Татары

Самым крупным из народов Поволжья являются татары, точнее, казанские, или волжско-камские, татары. Численность их составляет несколько больше 2,5 млн. человек. Но не только своей численностью татары выделяются из других народов Поволжья. Это народ, у которого издавна были в наибольшей степени развиты феодальные отношения (в эпоху Казанского ханства и позже). В капиталистический период у татар сложилась своя сильная, влиятельная буржуазия и своя буржуазная интеллигенция. В результате этого и в политической жизни страны казанские татары до революции играли довольно крупную роль. И тогда, и в первые годы Советской власти именно татарская буржуазия и татарская националистическая интеллигенция выдвигали политические требования, которые обычно называют программой пантюркизма — идеи объединения всех тюрко-татарских народов под общим главенством татар. Известно, что самый термин «татары» употребляется в очень широком смысле, и под этим общим именем объединяются народы в сущности весьма различного происхождения — крымские, казанские, сибирские татары и т. д. Это помогало татарской националистической буржуазии выступать руководителем пантюркистского движения.

Географическое распределение татар также несколько своеобразно. Составляя коренное население Татарской АССР, они живут довольно большими группами и за ее пределами; очень много их живет в Башкирии; отдельные группы встречаются в пределах Мордовии, Чувашии, Марийской и Удмуртской республик и в соседних русских областях. Но зато в самой Татарии они живут далеко не сплошным массивом. В связи с русской колонизацией область их расселения оказалась разорванной на множество островов, чередующихся с русскими районами. Татарских деревень нет вблизи Казани и других больших городов. Наиболее густое татарское население сосредоточено в 4 массивах: 1) на правобережье Волги по р. Свинге, 2) на правобережье Камы и по р. Казанке, 3) южнее Нижней Камы, и 4) в юго-восточной части республики. Наиболее самобытным по своим культурным особенностям является район по правобережью Камы.

Этногенез

Татары — народ, чрезвычайно пестрый по своему происхождению. Прежний взгляд, что казанские татары являются прямыми потомками батыевских завоевателей, пришедших в Восточную Европу в XIII в., является совершенно неправильным. В составе современного татарского населения, конечно, имеются элементы, исторически связанные с батыевскими татаро-монголами XIII в. Господствующим слоем империи Чингисхана была монголоязычная верхушка, но очень тонкая и быстро рассосавшаяся. Значительная же масса населения империи, в особенности западной ее части, состояла из местных тюркоязычных племен: это были в большинстве кипчаки, или половцы. Можно предполагать наличие именно этого кипчакско-половецкого элемента в составе современной казанско-татарской народности. По языку, казанские татары входят в северо-западную или так называемую кипчакскую группу тюркских языков. Культурно этот «кипчакский» элемент был, несомненно, связан с кочевническим миром южно-русских степей XI—XIII вв.

Расселение татар и других народов в Татарской АССР

Расселение татар и других народов в Татарской АССР

Но степные, кочевнические черты культуры проникали в Среднее Поволжье, несомненно, и в гораздо более раннее время. Археологи устанавливают наличие этих черт в Прикамье еще в эпоху бронзы. В еще больших размерах они присутствовали в Болгарском государстве, главным образом через его связи с хазарами. Это государство было очень пестрым по этническому составу. Вероятно, что «степной» тюркоязычный элемент составлял в нем по преимуществу господствующий, городской слой.

Старинный татарский сабан (плуг)

Старинный татарский сабан (плуг)

Наиболее прямыми потомками древних болгар, по крайней мере по языку, являются чуваши. Однако несомненно, что значительная часть древне-болгарского населения вошла в состав современного татарского народа. Археологические исследования последних лет (А. П. Смирнов) показывают непрерывную преемственность культуры болгар X—XIII вв. и культуры «монгольского»периода XIII—XV вв. Самое название «болгары» сохранялось еще очень долго после разрушения Болгарского государства монголо-татарами: в русских летописях оно встречается вплоть до конца XIV в. Только после образования Казанского ханства (Улу-Магомет, 1430-е гг.) население его стало называться «татарами». Но память о происхождении их от болгар осталась. Удмурты и сейчас называют татар «билер» (билеры составляли часть болгар). Марийцы зовут и татар и чувашей одинаково «суас» — видимо, в память происхождения тех и других от общих предков. У самих татар сохранились прочные воспоминания об исторической связи с болгарами, о чем хорошо знают в особенности старики. Татары не любят, когда их считают потомками батыевых монголо-татар.

