздуха и достижения температуры плавления железа.
В Новом Сарае на двух усадьбах были открыты косторезные мастерские. Ассортимент изделий косторезов был ограниченным — главным образом рукоятки ножей, накладки, навершия, производились также кольца для натягивания тетивы лука, костяные стрелы, проколки, копоущки, пластинчатые орнаментированные накладки на колчаны и ларцы.
Мастерские ремесленников по обработке цветных металлов и ювелиров, работавших с золотом и серебром, раскопаны в нескольких золотоордынских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами — литьем, в том числе способом литья «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой.
Из цветных металлов, в том числе серебра и золота, изготовляли массу украшений (серьги, браслеты, кольца и перстни), детали одежды (пряжки, поясные бляшки, накладки и бубенцы), бытовые предметы (посуду, зеркала, пуговицы, бронзовые замочки в виде фигур животных, подсвечники и светильники, миниатюрные сосудики). Формы предметов (особенно украшений) были разнообразны. Они нередко орнаментировались, чаще всего гравировкой. Великолепны литые браслеты с львиными личинами на концах, бронзовые и золотые. В большинстве случаев декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями лисицы и винограда — сюжет античной басни.
Торевтика наряду с поливной керамикой — область художественного ремесла, где наиболее ярко проявилось высочайшее мастерство и степень культуры золотоордынских ремесленников. Серебряные сосуды — кубки, чаши, кувшины — покрывались тончайшей гравировкой. Интересна группа золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, иногда с кольцами в пасти, почти всегда с тонким проволочным украшением по гребню.
Золотоордынские ювелиры заимствовали для орнаментики своих изделий китайские мотивы. Подобные сюжеты пользовались популярностью в кочевых ордах. Для изделий, вероятно, находивших большой спрос у горожан, золотоордынские мастера использовали другой стиль торевтики, сочетавший мусульманское, ближне-восточное, отчасти византийское и западноевропейское влияние. В этом отношении показательна находка в мавзолее г. Увека — серебряная чашечка с плоским дном, на внутренней стороне которой гравировкой изображен лев с загнутым вверх хвостом, который завершается растительным побегом. На боковых стенках сосуда шесть медальонов. В трех из них изображены птицы, а в других — растительный орнамент.
Высочайшее мастерство золотоордынских торевтов ярко проявляется в одном из шедевров ювелирного искусства, так называемой «шапке Мономаха» — тронной регалии русских царей. Золотой головной убор XIV в. покрыт тончайшей сканью и зернью так, что на поверхности образуется сложнейшая плетенка. Его филигранные узоры выполнены в традициях среднеазиатских мастеров.
Золотоордынские города создавались ханской властью на торговых путях, что изначально превращало их в важнейшие центры международной торговли и места оживленного внутреннего торга. Ханы и аристократы покровительствовали торговле, которая приносила большие доходы. Существовали купеческие объединения с участием аристократов, которые организовывали крупную караванную торговлю. Государственная власть обеспечивала почтовую связь и безопасность дорог.
Международная торговля в золотоордынских городах в значительной степени была транзитной и потребительской. Импорт был объемнее экспорта. В города Нижнего Поволжья стекались товары с востока и запада, с севера и юга: фарфор и драгоценности, стеклянная и металлическая посуда, ювелирные украшения и оружие, шелк и парча, древесина, пряности и благовония. Все эти товары шли либо на потребность золотоордынской знати, или оптовыми партиями поставлялись в другие страны, тем самым осуществлялся обширный средневековый товарообмен. Есть свидетельства о существовании в золотоордынских городах постоянных купеческих контор.
Находки торгового инструментария повсеместны и многочисленны: весы «аптечного» типа и детали от них, безмены, весовые гирьки. Золотоордынские гирьки — бронзовые, призматические шести- и восьмигранные или многогранные. Разновесами служили также цилиндрики или розетковидные толстые пластины. Обычно золотоордынские гирьки не имели обозначения кратности.
