Недалеко от Гродно находится небольшой городок Волковыск, впервые упомянутый в русских летописях в середине XIII в. В древности он располагался на высокой моренной гряде в 0,5 км к юго-востоку от современного города. Самая высокая часть гряды называется Шведской горой. Существует легенда о том, что ее насыпали щапками шведы во время русско-шведской войны. В действительности она никакого отношения к шведам не имеет. Высота горы от подошвы 18 м. Площадка в плане почти круглая, по периметру окружена валом, сохранившимся местами на высоту до 7 м. С запада к Шведской горе примыкает другая, значительно большая по площади возвышенность — «Замчище». От Шведской горы «Замчище» отделено рвом. В 0,5 км к востоку от этого комплекса среди низменной, частично заболоченной местности имеется еще одно городище «Муравельник», устроенное на одиночном холме. Площадка городища почти по всему периметру окружена валом.
Раскопки в Волковыске проводились И. Иодковским (1925 г.), Г. И. Пехом (1948 г., 1958 г.), В. Р. Тарасенко (1954—1956 гг.), П. А. Раппопортом (1959 г.).
[adsense]
Наиболее ранним памятником оказалось городище «Муравельник», на котором найдена керамика Х в. Однако почти полное отсутствие культурного слоя на большей части площадки дает основание видеть в нем обычное для тех времен городище-убежище [26]. В XI в. в связи с основанием поселений на Шведской горе и «Замчище» «Муравельник» был заброшен. Шведская гора сразу же была укреплена земляным валом по краю площадки. Прорезка вала показала отсутствие под ним культурного слоя.
В XI в. в связи с основанием поселений на Шведской горе и «Замчище» «Муравельник» был заброшен. Шведская гора сразу же была укреплена земляным валом по краю площадки. Прорезка вала показала отсутствие под ним культурного слоя. Незначительная площадь территории внутри кольца вала и мощь укреплений дают основание предполагать, что новое поселение имело характер феодального замка. Здесь могло разместиться незначительное количество построек. У подножья замка и на соседней возвышенности раскинулось неукрепленное поселение. В конце XI или в начале XII в. поселение на «Замчище» было укреплено с напольной стороны валом, имевшим ширину у основания 12 м. К этому времени здесь уже вырос культурный слой толщиной 0,5 м. Возведение укреплений на «Замчище», по-видимому, знаменовало собой превращение его в городской детинец. Почти одновременно с этим проводятся работы по строительству кирпичного храма недалеко от городских ворот.
Раскопки производились как на Шведской горе, так и на «Замчище». Мощность культурного слоя на Шведской горе составляет от 1,75 м до 3,80 м, на «Замчище» — от 0,5 м в центре до 2,1 м на краю площадки возле вала. Особенностью и того и другого объектов является плохая сохранность построек. В культурном слое совсем не сохраняются дерево и кожа. Было выявлено несколько печей, указывающих на местонахождение построек.
По мнению В. Р. Тарасенко, большая часть построек относилась к типу полуземлянок со стенами столбовой конструкции. Но были, по-видимому, и бревенчатые избы.
На Шведской горе и «Замчище» был добыт обширный материал, характеризующий культуру древнерусского города. Находки убедительно свидетельствуют о развитости в городе различных ремесел и об оживленных внешних связях.