Изготовление узорной обуви (г. Казань, 1927 г.).

Изготовление узорной обуви (г. Казань, 1927 г.).

«Отатарение» древнего болгарского (или болгаро-чувашского) населения началось, очевидно, с городов, где и раньше, видимо, был более силен «кипчакский» слой. Но этот процесс постепенно стал захватывать и деревню. Татаризация ее продолжалась до недавнего времени. Уже на глазах этнографов, в течение XIX в., немало чувашских деревень превратилось в татарские. Помимо этого, в составе казанско-татарской народности имеются, несомненно, элементы иного происхождения — восточнофинского. Мы уже знаем, что часть мордовского населения (каратаи) отатарилась и сравнительно не так давно. Очень вероятно, что были и другие финские группы, которые в более раннее время ассимилировались с татарами.

Это пестрое этническое происхождение татар прослеживается и на антропологическом материале (Т. А. Трофимова). Антропологический состав казанско-татарского населения очень сложен: здесь выделяются и чисто европеоидные типы — темноволосый понтийский, светловолосый балтийский и др. — и переходные к монголоидному типу, особенно сублапоноидный, наконец, собственно монголоидные, преимущественно южносибирский. Наличие последнего связано с проникновением на Среднюю Волгу из степей кипчакских групп, европеоидные же типы имеют местные древние корни.

Богато украшенный фронтон татарского дома. Ниша и боковые слуховые окна с сиянием (фото 1947 г.)

Хозяйство

Культура казанских татар, подробно изученная Н. И. Воробьевым, тоже весьма сложна и неоднородна по своему происхождению. Преобладали черты оседло-земледельческой культуры, но с заметной примесью степных кочевнических форм. Татары — народ давно уже целиком оседлый. Но земледелие не составляло такого основного и тем более исключительного занятия для татар, как для соседних народов. Обработка земли у татар была обычно менее тщательна, чем у их соседей. Господствовало трехполье, однако удобрение почти не применялось. Многие татары забрасывали свою землю и уходили в города на заработки, сдавали землю в аренду или, даже сидя на земле, занимались неземледельческими промыслами. Сама техника земледелия почти не отличалась от земледелия соседних народов. Характерен, впрочем, плуг с колесным передком — «сабан». Очень показательно слабое развитие огородничества, которого татары не любили. Овощей ели мало. Скотоводство теперь составляет подсобную отрасль, но есть следы его прежнего более важного значения. Особенно любят татары лошадей и часто устраивают конские состязания. Едят охотнее всего баранину. Все это — элементы кочевнической традиции.

У татар издавна были сильно развиты кустарно-ремесленные производства, иногда в ущерб земледелию. Это связано с тем, что значительная часть татарского населения живет в крупных и мелких городах, в отличие от тех же чувашей, которые почти целиком были сосредоточены в деревне. Это не случайно: как уже отмечалось, именно города Болгарского царства были в первую очередь отатарены. Но кустарей и ремесленников немало и в деревнях Татарии. Особенно развиты производства по обработке кожи, в частности обувное, а также изготовление разных других кожаных изделий, очень интересных в художественном отношении. Развито ткачество, вышивка и изготовление одежды из тканей. Известно 3 типа ткацких станков (по описанию Воробьева): один примитивный, без рамы, сходный с кочевническим, — он почти исчез из быта; другой — «русский», видимо, заимствованный от русского населения; третий — промежуточный, «татарский», наиболее распространенный, отличающийся от русского отсутствием заднего навоя (конец основы сплетается в жгут). Далее развита — но менее, чем у чувашей, у мари—обработка дерева, рогожное и другие подобные производства. Из металлообрабатывающих производств особенно выделяется ювелирное, издавна имевшее товарное значение.

В эпоху капитализма сильно выросло значение отхожих промыслов. Многие татары уходили в крупные города на заработки; это были грузчики, землекопы, разносчики, извозчики мелкие торговцы, старьевщики. Немало было и татар-рабочих на фабриках, на нефтяных промыслах Баку, в шахтах Донбасса.

