К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
Методы математического анализа керамического материала в настоящее время получили широкое распространение. Их, можно сгруппировать в два больших блока: методы описательной статистики и методы структурного анализа. Описательная статистика широко применяется для характеристики наиболее распространенных элементов орнамента, мотивов — устойчивых сочетаний узоров, вычисления их удельного веса, количественной характеристики форм и т.д. Методы же структурного анализа орнамента с элементами теории информации, выявляющие структуру и внутренние взаимосвязи декоративных признаков, доминанты в орнаментальной композиции, типологическую значимость отдельных элементов декора, встречаются гораздо реже (Глушков, 1991, Молодин, Глушков, 1989; Степаненкова, 1992). Подобные методы используются, в основном, для исследования других категорий источника, таких, как бусы (Федоров- Давыдов, 1981), наборные пояса (Ковалевская, 1970).
Возможности различного вида источников при применении методов математической статистики зависят от различных факторов — большого или малого количества орнаментальных признаков, разнообразия узоров, отсутствия стабильности орнаментальной схемы и некоторых других.
Приведем пример структурного анализа орнамента керамических комплексов эпохи поздней бронзы таежной зоны (бассейн Конды, памятники Чилимка VII — гребенчато-ямочная традиция, Талья — лозьвинская культура). Керамика гребенчато-ямочной традиции отличается монотонностью узора, стабильностью орнаментальной схемы, устойчивым набором орнаментальных признаков. Схема характеризуется сочетанием рядов штампа (гребенчатого, крестового, типа “волны”, “сетки” и других) и орнаментальных поясов из ямочных вдавлений.
Весь орнамент на сосудах кодировался набором признаков, выделенных для каждого памятника. Определялись их частота, структура, качество и значимость связей. Количественное выражение связей элементов орнамента при отсутствии явной направленности вычислялось с использованием коэффициента сопряженности (Федоров-Давыдов, 1987). Группировка связей показывала пучки взаимосвязанных признаков, интерпретируемые как декоративные стандарты (типы) (“Структурная харак-
теристика орнамента”, авторы Е.Ф.Сирота, И. Г. Глушков,
З.В.Степаненкова).
Чилимка VII. Керамический комплекс поселения Чилимка VII был закодирован 18 орнаментальными признаками (табл.1); выборка составила 75 сосудов.
Комплекс представлен сосудами, имеющими горшковндную форму со слегка отогнутым венчиком и плоским дном. Диаметр по венчику колеблется в пределах 20-35 см.
Орнамент отличается монотонностью. Орнаментальная схема представляет собой сочетание рядов штампа (гребенчатого, змейковидного и крестового) и разделительных поясов из ямок, креста и других элементов.
При анализе структуры взаимосвязей орнаментальных признаков было выделено несколько декоративных стандартов, которые характеризуются сильными положительными связями признаков, но описываются они, как правило, линейной направленностью связей, например на графе (табл.2) фиксируются линейные связи следующих признаков: 1 — ряд гребенчатого штампа; 6 — разделительный пояс из ямок; 9 — отпечатки крестового штампа; 10 — разделительный пояс из креста и другие. Более четко наличие орнаментальных стандартов демонстрирует граф отрицательных связей признаков (табл.2). Например, ямочно-луночного (признаки 4 и 5). Эти признаки характеризуются стойкой невстречаемостыю (более чем случайной) с остальными узорами — рядами гребенчатого, змейковидного, крестового штампов (1, 2, 3), при этом фиксируется ядро отрицательных связей, характеризующих эти элементы орнамента, что, вероятно, свидетельствует об одинаковой значимости этих признаков.
Отдельно следует остановиться на характеристике отрицательных связей признаков 3-7-6, которые представляют собой разделительные пояса из ямочных вдавлений. Они скорее всего являются однопорядковыми декоративными элементами, несущими одинаковую смысловую нагрузку, и поэтому вряд ли могут встретиться рядом на одном сосуде.
Поселение Сатыга. Орнаментальный комплекс сосудов поселения был закодирован 24 признаками (табл.З).
В керамическом комплексе выделяется несколько устойчивых сочетаний орнаментальных признаков, которые можно назвать декоративными стандартами (табл.4). Первый стандарт представлен сильными связями элементов 3 — рельефная сетка, 5 — ряд сдвоенных ямок, 13 — геометрический орнамент, 14 — ряд рамчатого штампа, 19 — ряд штампованного креста, 23 — линия прокатанного штампа типа “сетки”.
Второй орнаментальный стандарт состоит из таких элементов как: 2 — ряд рельефного креста, 6 — зигзаг из ямок, 8 — композиция из ямок и оттисков гребенки, 11, 18 — композиция из ямок и зигзага из гребенки и других. Однако, сильными постоянными связями характеризуются лишь элементы 2 и 22 (табл. 3, 4), остальные же образуются за счет малой встречаемости. В определенном смысле каждая сильная связь формируется за счет избирательности, своеобразного предпочтения одного признака другому.
Третий орнаментальный стандарт представлен следующими элементами: 1 — ряд рельефной волны, 4 — ряд косопоставленного гребенчатого и змейковидного штампов, 7 — ряд ямок, расположенных в шахматном порядке, 8 — композиция из ямок и оттисков гребенчатого штампа, 9 — ряд глубоких конических ямок, 11 — композиция из ямок и зигзага из оттисков гребенчатого штампа, 12 — ряда гладкого штампа и другие. Этот декоративный стандарт характеризует одну из групп керамики с орнаментом «рельефная волна”.
Для орнаментации керамического комплекса поселения Сатыга характерно наличие нескольких декоративных стандартов. Другими словами выделяется несколько групп керамики, различающихся орнаментацией: 1. Группа с сетчатым орнаментом: 2. Группа с орнаментом “рельефный крест”; 3. Группа с орнаментом “рельефная волна”. Это подтверждается не столько наличием сильных положительных связей между отдельными элементами, сколько структурой отрицательных связей (табл. 4). Признаки 1,2,3 очень редко или никогда не встречаются на одном сосуде. Это связано, вероятно, с тем, что эти орнаменты по их месту и значению в орнаментальной схеме являются однопорядковыми, несущими одинаковую информационную нагрузку. И именно по наличию этих основных элементов выделяются различные орнаментальные стандарты.
Таким образом, одной из особенностей структуры орнаментальных признаков керамических комплексов эпохи поздней бронзы Нижнего Прииртышья (гребенчато-ямочная традиция, лозьвинская культура) является однообразная декоративная схема, накладывающая отпечаток на механизм анализа связей. Особой интерпретационной значимостью обладали не признаки с сильной положительной связью, а наоборот — признаки с сильными отрицательными связями, показывающие неслучайный характер “роения“ декоративных мотивов. Такая специфика объясняется монотонностью гребенчато-ямочных узоров и отсутствием разнообразия в элементах орнамента.
Кроме того, отличительной чертой поздних гребенчато-ямочных орнаментов является и тот факт, что почти все выделенные признаки или большинство из них обладают типологической значимостью (высокая избыточность). Это так же может объясняться устойчивой орнаментальной схемой гребенчато-ямочной керамики и стандартным набором признаков.