К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»
Под орнаментом обычно понимается “узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов,… связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляя или акцентируя архитекторику предмета.” (Недошивин, 1978) Несмотря на столь стройное определение, в археологии отсутствует устоявшаяся терминология описания и анализа орнаментального узора. Элемент, мотив, композиция, раппорт, техника, инструмент, прием — это основные аналитические критерии для углубленного рассмотрения декора и классификации его по стилю, традиции, культуре, общности культур и т.д.
В археологии уже предпринимались попытки систематичного технологического осмысления способов нанесения рельефных узоров и их экспериментального способа тестирования (Hoffman В., 1983); чаще всего классификация не была строгой из-за нарушения принципа единства основания. В настоящих тезисах предлагается несколько уровней технологической классификации декора.
Классификация по технике предполагает определение и систематизацию отпечатков по орудиям, которым они были нанесены. В западносибирской археологической литературе можно встретить такие термины, как техника печатной гребенки, гребенчатая техника, техника фигурно-штампованной орнаментации, техника гребенчатого штампа, техника отступающей палочки, прочерченная техника и т.д. В большинстве подобных определений смешаны материальные средства, с помощью которых нанесен орнамент и способы его нанесения. Строго говоря, классификация орнаментиров по оттискам на сосудах может быть проведена лишь с учетом только одной характеристики — рабочей поверхности орудия. По этому критерию можно выделить гребенчатую технику (орнамент выполнен орудием, имеющим рабочую поверхность в виде гребенки), фигурно- штампованную технику (под термином “штампованная” понимается не способ, а специфика орнаментира), орнаментация, выполненная палочкой (“палочка” — это условный термин), техника налепа и т.п.
Уровень определения орнаментира (по рабочей поверхности) — наиболее общий классификационный срез, во многом, позволяющий диагностировать орудие декорирования, экспериментальные исследования с целью идентификации орнаментиров ограничиваются поисковыми сравнительными тестами по принципу сходства — несходства. Иногда попытки точной диагностики оказываются удачными (Титов, 1970; Калинин, Гаджиева, 1988; Коробков,Крижевская, 1958; Liddel, 1929), иногда не совсем.
На данном уровне экспериментирования невозможно проведение экспериментов, раскрывающих закономерноcти применения тех или иных орнаментиров, прогнозирование характера их использования (особенно естественных) по признакам отпечатков. Вероятно, поэтому столь редки удачные примеры полной идентификации — отсутствуют критерии для обоснованного выбора ориентиров при направленном переборе вариантов. Больше возможностей для экспериментирования представляют способы декорирования.
Классификация по способам орнаментации.
В основании подразделения технологических приемов по способу нанесения орнамента лежит принцип механического движения орнаментира относительно поверхности сосуда. Основных принципов движения шесть: 1. Штампование; 2. Прокатывание; 3. Шагание; 4. Протягивание (протаскивание); 6. Насекание; 6. Накалывание. Каждый из перечисленных способов характеризуется определенной кинематикой, условиями (характер орудия), при которых эту кинематику можно реализовать не определяется формой рабочей поверхности орудия.
Штампование — способ, характеризующий движение орудия сверху вниз перпендикулярно поверхности сосуда. (И.В. Калинина, Е.А. Устинова., 1990,с,9). В связи с этим, например, из печатно-гребенчатых узоров выпадают орнаменты, где любой наклон орудия при сохранении общего характера движения перпендикулярно поверхности сосуда дает оттиск, который может быть отнесен к иному приему декорирования (отступание, накалывание). На этом основании содержательно меняется и понимание печатно-гребенчатой орнаментации, общего ареала ее распространения и локальных особенностей. Поэтому, на мой взгляд, нецелесообразно учитывать характер постановки орудия в определении способов декорирования, так как способ — это характеристика движения орудия.
Основным признаком штампования является отсутствие следов протягивания инструмента по поверхности сосуда. В зависимости от формы рабочего края оттиск получается с хорошо пропечатанными на одинаковую глубину концами орудия (орнаментир имеет прямое лезвие) или отчетливо представленным оттиском средней части орудия и неглубоко оттиснутыми концами (дугообразное лезвие инструмента.