Сейчас в татарских колхозах старый хозяйственный уклад резко изменился, но вместе с тем некоторые национальные традиции в нем сохраняются. Полеводческое хозяйство в колхозах Татарии не менее успешно развивается, чем в других республиках. В последние годы татары-колхозники стали разводить на своих индивидуальных огородах больше овощей. Традиционной чертой является особый вкус к коневодству, которое в татарских колхозах поставлено лучше, чем в других. Зато местами стали разводить и свиней, — вещь раньше неслыханная для мусульманского населения, хотя едят свинину далеко еще не все. Традиционные кустарно-ремесленные производства организованы в промысловые артели.

Поселения и постройки

Татарские деревни расположены большей частью у рек или ручьев, откуда и берут воду — копают колодцы татары неохотно. Старинные деревни утопают в зелени. План деревень обычно запутанный, скученный, улицы узкие и кривые. Можно заметить следы прежних родовых поселений: деревня местами состоит из отдельных групп усадеб — как бы родственных гнезд.

Татарский женский "кюльмек"

Татарский женский «кюльмек»

Женские разноцветные ичеги

Женские разноцветные ичеги

Господствующая форма построек — восточноевропейская срубная изба с двускатной крышей. Дом обычно не выходит прямо на улицу, а отгорожен от нее забором. Так старались ставить дома прежде особенно богачи, а за ними тянулись и середняки; в этом отчасти сказалась мусульманская традиция отгораживать семейный быт от внешнего мира. Дома нередко окружались зеленью. Очень типично, что жилые и хозяйственные постройки разбросаны по усадьбе. Характерной особенностью является декорирование внешнего фасада — полихромная роспись вместо русской резьбы, а также особое сияние на фронтоне в виде солнца (главным образом в северном районе), которое развилось из наличника фронтонного окна, но превратилось в самостоятельный элемент украшения, а само окно иногда разрастается в большую нишу. Крыльцо обычно с навесом. В смысле внутреннего расположения, обстановки и размещения частей татарское жилище очень своеобразно; характерно прежде всего, что часть избы до печи обычно отделяется перегородкой и занавесью от остальной части избы, и за этой занавесью располагаются кровати. Это связано с мусульманским обычаем затворничества женщин. Печь представляет собой всегда комбинацию русской печи и очага со вмазанным котлом. Печь ставится не у стены, а поодаль от нее; она имеет низко расположенное устье и шесток (60—70 см от пола), что указывает на сохранение традиций кочевой жизни и сидения на корточках. Вдоль стены широкие нары, на которых и спят и едят. Стола часто не бывает, а если и бывает, то служит он не для еды. Мебели вообще очень мало, зато много сундуков, ковров и подушек; особенно так было в прошлом у зажиточных. Сохраняется традиция сидения на полу, покрытом ковром. Характерен обычай увешивать и обтягивать стены полотенцами, коврами и разными тканями, так что углы скругляются, как бы уподобляя дом кочевой кибитке. Все это — элементы, роднящие татарскую культуру с кочевыми культурами степи, наслоившимися на древнюю оседло-земледельческую основу.

Покрой татарского мужского камзола

Покрой татарского мужского камзола

Старинный ткацкий станок на полозьях без заднего навоя (Восточное Закамье)

Старинный ткацкий станок на полозьях без заднего навоя (Восточное Закамье)

Одежда татарского крестьянина (фото 1927 г.)

Одежда татарского крестьянина (фото 1927 г.)

Городские дома — особенно у татарской буржуазии — еще в XIX в. строились и обставлялись на более европейский лад.

Сейчас городская культура проникает и в дома колхозников. Так, в них исчезают традиционные нары и заменяются мебелью городского типа. Исчезают занавески, отделявшие женскую половину. Стены оклеиваются обоями. Во многих деревнях дома колхозников освещаются электричеством. Нередки радиоприемники или репродукторы. Книжные полки или этажерки есть почти в каждом доме.