В 1953 г. у подножья Шведской горы были открыты остатки сыродутного горна, большое количество железных шлаков и несколько обломков глиняных сопел. Готовые изделия из железа многочисленны и разнообразны. Только на Шведской горе, где вскрыта площадь в 288 м2, найдено более 40 категорий различных железных предметов. Среди них орудия труда, бытовые вещи, предметы вооружения и военного быта. Последних особенно много: наконечники копий и стрел, обломок боевого топора, наконечник от ножен меча, стремена, шпоры и т. д. Относительно много украшений: перстней, бронзовых браслетов, стеклянных браслетов. Находки литейных формочек, тигельков, кусков серебра, меди и свинца говорят, что даже на Шведской горе занимались ювелирным делом. Найдено много кусков необработанного янтаря, служившего, вероятно, сырьем для местных мастеров. Существовали также гончарное и косторезное ремесла. Керамика имеет типичные для древнерусской посуды формы и орнаментацию. Правда, в самых ранних слоях обнаружена керамика, отмеченная явно местными чертами: ниже венчика часто имелся налепной валик, покрытый косой насечкой, стенки сосудов украшались нарезным орнаментом в елочку, кружковым орнаментом. Подобная керамика встречена в Гродно, известна она и в землях западных славян. Часть посуды поступала в Волковыск путем обмена. Это керамика, покрытая глазурью, а также амфоры, находки которых обильны. Некоторые изделия выделяются искусным художественным исполнением. На Шведской горе в слое XII в. была найдена костяная фигурка ладьи на ножке с прямоугольным основанием. Она поразительно схожа с гродненской шахматной ладьей: почти одинаковые размеры, тот же тип судна с двусторонним ходом, те же фигурки воинов и миндалевидные щиты на бортах. Воины изображены без усов и без бороды, с длин¬ными прямыми волосами до плеч, в небольших плоских шапочках. Вполне возможно, что волковысская и грод-ненская фигурки изготовлены одним и тем же искусным мастером. В том же слое, где была найдена ладья, обнаружена и костяная фигурка воина-барабанщика высотой 2,5 см, тоже в шапочке, покрывающей зачесанные назад прямые волосы, в подпоясанной рубахе до колен и с барабаном, подвешенным на широкой ленте. В правой руке у этого приземистого некрасивого человека «вощага», которой он ударяет по барабану. Фигурка эта, как и ладья, принадлежала, по-видимому, к одному богатому высокохудожественному набору шахмат.
Привозной из Южной Германии оказалась очень тонко исполненная костяная головка льва с человеком в раскрытой пасти. Такими фигурами украшали перекладины легких сидений. Можно отметить также резной медальон, на котором имеется нагрудное изображение воина со щитом в шлеме и кольчуге. Возле головы надпись «Димитри». Найденная на Шведской горе каменная иконка с надписью «Гавриил», видимо, была привезена из Киева. Вообще по составу находок Шведская гора заметно отличается от «Замчища». Здесь не только больше искусно исполненных ценных изделий, но и значительно больше даже таких предметов, как амфоры и стеклянные браслеты. В этом следует видеть отражение социальной топографии Волковыска. Шведская гора была, несомненно, местопребыванием крупного феодала. Здесь, по всей видимости, и размещался двор Волковысского князя.
Очень интересным открытием было обнаружение на «Замчище» остатков строительства каменного храма. Сохранился фундамент, состоящий из мелких и средних валунных камней, уложенных непосредственно на материковый грунт. Камни пересыпаны песком и не связаны между собой раствором. Рядом с фундаментом лежали кирпичи-плинфы. В некоторых местах они были специально уложены на ребро рядами в определенном порядке. Следов раствора на плинфах нет. Следовательно, они еще не были в употреблении. Строительство, как видно, остановилось на стадии закладки фундамента, но о художественных замыслах строителей можно судить уже по тому, что было сделано. Храм должен был иметь размеры примерно 16х20 м, одну абсиду и шесть столбов. Причем расстояние между западной парой столбов и центральной в два раза больше, чем между центральной и восточной. Следовательно, церковь должна была получить асимметричную композицию со смещенным к западу куполом. Интересной особенностью волковысской церкви было наличие башни у ее юго-западного угла. Остальные углы были скошены [26].
Среди множества плинф, большую часть которых составляли обычные прямоугольные плитчатые кирпичи, имелись и лекальные в форме трапеций, а также со срезанным или скругленным углом и с полукруглой стороной. Некоторые кирпичи помечены различными знаками, в том числе княжескими знаками Рюриковичей. Весьма примечательно, что вокруг фундамента были найдены крупные гранитные камни различных оттенков с отшлифованными поверхностями. Они, несомненно, предназначались для украшения фасада церкви.
Легко заметить, что волковысская церковь и гродненские храмы имеют много общего. Это выразилось в асимметрии плана, скошенности углов, характере декора и даже в способе закладки фундамента. Все это дает основания относить волковысскую церковь к кругу памятников Гродненской архитектурной школы. Стратиграфическая дата волковысской церкви — рубеж XI… XII вв. или самое начало XII в.