Накалывание — способ, характеризующий движение орудие сверху вниз под углом к поверхности сосуда. Терминологически всякое проникновение орудия в стенку сосуда в результате движения сверху вниз можно назвать накалыванием. В известном смысле и штампование может считаться накалыванием (частный случай).
Однако, содержательно, их целесообразно разделить, так как штампование предполагает какую-либо форму орудия и оттиска, а накалывание (укол) — орудие с заостренным в той или иной степени рабочим краем.
Наколы имеют рисунок оттиска с одной четко выраженной стороной, передающей характер орудия и другой — аморфной — являющейся результатом легкого протягивания орудия по поверхности в процессе вытаскивания из глины.
Прокатывание — поступательное оттискивание частей рабочего края инструмента по дуге рабочей поверхности. Орнаментир предполагает дугообразно выгнутое (круглое) лезвие. Прокатывание может быть полным, когда орнаментир представлен полной окружностью (лозьвинские штампы, орудия для декорирования белорусских гончаров) и редуцированным, когда дуга рабочей части поверхности составляет менее 360 градусов. В зависимости от угла дуги редуцированность может быть сильно или слабо выражена (360-180-90 и менее градусов).
Шагание — “движение штампа при поочередном развороте его на одном и другом концах” (Калинина, Устинова., 1990, с.9). Один конец орудия при этом отрывается от поверхности сосуда. Шагание — довольно специфический прием легко узнаваемый на любой керамике. В отдельных случаях путается шагание и шагание с прокатыванием, выполненное инструментом с выгнутым рабочим лезвием (ср.: шагающая гребенка — гребенчатая качалка). Отпечатки (приемы) могут быть легко различимы по кривизне оттисков и пропечатке концов инструмента.
Протаскивание (протягивание) — способ движения. инструмента без отрыва от поверхности сосуда при равномерном нажиме. Здесь следует отметить, что этим способом выполнены самые различные по морфологии элементы: прочерченные и резные линии, протащенная гребенка. Их особенности связаны не со способом орнаментации (движением орудия), а с формой рабочего края орнаментира.
Диагностика их также не представляет особых сложностей: на ложе отпечатков отчетливо заметны следы, идущие параллельно направлению движения орудия.
В практике декорирования все выделенные способы представлены как в чистом виде, так и соединении друг с другом. Конкретное соотношение способов (характеристики разных движений орудия) в сочетании с формой рабочей поверхности орудия, углом постановки, дает представление о приемах орнаментации. Другими словами, прием — это конкретное воплощение способа декорирования. В анализе археологической керамики именно прием лежит в основе “техники орнаментации” (в расхожем понимании). Многие приемы получили в археологии свое конкретное название.
Классификация по приемам орнаментации.
В конкретном анализе декора оценка движения орнаментира (способа декорирования) выливается в связи с конкретным проявлением этого способа в орнаментальный прием.
“Отступающе-накольчатая” техника — сочетание двух способов декорирования: протаскивания и накалывания. Инструмент обычно расположен под углом к поверхности сосуда. След протаскивания орнаментира длинный и доходит до следующего оттиска (накола). Отступание может быть частым, когда в движении преобладает накалывание и редким, когда акцентировано протаскивание. В тех случаях, когда протаскивание минимально или совсем отсутствует при постановке орнаментира пот углом к поверхности, приеме может быть диагностирован как накалывание (Калинина, Устинова, 1990).
“Прочерченная техника”, “протащенная гребенка”, “резная техника”. В основе этих приемов лежит способ протаскивания инструментов по поверхности сосуда, в результате чего соскабливается (разрезается) слой глины в месте соприкосновения орудия с поверхностью. В зависимости от характера рабочего края и воздействия его на глину определяется конкретный прием декорирования.
Прочерченная техника связана с протаскиванием острого или слегка закругленного орудия. Рабочий конец инструмента имеет небольшую площадь или острие, которое разрывает поверхностный слой глины (процарапывание), оставляя по краю следа многочисленные задиры. Задиры почти не образуются если орудие имеет округлый рабочий край.