Одежда

В одежде также наблюдается скрещивание элементов, характерных для оседлого земледельческого населения Восточно-Европейской равнины и кочевнических элементов. Рубашка — в основе обычного туникообразного покроя, но длинная. Своеобразна женская рубашка-платье «кюльмек» — очень длинная, до пят, и широкая, расклиненная внизу. Под рубашку замужние женщины надевали особый нагрудник — «кюкрекчи», с вышивкой на средней части, видной через разрез ворота. Мужчины и женщины носят широкие шаровары, а в качестве верхней одежды — безрукавный камзол. Поверх него мужчины надевают обычно казакин кафтанообразного покроя или такой же, но теплый, бешмет. Такой же бешмет носят и женщины. Вообще покрой мужской и женской одежды у татар сходен. Сравнительно недавно — в XIX в. — появился принесенный из Средней Азии прямоспинный халат или чапан: его пытались ввести в быт татарские купцы и муллы, но он не получил распространения в народе.

Татарское нагрудное украшение «хэситэ». Сверху и снизу отдельные бляхи

Татарское нагрудное украшение «хэситэ». Сверху и снизу отдельные бляхи

Богато украшенное позументом «изю»

Головным убором мужчин служит тюбетейка (возможно, мусульманский обычай) и поверх нее шапка — меховая, овчинная, войлочная и др. Наиболее распространенный женский головной убор — это платок; часто поверх него — большая и тяжелая шаль; носили также головное полотенце, как чувашские женщины. Очень характерный, чисто татарский женский головной убор — колпак из ткани, цилиндрического покроя, покрытый вышивкой. По предположению Н. И. Воробьева, колпак имел прежде твердую основу и таким образом связан генетически с древними башнеобразными головными уборами (подобными айшону удмуртов или шурке у мари).

Старинная обувь — высокие, до колен, «ичеги» из мягкой кожи либо из цветного сафьяна с мягкой же (у женщин и с твердой) подошвой; под них надевали суконные чулки. Вне дома поверх ичегов надевали кожаные калоши. Зажиточные носили и домашние кожаные туфли, иногда без задников. Наряду с этими «восточными» формами обуви широко распространены и восточноевропейские лапти из лыка (сходные с чувашскими).

Внутренность мишарской курной избы (д. Ахтуково, Сергачского у., Нижегородской губ., 1927 г.)

Внутренность мишарской курной избы (д. Ахтуково, Сергачского у., Нижегородской губ., 1927 г.)

Женщины, особенно из богатых классов, носили многочисленные украшения: серьги, накосники, браслеты, кольца, подвески на воротнике. Особенно оригинально «изю» — нагрудник из ткани с нашитыми бусами, бляхами, монетами и пр.; а также «хэситэ» — перевязь на груди через левое плечо (как старая орденская лента), тоже сплошь покрытая разными нашитыми бляхами и т. п. Изю и хэситэ считаются особенно типичными из татарских женских украшений.

В основе описанного национального костюма татар лежат, видимо, древние аборигенные формы, близкие к типам соседних народов Поволжья, но они сильно видоизменились под влиянием кочевнической, степной одежды. Так образовался совершенно специфический татарский национальный костюм.

Этот костюм прочно держался до революции, его сохранение особенно поддерживалось татарским купечеством и мусульманским духовенством, стремившимся отгородить татарский народ от русского влияния. Но другая часть буржуазии, связанная с русским капиталом, а также демократическая интеллигенция, охотно перенимали русские формы.

В советские годы многие черты старого татарского костюма, особенно связанные с мусульманским бытом, исчезли. Из национальной одежды более сохранились женский кюльмек, головной платок и шаль, мужской казакин; из украшений сохраняются браслеты, кольца, серьги, накосники. Пожилые люди обоего пола больше придерживаются традиционной одежды, чем молодежь.