Интенсивности рыночных отношений способствовала золотоордынская монетная чеканка, организованная первыми ханами в Болгаре, а позднее переведенная в города Нижнего Поволжья и другие ордынские центры. Золотоордынская монета имела хождение во многих странах и в первую очередь на подвластных территориях.
Известно большое количество монетных кладов, найденных как на городищах, так и вдали от них. Последние, вероятно, были зарыты купцами недалеко от трассы дороги в моменты опасности. Встречаются очень большие клады — до 30 тыс. серебряных монет. Огромное количество монет, главным образом медных, находят в культурном слое золотоордынских городищ. Кроме серебряных и медных монет в денежном обращении Золотой Орды ходили палочковидные «ладьевидные» серебряные слитки, встречаются золотые монеты.
Взаимозависимость ханской власти и международной торговли определилась в дальнейшей истории. В годы междоусобиц 1360-1370-х гг. и похода Тимура (1395-1396) трассы Великого шелкового пути были перенесены на юг и пошли по маршруту через Среднюю Азию, Иран и Левант. В результате пострадала торговля золотоордынских городов, ослабла центральная власть золотоордынских ханов, города пришли в упадок.
Объемный материал раскопок золотоордынских городищ дает возможность достаточно детализированно реконструировать быт горожан. Для освещения домов пользовались масляными светильниками — глиняными и металлическими, а также свечами, вставлявшимися в керамические и бронзовые подсвечники. Богатые дома и общественные здания освещались подвесными арабскими стеклянными лампами и люстрами с несколькими лампами. Лежанки-суфы устилали кошмами и циновками. На пол стелились тростниковые циновки.
Пищу готовили тут же. Отдельных кухонь нет даже в богатых домах. Хлебные лепешки пекли в тандырах. Мясо жарили на жаровнях.
Играли в кости, шашки, шахматы. Находят детские игрушки — фигурки птиц и животных, свистульки. Была распространена достаточно сложная игра— «вавилон». Для нее расчерчивалось игровое поле на плитках, кирпичах или обмазке суфы.
В пищу шла конина, баранина, говядина. Свинина была запрещена Кораном. Растительная пища — рожь, пшеница, орехи, изюм, чернослив, персики, бобы, виноград, арбузы. Употребляли пряности. Пили кофе, кумыс, хмельной напиток — бузу, вино, чаще медовое, редко — привозное виноградное.
Одежда — штаны, рубахи, кафтаны, у богатых из дорогих шелковых и парчовых тканей. Употреблялась меховая и кожаная одежда. Носили кожаную обувь. Голову покрывали колпаками. Знатные женщины носили высокие головные уборы на каркасе—бокка. Опоясывались кожаными ремнями, кушаками, поясами с металлическими накладками, иногда золотыми с камнями. Пояса были знаком власти и принадлежности к элите. В числе женских, а иногда и мужских украшений — серьги, кольца, перстни, браслеты, нашивки на одежду. Общеупотребительны были деревянные гребни, у женщин — зеркала, туалетные щипчики, стеклянные флакончики.
Быт горожан дает дополнительные свидетельства высокого уровня культуры золотоордынской городской цивилизации.
Золотая Орда, основанная монгольскими ханами для удержания в покорности населения завоеванных земель, во второй половине XIII — первой половине XIV в. была крупнейшим средневековым государственным объединением Евразии. Она создавалась как паразитическое государство, экономическую основу которого составлял труд порабощенных народов, а территориальную целостность — централизованная ханская власть, разветвленная военно-бюрократическая система. Основу населения золотоордынских городов составляли покоренные народы Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии. Золотоордынская городская культура была эклектичной, возникшей на базе производственных и культурных достижений покоренных народов, что создавало удивительный культурный симбиоз. Благодаря труду согнанных ханами в Нижнее Поволжье ремесленников и строителей золотоордынские города вскоре превратились в своеобразные центры аккумуляции достижений экономики и культуры на границе Европы и Азии.
К оглавлению книги / К следующей главе