Резная техника связана с протаскиванием заточенного инструмента параллельно его длинной оси. Орудие как бы разрезает слой глины и задира почти не образуются. «Резная” техника отличается от “прочерченной” только характеристикой рабочей поверхности инструмента, а, следовательно, и характером его воздействия на глину. Способ движения обоих орнаментиров одинаков.
Протащенная гребенка. Протаскивание выполнено гребенчатым инструментом. Способ и характер воздействия на глину аналогичен прочерченной технике. Зубцы орнаментира соскребают слой глины, оставляя четкий след.
“Движущаяся гребенка”. Впервые термин “движущаяся гребенка” применил Ю.Ф. Кирюшин (Кирюшин, Малолетко, 1979), понимая под ним прием с трудно расчленимыми способами движения орудия (отступание с шаганием и протаскиванием). Н.К. Стефанова называет этот прием “шагающая гребенка с малой амплитудой шага” (Стефанова, 1986).
В основе механизма движения орнаментира при выполнении “движущейся гребенки” лежит шагание, т.е. движение с поочередным разворотом конца орудия. Однако, если при обычном шагании один из концов отрывается от поверхности, то выполнение движущеся гребенки не предполагает отрыва орнаментира от поверхности и шагание осуществляется протаскиванием. Довольно часто амплитуда шага настолько мала, что диагностика этого приема вызывает затруднение. Наиболее простой признак, позволяющий различить движущуюся и отступающую гребенку, это взаиморасположение противолежащих концов оттиска инструмента. При отступании они находятся друг под другом по прямой, в движущейся гребенке — в шахматном порядке: нижний оттиск по вертикали располагается между двумя верхними.
“Гладкая (гребенчатая) качалка”. По определению О.Н. Бадера это “шагающая гребенка, наносившаяся прокатыванием определенного штампа, с поворотом его на концах линии”. (Бадер О.Н., 1951). Автор довольно точно подметил основные характеристики этого приема, В основе его лежит шагание с элементами прокатывания. Прокатывание становится возможным в связи с округлым характером рабочего края.
В отличии от шагающей гребенки гребенчатая качалка имеет в равной степени пропечатанные концы и середину инструмента. В шагающей гребенке концы отпечатываются более отчетливо в связи с разворотом орудия. Характер дуги одного гребня в гребенчатой качалке не обладает выраженными диагностирующими признаками в связи с тем, что возможности орудия позволяют наносить как прямые, так и дутообразные оттиски. Отличительные особенности качалки связаны с тем, что общий рисунок узора менее аккуратный (сложности соблюсти одинаковую амплитуду шага и дугу прокатывания), чем при шагающей гребенке.
“Насечка” (от слова “сечь”,»резать”). Предполагает использование орудия как с точечным, так и с протяженным острым рабочим краем. Прием характеризуется коротким (резким) протаскиванием инструмента, который разрезает глиняную поверхность. Образующийся в результате такого движения след имеет специфический рисунок контура — один конец отпечатка тоньше и длиннее, чем другой.
Насечки как технический прием можно спутать со штампованными оттисками орудия с заостренным и выпуклым рабочим краем (“гладкий штамп”). В этом случае целесообразно обратить внимание на следы движения орнаментира, оставшиеся на стенках отпечатка. Если они направлены перпендикулярно поверхности — это штампование (оттиск гладкого штампа), если параллельно — насечка.
В целом, хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на ограниченное количество движений ( способов орнаментирования), разнообразие приемов и манер декора сильно зависит от конкретного состояния различных способов, формы рабочего края и особенностей постановки инструмента. Все это определяет морфологическое многообразие отпечатков и их сходство, несмотря на то, что они выполнены совершенно различными орудиями или имеют отличия, хотя использовался один и тот же инструмент.
Как уже отмечалось, эксперименты с декором — это поисковая работа, заключающаяся в переборе возможных сочетаний с целью получения полной модели археологического оттиска. Планирование и проведение подобных экспериментов осуществляется специально в каждом конкретном случае. Выше предложены наиболее общие моменты, на которые исследователь может обратить внимание при анализе декора. Эти характеристики могут дополнятся, уточнятся и изменятся в ходе конкретного изучения.