Исторические особенности общественного быта

Татары — народ, не только прошедший все фазы феодализма, но познакомившийся достаточно и с капиталистическими отношениями. Выходцы из старой феодальной знати, потомки прежних татарских ханов и мурз, влились в состав русской аристократии. Многие татарские княжеские фамилии (из казанских или из родственных им «ногайских» татар) были внесены в российские родословные книги на правах аристократических княжеских и дворянских родов: таковы были князья Мещерские, Юсуповы, Урусовы, Тевяшовы, Кудашевы и др. Масса татарского населения превратилась в государственных крестьян либо в крепостных у русских помещиков. Землепользование было, как и у русских крестьян, общинным, с частыми переделами. Очень немного было «тарханов» — мелких землевладельцев, потомков служилых татар; С начала XIX в. усилились торговые связи татар со Средней Азией, и начала расти предприимчивая татарская торговая буржуазия. Крестьяне — кустари и ремесленники попали в кабалу к скупщикам и кулакам. Во 2-й половине XIX в. стала расти и крупная капиталистическая промышленность; некоторые из фабрик и заводов принадлежали татарам. Появился и татарский пролетариат. В конце XIX в. уже свыше 5% татарского населения жило в городах — это были в большинстве рабочие или мелкая буржуазия. Классовое расслоение в деревне все усиливалось. Однако общинный строй держался крепче, чем у русских, ибо татарские кулаки стремились не допустить ухода обезземеленных и разоренных крестьян из деревни, держа их в кабале. Поэтому и Столыпинская реформа (1906 г.) в Татарии ни к чему не привела, — даже зажиточные крестьяне не шли на хутора.

Таким образом, и те пережитки архаических общественных форм — сельской общины, — какие сохранялись у татар, сохранялись лишь в той мере, в какой они были полезны господствующему классу.

Религиозные пережитки

Ислам появился среди татар с эпохи хана Узбека, с XIV в. Домусульманские верования сохранились у татар очень слабо. Однако исследователи отмечали наличие остатков древних мифологических образов, близких к образам мифологии других народов, Поволжья. Таковы Шуряла — лесной дух, Сыу-бабасы — водяной, Ой-эйса — домашний дух и др. Интересно, что и некоторые из мусульманских сект, существовавших у казанских татар, сложились на почве переживания каких-то домусульманских верований. По крайней мере одна из них — «ваисовцы» — непосредственно связывала себя по происхождению с древними болгарами.

Обособленные группы

Некоторые группы, причисляемые к татарам, стоят, однако, особняком: одни географически, другие по вероисповеданию, а иные, очевидно, и по своему происхождению. Из этих обособленных групп татарского населения особенно интересны мишари.

Татары-мишари живут как в левобережной части Татарской АССР (Чистопольский, Спасский районы), так особенно в правобережной части (Буинский район), а рассеянными группами и дальше к западу, до самой Рязанской области. Они называют себя татарами и даже считают несколько обидной кличкой название «мишер», даваемое им собственно татарами. Но они отличаются от прочих татар некоторыми особенностями языка («цокающее» произношение и пр.) и характерными чертами быта: из этих черт надо отметить печь с подвесным котлом над шестком (как у чувашей, в отличие от вмазанного котла у татар), большой незамкнутый постройками двор, в одежде — белую холщовую рубаху с вышивкой, напоминающую волжско-финский и чувашский тип. Все эти особенности представляют собой остатки какого-то архаичного, дотатарского культурного пласта и позволяют видеть в мишарях потомков особого народа, позже слившегося, но не до конца, с татарами. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание (как установлено недавними исследованиями Т. А. Трофимовой), в отличие от собственно татар, понтийского антропологического типа. Почти все этнографы (Радлов, Толстов, Трофимова) связывают мишарей с древним племенем «мещера», жившим в бассейне Средней Оки.

Девушки-кряшенки в национальных костюмах: (фото 1929 г.)

Девушки-кряшенки в национальных костюмах: (фото 1929 г.)

Правда, некоторые исследователи держатся по этому вопросу другой точки зрения: так, татарский этнограф Г. Н. Ахмаров полагал, что древняя мещера влилась в состав современной мордвы, а мишари, по его мнению, — это остатки особого чисто тюркского кочевого народа, получившего свое имя лишь потому, что он поселился в Мещерском крае; но эта теория недостаточно обоснована.

Несколько обособленное положение занимают мещеряки Башкирии. Это потомки тех же татар-мишарей, поселенные среди башкир царским правительством еще в XVII в. (1688) для несения пограничной службы. Они в значительной мере обашкирились, но сохранили свое наречие, близкое к мишарскому. По переписи 1897 г. мещеряков насчитывалось 64 тыс., позднейшие переписи не отделяли их от мишарей (242 тыс. в 1926 г.).

Тептяри. Вместе с мещеряками Башкирии упоминаются обычно «тептяри» (27,4 тыс., 1926 г.). Это мало изученная группа, о происхождении которой высказывались разные предположения. Г. Н. Ахмаров установил, что тептяри — по происхождению сословная, а не этническая группа: это потомки переселенцев и беглецов из бывш. Казанского царства, которых башкирские мурзы селили на своих землях по особым записям; эти записи назывались «дефтярь» (персидское слово), откуда и название «тептяри». По этническому происхождению подавляющее большинство тептярей — татары, но небольшая часть — из удмуртов и мари.

Карагаши. Своеобразное положение занимают и некоторые другие группы татарского происхождения. Таковы живущие в районе Астрахани в дельте Волги карагаши («кундровские татары»), потомки астраханских татар, завоеванных Иваном Грозным. Они исторически связаны с ногайскими ордами. Сохранились и следы родоплеменных делений: роды Найман, Ас, Мангут и др. Численность карагашей — около 6 тыс. По культуре и быту они отчасти близки к казанским татарам, но в их быту гораздо больше степных скотоводческих традиций: скотоводство составляет излюбленное занятие (хотя более значительную экономическую роль играет ловля рыбы в Волге), земледелие развито слабо, любимая пища — конское и баранье мясо, долго сохранялась решетчатая юрта (летнее жилье), арба с большими колесами и пр.

Карагашский национальный костюм

Карагашский национальный костюм

Географически обособлены касимовские татары, живущие в г. Касимове на р. Оке (Рязанская обл.) и в девяти деревнях вокруг него. Происхождение их не совсем ясно. Город Касимов назван так по татарскому «царевичу» Касиму, которому московский князь Василий II пожаловал в середине XV в. существовавший здесь прежде «Мещерский городок». В этом районе издавна обитала мещера, вероятно, к этому времени частью тюркизированная. Есть мнение, что касимовские татары по происхождению как раз и были мишарями, потомками мещеры. Но сейчас они составляют отдельную от мишарей группу. Видимо, в период существования «Касимовского царства» (оно так и называлось вплоть до начала правления Петра I) сюда переселялись татары со Средней Волги.

Сейчас язык касимовских татар отличается от собственно татарского фонетическими особенностями: утрачен звук «к», вместо «ч» про-износится «с» и т. д. Можно отметить как особо выдающуюся черту слабость земледельческих традиций и резкое преобладание отхожих промыслов. До революции это проявлялось очень своеобразно: из некоторых деревень все мужчины-татары уходили в Петербург и служили официантами в ресторанах, отдавая свою землю в аренду. В остальном касимовские татары примыкают к казанско-татарской группе.

Группы татар, обособленные по религиозному признаку, — это «кряшены» и нагайбаки.

«Кряшены», т. е. крещеные татары, — довольно многочисленная группа (101 тыс., 1926 г.). Они были принудительно крещены, частью еще в XVI в. («старо-кряшены»), частью в XVIII в. («ново-кряшены»), но при этом сохранили свой татарский язык. Сейчас, впрочем, «новокряшен» осталось мало: большая часть их во 2-й половине XIX в. вновь приняла ислам.

В этнографической литературе ставится вопрос о происхождении кряшен: считать ли их просто христианизированными казанскими татарами или, может быть, в формировании этой группы принимали участие различные группы тюркского населения, в том числе и никогда не бывшие мусульманами. Во всяком случае, будучи по религии отделены от основного ядра татарской народности, кряшены — особенно «старо-кряшены» — и в культурном отношении несколько обособились от них и жили самостоятельной жизнью. Не испытывая воздействий со стороны мусульманской Бухары, кряшены сохранили во многом более архаический уклад, чем татары.

Нагайбаки. Отдельную небольшую группу татар-христиан представляют собой также нагайбаки (11 тыс. человек), живущие в Верхне-Уральском районе Челябинской обл. Они — потомки крещеных татар, живших около с. Нагайбак (на р. Ик, притоке Камы), откуда были переселены в конце XVIII в. Занимаются нагайбаки земледелием и разведением скота. В их быту татарские черты смешиваются с русскими.

Народное творчество и культурное развитие

Народное творчество татар проявилось больше всего в прикладном орнаментальном искусстве: многоцветная роспись домов, а особенно женское вышивальное искусство. Вышивкой покрываются разнообразные предметы быта. Она многоцветная с преобладанием голубого и зеленого цветов, излюбленных у татар. Характерен также орнамент на коже и на ювелирных изделиях. Доминируют растительные и чисто геометрические мотивы, особенно характерные завитки: изображения живых существ были запрещены мусульманской религией.

В татарском фольклоре наиболее интересны песни — лирические, любовные, шуточные и др., а также сказки нередко сатирического содержания, высмеивающие богачей, мулл. Музыка татар — в основе одноголосная, построена на пятитонном звукоряде (пентатоника). Сейчас татарская музыка вступила на новый путь развития, она обогащается под влиянием русской музыкальной культуры. Создан и национальный театр — до революции были лишь робкие попытки создать его, — вопреки мусульманскому запрету. Теперь есть татарская опера («Алтын-Чеч», «Ильдер» и др.), балет («Щурале», «Фатых» и др.).

В целом культурный уровень татарского населения был и до революции заметно выше, чем у других народов Поволжья. Был довольно высок процент грамотных и по-татарски и частью по-русски, правда, почти исключительно мужчины. Росли кадры национальной интеллигенции. Но она была весьма неоднородна. Реакционно-националистические интеллигенты в интересах татарской буржуазии стремились сохранить и усилить черты азиатско-мусульманского быта народа, отгородить его от русского влияния. Этой цели служили «старометодные» мусульманские школы, где детей учили на арабском языке, заставляли бессмысленно зазубривать религиозные тексты. Сторонники этого направления засоряли татарский язык персидскими, арабскими, узбекскими словами, создавая искусственный, непонятный народу язык «тюрки». Другая часть буржуазной интеллигенции, связанная интересами с русской буржуазией, старалась модернизировать и европеизировать культуру народа, вводя «новометодные» школы со светской программой обучения. Но и эти «новометодисты» (джадидисты) не заботились о подлинном просвещении народа, и в конечном счете цели их были те же, что и у «старометодистов»: закрепление господства своей буржуазии над народом.

Зато прогрессивная, демократическая интеллигенция выступала за сближение татарского народа с русским, за его освобождение от гнета. Писатель-демократ Каюм Насыров, позже Шариф Камал, поэт Габдулла Тукаев и др. резко критиковали заскорузлый азиатский быт народа, засилье богачей и мулл.

Сначала XX в. стало сказываться и влияние марксизма на культурное развитие татар. Казань была одним из крупных центров революционного движения России: тут работали Ленин, позже Киров. В 1907 г. появилась первая большевистская татарская газета «Урал» (вскоре закрытая властями), ею руководил татарин-большевик X. Ямашев.

В Советские годы культурный уровень всего татарского народа неизмеримо вырос. Дети почти поголовно охвачены начальным и средним школьным обучением. В Татарской АССР имеется 12 высших учебных заведений (1939). Национальная советская интеллигенция многочисленна. С 1945 г. работает Казанский филиал Академии наук СССР, объединяющий более 20 научных институтов. Издается множество книг, журналов, газет на татарском языке. Выросла национальная литература.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1780 Родился Петер Олуф Брэндштед — датский археолог и путешественник, специалист по археологии античной Греции.
  • 1931 Родилась Валентина Ивановна Козенкова — историк-археолог, кавказовед, исследовательница эпохи бронзы и раннего железного века Евразии, кобанской культуры.
  • 1940 Родился Карл Молдахметович Байпаков — советский и казахский учёный-археолог, специалист по Средневековой городской культуре Казахстана.
  • 1960 Родился Владимир Валентинович Седов — российский историк архитектуры, археолог-славист, сын известного археолога В. В. Седова.
  • Дни смерти
  • 1931 Умер Александр Андреевич Спицын — русский и советский археолог, крупнейший специалист по средневековым русским надписям, занимался изучением, систематизацией, каталогизацией древностей России (бронзовый век, скифо-сарматские, волжско-камские, славянские).
  • 2010 Умер Борис Хатмиевич Кадиков — археолог, историк, краевед, почетный гражданин города Бийска.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 18.08.2019 — 16:25

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Археология © 2014